Рейтинг
Порталус

Об интеграционных процессах в рамках союза Беларуси и России

Дата публикации: 24 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ - ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ →
Номер публикации: №1096020626


АВТОР: Звонко Сергей, начальник управлеия России и Союзного государства МИД РБ

ИСТОЧНИК: Журнал "Беларусь в мире" №2 от 2002 года "Об интеграционных процессах в рамках Союза Беларуси и России"


На путь полномасштабного и тесного единения Республика Беларусь и Российская Федерация встали 2 апреля 1996 года, когда, выражая волю своих народов, президенты двух стран А.Лукашенко и Б.Ельцин подписали в Москве Договор о создании Сообщества Беларуси и России.
2 апреля 1997 года Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России, который дал новый импульс процессу всеобъемлющей интеграции двух государств.
Важным этапом на пути становления и развития отношений Республики Беларусь и Российской Федерации явилось подписание 25 декабря 1998 года Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и протокола к нему. В этих документах президенты двух стран заявили о твердой решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза.
Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования поставили перед органами государственного управления Беларуси и России, Исполнительным комитетом Союза четкие задачи и сроки решения основных проблем интеграции, позволили сконцентрировать их усилия на самых главных решающих направлениях сотрудничества. Реализация намеченных в этих документах мер должна была создать предпосылки для выхода на новый этап работы - создание Союзного государства.
Договор о создании Союзного государства вступил в силу 26 января 2000 года.
В развитие договора разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов Союзного государства: статут и регламент Высшего Государственного Совета, положения о Совете Министров и Постоянном комитете, Временное положение о правовом статусе и социальных гарантиях должностных лиц органов Союзного государства и их аппаратов и ряд других.
Решающее значение в организации эффективной работы по реализации Договора о создании Союзного государства отводится органам управления Союзного государства.
Сформированы и действуют Высший государственный Совет, Совет Министров и Постоянный комитет Союзного государства. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности, Телерадиовещательная организация Союзного государства. Действуют объединенные или совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России.
Начата проработка структуры других отраслевых и функциональных органов Союзного государства, предложений по формированию Суда, Комиссии по правам человека, Казначейства и Счетной палаты Союзного государства.
Одно из важнейших звеньев в структуре союзных органов, которые необходимо формировать, - парламент. Его нижнюю палату - Палату представителей предстоит избрать на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Поэтому, прежде всего, необходимо создать правовую базу для проведения выборов. Соответствующие законопроекты подготовлены центризбиркомами России и Беларуси. К концу текущего года необходимо завершить их доработку и принять, а затем в соответствии с договором в течение последующих шести месяцев одновременно в Беларуси и России провести первые выборы депутатов союзного парламента.
И, видимо, самая серьезная задача, которую предстоит решить - подготовка проекта Конституционного акта. Без него невозможно в полной мере реализовать многие положения Договора о создании Союзного государства.
Хотя Союзное государство находится в процессе создания, его бюджет ежегодно утверждается. Объем бюджета постоянно увеличивается. За счет средств союзного бюджета финансируется порядка 40 совместных программ и мероприятий. За последние два года проделана большая работа по совершенствованию бюджетного процесса. Разработан и принят порядок предоставления бюджетных средств на реализацию совместных программ на возвратной и возмездной основе, что дает возможность в дальнейшем существенно увеличить союзный бюджет за счет многократного использования имеющихся финансовых ресурсов.
В реализации совместных программ участвует около 180 предприятий Республики Беларусь и свыше 250 - России.
Основные усилия Беларуси и России направлены на подготовку и принятие документов, закладывающих основу формирования единого экономического пространства. Создание равных условий субъектам хозяйствования двух государств должно заложить экономический фундамент создаваемого Союзного государства, а также создать условия для обеспечения равных прав граждан Беларуси и России.
12 апреля 2002 года подписаны межправительственное Соглашение о создании равных условий в области ценовой политики, предусматривающее установление равных цен на газ, электроэнергию, единых тарифов на железнодорожные перевозки для белорусских и российских субъектов хозяйствования, а также межправительственное Соглашение о расширении сотрудничества в газовой отрасли. Готовится к принятию соглашение, направленное на урегулирование вопросов косвенного налогообложения во взаимной торговле на условиях равновыгодности для бюджетов двух стран.
Постепенно все больше сближаются как темпы экономического развития Беларуси и России, так и механизмы и уровень регулирования экономик. Разрабатываются и реализуются совместные прогнозы социально-экономического развития, балансы спроса и предложения.
С целью выравнивания основных макроэкономических показателей и проведения единой структурной политики разработан и реализуется прогноз социально-экономического развития Союзного государства на 2002 год и параметры прогноза на период до 2004 года. Он отражает основные направления формирования единого экономического пространства Союзного государства, включает динамику социально-экономических показателей Беларуси и России на 2002 год и основные макроэкономические параметры до 2004 года, а также меры по обеспечению устойчивого экономического роста в обеих странах.
Одним из наиболее эффективных и значимых направлений экономической интеграции является сотрудничество в топливно-энергетической области, базирующееся на формировании совместных балансов поставок энергоресурсов, которые определяют объемы производства и потребления нефти, газа, угля и электроэнергии, а также взаимопоставки продуктов нефтепереработки.
Поставлены задачи объединения энергетической и транспортной систем, формирования общего рынка услуг связи, единого научно-технологического и единого информационного пространства.
Весьма важным для становления Союзного государства является продвижение в вопросах унификации денежно-кредитной политики.
В соответствии со статьей 13 Договора о создании Союзного государства и Программой действий по реализации его положений подписаны и реализуются Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра и Соглашение по созданию условий для введения единой денежной единицы. Готовится к принятию План совместных действий правительств и центральных банков Беларуси и России по введению единой денежной единицы Союзного государства.
Так, на заседании Межбанковского валютного совета 15 декабря 2000 года подписан Договор между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь об открытии кредитной линии Национальному банку Республики Беларусь для формирования стабилизационного валютного фонда поддержки курса белорусского рубля.
Министерствами финансов подписано соглашение о выделении Республике Беларусь кредита для улучшения платежного баланса. В конце декабря 2000 года принято заявление правительства и Национального банка Республики Беларусь о начале нового этапа экономической и валютной интеграции двух стран и переходе Национального банка Республики Беларусь к политике привязки белорусского рубля к российскому.
Подписаны межбанковские соглашения, определяющие общие правила организации работы кредитных учреждений двух государств.
В целях выработки единой налоговой политики последовательно проводится работа по унификации национальных законодательств по вопросам налогообложения.
В настоящее время полностью унифицированы общие части налоговых кодексов Республики Беларусь и Российской Федерации и ведется унификация специальных частей.
Подписано Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики Союзного государства, определяющее мероприятия по созданию унифицированного налогового законодательства Союзного государства на период до 2003 года.
Проведен анализ систем налогообложения Республики Беларусь и Российской Федерации и их соотношения с мировой практикой, согласован перечень основных налогов, подлежащих унификации. Министерствами финансов Российской Федерации и Республики Беларусь подписано Соглашение о совместной деятельности по разработке предложений о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство.
Подписано межправительственное соглашение о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве. Предметом соглашения является применение сторонами единого таможенного тарифа, согласованных мер нетарифного регулирования, единого порядка экспортного контроля, согласованных принципов предоставления тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых на единое таможенное пространство Союзного государства из третьих стран, координация позиций по вопросу присоединения к ВТО и другие меры.
Есть определенные успехи и в реализации интеграционных задач в социально-трудовой сфере. Эти задачи решаются в рамках Программы совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России. Разработано более 30 проектов унифицированных нормативных правовых документов, закладывающих исходную базу правовой унификации в социально-трудовой области.
С утверждением Положения о порядке предоставления гражданам Беларуси и России медицинских услуг сложились предпосылки для эффективного сотрудничества в охране здоровья жителей наших стран. В соответствии с Договором о равных правах граждан предусмотрено взаимное расширение перечня видов медицинской помощи, предоставляемой учреждениями здравоохранения Беларуси и России на равных условиях.
В области образования формирование единого образовательного пространства и дальнейшее реформирование национальных образовательных систем проходит в контексте общей ориентации на интернационализацию и вхождение в европейскую и мировую системы образования.
Важной для развития и становления Союзного государства является область культуры и искусства.
Культурные контакты реализуются сегодня в различных отраслях и направлены на взаимное распространение культуры, истории и национальных традиций государств, на развитие контактов между театральными союзами и театрами, между концертными организациями и творческими союзами, между высшими и средними учебными заведениями искусства, музеями и художественными галереями.
Наиболее активно развиваются связи в области театрального искусства. Регулярно осуществляются обменные гастроли ведущих театров Беларуси и России. Только в последние годы в Республике Беларусь прошли гастроли Ульяновского театра драмы, Санкт-Петербургского театра сатиры на Васильевском острове, МХАТ им. Горького, Центрального театра российской армии, Московского театра им. Ермоловой, Государственного академического Малого театра России, Государственного русского драматического театра Башкортостана, Мурманского и Брянского областных драматических театров. В свою очередь, белорусские театры побывали на гастролях в Брянске, Смоленске, Рязани, Москве, Оренбурге, Уфе.
Российские коллективы и исполнители постоянно участвуют в ставших уже традиционными музыкальных фестивалях и конкурсах, проводимых на территории Беларуси ("Славянский базар в Витебске", "Золотой шлягер", "Минская весна", "Белорусская музыкальная осень" и др.).
После 15-летнего перерыва в январе 2001 года прошли Дни культуры Республики Беларусь в Российской Федерации, а в декабре 2001 года проведены Дни культуры Российской федерации в Республике Беларусь.
В 1998 году подписан Договор о Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России. Еженедельно выходит программа "Москва-Минск". Обеспечивался выпуск программ "Союз" и "Единство". Издаются совместные периодические издания (Парламентского собрания - "Союзное вече" и Совета Министров Союзного государства - "Союз. Беларусь-Россия").
Вырабатывается и реализуется совместная политика в области экологической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.
В сфере международной деятельности Российская Федерация и Республика Беларусь осуществляют сотрудничество на основе программ согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на двухгодичный период, утверждаемых Высшим государственным Советом Союзного государства. Программа на 2002-2003 годы утверждена на последнем заседании Высшего государственного Совета, состоявшемся 12 апреля 2002 года. Программа является концептуальным документом, определяющим согласованные подходы Беларуси и России к актуальным проблемам мировой политики, а также основные направления внешнеполитического взаимодействия обеих стран. Документом предусматриваются конкретные мероприятия с общей стратегической задачей - дальнейшее укрепление союзнических отношений между двумя странами, защита и продвижение их интересов на международной арене. Программа предусматривает поэтапный переход от координации внешнеполитической деятельности двух стран к проведению согласованной внешней политики.
Важнейшее значение для содержательного наполнения сотрудничества на международной арене имеют регулярные встречи глав государств и правительств России и Беларуси, руководителей внешнеполитических ведомств, парламентариев и представителей общественных организаций.
Состоялись два совместных заседания коллегий МИДа России и МИДа Беларуси. По широкому кругу проблем проводятся межмидовские политические консультации.
Беларусь и Россия последовательно и целеустремленно продвигаются по пути интеграции, шаг за шагом восстанавливая и укрепляя во всех сферах жизни те связи, которые веками объединяли наши народы. Конечно, это дается непросто. За годы самостоятельного развития накопилось немало различий в законодательных основах двух государств, в подходах к решению экономических проблем. Что-то не получается в силу сложности решаемых вопросов, что-то делается не так быстро, как хотелось бы, из-за ограниченности финансовых ресурсов и возможностей. Эти факторы, безусловно, сказываются на процессе интеграции, но самое главное, что это движение белорусского и российского народов навстречу друг другу не останавливается, оно непрерывно продолжается.

Опубликовано на Порталусе 24 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама