Рейтинг
Порталус

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В БЕЛАРУСИ

Дата публикации: 11 сентября 2006
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ - ПРОМЫШЛЕННОСТЬ →
Источник: (c) http://ucpb.org
Номер публикации: №1157974087


ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В БЕЛАРУСИ
АВТОР: Шлындиков


Структурные преобразования промышленности, как показывает зарубежный опыт, требуют нового взгляда на вопросы ранжирования отраслевой структуры экономики по группам. Здесь обычно выделяют группы базовых отраслей промышленности, являющихся несущими в структуре народного хозяйства и определяющих независимость экономики: перспективных отраслей, определяющих базу экономического роста подотраслей, предприятий или производств, подлежащих частичному свертыванию или ликвидации, т.е. группу структурно-депрессивных объектов.

К приоритетным относятся базовые отрасли, производящие инвестиционные ресурсы. В мировой практике предпочтение всегда отдавалось перераспределению ресурсов в пользу машиностроению как основного инвестиционного сектора экономики. Например, в качестве национального отраслевого приоритета может рассматриваться реорганизация на новой технологической базе сегмента машиностроения, производящего средства производства для технического перевооружения приоритетных предприятий и создания новых производств. Тем самым обеспечивается выпуск инвестиционных производственных ресурсов, отвечающих мировым стандартам.

Здесь очень важно создать крупные объединения предприятий, способные, в свою очередь, произвести конкурентоспособный продукт и продвинуть его на мировые рынки. В Беларуси было бы целесообразно изучить возможность создания восьми -- десяти компаний. Такая национальная компания, если мы хотим добиться успеха, должна управляться группой молодых менеджеров, не отягощенных опытом управления предприятиями в советское время, прошедших соответствующий независимый отбор и обучение за рубежом. Контрольный пакет акций такой акционерной компании желательно передать от государства в доверительное управление этой команде руководителей на условиях, обеспечивающих мотивацию труда.

Важно также создать условия для беспрепятственного и беспошлинного приобретения у лучших фирм мира комплектующих и материалов, высокотехнологичного оборудования. Нельзя, особенно вначале делать ставку на самостоятельное производство ответственных узлов машин, оборудования. На это нет и не будет ни средств, ни времени. Надо воспользоваться плодами международного разделения труда.

Крайне важно проведение специализации предприятий. При реструктуризации промышленности необходимо содействие государства созданию специализированных производств, нацеленных на экспорт, формированию конкурсной среды между ними. Важно создать условия для образования таких объединений по инициативе не только "сверху", но и "снизу".

Через новых собственников - к новой промышленности
Нельзя говорить о реструктуризации промышленности, повышении эффективности производства без включения рыночных инструментов, и прежде всего одного из важнейших - акционирования крупных предприятий. Несмотря на то, что контрольный пакет акций будет у государства длительное время, для предприятия открываются возможности финансового оздоровления через эмиссии акций, покупку акций инвесторами, в том числе иностранными, финансовую реструктуризацию долгов, санацию или судебную реструктуризацию задолженности, реструктуризацию имущества, кадровую реструктуризацию, введение корпоративного управления, в том числе и доверительного управления контрольным пакетом государства.

При приватизации предприятий, входящих в национальную компанию, или по желанию предприятий, образующих хозяйственное объединение, должна быть предоставлена возможность приватизации не отдельных предприятий, а всей компании, объединения или группы предприятий в целом.

Приватизация, особенно крупных предприятий, должна проводиться продуманно, исходя из национального менталитета, моральных и этических норм и ценностей. Она должна быть направлена на формирование эффективных собственников на данном этапе развития. Как показывают исследования в России и в других странах, высший менеджмент предприятий и является таким собственником.

В процессе акционирования и приватизации важно провести имущественную реструктуризацию предприятий, освободиться от ненужных основных фондов, социальной инфраструктуры. Необходимы соответствующие методики и нормативная база, поддержка государства. При невозможности финансового оздоровления предприятия его необходимо или продавать, или закрывать, или консервировать.

Зеленый свет малому бизнесу
Мощнейшим фактором экономического роста является предпринимательство и его самоуправление. История свидетельствует, что основу богатства страны закладывают смелы предприниматели. Важно включить этот мотор, чтобы он заработал.

В Беларуси принят Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства", которым определена система работы государства по развитию предпринимательства. Система предусматривает создание фондов и центров поддержки предпринимательства, инкубаторов предпринимательства, инновационных центров, торговых палат, меры поддержки государством малого предпринимательства, в том числе порядок выделения в аренду производственных и офисных помещений и т.д.

Осуществление таких проектов не составит труда и не потребует значительных средств. У нас немало заводов, которые следует закрывать, а их производственные помещения использовать для создания инкубаторов предпринимательства. Нет объективных причин, препятствующих развитию малого предпринимательства, кроме невежества власти и непонимания ею механизмов функционирования экономики вообще.

Перераспределение и процветание
Для концентрации усилий государства и общества на приоритетных направлениях развития создается целостная система. Прежде всего, необходимо предоставить возможность для перелива капитала в те отрасли и предприятия, которые обеспечивают наибольшую отдачу от вложенных средств. Перелив капитала представляет собой изменение отраслевой структуры инвестиций через изъятие их одной сферы приложения и перенос в другую. В практике развитых капиталистических стран выделяются межотраслевой и международный перелив капитала. Межотраслевой предусматривает перераспределение инвестиций внутри крупных фирм и корпораций в более прибыльные или перспективные виды производства в рамках прежних структур. Этот процесс осуществляется через налоговую, таможенную, амортизационную, инвестиционную политику, диверсификацию или новую эмиссию акций предприятия. Диверсификация производства позволяет создавать условия для изменения основной специализации корпорации.

В последние десятилетия усилилась тенденция международного перелива капитала. Наибольших успехов в этом добилась Япония. Цель состояла в создании зарубежных предприятий для обхода воздвигаемых таможенных барьеров.

Структурные образования промышленности усилили процессы международной интеграции и специализации, сделали национальные экономики более открытыми. Важнейшей задачей государства становится формирования экономически обоснованных торговых связей. Поэтому в рамках проводимой структурной политики государство должно определить свою позицию в вопросе о снижении уровня неэквивалентного обмена наукоемких товаров, технологий, интеллектуальных услуг, высококвалифицированной рабочей силы на мировых рынках.

Беларуси нужно определиться, какие предприятия можно предложить в состав транснациональных корпораций, а каким национальным компаниям есть необходимость создавать предприятия за рубежом.

Перераспределение промышленного потенциала возможно в процессе банкротства предприятий. При этом усиливается роль таких форм перелива капитала, как продажа и покупка предприятий, а также процесс слияния поглощения фирм. Германии с 1985 по 1989 г.г. количество слияний и поглощений увеличилось с 1,4 тыс. до 3,5 тыс. Число наиболее крупный трансакций такого рода, подлежащих регистрации в Федеральном картельном ведомстве ФРГ, только за 6 лет (1983-1988 г.г.) выросло в два раза - с 530 до 1000.

В качестве национальных приоритетов в мировой практике широкое распространение получили программы приватизации государственной собственности и национализации убыточных предприятий и производств. Роль национализации состояла в возможности проведения масштабных структурных преобразований за счет мобилизации государственных средств. В основном эта форма охватывала отрасли или производства, имеющие общегосударственную значимость.

Успешное проведение структурных преобразований промышленности во многом зависит от уровня системы государственного регулирования. В промышленно развитых странах структурные преобразования регулируются с помощью бюджетной, кредитной, налоговой, торговой, патентной и научно-технической политики, контрактной системы, а также мер административного контроля. Для этого используется широкий спектр экономических и юридических инструментом: прямые государственные капитальные вложения, целевое финансирование и субсидирование, предоставление льготных займов, заключение контрактов на разработку новой продукции и технологий, инвестиционные скидки, прямые государственные закупки высокотехнологичного оборудования, система протекционизма, налоговые льготы, правила и нормы амортизации, комплексные целевые государственные программы. В формировании спроса на передовую технику и новейшее оборудование важное место отводится государственной контрактной системе. Формируются целевые государственные заказы на производство нового оборудования для реконструкции перспективных предприятий. С целью поддержания спроса на новую технику и технологии возможна частичная оплата государством их стоимости при покупке для модернизации производства.

Точки роста
Сложно рассчитывать на успех промышленной политики без соответствующей региональной политики, без учета множества местных факторов и особенностей. В Беларуси необходима разработка концепции создания нескольких центров экономического и научно-технического роста с предприятиями, позволяющими привлечь зарубежных стратегических инвесторов, которые знают наш рынок и имеют опыт работы на нем. Речь идет о технополисах, зонах высоких технологий, специальных экономических зонах.

Стратегия создания в Беларуси технополисов должна быть направлена на научно-технический прорыв в такие сферы деятельности, которые позволили бы создать два города передовых технологий, научных исследований и проектно-конструкторских разработок, а также на создание идей и механизмов сотрудничества между зарождающимся отечественным и международным бизнесом, научными организациями и органами власти. По моему мнению, этими двумя городами могли бы стать Минск и Брест. В Минске сосредоточен самый большой научно-технический потенциал страны и грех не использовать этот важнейший для дальнейшего развития страны фактор. Брест расположен на границе с Польшей - динамично развивающейся страной, на пути транспортный потоков с Запада на Восток и обратно. Не использовать этот фактор также неразумно.

Значение СЭЗ

Сегодня многие страны обращаются к нетрадиционным формам активизации своего участия в международном разделении труда. Прежде всего, это относится к странам, реализующим модель развития национальной экономики, ориентированную на мировой рынок. Одной из важных составляющих стратегии экспортной ориентации являются специальные экономические зоны (СЭЗ), которые создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям, улучшения платежного баланса и в конечном счете для развития национальной экономики и ее более тесно интеграции в экономику мировую. Такими зонами (свободными производственно-территориальными) можно было бы объявить площадки крупных, но неперспективных предприятий.

К 2000 году через все мировые СЭЗ будет проходить от 10 до 20% международного товарооборота. Все это наглядно свидетельствует о значительном росте вклада СЭЗ в мировой интеграционный процесс. По характеру деятельности, функциональному предназначению можно выделить четыре основных типа СЭЗ: зоны свободной торговли (ЗСТ), экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, оффшорные центры.

Важно также создать системы заинтересованности региональных властей в развитии промышленности на подведомственной им территории. В практику должны войти региональные программы развития как части целостной программы развития страны.

Из зарубежного опыта следуют два вывода - о значительной роли государства в осуществлении структурных преобразований промышленности и длительности периода их проведения. При этом государство должно четко формулировать текущие и перспективные задачи, чтобы исключить "распыление" ресурсов по всем областям экономики. Для успешного управления структурными процессами необходимо сформировать концептуальный стержень структурной перестройки промышленности, который целесообразно оформить в виде стратегии структурной политики государства на период в 10-12 лет. Концепция должна включать в себя цели структурный преобразований промышленности, базовые национальные приоритеты и методы государственного регулирования в рамках бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной политики.

Долгосрочную стратегию целесообразно развить на ряд этапов - в виде государственных программ структурных преобразований промышленности, опирающихся на соответствующе законодательные акты. Среди них, например, двухлетняя программа инвентаризации промышленности на предмет выявления структурно-депрессивных производств и предприятий, а также начала их свертывания. Далее может следовать период развития отдельных сегментов машиностроения для насыщения внутреннего рынка современной техникой, оборудованием, технологиями. Целесообразно выделить этап производства и внедрения нововведений и завершающий этап развития новых наукоемких подотраслей и высокотехнологичных производств. Программы могут реализовываться и параллельно.

Если подытожить сказанное выше, главными направлениями промышленной политики должны стать:

Создание необходимых условий на макроуровне для функционирования экономики, в т.ч. для реализации промышленной политики.

Определение приоритетов (отраслей, производств, технологий, продуктов).

Программа модернизации инфраструктуры, автомобильных и железных дорог.

Целенаправленная инновационная политика (программы развития перспективных отраслей).

Реструктуризация промышленности (создание национальных компаний, высокотехнологических производств, высоких технологий, конкурентоспособных продуктов, определение критериев для включения предприятий в состав транснациональных корпораций).

Законодательное обеспечение реструктуризации промышленности, эффективного функционирования хозяйственных объединений, промышленных и промышленно-финансовых групп, поддержка экспорта деталей и узлов, импорта высоких технологий, эффективного оборудования, комплектации и материалов.

Создание системы поддержки и развития малого предпринимательства.

Формирование целенаправленной региональной экономической политики:
создание технополисов; зон высоких технологий (инновационных центров);
свободных экономических зон, в том числе и специальных (экспортно-промышленных, производственно-террториальных, торговых, технопарков, оффшорных зон и др.); организации системы приграничной торговли;
внедрение системы самостоятельного формирования местных бюджетов, ответственности регионов за результаты экономического развития, формирование региональных программ развития.

Программы свертывания нерентабельных производств, перераспределения ресурсов.

Методы государственного регулирования экономики (в рамках бюджетной, налоговой, таможенной, инвестиционной, амортизационной, кредитной политики и т.д.).

Стимулирование инвестиций в экономику республики частного капитала и прежде всего населения, создание с этой целью институтов аккумуляции средств населения (пенсионных, медицинских, страховых и др. организаций).

Опубликовано на Порталусе 11 сентября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама