Рейтинг
Порталус

Актуальные вопросы бизнес-планирования

Дата публикации: 29 ноября 2006
Автор(ы): ИГОРЬ ЛЕЩЕНОК
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ - МАЛЫЙ БИЗНЕС →
Источник: (c) http://library.by
Номер публикации: №1164810856


ИГОРЬ ЛЕЩЕНОК, (c)

В Республике Беларусь продолжается процесс преобразований в экономике, постепенно складываются условия для благоприятного инвестиционного климата. Закономерно возникает повышенный интерес к разработке бизнес-планов развития организаций и предприятий, отдельных инвестиционных проектов. Обусловлено это двумя процессами. Во-первых, предприятия в переходном периоде, переживаемом в настоящее время республикой, практически лишились свободных финансовых ресурсов для того, чтобы реализовывать конкретные инвестиционные проекты, и поэтому они вынуждены обращаться в различные финансово-кредитные институты, фонды, органы государственного управления, к иностранным инвесторам, рассчитывая на внешнее финансирование. Во-вторых, постепенно складывается реальная ситуация, когда инвесторы, причем не только иностранные, заинтересованы вкладывать деньги в эффективные проекты долгосрочного развития. Базовым и во многом определяющим этапом привлечения внешних финансовых ресурсов является разработка качественного бизнес-плана инвестиционного проекта, в связи с чем субъекты хозяйствования прежде всего должны владеть методиками бизнес-планирования.



Навыки по разработке бизнес-планов и проведению анализа инвестиционных проектов в условиях реформирования белорусской экономики становятся крайне актуальными в силу следующих причин:

опытные руководители «старой закалки» в рыночных условиях хозяйствования зачастую не готовы к конкурентной борьбе и не могут просчитать свои будущие шаги в новых постоянно изменяющихся условиях;
новое поколение предпринимателей еще не имеет опыта (а нередко и знаний) планирования и руководства, поэтому плохо представляет себе весь спектр ожидающих проблем;
рассчитывая на получение внешнего финансирования, будь то долгосрочный банковский кредит или бюджетное финансирование, необходимо уметь не только грамотно разработать бизнес-план, но и обосновать его, доказать инвестору, что деньги вкладываются в надежное и эффективное предприятие;
несмотря на текущий невысокий кредитный рейтинг Беларуси и незначительный приток иностранных инвестиций в республику ситуация постепенно стабилизируется, и в ближайшие несколько лет можно ожидать активизации инвестиционной активности на территории страны не только иностранных инвесторов, но и национальных финансово-кредитных институтов.
В настоящее время наиболее известны следующие основные западные методики по разработке бизнес-планов:

UNIDO (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке технико-экономических обоснований и ее электронная версия COMFAR;
World Bank (Всемирный банк реконструкции и развития);
методики крупнейших банковских домов, интернациональных консультационно-аудиторских компаний, таких как Goldman, Sachs & Co; Deloitte & Touche; Ernst & Young и др.
В Республике Беларусь бизнес-планы, представляемые в органы государственного управления, разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными Приказом Министерства экономики Республики Беларусь от 31 марта 1999 г. № 25. Этот документ выделяет ключевые этапы и последовательность проведения исследований, систематизирует наиболее важные определения и понятия, связанные с бизнес-планированием, определяет единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов.

Разделы каждой из представленных методик в том или ином виде присутствуют во всех бизнес-планах, поэтому можно рекомендовать инициатору проекта строить свой бизнес-план по блочному типу и только при представлении материалов конкретному инвестору формировать конечный его вариант в соответствующей требованиям инвестора форме.

Нередко возникает вопрос, почему в развитых странах, где накоплен огромный опыт по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, не разработана единая стандартная методика и форма для всех проектов. Ответ на этот вопрос достаточно прост: нет и не может быть универсального проекта и тождественных источников его финансирования, равно как и не существует стандарта на разработку бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и множества вариаций среды, в которой он действует. Следовательно, в каждом конкретном случае при разработке бизнес-плана требуются определенные навыки, широкий спектр знаний по технологии планируемого производства, экономике, финансам, владение различными программными продуктами и немало времени, чтобы спрогнозировать и описать перспективу развития бизнеса на 5–10 и более лет, особенно в быстро меняющихся экономических условиях развивающейся страны. Поэтому когда инициатору проекта предлагают услуги по разработке бизнес-плана за пару недель или даже дней, то, как показывает практика, качество такого бизнес-плана изначально будет весьма невысоким.

При всем многообразии существующих методик в мировой практике определены основные общие для всех инвестиционных проектов подходы к бизнес-планированию.

Основой всех бизнес-планов являются следующие разделы:

система производства;
маркетинг-план;
финансовый план.
Органично связанные конкретной схемой реализации проекта (организационным планом) с соответствующим расчетом рисков и компенсационных мероприятий, эти ключевые разделы заложили и фундамент национальных стандартов разработки и оформления бизнес-планов.

В настоящее время на рынок выпущено большое количество практических руководств, методической литературы. Однако насколько хороши бы ни были публикуемые руководства и методики, требуется время для их подготовки и выхода в свет. Следовательно, они отражают уровень требований по меньшей мере полугодовой давности и не в состоянии соответствовать реалиям сегодняшнего дня. В то же время требования банков, инвестиционных компаний, органов государственного управления к технико-экономическим обоснованиям и бизнес-планам значительно возросли. Профессионально работающая компания внимательно следит за малейшими изменениями в требованиях потенциальных инвесторов и незамедлительно реагирует на них, стараясь решать ставящиеся задачи и выполнять все рекомендации по разработке бизнес-планов. К тому же любое руководство – лишь один из вариантов, а вовсе не законченная методика, с помощью которой возможно написать действительно профессиональный бизнес-план. Выпускаемая литература по методикам бизнес-планирования, безусловно, является нужной и полезной как для новой формации предпринимателей, так и для опытных экономистов и руководителей, хотя нередко встречаются методики чисто формальные, явно не проработанные, а иногда даже с ошибками.

Для оценки финансовой, бюджетной, экономической эффективности выработан широко применяемый метод моделирования потоков реальных денежных средств, который позволяет заранее предвидеть все слабые места в реализации проекта, обоснованно определять необходимые объемы финансирования и время, когда оно должно производиться, оценивать влияние на процесс осуществления проекта возможных отклонений внешних условий от расчетных и на этой основе значительно повысить надежность расчета.

Для проведения расчетов требуются следующие основные сведения:

инвестиционные затраты;
производственная программа;
среднесписочная численность персонала;
текущие издержки;
исходные данные для определения потребности в оборотном капитале;
источники и условия финансирования проекта.
Если же при выполнении расчета эффективности будет установлено, что нет той или иной необходимой для расчетов информации, ее необходимо получить. Например, если нет сведений о рынке сбыта, то необходимо проведение соответствующего маркетингового исследования или получение сведений о результатах ранее проведенных аналогичных исследований.

Бизнес-план может быть рассмотрен и как инструмент для привлечения инвестиций, и в качестве основы для планирования собственного дела. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных предприятий и проектов не совпадают. Структура и содержание документа зависят от специфики инвестиционного проекта и его масштабности. Поэтому при разработке плана следует придерживаться принципа разумной достаточности. Необходимо также учитывать, что это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь получаемой информации и применения различных сценариев.

В процессе разработки бизнес-плана рекомендуется придерживаться следующих принципов:

при разработке производственной и финансово-экономической частей использовать методы имитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализуемость;
при создании или реконструкции отдельных производств показывать влияние инвестиционного проекта на производственную деятельность предприятия в целом и наоборот;
при решении вопроса о строительстве нового предприятия проводить альтернативные расчеты и обоснования его расположения на имеющихся площадях (посредством реконструкции) или новых;
для проектов, реализуемых с участием средств государства или при предоставлении им преференций, выполнять расчеты платежей в бюджет и внебюджетные фонды без предоставления льгот и при предоставлении льгот, а также с учетом потерь государства и компенсации этих потерь;
составлять бизнес-план на весь период реализации инвестиционного проекта.
Ключевым моментом разработки любого инвестиционного проекта является исследование рынка, результаты которого позволяют принять решение о целесообразности производства конкретного вида продукции (услуги) или увеличения объемов его выпуска. Параллельно проводятся исследования по выбору технологий и оборудования, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.

С учетом результатов маркетинговых исследований и предварительной выработки стратегии по применению технологий и оборудования осуществляется расчет объемов производства и продаж будущей продукции, затрат на ее выпуск и реализацию, определение объема инвестиций и выработка стратегии маркетинга. Прогнозируются альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта, производится оценка их эффективности и степени риска с применением методов имитационного моделирования.

Дискуссионным до настоящего времени остается вопрос правомерности составления бизнес-плана в постоянных ценах. Существует два основных способа учета инфляции в деловых предложениях. Первый – это проведение всех расчетов с учетом нулевого уровня инфляции и предположения, что инфляция воздействует на доходы и расходы одинаковым образом. Другой заключается в оценке уровня инфляции и представлении расчетов на прогнозируемый период в их действительных значениях. Многие экономисты, как отечественные, так и зарубежные (в частности, специалисты Мирового банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития), считают результативным расчет в условно-постоянных ценах без учета инфляции, однако существует не лишенное основания утверждение, что расчет проекта без учета инфляции не дает верных результатов. Этот вопрос каждый разработчик бизнес-плана решает для себя самостоятельно. Наиболее оптимальным представляется проводить расчет в условно-постоянных ценах с дальнейшим глубоким и детальным анализом чувствительности проекта, чтобы результаты этого анализа дали лучшее понимание воздействия уровня инфляции, чем это позволяют сделать выполненные прогнозы.

Несмотря на дискуссионность вопроса учета инфляции в расчетах при составлении бизнес-плана один важный момент необходимо принимать во внимание в любом случае. При расчете в постоянных ценах нельзя при определении ставки процента по привлекаемым финансовым ресурсам считать величину процента, равную номинальной. Номинальный процент за кредит уже включает в себя инфляционную составляющую, поэтому его необходимо очистить от инфляции, например, применив следующую формулу:

реальный процент по кредиту = (номинальный процент – уровень инфляции) / (1 + уровень инфляции)

При выборе шага расчета целесообразно исходить из следующих соображений:

шаг расчета должен быть настолько малым, чтобы можно было отслеживать все выплаты (в частности налогов и процентов за кредит), которые могут привести к отрицательности сальдо накопленных свободных денежных средств;
шаг расчета должен быть настолько малым, чтобы отсутствие учета инфляции и постоянство дисконтирующего множителя не слишком искажали результаты расчета;
шаг расчета следует выбирать максимально большим, насколько это допускается двумя предыдущими условиями.

На первых стадиях реализации проекта, пока величина свободных денежных средств мала, расчет целесообразно делать по кварталам (а иногда даже по месяцам), а дальше, когда накапливается достаточный запас свободных денежных средств, шаг может быть увеличен, как правило, до одного года. Как бы то ни было, при отображении финансовой информации по месяцам необходимо проводить укрупнение сначала по кварталам, а затем по годам, чего зачастую не делают многие разработчики бизнес-планов, опираясь на стандартные программные продукты, в которых, например, предусмотрен лишь помесячный расчет.

Как бы то ни было, прежде чем составлять бизнес-план, необходимо выяснить требования потенциального инвестора.

Что касается горизонта расчета, то наиболее целесообразно использовать горизонт расчета, равный окупаемости капиталовложений или сроку полного возврата заемных средств плюс год-два (не более) «чистой» работы предприятия. Принимать больший горизонт расчета не рекомендуется, поскольку при этом интегральные показатели эффективности проекта искусственно завышаются, что у любого инвестора вызывает недоверие.

Если проект предусматривает ликвидацию предприятия, это должно быть учтено, если нет – надо считать, что производство будет продолжаться и после последнего шага расчета. В данном случае существует определенная условность: предполагается, что горизонт расчета, в пределах которого определяется эффективность, изначально задается. Для учета несамортизированных активов, остающихся в распоряжении предприятия при малых значениях горизонта расчета, можно ввести их условную реализацию по остаточным ценам. Если же проектом предусматривается ликвидация предприятия, затраты на нее и доходы (уже в рыночных ценах) должны включаться в проект.

Поток реальных денежных средств в общем виде включает в себя три части:

поток реальных денег от инвестиционной деятельности;
поток реальных денег от операционной деятельности;
поток реальных денег от финансовой деятельности.
Важным моментом в составлении бизнес-плана является детальное описание прироста постоянных активов. Несмотря на то что зачастую полезно проводить некоторое агрегирование объектов, следует в обязательном порядке выделять не только основное технологическое оборудование и объекты строительства, но и инфраструктурную составляющую проекта, а также проектно-изыскательские расходы, затраты на доставку и монтаж оборудования, финансовые и страховые расходы, осуществляемые до ввода объекта инвестирования в эксплуатацию.
В совокупности кумулятивные (суммарные) потоки от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности должны обеспечить положительный остаток свободных денежных средств. Однако это положение требует определенных оговорок:

Во-первых, наличие прибыли (убытка) и положительность (отрицательность) даже элемента потока денежных средств (а тем более сальдо) – понятия разные. Элемент потока реальных денег отличается от прибыли на том же шаге расчета за счет многих факторов. Что касается сальдо реальных денег, то оно дополнительно включает поток от финансовой деятельности – выпуск акций, получение и возврат кредита и т.д., который не связан с прибылью или убытком.
Во-вторых, вовсе не требуется, чтобы на каждом шаге положительным было сальдо реальных денег. Достаточна положительность сальдо накопленных реальных денег. Однако это условие не только достаточно, но и необходимо, так как сальдо накопленных реальных денег определяет, обеспечен ли проект деньгами в данный момент времени с учетом притоков и оттоков денег за все предыдущие периоды. Если оно отрицательно, значит есть дефицит денежных средств, и проект реализовывать не за что. В этой связи при расчете проекта следует предусматривать (а при необходимости и пересматривать) источники собственных и заемных средств, чтобы этого не происходило.
После определения всех трех компонент – инвестиционной, операционной и финансовой – можно построить таблицу потока реальных денег и таблицу чистого потока наличности, на основании данных которой рассчитываются интегральные показатели эффективности проекта: чистый дисконтированный доход; индекс доходности; внутренняя норма доходности; срок окупаемости (простой и динамический).

Расчет показателей эффективности проекта – один из самых ответственных моментов, и его необходимо проводить, помня о следующем:

расчет и интерпретация показателей эффективности полных инвестиционных затрат изначально проводится еще до подбора схемы финансирования проекта. Полученные показатели характеризуют «внутреннюю» эффективность проекта. В дальнейшем подбирается оптимальная схема финансирования проекта и уточняются начальные показатели эффективности;
знание классификационных характеристик того или иного проекта, структуры и тонкостей расчета и планирования потоков денежных средств с учетом степеней риска и объективно существующей неопределенности помогает определить (в том числе ограничить) набор критериев и методов оценки эффективности инвестиционного проекта и тем самым повысить обоснованность и надежность своих выводов относительно рациональности (оптимальности) рекомендуемого к практическому использованию варианта проекта или самого проекта.
Вместе с тем ни один из перечисленных выше критериев не является достаточным для окончательного выбора проекта или его варианта. Рациональное решение о выборе и финансировании должно приниматься с учетом значений всех перечисленных выше критериев и интересов всех участников инвестиционного проекта, а также с учетом экологических и дополнительных формальных и неформальных критериев, связанных, например, с безопасностью персонала на рабочем месте и т.д. Немаловажна при этом также структура и распределение во времени собственного и заемного капиталов, привлекаемых для реализации проекта, а также другие факторы, часть из которых поддается только качественному анализу и содержательному (а не формальному) учету. Не могут быть представлены только в количественном измерении следующие факторы: степень соответствия целей проекта общей стратегии развития предприятия, наличие работоспособной и квалифицированной управленческой команды, готовность акционеров (владельцев) предприятия пойти на отсрочку выплат дивидендов и т.п.

Адекватная реальной действительности модель инвестиционного процесса позволяет проводить анализ чувствительности и расчет критических точек, которые помогают выявить наиболее важные (чувствительные) входные параметры модели и закономерности динамики результатов функционирования анализируемой системы в зависимости от изменения каждого из этих параметров, а также определить граничные значения входных показателей, при которых реализация проекта считается целесообразной.

Таким образом, необходима не единственная оценка эффективности проекта, а развернутая картина (в том числе в виде таблиц, графиков) возможных значений критериев эффективности для различных возможных ситуаций и факторов. Такой подход позволяет установить ожидаемые (доверительные) интервалы искомых характеристик, выбрать рациональную стратегию для каждого сценария и уменьшить риск принятия неправильного решения.

Стоит обратить внимание на основные ошибки и просчеты, совершаемые разработчиками инвестиционных проектов.

Самой распространенной ошибкой разработчиков бизнес-планов является попытка применить западную методологию разработки таких документов без адаптации к специфике национальной деловой среды. Как правило, авторы и переводчики зарубежных пособий прямо указывают читателям: возьмите пособие, подставьте в формы и таблицы свои данные и вы получите отличный бизнес-план. Многие отечественные экономисты обоснованно считают необходимым дополнять западные типовые структуры бизнес-планов по крайней мере двумя важными разделами: управление себестоимостью и управление качеством.
Часто приходится сталкиваться с тем, что планы, подготовленные подразделениями, недостаточно интегрированы в общий бизнес-план, в силу чего отдельным подразделениям или функциональным службам грозит опасность выбиться из графика работы предприятия. Необходимо также внимательно следить за тем, чтобы исходные данные, использованные в расчетах, соответствовали данным, указываемым в текстовой части бизнес-плана и таблицах. Инвестор, анализирующий бизнес-план, не всегда может без участия разработчика определить, какая из двух цифр является верной. Такая ситуация значительно увеличивает срок рассмотрения проекта, поскольку дальнейшее изучение проекта до прояснения истинного положения вещей теряет смысл.
На этапе разработки бизнес-плана у инициаторов проекта, как правило, еще отсутствует утвержденная проектно-сметная документация, а в инвестиционном плане на ее разработку и согласование отводится не более 30 дней. Но как показывает практика, проектные работы с согласованиями могут затянуться на несколько месяцев, в связи с чем реальный ввод в эксплуатацию производственных мощностей не будет соответствовать бизнес-плану, предоставленному потенциальному инвестору.
Нередко при разработке инвестиционного проекта не учитываются такие затраты как стоимость транспортировки, таможенные пошлины, погрузочно-разгрузочные работы, монтаж, пуско-наладочные работы, а также проведение дополнительных коммуникаций и получение разрешений на эти работы. Сроки же получения разрешений порою занимают несколько месяцев и стоят денег, которые опять-таки редко учитываются в инвестиционных затратах.
Не в полной мере прорабатывается юридическая часть инвестиционных проектов, особенно тех, в которых задействованы два и более предприятий. Сразу возникает масса вопросов, связанных с их взаимоотношениями как в экономическом, так и в организационном плане.
Маркетинговая проработка инвестиционного проекта является одним из важнейших разделов бизнес-плана. Этот раздел зачастую представляет основное препятствие для предпринимателей, разрабатывающих бизнес-планы. Именно на основании маркетинговых исследований можно делать выводы о возможности получателя финансовых ресурсов успешно реализовать намеченные планы и цели. Данный раздел действительно присутствует в каждом бизнес-плане, но чаще всего, все исследования, связанные с изучением рынка, проводятся не выходя из офиса, что недопустимо. Такая ситуация складывается из-за того, что маркетинговые исследования могут быть достаточно дорогостоящими и трудоемкими. Поэтому в целях экономии средств и времени разработчики проекта стараются обойти эту проблему стороной. При разработке маркетинг-плана основное внимание необходимо обратить на такие моменты, как анализ рынка, конкуренция и сбытовая стратегия.
В большинстве случаев рынок, на котором работает или собирается работать предприятие, освещается крайне плохо. Особенно это касается вопроса о емкости рынка, тенденциях его развития и позиционировании продукции на рынке. Данный вопрос, как правило, или не прорабатывается вовсе, или излагается кратко, без обоснований. Именно поэтому некоторые финансово-кредитные институты требуют, чтобы маркетинговые исследования проводились независимой сторонней организацией, а отчет прикладывался к бизнес-плану. Министерство экономики Республики Беларусь также планирует внедрить подобную практику при рассмотрении бизнес-планов инвестиционных проектов, претендующих на государственную поддержку.
Особое внимание необходимо обратить на раздел, где проводится анализ конкурентов. Это прежде всего вопросы, связанные с ценовой политикой, присутствием на рынке, уровнем применяемых технологий (как производства, так и продаж), качеством производимой продукции, материальными, финансовыми и административными ресурсами. Нередко получить такую информацию достаточно проблематично.
Недостаточное внимание уделяется проблеме сбыта продукции. Это касается как самого продвижения продукта на рынок (каналы распределения продукции), так и связанных с этим затрат (заработная плата менеджеров по сбыту, кладовщиков, грузчиков, затраты по содержанию складских помещений, транспортные расходы и т.д.). Поэтому следует акцентировать внимание на корректности предполагаемых издержек, связанных непосредственно со сбытом, а также с продвижением продукции на рынок (реклама, PR-мероприятия) и проведением маркетинговых исследований. Как правило, они занижены или вообще не запланированы разработчиками.
Разработчики бизнес-планов редко учитывают тот факт, что в первый месяц производства идет большое количество брака, связанного с настройкой и доведением технологического оборудования, что может вызвать значительные дополнительные издержки, которые необходимо учитывать в инвестиционном проекте, однако на практике этого практически никто не делает. Напротив, план производства часто завышен и показан в бизнес-плане на уровне максимальной загруженности технологического оборудования. Не учитывается и тот факт, что технологическое оборудование нуждается в регулярной профилактике, и при этом сохраняются затраты на оплату труда, ремонт оборудования, выплаты налоговых и неналоговых платежей и т.д.
Весьма распространенное явление – занижение в планируемом штатном расписании количества необходимых работников и уровня оплаты труда, при определении которого в качестве минимального критерия необходимо руководствоваться данными, изложенными в прогнозе социально-экономического развития республики на ближайшие годы.
Как правило, отпускная цена на производимую продукцию должна быть ниже рыночных цен на аналогичную продукцию не менее чем на 10–15 %. Однако в финансовые расчеты стараются заложить максимально допустимую цену, что приводит к необоснованному улучшению основных интегральных показателей проекта.
Если производство имеет достаточно выраженный фактор сезонности, то не стоит забывать, что если оно не работает, то затратная часть не равна нулю и текущие платежи (аренда, налоги, часть заработной платы и т.д.) в любом случае подлежат выплате.
На этапе расчетов финансово-экономических части от разработчика бизнес-плана требуется способность грамотно объяснить выбор основных параметров расчета. Особое внимание следует уделить ставке дисконтирования, налоговому окружению, применяемой амортизационной политике.
Разрабатывая бизнес-план инвестиционного проекта, нужно описать инвестиционный климат именно для этого проекта, реализуемого в конкретных условиях хозяйствования. Необходимо показать и аргументированно подать все его положительные стороны. При оценке проекта инвестором решающим является умение разработчика преподнести инвестиционную привлекательность бизнес-плана. Обоснованным будет включение в разделы бизнес-планов всей информации, которая инициаторами проекта считается нужной и полезной, имея в виду, что строгого стандарта ни на форму бизнес-плана, ни на содержание его разделов, вероятно, не будет никогда, что, впрочем, и не требуется. Развивается бизнес, его технологии и организация, развивается и методология бизнес-планирования. Следовательно, понятие «качественный бизнес-план» всегда будет относиться лишь к какому-то конкретному моменту времени.



ИГОРЬ ЛЕЩЕНОК, главный экономист Департамента по делам инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь

Опубликовано на Порталусе 29 ноября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама