Главная → ПРАВО БЕЛАРУСИ → О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь за 2003 год
Дата публикации: 20 января 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО БЕЛАРУСИ - ПРОКУРАТУРА РБ →
Номер публикации: №1106211948
АДРЕС В ИНТЕРНЕТЕ: www.pravo.by
- 5 августа 2003 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 227-З «О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь». Публикации на эту тему начинают все чаще и чаще встречаться в СМИ: юристы-практики, социологи анализируют изменения, чтобы уберечь нас от незнания закона, которое, как известно, от ответственности не освобождает.
Что нового принес этот законодательный акт обществу и что нам ждать от него, какова причина внесения поправок?
Непременно следует указать, что отличительной чертой государственной политики на современном этапе в уголовном праве является, во-первых, применение суровых мер наказания к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, особенно к рецидивистам, к профессиональным преступникам, к руководителям организованных преступных групп, банд, а во-вторых, сужение сферы уголовной ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности. Например, к лицам впервые нарушившим уголовный закон, применяются наказания, не связанные с лишением свободы. Таким образом, справедливо удовлетворен запрос правоохранителей о корректировке карательной практики в сторону ее смягчения по отношению к лицам, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности. Это было необходимо для сокращения числа осужденных и арестованных ввиду неспособности уголовно-исполнительной системы содержать нынешнее число осужденных и арестованных на сколь-нибудь удовлетворительном уровне.
Демократичность новых дополнений и изменений в УК состоит, как уже отмечалось, не в том, что он прощает преступления, а в том, что предусматривает альтернативные виды наказания. Новые дополнения и изменения в уголовный кодекс ни в коей мере не ослабляют ответственность за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений, направленных против жизни и здоровья человека - убийств, изнасилований, вымогательств, бандитизма и т.д. Новым Законом сохранены достаточно жесткие наказания, адекватные этим нечеловеческим деяниям. Так, практика применения ст. 206 УК показала, что исключение законодателем признака насилия в качестве квалифицирующего, а следовательно – неоправданно гуманизирующего ответственность за грабеж, привела к чрезмерной либерализации этого состава преступления и неоправданно сузило меры уголовной борьбы с этим правонарушением. Невольно появилось противоречие между характером деяний и их социальной опасностью. Нынешний законодатель прислушался к голосу практиков и устранил отмеченный недостаток.
Кроме того, согласно новым изменениям, из санкции ряда статей исключен такой вид дополнительного наказания как конфискация имущества. Можно прогнозировать, что это снизит вероятность рецидива: отбыв срок, осужденный не превратится в бомжа, невелика вероятность и того, что он станет разбивать витрину магазина в поисках пропитания, чтобы сесть снова. Выйдя на свободу, он может вернуться к нормальному укладу жизни.
Произошла декреминализация двух составов преступлений – спекуляция (ст. 256) и нарушения правил торговли (ст. 260). Указанные статьи исключены из арсенала уголовно-правовых средств борьбы с этими правонарушениями.
Новым Законом сохранена преемственность и в таком вопросе, как применение наказание. Оно применяется от минимального к максимальному, а не наоборот. То есть суд, назначая достаточно суровое наказание, должен иметь на то веские аргументы.
Ряд деяний перешел из категории особо тяжких в разряд тяжких, более десятка составов преступлений нынче будут квалифицироваться не как тяжкие, а как менее тяжкие. При этом, например, к категории особо тяжких отнесены умышленные преступления, ответственность за которые теперь предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 12 лет (было 10).
В новых дополнениях и изменениях в УК сохранена тенденция перехода в сторону европейских норм: на первое место выведена защита прав и свобод человека .
В целях обеспечения дифференциации ответственности в зависимости от роли каждого участника в совершении преступного деяния снижены минимальные пределы наказания в виде лишения за отдельные преступления против собственности. Например, явно несопоставимым с наказанием за умышленное убийство без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 139) выглядело до последнего времени наказание за кражу имущества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 205), предусматривавшее более суровое наказание. В настоящее время перекос устранен в сторону снижения санкции за кражу.
Немаловажно и то, что сокращено количество статей, в санкциях которых предусматривалось лишение свободы. Вместо них остаются альтернативные наказания – общественные работы, штраф, исправительные работы, арест, ограничение свободы. Это в определенной степени разгрузит белорусские исправительные учреждения, а суды будут обязаны принимать во внимание все смягчающие вину обвиняемого обстоятельства. Теперь, если кто-то совершит мелкое хищение имущества (ст. 213), произведет незаконное отчуждение вверенного имущества (ст. 217) и т.д., может отделаться альтернативными лишению свободы наказаниями. Таким образом, открыт коридор для более широкого применения в судебной практике уголовных наказаний, не связанные с лишением свободы.
Изменены положения, касающиеся признания рецидива опасным и особо опасным (чч. 2 и 3 ст. 43), что с учетом допускаемых ранее в отношении подпадающих под эти категории граждан ограничений является еще одним свидетельством со стороны государства приверженности курсу гуманизации уголовного закона.
К сожалению, недостаточно полно оправдала себя на практике реализация отдельных видов наказания. Ряд социально-экономических причин, в числе которых материальное положение граждан, не давали судам возможности в полной мере применять такие наказания, как штраф и исправительные работы. До недавнего времени этот вопрос носил актуальный характер. В настоящее время ч.2 ст. 50 УК изменена - минимальный размер штрафа с 05.08.2003 стал составлять 30 (ранее – 50) базовых величин, что, безусловно, даст возможность суду применять его более чаще к виновным.
Статья 427 дополнена новой частью, устанавливающей уголовную ответственность за действия по искажению данных государственной статистической отчетности. Необходимость введения такой нормы обусловлена стремлением законодателей положить дальнейшему распространению получивших в последнее время негативных явлений. Это явилось вынужденной мерой по предупреждению таких постыдных явлений, как фальсификация, искажение фактов о невыплате заработной платы, задержках расчетов с крестьянами и колхозами за сданную продукцию и т.п. Думается, что это явится превентивной мерой на пути манипулирующих цифирью чиновников.
Введена ответственность (статья 261-1) за изготовление, сбыт либо использование поддельных акцизных марок Республики Беларусь. Цель, преследуемая нововведение, - укрепление финансовой дисциплины, законности в деятельности юридических и физических лиц и повышение полноты взыскания акцизного налога. Уточнена редакция ст. 339, предусматривающей уголовную ответственность за хулиганство.
Борьба с коррупцией
Отмечая принципиально важное значение внесенных в УК дополнений и изменений по уголовно-правовой охране прав человека указанными нормами, подчеркнем в этой связи одно существенное обстоятельство, которое, на наш взгляд, требует особого осмысления. Специфика многих международных преступлений, к числу которых, в первую очередь относятся коррупционные, состоит в том, что они совершаются прежде всего не частными, а должностными лицами, наделенными соответствующими полномочиями. В силу этого нормы комментируемого Закона направлены на последовательное регулирование законодательным путем вопросов борьбы с коррупцией. Законодатель пошел по пути повышения эффективности уголовно-правовой борьбы с данным явлением через ужесточение наказания за преступления против интересов службы: злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424), бездействие должностного лица (ст. 425), превышение власти или служебных полномочий (ст. 426), получение и дача взятки (ст. ст. 430 и 431), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429).
Кроме того, Законом расширил круг субъектов, подпадающих под понятие должностного лица. К числу таких лиц отнесены должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.
Претерпела изменение и упомянутая выше ст. 430 УК. Теперь законодательно уточнено, что материальные ценности или выгоды имущественного характера могут быть получены должностным лицом в качестве взятки с целью обращения их не только в свою пользу, но и в пользу членов своей семьи, близких родственников. Предметом же взятки могут выступать материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера независимо от их стоимости, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с занимаемым должностным положением (различного рода виды услуг, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ и т.п.).
Несколько слов об ответственности за получение взятки - преступлении, являющимся наиболее опасным проявлением коррупции, поскольку она, подобно ржавчине, подрывает принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости в обществе, составляет угрозу моральным устоям общества. Если раньше, например, санкция за получение просто взятки (без квалифицирующих признаков) должностным лицом предусматривала расширенный спектр основных альтернативных уголовных наказаний для виновного – арест, ограничение свободы или лишение свободы на срок до шести лет, то в настоящее время за такие же деяния предусмотрено более суровое наказание - только в виде лишения свободы на срок до семи лет.
Примечание к главе 35 УК дополнено положением, исключающим обращение в доход государства имущества, переданного в качестве взятки лицами, оказавшимися в состоянии крайней необходимости, в силу чего была дана взятка, или же которые до передачи предмета взятки добровольно уведомляли прокурора, орган дознания, дознавателя и следователя о вымогательстве взятки и в дальнейшем способствовали изобличению взяткодателя. Как свидетельствовала практика прокурорского надзора, а также анализ судебной практики по делам указанной категории изъятие и обращение в доход государства денег или иных ценностей, ранее принадлежавших лицу, давшему взятку, но подлежащему освобождению от уголовной ответственности в связи с его деятельным раскаянием, не стимулировала лиц, давших взятку, на добровольное сотрудничество с правоохранительными органами, а значит, не могло способствовать борьбе с получателями взяток. Указанное дополнение устраняет и этот проблемный вопрос.
Со вступлением в силу нового Закона эти нормы смогут заработать только при условии, если в полной мере будет действовать конституционный принцип о равенстве всех перед судом и законом. Будем надеяться, что и другой провозглашенный в Уголовном кодексе принцип о неотвратимости наказания станет действенным: в каких бы чинах и званиях ни оказались виновные в этих преступлениях, наказание должно следовать неотвратимо. Смею заверить, что Прокуратура, принимавшая активное участие в разработке обсуждаемого Закона, приложит для этого все усилия.
Безусловно, нам всем еще предстоит научиться жить по новому законодательству. И путь этот будет не прост. Однако время должно примирить скептиков, которые считают, что общество не готово к столь либеральным законам, и оптимистов, думающих, что новое законодательство - панацея от всех бед.
Возвращаясь в этом контексте к новым дополнениям и изменениям в УК, хочу еще раз подчеркнуть, что в нем получили определенное соразмерное нашим реалиям воплощение международные, а равно и европейские стандарты по правам человека. Среди этих принципов, которые воспроизводят международные стандарты и имеют особое значение для белорусской правоприменительной практики, следует выделить принцип гуманизма, который содержательно проявляется в новом Законе в объединении двух начал: обеспечении безопасности членов общества от преступных посягательств и в одновременном обеспечении гуманного и справедливого уголовного наказания лицам, преступившим закон.
Уверен, что совершенствование уголовного законодательства должно и в дальнейшем осуществляться в соответствии с конституционным принципом, утверждающим приоритет прав и свобод человека как высшей ценности общества и государства, поскольку интеграция Республики Беларусь в систему основных международных пактов и конвенций по правам человека обязывают ее привести свое законодательство в соответствие с международными и европейскими стандартами в области прав человека.
Что же касается проблемы стабильности уголовного законодательства, то оно напрямую связано с вопросом развития белорусского общества – процессом нескорым и непростым. Он изначально предполагает путь дальнейшего совершенствования законодательства и в этом нет ничего зазорного. Это – диалектика жизни, позволяющая адекватно реагировать на происходящие изменения.
В.Романович,
Начальник отдела правового
обеспечения Прокуратуры Республики Беларусь
Опубликовано на Порталусе 20 января 2005 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK