Главная → ПРАВО БЕЛАРУСИ → Некоторые аспекты правового регулирования иностранных инвестиций в Республике Беларусь
Дата публикации: 23 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: ПРАВО БЕЛАРУСИ - ХОЗЯЙСТВЕННОЕ →
Номер публикации: №1095929731
ИСТОЧНИК: БЕЛОРУССКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ №4 1999 ГОД
Алексахина Татьяна Семеновна — старший преподаватель кафедры международного права факультета международных отношений Белорусского государственного университета
Современный этап развития правовой системы Республики Беларусь связан с коренным изменением форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Но это, в целом положительное, явление имеет существенные недостатки, объективно сдерживающие экономическое развитие страны. Кроме того, в условиях переходного периода непростым является вопрос об обеспечении относительной стабильности и скоординированности законодательства государства. Международная практика показывает, что существует прямая связь между правовой упорядоченностью и стабилизацией происходящих экономических процессов, а следовательно, создаются реальные условия для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, возрождение которой может быть достигнуто только за счет осуществления промышленной реструктуризации, приобретения передового опыта и новых технологий.
Республика Беларусь испытывает недостаток в инвестиционных ресурсах, потенциальным источником которых остаются иностранные капиталовложения. В современной экономической ситуации вопрос о привлечении иностранных инвестиций стоит весьма остро: экономический кризис и резкое сокращение инвестиционных ресурсов делают неизбежным обращение к зарубежным источникам финансирования. Для принимающей страны иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими формами международного экономического партнерства:
во-первых, они служат источником капитала для вложения средств в производство товаров и услуг, обеспечивают трансферт технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
во-вторых, инвестиции, в отличие от иностранных займов, не являются бременем внешнего долга, а, напротив, способствуют получению средств для его погашения;
в-третьих, прямые инвестиции содействуют наиболее эффективной интеграции национальной экономики в мировую благодаря возрастающим внешним контактам, производственному и научно-техническому сотрудничеству [1];
в-четвертых, иностранные инвестиции дают положительный эффект с точки зрения освоения зарубежного опыта управления, маркетинга, подготовки кадров;
в-пятых, привлечение иностранных инвесторов ускоряет процесс разгосударствления, демонополизации экономики и формирования многообразных форм собственности и т. п.
Однако, рассматривая вопрос о привлечении иностранного капитала, необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы иностранного партнера. Условия в стране, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием "инвестиционный климат". Масштабность и эффективность использования привлеченных предпринимательских капиталовложений из-за рубежа напрямую связаны с созданием в стране благоприятного инвестиционного климата, который основывается прежде всего на перспективе экономического развития региона, а также на гарантиях защиты и сохранности капитала, которые, в свою очередь, зависят от проработанности законодательной базы и эффективности исполнительной власти.
Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие неполучения значительных инвестиций и низкой эффективности работающих иностранных капиталовложений. Оценка рисков, связанных с законодательным обеспечением и правовым регулированием притока иностранного капитала, бесспорно, является одним из самых важных факторов в процессе принятия инвестиционных решений. Вкладывая свои капиталы, иностранный инвестор хочет иметь гарантию того, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем и что любые изменения не ухудшат коммерческих результатов его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая решение о своих капиталовложениях в данный проект, по данному соглашению.
Анализ нынешнего состояния экономики Республики Беларусь, экспертные оценки свидетельствуют о ее непривлекательности для иностранного капитала (оценка инвестиционного рейтинга Республики Беларусь в различных зарубежных центральных изданиях колеблется в пределах 110—120-го места). Из официальных статистических данных по объемам привлечения иностранных инвестиций в республику, докладов и отчетов миссий МВФ, Всемирного банка следует, что инвестиционный климат Республики Беларусь оценивается сейчас как неблагоприятный [2]. Бесспорно, до недавнего времени Республика Беларусь имела довольно развитую промышленность, но мир развивается стремительно, и мы так же стремительно отстаем от него. По оценкам экспертов, износ основных фондов предприятий республики составляет более 80 %. По данным Национального банка, за период с 1997 по 1998 г. объем иностранных инвестиций уменьшился с 197,9 до 143,8 млн дол. США (или на 27,3 % по сравнению с предыдущим годом), что свидетельствует о снижении интереса зарубежных инвесторов к инвестиционной деятельности в республике. При этом необходимо отметить, что более половины пришедших в страну иностранных капиталовложений за последние пять лет (240 из 441,5 млн дол. США) аккумулировал проект строительства газопровода "Дружба" на территории Республики Беларусь.
Безусловно, объем поступающих в Беларусь инвестиций во много раз меньше, чем приток иностранного капитала в страны Центральной и Восточной Европы, где объем ежегодных поступлений достаточно высок (за прошедшие три года от 1,3 до 3 млрд дол. США). Этому бесспорно способствует активный процесс приватизации и продажи крупных объектов государственной собственности (доля иностранных инвестиций в приватизацию колеблется от 23,4 до 60 %), а также хорошие перспективы экономического развития этих стран [2].
Для эффективного вовлечения в экономику республики иностранных капиталовложений необходимо в первую очередь усилить работу но дальнейшему стимулированию и совершенствованию механизма привлечения иностранных капиталов. Сегодня в республике функционирует целый ряд структур, основной целью деятельности которых является привлечение иностранных инвестиций, как-то: Комитет по инвестициям при Министерстве экономики, Кредитно-инвестиционное управление МИД, Белорусское агентство содействия иностранным инвестициям, Управление инвестиций Министерства предпринимательства и инвестиций и др. Однако, как показывает практика, работа этих структур малоэффективна, а разработанные ими проекты заранее обречены на неудачу в силу целого ряда причин. Основной серьезной проблемой инвестиционной деятельности сегодня остается качество проработки проектов, необходимое для принятия решения о целесообразности их реализации. Налицо отсутствие четкой государственной политики в этой области, выработанной системы стимулов и поддержки инвестиционных процессов. Переломить эту ситуацию может комплексная и скоординированная внешнеэкономическая политика государства по привлечению инвестиций, дальнейшее совершенствование законодательной базы Республики Беларусь.
Сегодня, в столь критический момент для экономики Беларуси, делаются попытки найти выход из сложившейся ситуации. Примером тому может служить проведенная в г. Минске 14—15 июня 1999 г. Международная конференция по развитию инвестиционного сотрудничества и торговли между Республикой Беларусь и Японией, результаты которой дают возможность предполагать, что уже в ближайшее время японскими компаниями будет профинансирован ряд крупных инвестиционных проектов Беларуси. В ноябре 1999 г. в Минске была проведена также Вторая международная конференция по инвестициям.
Внешнеэкономическая деятельность государства по привлечению иностранных инвестиций не есть нечто внешнее по отношению к национальной экономике. Первая составляет неотъемлемую часть второй, ту ее часть, которая ориентирована вовне. Совершенствование юридической регламентации инвестиционной деятельности не может мыслиться в отрыве от развития общего законодательства. Внешнеэкономическая деятельность проникает внутрь хозяйственного механизма, сегодня уже построенного по законам рынка. И как вывод: наиважнейшее значение для создания надлежащих условий по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь имеет проводимая работа по подготовке законодательных актов в рамках правового обеспечения экономической реформы. Совершенствование нормативно-правовой базы включает: гарантии и защиту иностранного капитала; либерализацию налогового и таможенного режимов; предоставление инвесторам финансовых льгот как через национальное законодательство, так и через международные соглашения; обеспечение личной безопасности и безопасности материальных ценностей. Сегодня весьма актуальны вопросы либерализации валютного и ценового регулирования, совершенствования законодательства о различных видах юридических лиц, договорах, ценных бумагах и т. д. Как показывает практика, одним из препятствий, сдерживающих приток иностранных инвестиций, является отсутствие надлежащего развернутого регулирования по данным вопросам в сочетании с механизмом его реализации.
Полагаю, что без создания цельной и стабильной правовой базы, которая определяет правила участия иностранного капитала в рамках национальной экономики Республики Беларусь в сочетании с механизмом ее реализации, задача привлечения иностранных инвестиций в объемах, которые могли бы оказать ощутимое влияние на экономический рост, практически невыполнима.
Особую сложность в практике применения внутреннего законодательства республики в области иностранных инвестиций создают его несовершенство, определенная непоследовательность, последующие запреты и ограничения, которых могло бы и не быть в условиях изначальной продуманности нормы права. Совершенно очевидно, что обострившаяся конкуренция за иностранные инвестиции требует дальнейшего совершенствования законодательной базы по привлечению инвестиций в республику. Несмотря на то, что в основном она сформирована, важным доводом в принятии решений инвесторами является тяготение их к налоговым системам, которые прозрачны и накладывают приемлемое налоговое бремя.
Принятие текущих нормативных актов, противоречащих положениям законодательной базы, искажение и некорректное толкование существующих правовых норм создают негативный прецедент и являются причиной восприятия западными инвесторами законодательной базы республики как нестабильной и непредсказуемой. Иностранные инвесторы, как потенциальные, так и уже освоившие свое дело в республике, в качестве главной проблемы, с которой им пришлось у нас столкнуться, определяют не бюрократизм и даже не жесткость, перегруженность налоговой системы, а прежде всего неустойчивость и непредсказуемость законодательно-правовой базы. Наличие даже незначительного количества случаев неадекватного нормативного регулирования традиционно приводит к серьезным экономическим последствиям, поскольку подрывает доверие иностранных вкладчиков и зачастую носит эффект мультипликатора в приостановлении или прекращении инвестиционной деятельности, а также в отказе от осуществления новых инвестиционных вкладов в республике.
Вызывает озабоченность недостаточно эффективное использование такого инструмента в формировании благоприятного инвестиционного климата, как свободные экономические зоны (СЭЗ). Поэтому крайне важно отработать комплексные подходы к созданию новых свободных экономических зон, установлению тесного информационного, технического и иного сотрудничества с технопарками Европы и других регионов мира с целью плотной интеграции в существующую систему обмена передовыми технологиями. Необходимо обязательное согласование принимаемых законодательных и нормативных актов, затрагивающих деятельность резидентов зон с Министерством иностранных дел или Министерством экономики, что в свою очередь обеспечит стабильность правового поля [2]. Кроме того, необходимо информировать администрацию СЭЗ и заинтересованные министерства и ведомства о планируемых к принятию нормативных актах, а затем оперативно рассматривать внесенные ими предложения по изменению этих нормативных актов в соответствии с законодательством о СЭЗ.
Стабильная экономическая ситуация — одно из основных условий привлечения иностранного инвестора. Думается, что для стабилизации экономики Республики Беларусь можно принять следующие первоочередные меры:
1) необходимо использовать всю мощь государственных кредитно-финансовых и правовых институтов. Без этого невозможно развитие мелкого и среднего предпринимательства и конкуренции — основной пружины деловой активности;
2) на данном этапе экономического развития республики надо обращаться к опыту налоговых систем развивающихся стран, учитывающих особенности переходной экономики, а не копировать налоговую систему скандинавских стран, облагая налогами всех по наивысшей шкале, так как получается результат, прямо противоположный задуманному: и налоги собрать не удается, и предпринимательство загоняется в угол, из которого нет никакого другого пути, кроме криминального;
3) необходимо использовать более эффективные методы сборов налогов: пусть налоги будут не самыми максимальными с фискальной точки зрения, лишь бы их нельзя было избежать на практике.
К факторам, негативно влияющим на приток иностранных инвестиций в республику, относятся также недостаток современной инфраструктуры (в первую очередь банковской), высокие темпы инфляции, нестабильность финансово-кредитной системы, ограниченная конвертируемость белорусского рубля, отсутствие единого валютного курса, снижение покупательной способности населения, отсутствие законодательного закрепленного порядка передачи земли в собственность иностранным инвесторам, административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов, субъективный подход со стороны руководителей и специалистов органов государственного управления при решении вопросов о распределении фондируемых ресурсов для хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности и т. д.
С учетом актуальности задачи создания благоприятного правового режима для капиталовложений из-за рубежа особо пристального внимания заслуживает проблема нормативного закрепления гарантий от изменения законодательства в области инвестиций, которая сегодня является характерным примером нестабильности и непоследовательности инвестиционного законодательства. Так, "стабилизационная оговорка", предусмотренная статьей 34 Закона об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь, предусматривает, что в случае ухудшения положения иностранного инвестора в результате изменения условий законодательства в течение 5 лет будет применяться законодательство, действующее на момент привлечения инвестиций. На первый взгляд, такого рода положения действительно защищают интересы вкладчиков капитала из-за рубежа. Однако возникают серьезные вопросы о последствиях действия этого положения с учетом неизбежности в нынешней ситуации внесения коррективов в действующее законодательство в связи с меняющейся обстановкой и недостаточной его разработанностью. Неясен и юридический механизм действия "стабилизационной оговорки": в частности, кто и как определяет, применимо или нет то или иное вновь принимаемое нормативное предписание к иностранным инвестициям. Отсутствие такого механизма привело к тому, что указанное правило стало еще одной законодательно закрепленной "декларацией о намерениях". Для того, чтобы данное положение стало реально действовать, необходимо четкое определение условий и юридического механизма применения этой нормы. Следовало бы прямо оговорить — распространяется эта норма только на специальные акты в сфере иностранных инвестиций или захватывает и общие предписания, действующие во всех сферах и адресованные всем субъектам хозяйствования. Необходимо установление четкого юридического механизма действия данной нормы, в частности, надо прямо оговорить подведомственность споров, возникающих в связи с применением норм о гарантиях от изменения законодательства, определить орган или органы, правомочные решать споры, круг лиц, могущих в них обращаться, и т. д. [3]
Учитывая острейшую ситуацию в экономике, решение вопросов о привлечении прямых иностранных инвестиций ни в коем случае нельзя откладывать. В условиях нехватки инвестиционных ресурсов внутри страны и наличия существенных сложностей с привлечением российского капитала в экономику республики, сегодня задача привлечения иностранных инвестиций стоит как никогда остро. Однако определение инвестиций в качестве государственного приоритета экономического развития в республике пока на практике оборачивается лишь декларацией, хотя сегодня, как никогда, необходима четкая государственная политика в этой области, выработанная система стимулов и поддержки инвестиционных процессов.
Мировая практика определила универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала: налоговые стимулы, финансовые стимулы, нефинансовые стимулы (создание общей обстановки функционирования иностранного капитала). Однако главным является создание международного облика страны, предоставляющей инвестору лучшие, нежели другие страны, возможности, политическая и экономическая стабильность данного государства.
Представляется, что решению этих задач будет способствовать создание настоящей рыночной и гражданской экономики, в которой и граждане и предприятия научатся уважать законы, регулирующие отношения собственности, контракты и налоги. Только в стабильном курсе на рыночное развитие — путь к привлечению иностранных инвестиций в Республику Беларусь. Покончить с монополизмом отдельных корпораций и фирм, дать широкий простор мелкому бизнесу и свободной конкуренции, а налоговую систему превратить из пресса в двигатель деловой активности — таковы должны быть ближайшие тактические задачи правительства.
Думается, что для достижения более эффективной реализации государственной политики в этой области было бы целесообразно:
1) скорректировать Национальную программу привлечения иностранных инвестиций, принятую в июле 1996 г., с учетом результатов ее реализации;
2) совершенствовать законодательную базу в сфере международного инвестиционного сотрудничества, страхования, залога, банкротства и т. д., учитывая международно-правовые реалии, действующие на мировом рынке, поскольку национальная экономическая политика Республики Беларусь будет эффективной только при условии скоординированности с экономической стратегией других стран;
3) совершенствовать нормативную базу, регулирующую деятельность СЭЗ (налогового, таможенного, земельного и имущественного законодательства);
4) максимально сократить столь характерный для нашей нормотворческой практики временной разрыв между принятием законов и указов, устанавливающих принципиальные положения, и нормативными актами нижестоящих органов, издаваемыми в их развитие;
5) при разработке нормативных актов активно привлекать не только высококвалифицированных специалистов-теоретиков, но и тех, кому они непосредственно адресованы;
6) определить приоритетные регионы и отрасли экономики для привлечения иностранных инвестиций;
7) создать структуру, осуществляющую отбор и продвижение наиболее актуальных и перспективных для экономики республики инвестиционных проектов, а также защиту от иностранных инвестиций, не отвечающих национальным интересам Республики Беларусь;
8) создать единую государственную систему информационного обеспечения иностранных инвесторов по вопросам существующей законодательной базы и реализации с их участием инвестиционных проектов в различных отраслях деятельности;
9) стимулировать развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
Литература
Бочаров В. В. Финансово-кредитные меры регулирования рынка инвестиций. М.: Финансы и статистика, 1993.
Из материалов Министерства иностранных дел Республики Беларусь.
Зыкин И. С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М.: Международные отношения, 1994.
Опубликовано на Порталусе 23 сентября 2004 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK