Рейтинг
Порталус

Франчайзинговые соглашения

Дата публикации: 23 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: ПРАВО БЕЛАРУСИ - ХОЗЯЙСТВЕННОЕ →
Номер публикации: №1095929947


АВТОР: Виктория Бессарабова

ИСТОЧНИК: журнал "ЮСТИЦИЯ БЕЛАРУСИ" [узнать больше о журнале]


Коммерческие франчайзинговые соглашения являются наиболее распространенной формой обязательственных отношений по использованию комплекса исключительных прав (лицензионного комплекса), включающего право использования фирменного наименования и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.) для предпринимательской деятельности. Несмотря на это, франчайзинговые соглашения исследованы в отечественной юриспруденции явно недостаточно, что является одной из причин нераспространенности этой простой и удобной в организационном отношении формы производства и реализации товаров, работ и услуг в Республике Беларусь. Любая франчайзинговая компания, будучи вовлеченной в международную торговлю, на практике часто сталкивается с проблемой подготовки и подписания франчайзинговых соглашений.


Договор франчайзинга является традиционным для англосаксонской системы права и не распространен в странах романо-германской (континентальной) системы права, к которой принадлежит Республика Беларусь. Между тем, необходимость использования договора франчайзинга во внешней торговле вызвана потребностью создания единой франчайзинговой модели осуществления предпринимательской деятельности.

В действующем Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее - ГК) франчайзинговое соглашение впервые квалифицируется как самостоятельный тип договора, который называется договор комплексной предпринимательской лицензии. В соответствии с п. 1 ст. 910 ГК по договору комплексной предпринимательской лицензии (договору франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором, для предпринимательской деятельности пользователя.

В отношении франчайзинга Республикой Беларусь не заключено каких-либо международных нормативно-правовых соглашений. Во многих странах правовое регулирование франчайзинговой деятельности осуществляется в основном на уровне национального гражданского законодательства. В ГК правовое регулирование франчайзингового соглашения, как самостоятельного типа договора, незначительно. Как отмечено выше, законодатель лишь дал его определение и ограничил возможность применения договора франчайзинга случаями, прямо предусмотренными законодательством. Специальное законодательство о франчайзинге в Республике Беларусь пока не создано.

По форме и содержанию франчайзинговые соглашения весьма разнообразны.

Наиболее простым типом договорных отношений, которые получили распространение в сфере торговли, являются товарные франчайзинговые соглашения. Они предусматривают существенные условия распределения товаров крупной компании (франчайзера или правообладателя), которая достаточно известна рядовому потребителю. Для такого типа договорных отношений больше всего подходит продукция, которая имеет известную торговую марку и требует комплекса предпродажных и послепродажных услуг. Небольшие предприятия (франчайзи или пользователи) выполняют две принципиально важные функции:

1) предоставление уставного капитала для создания юридического лица;

2) руководство созданными торговыми объектами.

Чаще всего товарные франчайзинговые соглашения заключаются в сфере торговли транспортными средствами.

В систему франчайзинговых соглашений по обязательственному закону Великобритании входят, в частности, производственные франчайзинговые соглашения, которые предусматривают выдачу крупными компаниями лицензий другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на использование своего товарного знака как средства идентификации или торговой марки при изготовлении продукции, которая запатентована или производится с использованием запатентованного технологического процесса или запатентованного "ноу-хау". Товарный знак - это собственность правообладателя, поэтому любое использование пользователем в своих коммерческих целях товарного знака без разрешения франчайзера противоправно. Этот вид франчайзинговых соглашений достаточно распространен в сфере общественного питания.

Деловые франчайзинговые соглашения в сфере торговли имеют много общих черт с товарными франчайзинговыми соглашениями и являются наиболее популярными. В соответствии с договором выдается лицензия на использование товарного знака или способа ведения розничной торговли. По таким соглашениям оказываются услуги и предоставляются права, привилегии при осуществлении предпринимательской деятельности в предписанной форме в течение определенного периода и в определенном месте.

Деловые франчайзинговые соглашения, предусматривая передачу прав на использование интеллектуальных продуктов по договору, как правило, содержат правовые механизмы, которые обеспечивают их охрану от несанкционированного использования, что существенно, так как у этих продуктов особая правовая природа. Для их использования не обязательно физическое обладание, и они не подвержены физической амортизации (возможно лишь моральное старение).

Дочерние франчайзинговые соглашения в США являются сравнительно новым и быстро развивающимся типом взаимоотношений между субъектами франчайзинговой деятельности и предполагают организацию независимого бизнеса под "патронажем" крупной компании. Правообладатель имеет право определять решения, которые принимаются дочерним предприятием, в силу преобладающего участия в его уставном фонде, в соответствии с заключенным между ними договором.

Торговые франчайзинговые соглашения специфичны и применяются исключительно в области международной торговли, о чем свидетельствует их название, и не заключаются в сфере услуг. Торговые или распределительные франчайзинговые правоотношения предполагают, что обе стороны являются дистрибьюторами. Крупная компания своим авторитетом и опытом оказывает возмездную помощь малым торговым предприятиям, способствуя повышению эффективности их деятельности и укреплению конкурентоспособности.

Встречаются также конверсионные, сбытовые, привилегированные, оборотные, индивидуальные, региональные (территориальные), ограничительные, "бизнес-формат" и субфранчайзинговые соглашения.

Что же такое франчайзинговые соглашения? По определению экспертов Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности франчайзинговое соглашение - это договор, по которому одна сторона (правообладатель), имеющая разработанную систему ведения определенной предпринимательской деятельности, разрешает другой стороне (пользователю) использовать эту систему на определенной территории согласно требованиям владельца в обмен на вознаграждение1.

Товары или услуги, производством и реализацией которых занимаются и правообладатель, и пользователь, должны быть аналогичны. Как правило, франчайзинговые соглашения предусматривают обязанность пользователя не производить и не реализовывать товары, находящиеся в конкуренции с товарами правообладателя, поэтому включение их перечня в договор франчайзинга необходимо для избежания разногласий и споров, которые могут возникнуть в дальнейшем.

Право на реализацию товаров предоставляется только в пределах определенной территории (если территория не оговорена, то подразумевается, что она совпадает с территорией, где пользователь осуществляет свою деятельность). Территориальными являются права, осуществление которых разрешено в пределах выделенной правообладателем территории. Пользователи обычно пытаются удостовериться в том, что им не придется конкурировать с франчайзером или другими франчайзи в пределах их территории. Условие о запрещении осуществления франчайзинговой деятельности на территории, не подпадающей под действие соглашения, также должно быть четко оговорено. Такая оговорка важна для защиты торговых марок и товаров с фирменным знаком на территории "третьих стран".

Франчайзинговое соглашение должно содержать все специфические требования к пользователю и включать его обязательства.

Договорные отношения по франчайзингу являются возмездными. При заключении соглашения необходимо определить условия, способы, размер и сроки выплаты франчайзинговых вознаграждений в соответствии с национальным законодательством. Существуют два наиболее распространенных типа оплаты: вступительный взнос (единовременная плата) и управленческая плата, которая представляет собой постоянно отчисляемый процент от товарооборота. В результате выполнения условий договора или достижения необходимых объемов реализации товаров (услуг) пользователю может выплачиваться вознаграждение как в твердой сумме или в процентном отношении к продажам, так и дифференцированно в зависимости от объема продаж.

Учитывая, что в настоящее время в Республике Беларусь договор франчайзинга может использоваться в гражданском обороте, его следует отличать от сходных обязательств.

По предмету. Наиболее близкими к договору франчайзинга являются лицензионные договоры, предусматривающие передачу права на использование объектов интеллектуальной собственности. Ряд авторов даже рассматривают франчайзинговые соглашения как разновидность лицензионных договоров, так как основу предмета договора франчайзинга также составляет передача права на использование исключительных прав как объектов интеллектуальной собственности2. Основное отличие между этими обязательствами заключается в том, что целью франчайзинговых соглашений всегда является создание новых предпринимательских комплексов, а для лицензионных договоров не имеет значения цель такого использования. Кроме того, предмет договора франчайзинга не ограничивается передачей объектов интеллектуальной собственности в пользование и включает в себя элементы договоров на возмездное оказание услуг и купли-продажи.

По сроку действия и территории. Франчайзинговые соглашения обычно носят длительный характер. В их основе, в отличие от договоров об исключительном импорте (международной купли-продажи товаров), лежат не разовые юридические действия, а осуществление предпринимательской деятельности на определенной территории и в течение определенного срока или бессрочно.

По субъектному составу. Отличие франчайзинговых соглашений от предпринимательских договоров, связанных с управлением одним юридическим лицом другим юридическим лицом состоит в том, что пользователь, предлагая потребителям товары или оказывая услуги с использованием фирменного наименования или товарного знака (знака обслуживания) правообладателя, действует от своего имени и несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.

Договору франчайзинга и договору управления свойственны контроль и фактическое управление со стороны одного лица по отношению к другому лицу. Но гражданское законодательство некоторых государств предусматривает ответственность управляющего лица по обязательствам контролируемого им лица.

Законодательство Республики Беларусь устанавливает определенные правила, которые необходимо учитывать при заключении франчайзинговых соглашений.

Во-первых, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" (с изменениями и дополнениями) от 4 января 2000 года №7 во внешнеторговом договоре необходимо указывать дату и место его заключения, предмет договора, состоящий из отчуждаемых имущественных прав, условия расчетов, валюту платежа, срок действия договора, ответственность сторон, порядок разрешения споров, а также наименования, юридические адреса и банковские реквизиты договаривающихся сторон.

Во-вторых, валютное законодательство устанавливает правило, согласно которому расчеты между резидентами должны производиться в национальной валюте. Так, если стороны соглашения являются резидентами Республики Беларусь и по условиям соглашения пользователь уполномочен принимать от имени правообладателя платежи, то франчайзи будет нести дополнительные расходы, связанные с конвертацией, поскольку расчеты в иностранной валюте между резидентами в данном случае недопустимы.

В-третьих, законодательство Республики Беларусь о внешнеэкономической деятельности обязывает стороны указывать в соглашении все виды предпринимательской деятельности, которые будут осуществляться в соответствии с договором, а также объем прав, входящих в лицензионный комплекс. В договоре может быть установлен минимальный и максимальный объем их использования, указана или не указана территория использования применительно к определенной сфере деятельности (продажа товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, оказание услуг, выполнение работ).

В-четвертых, разные объекты интеллектуальной собственности, передаваемые в соответствии с франчайзинговыми соглашениями, имеют различную охраноспособность и присущие им способы защиты. При передаче права на использование фирменного наименования в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., участницей которой является Республика Беларусь, его охрана осуществляется без регистрации. Пункт 4 ст. 50 ГК указывает, что такая регистрация возможна. Порядок регистрации и использования фирменных наименований предусмотрен действующим гражданским законодательством Республики Беларусь (§1 гл. 67 ГК). На практике регистрация фирменного наименования производится одновременно с регистрацией соответствующей коммерческой организации путем внесения в Единый государственный регистр юридических лиц данных о государственной регистрации, включая фирменное наименование.

Коммерческие франчайзинговые соглашения получили распространение и признаны самостоятельными объектами правового регулирования более чем в 80 странах мира, но отдельное законодательство о франчайзинге принято лишь в некоторых из них.

Необходимость законодательного урегулирования процедуры заключения франчайзинговых соглашений обусловлена особенностями системы возникновения и закрепления исключительных прав, а также спецификой правового статуса субъектов франчайзинга.

Защита интересов франчайзи должна стать насущной задачей правового регулирования франчайзинга, поэтому в действующем ГК должна быть конкретизирована ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю. Определенную роль в такой защите играет не только правовая, но и общественно-предпринимательская инфраструктура франчайзинга. В странах с развитыми договорными отношениями по франчайзингу созданы и активно действуют национальные и международные ассоциации франчайзинга.

Анализ законодательной базы франчайзинга позволяет сделать вывод о том, что принятие Закона Республики Беларусь "О франчайзинговой деятельности в Республике Беларусь" является необходимостью. Кроме того, необходимо разработать и принять Закон "О внесении изменений и дополнений в ГК Республики Беларусь" с целью отмены законодательных ограничений на заключение договора франчайзинга, содержащихся в п. 2 ст. 910 ГК, и включения в гл. 53 Кодекса, которая называется "Комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг)" правовых норм, содержащих конкретные требования к форме договора комплексной предпринимательской лицензии и его регистрации, форме вознаграждения правообладателю, а также регламентирующих комплексную предпринимательскую сублицензию, обязанности пользователя и правообладателя, вопросы ограничения прав контрагентов по договору, ответственность сторон, порядок изменения и прекращения договора.

Виктория Бессарабова,
преподаватель Белорусского
коммерческого института управления


--------------------------------------------------------------------------------

1 Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. М., 1995, С. 44

2 Там же. С. 93

© Юстиция Беларуси, №4 2002

Опубликовано на Порталусе 23 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама