Главная → ПРАВО БЕЛАРУСИ → Мартинович И.И. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СУДОУСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // "Государство и право", Date:07-01-2000(GIP-No.007)
Дата публикации: 19 июня 2007
Автор(ы): Мартинович И.И., профессор Белорусского государственного университета, доктор юридических наук, заслуженный юрист Республики Беларусь →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО БЕЛАРУСИ - СУДЕБНОЕ →
Источник: (c) "Государство и право", Date:07-01-2000(GIP-No.007) →
Номер публикации: №1182262533
Мартинович И.И., профессор Белорусского государственного университета, доктор юридических наук, заслуженный юрист Республики Беларусь, (c)
--------------------------------------------------------------------------------
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СУДОУСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Сравнительный анализ)
Автор: И. И. Мартинович (1)
(?) 2000 г.
Углубление интеграционных процессов Союза Беларуси и России, подписание Декларации о создании Союзного государства, договора и соглашения об обеспечении равных прав граждан на территории Российской Федерации и Республики Беларусь предполагают сближение национальных правовых систем этих государств, унификацию их законодательства, в том числе о судебной власти и судоустройстве. В этой связи не лишен смысла сравнительный анализ новейшего законодательства о судебной организации, белорусского и российского опыта реформирования судебных систем, становления независимой и самостоятельной судебной власти как гаранта прав и свобод граждан, действенности законов.
Следует отметить, что почти во всех странах СНГ - бывших союзных республиках стали проводиться судебно-правовые реформы. Раньше, чем в других суверенных государствах, а именно 24 октября 1991 г., была принята, как известно, Концепция судебной реформы в Российской Федерации. В Республике Беларусь Верховный Совет одобрил Концепцию судебно-правовой реформы весной 1992 г. Эти документы наметили коренные преобразования в судебных системах, укрепление правового и социального статусов судей.
Основополагающими правовыми актами по обновлению белорусского и российского судоустройства в условиях переходного периода являются соответственно Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) и Конституция Российской Федерации 1993 г., в которых на высшем юридическом уровне закреплены руководящие начала о месте и роли суда в системе разделения властей, демократические основы правосудия.
Анализ конституционных принципов правосудия наших государств показывает, что в основном они совпадают, и это не случайно, поскольку и те и другие отражают общепризнанные принципы и нормы международного права, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека. Международном пакте о гражданских и политических правах. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др. Эти международно-правовые акты выражают передовые социально- правовые идеи в сфере правосудия и являются составной частью правовых систем Беларуси и России, им отводится приоритетное значение в случае расхождения с предписаниями национального законодательства.
Вместе с тем в Конституции Российской Федерации закреплены некоторые основополагающие начала судоустройства, которые не нашли отражения в Конституции Республики Беларусь, а именно: участие граждан в отправлении правосудия (ст. 32); осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118); несменяемость судей (ст. 121); неприкосновенность судей (ст. 122); осуществление правосудия в случаях, предусмотренных законом, с участием присяжных заседателей (ст. ст. 20, 47, 123); финансирование судов из федерального бюджета (ст. 124). В отличие от Конституции Республики Беларусь в Конституции Российской Федерации сформулированы требования к кандидатам в судьи (ст. 119), определены место и полномочия не только Конституционного Суда, но и Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда (ст. 126, 127). Следует отметить, что в России право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит Конституционному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ. В Беларуси таким правом высшие органы судебной власти (в том числе и Верховный Суд РБ) наделялись до конституционной реформы 1996 г. (ст. 90 Конституции Республики Беларусь 1984 г.).
Словом, необходимо признать, что в Конституции Российской Федерации по сравнению с Конституцией Республики Беларусь основы организации и деятельности суда регулируются более полно и последовательно.
В этой связи хотелось бы более подробно остановиться на таком руководящем начале демократического правосудия, как участие граждан в судебном разбирательстве дел, обеспечивающее тесную связь судебной власти с народом, привлечение его к государственному управлению, общественный контроль за судебной деятельностью, вынесение законных и обоснованных судебных решений, нравственно-правовое влияние судебного процесса.
В Федеральном конституционном законе Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. (2), имеющем определяющее значение для организации судебной власти в Российском государстве, этому принципу правосудия посвящена ст. 8. В ней предусмотрены три формы участия граждан в судебном рассмотрении дел: в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей, что является значительным достижением и отвечает демократической направленности российской судебной реформы.
--------------------------------------------------------------------------------
1 Профессор Белорусского государственного университета, доктор юридических наук, заслуженный юрист Республики Беларусь.
2 Росс. газ. 1997. 6 янв.
стр. 108
--------------------------------------------------------------------------------
К сожалению, в Республике Беларусь принцип участия граждан в осуществлении правосудия не получил прямого закрепления в Конституции и Законе о судоустройстве и статусе судей 1995 г. (3) Однако в действующем белорусском законодательстве предусмотрены две формы участия граждан в судебном рассмотрении дел - это участие в качестве народных и присяжных заседателей. Они имеют такую же историю, такие же плюсы и минусы, как и одноименные институты в России.
Напомню, что старейшая из указанных форм участия народа в суде - это участие в качестве присяжных заседателей. Она была введена Судебными уставами 1864 г., действовала до 1917 г. и вновь возрождена в Российской Федерации (в девяти регионах) в 1993-1994 г. Институт народных заседателей начинал свою историю с советского времени, с Декрета о суде N 1 от 24 ноября 1917 г., и продолжает функционировать в обеих странах в настоящее время. Наиболее "молодым" является институт арбитражных заседателей, который предусмотрен Законом об арбитражных судах РФ от 5 апреля 1995 г. (4)
По вопросу о судьбе института народных заседателей высказывались различные суждения, но при разработке Концепции судебно-правовой реформы в Республике Беларусь возобладало мнение о том, что эта форма участия граждан в суде себя изжила и превратилась в декорацию. Эта позиция нашла отражение в Законе о судоустройстве и статусе судей, согласно ст. 8 которого граждане участвуют в разбирательстве дел в суде только в качестве присяжных заседателей, при этом исключительно по уголовным делам о преступлениях, за которые предусмотрена смертная казнь, если обвиняемый не признает себя виновным и требует суда присяжных. Однако по существу рассмотрение дел с участием народных заседателей в республике не прекращалось. Жизненные обстоятельства и практика белорусского судопроизводства потребовали отсрочки введения суда присяжных до 2000 г. и утверждения Временного положения об утверждении списков народных заседателей, что и было реализовано Законом Республики Беларусь от 7 июня 1996 г. (5) В соответствии с "духом времени" был усовершенствован порядок формирования корпуса народных заседателей. Вместо избрания их гражданами и представительными органами (в зависимости от звена судебной системы) они стали подбираться местными органами юстиции на основе списков избирателей, постоянно проживающих на территории района, города, области, сроком на пять лет и утверждения этих списков соответствующими исполкомами.
Учитывая, что введение суда присяжных по белорусскому законодательству предусматривается в весьма узких пределах (особенно в связи с предстоящим принятием нового Уголовного кодекса, значительно ограничивающего применение исключительной меры наказания), и то весьма проблематично (судя по отношению к этой форме уголовного судопроизводства многих юристов, в том числе и руководства судебного ведомства республики), видимо, надо согласиться с мнением о том, что следует максимально дифференцировать состав суда первой инстанции, сохранив в новом уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь и институт народных заседателей (6). По такому пути идет и новое законодательство Российской Федерации.
Что же касается суда присяжных, то введение этой формы уголовного судопроизводства представляется жизненно необходимым, поскольку это, несомненно, будет способствовать становлению независимой и самостоятельной судебной власти, усилению защиты прав человека, повышению профессионализма уголовной юстиции, наконец, формированию гражданского общества, немыслимого без социальной активности и надлежащего нравственно-правового развития его членов.
Судьба суда присяжных в Беларуси драматична. В острых дискуссиях решался о нем вопрос в Верховном Совете при обсуждении проекта Конституции, Закона о судоустройстве и статусе судей, Уголовно-процессуального кодекса, на первом съезде судей Республики Беларусь. В итоге, в отличие от Конституций РФ и Украины 1996 г. (ст. 124, 127), наша Конституция, как уже отмечалось, ни в прежней, ни в действующей редакции не содержит нормы о рассмотрении некоторых категорий дел с участием присяжных заседателей. Правда, следует оговориться, что это не исключало введения такой формы судопроизводства, ибо ст. 113 Конституции РБ зафиксировала правило о коллегиальном рассмотрении дел во всех судах, а в случаях, предусмотренных законом, - единолично судьями. Базовый закон о судоустройстве, получивший, кстати, высокую оценку у экспертов Совета Европы, предусмотрел в соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы этот правовой институт. Теперь возникли проблемы с его реализацией...
Известно неоднозначное отношение к суду присяжных и в России. Непрочность его положения сохраняется до сих пор. Однако за пять лет своего функционирования в девяти регионах Федерации он доказал свою жизненность, полезность и необходимость, сыграв "положительную роль в деле осуществления правосудия" (7). Российские судьи-профессионалы высокого класса убеждены, что суд присяжных состоялся, что он пришел в Россию навсегда (8).
По представлению Президента Российской Федерации Госдума будет решать вопрос о введении суда присяжных еще в двенадцати регионах России. Хотелось бы надеяться, что суд присяжных - суд общественной совести и справедливости, суд последней надежды продолжит свое победное шествие, а точнее свой "тернистый путь", по российской земле во благо народа и подлинного правосудия, как гарант состязательного процесса, форма истинного народовластия. Быть может, российский опыт возрождения суда присяжных убедит противников этого суда в Беларуси в необходимости отказаться от стереотипов и право граждан на суд присяжных сделать неотъемлемым
--------------------------------------------------------------------------------
3 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. N 11. Ст. 120.
4 Росс. газ. 1995. 16 мая.
5 Ведомости Верхового Совета Республики Беларусь. 1996. N 21. Ст. 377.
6 Зайцева Л.Л. О дифференциации состава суда в проекте УПК Республики Беларусь // Сб. научных трудов. Право и демократия. Вып. 8. Минск. 1997. С. 133.
7 Шурыгин А. За пять лет суд присяжных дошел до девяти регионов // Росс. юстиция. 1998. N 12. С. 7.
8 Суд присяжных состоялся // Там же. С. 8.
стр. 109
--------------------------------------------------------------------------------
составным элементом национальной правовой системы, признаком ее цивилизованности и демократичности.
В переходный период в Беларуси и России принят, как известно, ряд законодательных актов, значительно модернизировавших судебные системы и на уровне международных стандартов, регламентировавших статус судей - носителей судебной власти. Учитывая государственное устройство страны. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. закрепляет единство судебной системы РФ и устанавливает два вида судов: федеральные и субъектов Федерации. Таким образом, действующая российская судебная система включает три параллельно функционирующие подсистемы органов судебной власти федерального уровня: Конституционный Суд РФ, систему федеральных судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ и федеральные арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ, а также суды субъектов Российской Федерации.
Если принять во внимание, что Республика Беларусь - унитарное государство, то в принципе ее судебная организация сходна с российской, ибо также состоит из трех параллельно действующих ветвей третьей власти: Конституционного Суда, судов общей подсудности и хозяйственных судов. Создание чрезвычайных судов и в Беларуси, и в России запрещено.
Следует подчеркнуть, что и в той, и в другой стране имеются противники такого рода построения судебной системы, обосновывается необходимость возврата к централизованной судебной системе, существовавшей в годы господства административно-командной системы. Основной аргумент - такая судебная организация, впрочем, действующая в большинстве стран мира, якобы ослабляет судебную власть. Между тем не требует доказательств тот факт, что влиятельность и авторитет судебной власти, ее "сила" зависят не от сосредоточения ее в одном судебном центре, а прежде всего и главным образом от обеспечения реальной независимости органов правосудия, их компетентности, профессионализма, доступности для населения. А это в большей степени обеспечивает судебная система, построенная по принципу функционального размежевания организационных форм судебной власти, иначе говоря, на принципе углубленной специализации с сохранением автономии ветвей этой власти. Такая модель организации судебной системы повышает качество судебной деятельности и эффективность судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Поэтому так важно и на будущее сохранить этот принцип незыблемым в судоустройстве наших стран.
В соответствии с Концепцией судебной реформы Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. предусмотрел возрождение мирового суда как суда первой инстанции по гражданским, административным и уголовным делам в качестве суда общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Подробно полномочия и порядок деятельности этого суда регламентированы Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. (9)
Примечательно, что мировые судьи включены в систему общих федеральных судов, так как федеральный районный суд является "непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района" (ст. 22 Федерального конституционного закона о судебной системе Российской Федерации от 31 декабря 1996 г.).
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Концепции судебно-правовой реформы Республики Беларусь также предусматривалось учреждение избираемого народом мирового суда как низшего звена системы общих судов. Однако эта идея не была воспринята законодателем, и в Законе о судоустройстве и статусе судей 1995 г. такой суд не был предусмотрен. В Республике Беларусь сохранены ранее действовавшая система общих судов (районные (городские), областные и Минский городской суды. Верховный Суд) с включением в нее военных судов (межгарнизонных и Белорусского военного).
Однако у меня как у одного из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы осталось глубокое убеждение в том, что в условиях рыночной экономики и формируемого гражданского общества, а также ориентируясь на интеграцию с Россией, возрождение и в Беларуси института мировых судей было бы оправданно и полезно. Как известно, этот суд успешно действовал и пользовался популярностью в дореволюционной России и Беларуси (Северо-западном крае). Он продолжает функционировать во многих странах мира, в том числе в США, Англии, Канаде и др. Учреждение мировых судей у нас вызывается необходимостью прежде всего максимально приблизить суд к населению, обеспечить доступность правосудия и упростить процедуру разрешения малозначительных дел, а также прекратить предпринимаемые попытки реанимировать товарищеские суды, так как новые реалии нашей жизни не дают оснований надеяться, что их деятельность будет результативной. Не следует забывать и о таком достоинстве процедуры судопроизводства в мировых судах, как склонение сторон к миру, согласию, компромиссу, что является наиболее благоприятным исходом спора и для отдельной личности, и для общества в целом.
Как актуально звучат в наше врем слова А.Ф. Кони о том, что мировой суд является "местом отправления доступного народу правосудия... школой порядочности и уважения к человеческому достоинству!" (10). Как это созвучно с рекомендациями Комитета министров Совета Европы государствам-членам об эффективном доступе к закону и правосудию для беднейших слоев населения от 8 января 1993г.! (11)
Введение мировых судей в нашей стране позволило бы еще более дифференцировать судопроизводство в зависимости от общественной опасности и характера деяний, а также сложности и цены гражданского иска, увеличить судейский корпус и тем самым разгрузить районные (городские) суды и способствовать соблюдению ими процессуальных сроков рассмотрения дел.
Значительным достижением последних лет и в России, и в Беларуси является развитие судейского самоуправления, без которого невозможны утверждение независимой и самостоятельной судебной власти, укрепление статуса судей, осуществление правосудия в
--------------------------------------------------------------------------------
9 Росс. газ. 1998. 22 дек.
10 Кони А.Ф. Собр. соч. Т. 1. М., 1966. С. 289.
11 Росс. юстиция. 1997. N 9. С. 3.
стр. 110
--------------------------------------------------------------------------------
соответствии с законом. Органы судейского сообщества принимают активное участие в формировании судейского корпуса, контролируют выполнение судьями их профессиональных обязанностей и правил этики служителей правосудия.
В соответствии со ст. 17 Закона о статусе судей РФ и ст. 29 Закона "О судебной системе Российской Федерации" к органам судейского сообщества относятся Всероссийский съезд судей. Совет судей РФ, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, собрания (конференции) судей и образуемые ими Советы судей, а также квалификационные коллегии судей на местах.
В Республике Беларусь сейчас действует следующая система органов судейского самоуправления: съезды судей Республики Беларусь, Республиканский совет судей, конференции и квалификационные коллегии судей. Организационное оформление органов судейского сообщества в нашей стране еще не закончено, поскольку в подготовленном законопроекте "Об органах самоуправления судей Республики Беларусь" предусмотрено образование Высшей квалификационной коллегии судей Республики Беларусь и Суда чести судей.
Подводя итоги вышесказанному, есть основания утверждать, что в обоих союзных государствах имеются несомненные успехи в реформировании судебной организации, утверждении независимой и самостоятельной судебной власти.
Сравнительный анализ некоторых аспектов развития законодательства о судоустройстве в Республике Беларусь и Российской Федерации свидетельствует о совпадении фундаментальных положений и принципов правового регулирования данной сферы общественных отношений. Вместе с тем наличие определенной специфики и темпов в реформировании судебных систем дает возможность творчески обмениваться опытом судебного строительства и вырабатывать наиболее приемлемые варианты решения дискуссионных вопросов совершенствования законодательства и практики его применения. Особый интерес представляет для нас новейшее российское законодательство в связи с решениями первого съезда судей Беларуси о необходимости разработки предложений по усовершенствованию судебной системы, пересмотру соответствующих положений Концепции судебно- правовой реформы и Закона о судоустройстве и статусе судей от 13 января 1995 г. и иных законодательных актов, касающихся судебной деятельности, и приведению их в соответствие с Конституцией Республики (12), а также предполагаемой кодификацией белорусского законодательства о судоустройстве. Наконец, в целях успешного проведения судебно-правовой реформы в Республике Беларусь было бы оправданно и полезно и у нас, по примеру России, образовать при Президенте Республики Беларусь Совет по вопросам совершенствования правосудия. Это облегчило и обогатило бы сотрудничество в процессе реформирования судебной организации, становления независимой и самостоятельной судебной власти - неотъемлемой составной части правовой государственности.
--------------------------------------------------------------------------------
12 Первый съезд судей Республики Беларусь. Документы и материалы. Минск, 1998. С. 162.
стр. 111
Опубликовано на Порталусе 19 июня 2007 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK