Рейтинг
Порталус

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "ОБ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ" (ПРОЕКТ)

Дата публикации: 16 сентября 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ - ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС →
Номер публикации: №1126897981


проект
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "ОБ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ" (ПРОЕКТ)
Настоящий Закон устанавливает порядок реформирования сельскохозяйственных предприятий с целью трансформации сельского хозяйства в рыночную систему на основе восстановления права частной собственности на землю и формирования частных (индивидуальных или кооперативно-долевых) форм землевладения и землепользования.

Сферой применения Закона являются колхозы, сельскохозяйственные предприятия государственной формы собственности, а также производственные кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия с коллективной (совместной) формой собственности (далее - реформируемые предприятия).

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Земельный пай (доля), имущественный пай - часть имущественного фонда предприятия в стоимостной или натуральной форме, приходящаяся на одно физическое лицо, имеющее право на ее получение в собственность безвозмездно в процессе реформирования предприятия.

Уставный капитал (фонд) - совокупность материальных и денежных средств, а также стоимость земельных участков, предоставляемых учредителями (государством, организацией, учреждением, физическим лицом) в постоянное распоряжение предприятия.

Статья 2. Принципы реформирования сельскохозяйственных предприятий
При создании новых форм хозяйствования на базе ныне действующих колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий важно соблюдать следующие основополагающие принципы:

беспрепятственность выхода лиц, имеющих право на земельный и имущественный паи из реформируемого предприятия; решение об этом принимают только они сами.
- в период реформирования сельскохозяйственных предприятий администрация (правление) хозяйства несет ответственность за продолжение функционирования предприятия, а материально ответственные лица хозяйства - за сохранность его имущества в соответствии с действующим законодательством.
- до начала процесса реформирования предприятия районный Совет резервирует от 10 до 30% земель хозяйства в своем распоряжении. Эти земли распределению на паи не подлежат. Районный Совет устанавливает среднерайонную норму приватизации земли.
Глава II. РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ
Статья 3. Передача объектов социального, культурно-бытового и коммунального назначения в ведение местных Советов
Принадлежащие реформируемым предприятиям объекты социальной и производственной инфраструктуры: клубы, дворцы культуры, детские сады, школы, лечебные учреждения, системы энергоснабжения, водоснабжения, канализации, газоснабжения, телефонизации и другие объекты общего пользования (обслуживающие население определенной территории), могут быть переданы в коммунальную собственность безвозмездно, проданы или сданы в аренду (кроме объектов профессионального образования).

Передача объектов социальной и производственной инфраструктуры на баланс местных Советов осуществляется поэтапно с согласия собственников или уполномоченных ими органов в соответствии с действующим в Республике Беларусь законодательством.

Отчуждение государственными сельскохозяйственными предприятиями, относящимися к республиканской собственности, имущества, находящегося у них на праве владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, осуществляется в следующем порядке:

здания, сооружения, объекты незавершенного строительства - с согласия Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь;
основное технологическое оборудование, автотранспортные средства общего пользования - с согласия министерств, ведомств, в ведении которых находится предприятие;
транспортные средства, за исключением средств, перечисленных в вышеприведенном абзаце, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, запасные части, другие материальные ценности, а также товары (продукция) - предприятиями самостоятельно.
Распределительные газовые сети и сооружения на них, принадлежащие колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, передаются на баланс предприятий концерна "Белтопгаз".

Внутрихозяйственные дороги реформируемых предприятий, соединяющие сельские населенные пункты (в том числе в пределах этих населенных пунктов) между собой и сетью дорог общего пользования, ранее построенных и находящихся на балансе реформируемых предприятий, а также строящиеся дороги, передаются на баланс дорожных организаций.

Расходы по эксплуатации принимаемых объектов производятся предприятиями, принявшими их, за счет собственных средств или средств бюджета местных Советов, выделяемых на эти цели.

Обязательным условием передачи объектов образования и культуры является использование их по целевому назначению. При этом они переходят в собственность местных Советов.

Статья 4. Лица, имеющие права на земельные паи
В список лиц, имеющих права на земельные паи реформируемого предприятия, включаются:

работники реформируемых предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях;
лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, постоянно проживающие на территориях реформируемых предприятий).
Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после принятия настоящего Закона.

Статья 5. Определение земельной доли (пая)
При определении земельной доли (пая) учитываются сельскохозяйственные угодья в границах реформируемых предприятий, за исключением земельных участков:

переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;
включенных в резервный фонд районного Совета;
передаваемых бывшим собственникам в соответствии с Законом "О реституции";
переданных данному хозяйству в аренду.
Размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливается независимо от трудового вклада и стажа работы и определяется в натуральном и стоимостном выражении. При этом стоимость земли оценивается в размере 50-кратного налога на землю.

Приоритетное право на получение земельного пая предоставляется гражданам, ранее использовавшим земельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из реформируемых предприятий с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Решение о дополнительном выделении земельных угодий реформируемым предприятиям принимается районным Советом по представлению районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.

Статья 6. Право на имущественные паи
В перечень лиц, имеющих право на имущественные паи, включаются:

работающие на реформируемом предприятии, а также лица, уволенные из хозяйства по сокращению после принятия настоящего Закона;
временно отсутствующие по уважительным причинам работники;
пенсионеры реформируемого предприятия.
Трудовой коллектив может также принять решение о включении в этот перечень работников объектов социальной сферы, расположенных на территории реформируемого предприятия, а также лиц, работавших в хозяйстве в прошлые годы.

Имущественный пай работника в общем паевом фонде определяется с учетом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства и может осуществляться с учетом оплаты труда, его профессиональной сложности и других показателей.

Имущественный пай работников, занятых в социальной сфере на селе, определяется в порядке, устанавливаемом трудовым коллективом.

Статья 7. Определение размера индивидуальных имущественных паев
Определение размера индивидуальных имущественных паев производится на основании оценки стоимости всего имущества реформируемого предприятия.

Общий паевой фонд определяется как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из стоимости имущества исключаются стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно в ведение местных Советов, других объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создается.

Статья 8. Использование земельных и имущественных паев
Владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами:

получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства;
внести в качестве взноса в создаваемое хозяйственное товарищество, общество или кооператив;
продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
А в случае, когда другие лица, имеющие право на земельные паи, отказываются взять в аренду или купить по цене стоимости земельного пая, определяемой настоящим Законом (ч. 2 статьи 5), владелец пая может распорядиться им в соответствии с Законом Республики Беларусь "О праве собственности на землю".

Имущественные и земельные доли (паи) передаются по наследству в соответствии с действующим законодательством.

Стоимость имущественного пая и стоимость земельной доли могут быть объединены. Владельцы имущественных паев и земельных долей могут обменивать их между собой.

При выделении работникам имущественных долей (паев) в натуре средства производства (по видам) распределяются между работниками с учетом сложившейся обеспеченности в среднем по хозяйству, специализации производства, целесообразности сохранения целостности отдельных участков производства и других условий.

Статья 9. Невостребованные земельные паи
Невостребованные земельные паи поступают в распоряжение районного Совета народных депутатов, а по истечении срока исковой давности поступают в его владение.

Глава III. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Статья 10. Особенности реформирования специализированных сельхозпредприятий
Передача в частную собственность имущества государственных племенных и конных заводов, государственных конюшен, ипподромов, селекционно-гибридных центров, государственных семенных инспекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций и участков, предприятий по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб осуществляется по решению Министерства государственного имущества и приватизации Республики Беларусь с согласия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Академии сельскохозяйственных наук.

Обязательным условием реорганизации этих хозяйств может быть требование сохранить выполнение ими производственных функций по основной специализации для обеспечения продолжения селекционно-племенной работы, производства высококачественных сортов семян и посадочного материала. В связи с этим выделение части имущества и земли (обеспечивающих выполнение данных функций) в натуре при выходе из состава хозяйства не допускается. Эти положения закрепляются в уставе создаваемого предприятия.

Статья 11. Особенности реформирования учебно-производственных предприятий, опытно-селекционных станций, ботанических садов, опытных хозяйств, машинно-испытательных станций
Передача в частную собственность имущества учебно-опытных, учебно-производственных, опытно-производственных и других хозяйств (предприятий), высших и средних специальных сельскохозяйственных учебных заведений, научно-исследовательских институтов, совхозов-техникумов, совхозов-колледжей, опытных хозяйств машинно-испытательных станций, опытно-селекционных станций, ботанических садов осуществляется по решению Министерства государственного имущества и приватизации Республики Беларусь с согласия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Академии сельскохозяйственных наук и других заинтересованных министерств и ведомств (по подчинению). Реформирование данных хозяйств осуществляется при обязательном объединении имущественных и земельных долей (паев), в размере, обеспечивающем учебный или исследовательский процесс.

Имущество указанных хозяйств, созданное за счет бюджетных источников, образует государственную долю их капитала. Соответствующий пакет акций может передаваться фондом имущества в доверительное управление (траст) указанным в настоящей статье предприятиям. На акции государства дивиденды не начисляются. При этом связи с учебными и научно-исследовательскими учреждениями закрепляются в их учредительных документах.

Опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земли природно-заповедного значения передаются создаваемым предприятиям в бессрочное (постоянное) пользование по договорам, предусматривающим сохранение режима их использования, сверх установленных среднерайонных норм и на земельные доли (паи) не распределяются.

Статья 12. Особенности передачи в частную собственность животноводческих комплексов, птицефабрик и парниково-тепличных комбинатов
Передача в частную собственность имущества животноводческих комплексов, птицефабрик и парниково-тепличных комбинатов осуществляется по решению Государственного комитета Республики Беларусь по управлению государственным имуществом с согласия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Реформирование данных предприятий осуществляется, как правило, как целостных производственных структур. В случае, если земельные площади реформируемых предприятий достаточны лишь для обеспечения кормами животноводства, земельные доли в натуре не выдаются.

Статья 13. Особенности передачи в частную собственность
подсобных сельских хозяйств
Подсобные сельские хозяйства промышленных государственных предприятий, учреждений и организаций, имеющие статус юридического лица, реформируются на условиях, предусмотренных настоящим Законом. При этом согласия трудового коллектива предприятия (учреждения, организации), в состав которого входит подсобное хозяйство, не требуется.

Подсобное сельское хозяйство, не имеющего статуса юридического лица, может приватизироваться как составная часть промышленного предприятия в соответствии с законодательством о приватизации. При этом закрепленные за предприятием для ведения подсобного хозяйства сельскохозяйственные угодья передаются создаваемому хозяйству в постоянное пользование или аренду, или могут быть выкуплены им в соответствии с Законом Республики Беларусь "О праве собственности на землю". С согласия трудового коллектива предприятия, учреждения, организации указанное подсобное хозяйство может выделиться из состава предприятия как самостоятельное юридическое лицо и реформироваться в соответствии с настоящим Законом.

Статья 14. Особенности реформирования межхозяйственных сельхозпредприятий
Межхозяйственные сельскохозяйственные предприятия реформируются в соответствии с настоящим Законом с безвозмездной передачей трудовым коллективам не менее 40 процентов акций, доли имущества. При этом общая стоимость имущественной и земельной доли (пая), приходящаяся на работника межхозяйственного предприятия, не должна превышать соответствующих показателей в среднем по хозяйствам - учредителям.

При реформировании межхозяйственного предприятия земельные доли передаются в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 15. Особенности реформирования сельскохозяйственных предприятий, расположенных в городской черте
Сельскохозяйственные предприятия, расположенные в городской черте, реформируются без выделения земельной доли (пая) в натуре. Земли сохраняются в их пользовании в соответствии с действующим законодательством или могут быть проданы реформируемому предприятию по решению соответствующего городского Совета народных депутатов.

Статья 16. Предприятия, подлежащие приватизации в последующем периоде
Предприятия, организации и учреждения государственной племенной, ветеринарной, лесоохранной службы и службы защиты растений, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры по химизации и сельскохозяйственной радиологии, подсобно - производственные хозяйства биологической промышленности, а также предприятия, осуществляющие посев и возделывание культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества, приватизируются после принятия соответствующего дополнения к настоящему Закону.

Статья 17. Особенности передачи в частную собственность мелиорируемых земель
Мелиорируемые земли и созданные за счет бюджетных средств производственные мелиоративные фонды хозяйств, находящихся в зоне государственных мелиоративных систем, могут переходить в общую долевую собственность без нарушения технологической схемы их эксплуатации. При этом стоимость производственных мелиоративных фондов учитывается в расчете общего паевого фонда с учетом источников их формирования.

Глава IV. СДЕЛКИ С ЗЕМЕЛЬНЫМИ ПАЯМИ
Статья 18. Совершение сделок с земельными участками
Совершение сделок с земельными участками регулируется земельным, лесным, природоохранным законодательством и настоящим Законом.

Статья 19. Право граждан на выкуп земельных участков в собственность
Граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду до принятия настоящего Закона, кроме аренды у физических лиц, имеют право на выкуп этих участков в собственность в соответствии с Законом Республики Беларусь "О праве собственности на землю".

Статья 20. Права на выделение земельных долей (паев)
Каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается Государственный акт на право собственности на землю с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

Выделение земельной доли (пая) в натуре производится с учетом требований по рациональной организации территории и компактного землепользования лицам, не передающим земельные доли (паи) в сельскохозяйственные предприятия на правах общей совместной или общей долевой собственности, а также ассоциированным членам сельскохозяйственных кооперативов с выдачей соответствующего Государственного акта.

Глава V. ПОРЯДОК РЕФОРМИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Статья 21. Решение о преобразовании и реформировании сельхозпредприятий
Решение о преобразовании и реформировании колхозов, совхозов, межхозяйственных, государственно-кооперативных и других сельхозпредприятий на основе государственной собственности принимается общим собранием коллектива, на котором избирается внутрихозяйственная комиссия по преобразованию и реструктуризации предприятия и утверждаются ее функции.

Статья 22. Состав и функции внутрихозяйственной комиссии
В состав внутрихозяйственной комиссии входят:

руководитель предприятия (председатель комиссии);
три члена реформируемого предприятия, избранные общим собранием;
председатель профсоюзного комитета;
представители районного и сельского Советов народных депутатов;
представитель социальной сферы.
Внутрихозяйственная комиссия:

проводит инвентаризацию имущества, расчет имущественных паев;
составляет списки владельцев имущественных паев с указанием состава и стоимости имущественных паев;
разрабатывает предложения по выбору организационно-правовых (ой) форм(ы) и реформирования предприятия и план реформирования предприятия;
составляет ведомость состава имущества неделимого фонда.
Статья 23. Выбор организационно-правовой формы хозяйствования
С учетом конкретных условий сельскохозяйственное предприятие может преобразовываться в организационно-правовые формы хозяйствования, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, в том числе хозяйственное(ые) товарищество(а), общество(а), сельскохозяйственный(ые) кооператив(ы) и другие.

Статья 24. План реформирования предприятий
Внутрихозяйственная комиссия разрабатывает план реформирования предприятия. При этом комиссия учитывает мнение всех лиц, имеющих право на имущественный и земельный пай. Вновь создаваемые предприятия формируются только на добровольной основе.

Статья 25. Подготовка общего собрания, которое принимает решение о реформировании или ликвидации сельхозпредприятия
До созыва общего собрания (не позднее 14 дней) членам сельхозпредприятия должны быть созданы условия для ознакомления со следующими документами:

документы, указанные в статье 22 настоящего Закона;
баланс реформируемого предприятия;
проект решения о проведении реформировании или ликвидации сельхозпредприятия.
Статья 26. Содержание решения о реформировании сельхозпредприятия
Для изменения правовой формы, преобразования или ликвидации сельхозпредприятия необходимое решение принимается общим собранием коллектива.

Решение принимается правомочным собранием двумя третями голосов членов реформируемого предприятия. Член реформируемого предприятия может передать свое право голоса другому члену этого предприятия. Передача права голоса оформляется в письменном виде и заверяется руководителем реформируемого предприятия.

В решении о реформировании предприятия должны быть указаны:

название фирм(ы), избранной организационно-правовой формы и место расположения нового (новых) предприятия (предприятий);
список (списки) членов нового (новых) сельхозпредприятия (ий), в том числе ассоциированных членов сельскохозяйственного (ых) кооператива (ов);
список лиц, не передающих свои имущественные, в т.ч. и земельные доли, в создаваемые сельхозпредприятия.
Статья 27. Государственная регистрация нового(ых) субъекта(ов) хозяйствования
Процедура создания и регистрации новых субъектов хозяйствования регламентируется действующим в Республике Беларусь законодательством.

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 29. Приведение в соответствие с настоящим Законом других законов и иных правовых актов Республики Беларусь
Другие законы и иные правовые акты Республики Беларусь приводятся в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона.

До приведения указанных актов в соответствие в настоящим законом правовые акты применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему Закону.

Статья 30. Срок реформирования существующих сельхозпредприятий
Реформирование всех существующих сельхозпредприятий осуществляется в соответствии с настоящим Законом, кроме указанных в статье 16 настоящего Закона, в течение трех месяцев.

Президент Республики Беларусь

Опубликовано на Порталусе 16 сентября 2005 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама