Поиск
Рейтинг
Порталус
база публикаций

ПРАВО БЕЛАРУСИ есть новые публикации за сегодня \\ 20.08.19


БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЕ ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Дата публикации: 21 октября 2007
Автор: П. НИКИТЕНКО, Т. ВЕРТИНСКАЯ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПРАВО БЕЛАРУСИ - ТАМОЖЕННОЕ →
Источник: (c) Журнал "Неприкосновенный запас", 2006, №3
Номер публикации: №1192974710 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


П. НИКИТЕНКО, Т. ВЕРТИНСКАЯ, (c)

найти другие работы автора

БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЕ ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ
Автор: П. НИКИТЕНКО, Т. ВЕРТИНСКАЯ


П. Никитенко

академик Национальной академии наук Беларуси

академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси

директор Института экономики НАН Беларуси

Т. Вертинская

кандидат экономических наук (Институт экономики НАН Беларуси)

Пространственная дифференциация условий экономической деятельности, в том числе во внешнеэкономической сфере, усиливающаяся территориальная неравномерность развития интеграционных отношений вызывают к жизни новые разнообразные формы международных экономических связей, в их числе приграничное сотрудничество. Начав активно практиковаться в рамках Европейского союза, оно стало эффективным способом микроинтеграции и формирования "Европы без границ", а также действенным инструментом выравнивания уровня социально-экономического развития регионов и приграничных территорий стран-членов ЕС.

В настоящее время развитие приграничных контактов в различных сферах гуманитарной и социально-экономической деятельности является неотъемлемой частью внешнеэкономической стратегии практически всех стран мира, в том числе Республики Беларусь и Российской Федерации. И все же следует признать, что приграничное сотрудничество на белорусско-российском приграничье не стало активным элементом интеграционной политики двух стран в области формирования Союзного государства. И это при том, что эта форма международных экономических отношений, пожалуй, в большей мере чем другие, характеризует специфику Союзного государства Беларуси и России как регионального экономического объединения.

Приграничное сотрудничество, являясь по сути формой экономического взаимодействия региональных частей экономик сопредельных стран, включает в орбиту интеграционных связей новые субъекты, тради-

стр. 86


--------------------------------------------------------------------------------

ционно не относившиеся к сфере международных связей. Это способствует более равномерному распределению социально-экономических выгод международного сотрудничества, решению проблем повышения качества и уровня жизни населения в ходе интеграционных процессов. Укрепление регионального уровня экономической интеграции может рассматриваться как механизм нейтрализации угроз глобализации, проявляемых на уровне местных сообществ, и балансирования интересов государства, территории, их населения и международного бизнеса. Это отвечает идее формирования социально ориентированной, устойчивой и инновационной модели белорусской экономики и является ее продолжением во внешнеэкономической сфере. Благодаря приграничным контактам выявляются новые резервы углубления экономической интеграции и формирования реально интегрированного социально-экономического пространства двух стран. Этим объясняется внимание к проблемам белорусско-российских приграничных связей.

Наряду с уже давно развернувшейся научной дискуссией, эти вопросы в настоящее время активно прорабатываются на уровне Межпарламентской комиссии Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству. Идет поиск наиболее приемлемой модели приграничных связей, которая позволила бы решить специфические проблемы белорусско-российского приграничья и дать импульс новым: культурно-образовательным и социально-экономическим контактам. Академическая наука не стоит в стороне от этих процессов и предлагает свои концептуальные подходы к разработке такой модели. Один из ее вариантов в виде Концепции развития приграничного сотрудничества Беларуси и России в рамках формирования Союзного государства и предлагается для обсуждения научной общественностью двух стран.

Состояние и проблемы белорусско-российского приграничного сотрудничества. Белорусско-российское приграничье составляют 6 областей: Витебская, Могилевская, Гомельская (Республика Беларусь) Псковская, Смоленская, Брянская (Российская Федерация), они включают 139 административных районов. Непосредственно к белорусско-российской границе протяженностью 990 км примыкают 34 административных района. Как известно, потенциал приграничного сотрудничества, с одной стороны, формируется на основе сходства экономик приграничных территории и целесообразности совместными усилиями решать общие проблемы социально-экономического развития сопредельных стран, а с другой стороны, предполагает разнокачественность экономических

стр. 87


--------------------------------------------------------------------------------

структур в пределах приграничной зоны, что также является одним из факторов развития международного экономического сотрудничества.

С этой точки зрения белорусско-российское пограничье обладает высоким интеграционным потенциалом. Для этой зоны характерны схожие природно-ресурсные и экологические условия: территории отличаются равнинностью, из полезных ископаемых имеются преимущественно строительные и стекольные пески, глина и суглинки, используемые для строительства, производства стекла, строительных материалов. И такие производства составляют основу промышленного комплекса приграничных регионов двух стран. Экологическая напряженность на территориях, загрязненных в результате Чернобыльской аварии, выступает как еще одна общая проблема, решение которой составляет одну из целей приграничного сотрудничества. Важнейшим фактором, способствующим углублению сотрудничества на приграничной территории, является развитая транспортно-коммуникационная сеть. Так, белорусско-российскую границу пересекают 7 железных дорог, 11 автомагистральных дорог с твердым покрытием, 3 нефтепровода и один газопровод. Транспортная связанность белорусско-российской территории создается также реками Днепр и Сож, что может рассматриваться в качестве основы не только совместного развития речного транспорта, но и использования рекреационных ресурсов.

Одновременно для прилегающих к белорусско-российской границе административно-территориальных единиц характерна определенная дифференциация социально-экономического развития. При том, что в целом эта территория не относится к периферийному типу и активно экономически осваивалась в период существования СССР. В соответствии с Государственной схемой комплексной территориальной организации Республики Беларусь в рамках функционального районирования (устанавливающего типологии регионов трех видов: урбанизированные, сельскохозяйственные, природные и особые) административные районы, прилегающие к белорусско-российской границе, определены в основном или как регионы с низким агроресурсным потенциалом, или как особые территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Стратегическое развитие таких территорий предполагает формирование многоукладных и эффективных форм хозяйствования, развитие социальной инфраструктуры, внедрение инноваций, в том числе ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Сравнительный анализ социально-экономического развития приграничных регионов Беларуси и России вызывает определенные сложности из-за различий в методологии расчета ряда статистических показателей, необходимости приведения их в сопоставимый вид. Одним из подходов

стр. 88


--------------------------------------------------------------------------------

проведения такой сравнительной оценки является представление приграничных регионов в виде системы так называемых геотрионов, включающих такие компоненты, как природа, хозяйство и население, и построение пространственных структурно-функциональных моделей, позволяющих привести их к единой типологии и определить направления приграничного сотрудничества. Разработка белорусскими учеными такой модели позволила выявить ряд имеющихся различий на белорусско-российском пограничье. В частности, для административных районов, прилегающих к приграничной территории с белорусской стороны, характерен более высокий уровень занятости и в то же время более низкий уровень доходов населения. В белорусских административных районах более напряженная экологическая ситуация. Из-за низкого уровня освоенности территории и невысокой антропогенной нагрузки на природную среду экологическое состояние российской части приграничной зоны стабильнее. В отличие от Беларуси на уровне административных районов в России наблюдается большая дифференциация социально-экономического развития, чем в Беларуси1 . Указанные особенности приграничной территории Беларуси и России определяют перспективность развития приграничных связей в области взаимного товарообмена, экологии, совместного сельскохозяйственного производства, скоординированного регулирования рынка приграничной рабочей силы и некоторых других.

Из всех форм внешнеэкономической деятельности наибольшее развитие получила в настоящее время торговля между приграничными регионами. Полного статистического учета товаро-обменных операций в пределах приграничной территории как с российской, так и с белорусской стороны не осуществляется. Поэтому об объемах и структуре приграничной торговли можно судить на основе экспортно-импортных операций на уровне областей. В целом по величине международной торговли приграничные области не выделяются на фоне других регионов Беларуси и России. Например, с белорусской стороны внешнеторговый оборот Витебской, Могилевской, Гомельской областей находится в пределах 3 - 5% общего объема их внешней торговли с Российской Федерацией, что свидетельствует о наличии значительных резервов его роста. В товарной структуре преобладает продукция нефтехимической, химической, пищевой и легкой промышленности, металлообработки и автомобилестроения, которая, как известно, производится в Беларуси на крупных промышленных предприятиях.


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Проблемы приграничных регионов России - Москва, ИГРАН, 2004; Российско-белорусское порубежье: устойчивость социально-культурных и эколого-хозяйственных систем - Псков: ПГПУ им. С. М. Кирова, 2005.

стр. 89


--------------------------------------------------------------------------------

В белорусско-российских приграничных районах наблюдается также активная инвестиционная деятельность. Например, в Смоленской области Российской Федерации более 50% совместных производств создано с участием белорусского капитала. В числе наиболее успешных следующие: "МЕДИТЭК" (производство медицинского оборудования), филиалы СП "Белвест", АОА "Витебские ковры", Смоленский филиал АОА "Брестский чулочный комбинат" и другие. Приведенные примеры не только иллюстрируют положительную динамику белорусско-российских производственных связей, но отражают и существующие здесь проблемы. Так, в настоящее время во внешнеэкономические приграничные связи вовлечены в основном крупные предприятия-экспортеры, а реализуемые инвестиционные проекты имеют национальный или союзный масштаб. Производственное международное сотрудничество небольших предприятий, в том числе негосударственных форм собственности, не развито. Более того, по обе стороны границы не используются на полную производственную мощность предприятия, работающие на местном сырье и ориентированные на локальный рынок. Периодически происходят так называемые "хлебные" или "молочные" войны и, как результат, вводятся запреты на ввоз в соседние регионы сырья и продуктов питания.

Нереализованность потенциала приграничных связей наглядна просматривается в сложившейся ситуации на региональных рынках труда. Нехватка рабочей силы, прежде всего квалифицированной, в приграничной зоне одной страны сочетается с высоким уровнем безработицы в соседнем регионе сопредельного государства. Миграционная составляющая как эффективный инструмент уравновешивания рынков труда не задействована. Причин несколько, в том числе низкая инициативность органов местного управления и самоуправления, имеющиеся несоответствия в системах налогообложения двух стран и т.п.

В числе незадействованных резервов белорусско-российских приграничных связей находится сфера услуг. Зарубежная практика демонстрирует большое разнообразие форм и видов приграничного сотрудничества в сфере оказания услуг, особенно так называемых общественных. Они связаны с региональным развитием прилегающих к границе территорий и имеют локальный масштаб распространения. Примеров такого сотрудничества в зарубежной практике множество. Например, региональные и местные власти приграничных территорий Австрии и Чехии совместно эксплуатируют ирригационные системы и объекты переработки промышленных вод. На австрийско-венгерской и чешско-германской границе стало обычным делом совместное содержание дорог и реализация проектов по созданию местных железнодорожных и автобусных маршру-

стр. 90


--------------------------------------------------------------------------------

тов. Взаимные связи в сфере электро- и водоснабжения на местном уровне существуют между Францией и Германией, Венгрией и Словенией.

Предпосылки и необходимость такого рода контактов между приграничными районами на белорусско-российской границе также существуют. Кроме общественного сектора возможно более активное приграничное сотрудничество в области транспортных и рекреационно-туристических услуг. Например, разработка совместных проектов на уровне местных властей по обустройству придорожным сервисом транспортной инфраструктуры могла бы способствовать решению ряда проблем приграничных территорий: повышению занятости, реструктуризации экономики регионов, повышению их инвестиционной привлекательности.

В чем главные причины нереализованности потенциала интеграционных экономических связей двух стран на уровне приграничных территорий? В их числе, пожалуй, можно выделить три наиболее важные.

Во-первых, на концептуальном уровне приграничные связи не рассматриваются как особый вид международных экономических отношений, имеющий свою специфику целей, интересов, объекта и методов управления.

Во-вторых, в интеграционной политике формирования Союзного государства Беларуси и России основной упор сделан на межгосударственный и национальный уровни, а региональное и местное звено управления в правовом и организационно-финансовом плане не определены как равноценные. В связи с этим отсутствует четкая и последовательно реализуемая политика развития приграничного сотрудничества как одного из аспектов белорусско-российского союзного строительства. Как следствие, со стороны наднациональных органов не осуществляется в должной мере организационно-методическая помощь и не созданы каналы финансовой поддержки, как это имеет место, например, в практике Европейского союза.

В-третьих, наиболее сильным тормозом развития приграничных контактов является несоответствие объемов компетенции органов местной власти Беларуси и России, вытекающее из различий в построении системы местного управления и самоуправления, определенной ассиметричности в проведении рыночных реформ, особенностей моделей социально-экономического развития и используемых методов управления экономикой. В результате приграничные связи развиваются не по классической схеме взаимодействия между региональными органами управления двух стран, а требуют вмешательства центра. Это приводит к перекосам при реализации национальных интересов, снижает инициативность местных властей и лишает сотрудничество организационно-экономических предпосылок в сферах, определяющих социально-экономическое развитие приграничной территории.

стр. 91


--------------------------------------------------------------------------------

Решение в практической плоскости этих и других проблем - сложный и длительный процесс. Между тем, их научная проработка представляется не только важной, но и необходимой, что нашло определенное отражение в разработанной в Институте экономики Национальной академии наук Беларуси "Концепции развития приграничного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках формирования Союзного государства Беларуси и России".

Основные понятия, используемые в "Концепции". Концепция приграничного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации определяет цели, задачи, сферы и направления развития приграничных связей, а также механизм их обеспечения. Концепция призвана на базе научно-обоснованных принципов с учетом сложившихся направлений сотрудничества и накопленного зарубежного опыта в этой сфере определить меры, способствующие переходу от спонтанного характера развития приграничных контактов Беларуси и России к целенаправленной и поэтапно реализуемой стратегии приграничного сотрудничества на базе целостного механизма как части общего механизма формирования Союзного государства Беларуси и России. Приграничное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации должно стать локомотивом интеграционных процессов на микроуровне и инструментом решения многих социально-экономических, социокультурных, религиозно-этнических и территориальных проблем приграничных территорий, воплощением принципа добрососедства в развитии отношений и составной частью формирования единого экономического пространства двух стран.

Под приграничным (трансграничным) сотрудничеством понимаются согласованные меры административного, технического, правового и экономического характера по развитию сотрудничества приграничных территориальных сообществ сопредельных стран для решения общих проблем в сферах экономики, экологии и культуры в пределах полномочий региональных или местных властей, а также национальных структур, осуществляющих властные полномочия на местном уровне в соответствии с внутренним законодательством.

Приграничное экономическое сотрудничество представляет одну из форм региональной экономической интеграции, которая реализуется между региональными и местными властями в пределах приграничного региона (территории) и определяется особенностями региональной экономики.

В основе определения пограничья как территории приграничного сотрудничества могут лежать несколько подходов:

стр. 92


--------------------------------------------------------------------------------

* традиционный, определяющий 15 - 20-километровую зону, расположенную по обе стороны границы, в качестве приграничной территории;

* проблемный, в соответствии с которым пространственный охват проблем, решаемых в результате приграничного сотрудничества, определят размеры приграничной территории;

* административный., при котором пограничье совпадает с территорией административно-территориальных единиц, имеющих границу с одной или несколькими странами и участвующих в приграничном сотрудничестве.

Приграничным регионом Республики Беларусь выступают административно-территориальные единицы областного и районного уровня, имеющие общую границу с Российской Федерацией.

Приграничной территорией, не совпадающей с внутренними регионами, является часть территории страны, которая имеет границу с сопредельным государством и потенциально рассматривается в качестве зоны приграничного сотрудничества в силу наличия общих проблем, представляющих взаимный интерес.

Задачи, сферы и принципы приграничного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации. Приграничное сотрудничество направлено на реализацию общенациональных и региональных интересов Республики Беларусь и Российской Федерации как во внешней, так и во внутренней политике и является механизмом формирования Союзного государства на региональном уровне.

Основными задачами приграничного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации являются:

* укрепление дружбы, доверия и добрососедства между странами на основе развития культурных связей и сотрудничества в гуманитарной сфере, включая обучение, обмен между средствами массовой информации, общественными организациями, организацию совместных культурных мероприятий;

* реализация мер, препятствующих проявлению национализма, этнического и регионального сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории;

* обеспечение мер, предупреждающих и ликвидирующих последствия чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, имеющих трансграничное влияние;

* содействие осуществлению внешней и внутренней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на

стр. 93


--------------------------------------------------------------------------------

границе двух стран, противодействие противоправным действиям (терроризм, оборот наркотиков, незаконная миграция, торговля людьми и т.д.);

* информационное обеспечение прохождения через приграничную территорию экспортно-импортных операций, организация их таможенного контроля, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов и терминалов;

* устойчивое развитие и повышение благосостояния населения приграничной территории на основе активизации сотрудничества в сфере развития местного хозяйства, туризма, экологии и в других областях;

* выравнивание уровня жизни населения по обе стороны границы и реализация целей регионального развития экономики приграничной территории;

* постепенное формирование приграничного рынка труда с целью сокращения миграции населения малонаселенной приграничной зоны;

* совместное рациональное использование природных ресурсов и повышение эффективности функционирования производственной и социальной базы приграничной территории, включая предотвращение дублирующей экономической деятельности, осуществление согласованной градостроительной политики на приграничной территории, создание и эффективное использование производственной и социальной инфраструктуры на приграничной территории.

Исходя из специфики приграничной территории Республики Беларусь и Российской Федерации и с учетом зарубежного опыта в качестве основных сфер приграничного сотрудничества целесообразно рассматривать следующие:

- охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

- экономика приграничной территории, занятость и общественные услуги населению;

- совместное сельскохозяйственное производство;

- туризм, транспорт и инфраструктура;

- здравоохранение и социальное обеспечение;

- пространственное планирование, городское и региональное развитие;

- культура, досуг, спорт и образование;

- взаимопомощь по борьбе с последствиями стихийных бедствий и катастроф.

стр. 94


--------------------------------------------------------------------------------

Основными принципами приграничного сотрудничества являются:

- добровольность, равноправие, добрососедство и партнерство участвующих сторон;

- тождественность компетенции региональных и местных органов управления интегрируемых стран;

- общность интересов и взаимовыгодность приграничного сотрудничества;

- обеспечение микроинтеграции в рамках создания Союзного государства.

Механизм управления приграничным сотрудничеством. Формирование механизма приграничного сотрудничества учитывает следующие особенности этой формы международных отношений:

- объекты приграничного сотрудничества связаны, главным образом, с региональным развитием приграничной территории;

- основным субъектом приграничного сотрудничества являются региональные и местные органы управления наряду с национальными органами управления;

- обеспечение социально-экономического и культурного единства приграничной территории по обе стороны границы - главная идея механизма приграничного сотрудничества.

Подходы к формированию механизма приграничного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации включают следующие положения:

- многообразие форм приграничного сотрудничества и соответствующие им типы правовых соглашений, учитывающие специфику проблем приграничной территории, особенности ее пространственного, социально-экономического и культурного развития;

- адекватность механизма приграничного сотрудничества существующим типам политической, социально-экономической систем, имеющимся различиям, а также приоритетам государственной интеграционной политики и целям регионального развития;

- эволюционность и поэтапность в развитии приграничного сотрудничества, включающие выбор приоритетов, секторальный подход к формированию приграничных связей и постепенное включение в сотрудничество новых сфер, постадийность в использовании методов и форм регулирования приграничных связей;

- многоуровневый подход к управлению приграничным сотрудничеством, реализуемый на межгосударственном, национальном и региональных уровнях.

стр. 95


--------------------------------------------------------------------------------

Механизм приграничного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации включает следующие составляющие: информационно-организационную, финансово-экономическую и правовую, имеющие свои особенности применительно к разным сферам, выступающим объектами приграничных связей.

Меры информационно-организационного характера являются для механизма приграничного сотрудничества определяющими и реализуются путем формирования различного вида приграничных институтов для совместной работы и механизмов скоординированных действий органов государственного, регионального и местного управления по обе стороны границы.

Организационная составляющая механизма приграничного сотрудничества включает следующие меры:

- проведение встреч представителей региональных и местных властей и уполномоченных органов государственной власти на региональном уровне по вопросам приграничного сотрудничества;

- создание специальных органов (комиссий, комитетов, рабочих групп), состоящих из представителей каждой из сторон, для обмена информацией и анализа проблем, представляющих объект совместных действий, а также выполнения консультационных функций;

- формирование ассоциаций (консорциумов) объектов коммунальной собственности территориальных сообществ для реализации совместной деятельности в одной из областей сотрудничества;

- организацию совместных предприятий, ориентированных в своей деятельности на приграничный рынок;

- развитие приграничных связей между субъектами хозяйствования и некоммерческими организациями в пределах приграничной территории на основе заключенных контрактов.

Финансово-экономическая составляющая механизма приграничного сотрудничества предполагает:

- унифицикацию местного налогообложения;

- совместное финансирование программ по различным направлениям приграничного сотрудничества;

- регулирование цен, тарифов транспортных и других услуг в пределах приграничной территории;

- беспошлинное перемещение потребительских товаров определенной номенклатуры в случаях наличия таможенного режима.

Приграничное сотрудничество развивается эволюционно, проходя несколько стадий развития:

1) обмен информацией по самым общим вопросам и налаживание контактов между региональными и местными властями;

стр. 96


--------------------------------------------------------------------------------

2) взаимные консультации по проблемам, представляющим взаимный интерес;

3) создание совместных институтов и координация деятельности в сферах сотрудничества;

4) микроинтеграция на базе формирования локальных рынков товаров, услуг, рабочей силы и оказания общественных услуг.

Концепция исходит из необходимости многоуровневого подхода к управлению приграничным сотрудничеством между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, реализуемого на межгосударственном, национальном и региональном (местном) уровнях. Цели, приоритеты и методы управления имеют свое особенное содержание на каждом из уровней управления.

На межгосударственном уровне, создание которого целесообразно в рамках формирования Союзного государства Беларуси и России, приоритетной задачей является обеспечение создания единого экономического пространства путем микроинтеграции (интеграции в пределах приграничной территории). Определяющими инструментами достижения этой цели выступают правовое обеспечение приграничного сотрудничества путем гармонизации правовых и экономических систем двух стран, в том числе в пределах региональных подсистем, разработка и принятие Конвенции по приграничному сотрудничеству стран СНГ, организация Конгресса местных и региональных влгютей под эгидой Межпарламентской ассамблеи СНГ и создание специальных фондов для финансирования проектов в области приграничного сотрудничества стран регионального блока.

На национальном уровне цели приграничного сотрудничества определяются безопасностью, национальными интересами страны и особенностями внешнеэкономической политики каждой из стран-партнеров.

Основными направлениями деятельности национальных органов Беларуси и России в сфере приграничного сотрудничества являются:

1) формирование приграничной инфраструктуры (контрольно-пропускных пунктов, таможенных складов, терминалов, транспортной инфраструктуры);

2) координация деятельности органов местной власти двух стран в приграничном сотрудничестве;

3) обеспечение благоприятных общеэкономических условий для приграничного сотрудничества;

4) открытие представительств на территории сопредельной страны в целях реализации приграничного сотрудничества.

На региональном (местном) уровне, который является основным в формировании и развитии приграничного сотрудничества, обеспечивается реализация целей совместного социально-экономического и культур-

стр. 97


--------------------------------------------------------------------------------

ного развития приграничной территории и решения региональных проблем за счет внешнеэкономического фактора.

Условиями эффективного участия региональных и местных властей в приграничном сотрудничестве, исходя из зарубежного опыта, являются следующие:

- принцип субсидиарности в деятельности местной власти;

- развитый институт местного самоуправления и финансовое обеспечение реализации полномочий местных органов управления;

- наличие определенной внешнеэкономической компетенции на региональном уровне.

С учетом того, что в Беларуси такие предпосылки в полной мере не созданы, необходимо предусматривать участие национальных органов управления в приграничном сотрудничестве. В случаях развития активных приграничных контактов возможно специальное делегирование на региональный уровень дополнительной компетенции либо формирование института уполномоченного национальных органов на приграничной территории.

В дальнейшем возможность развития приграничного сотрудничества в зрелых формах необходимо увязывать с совершенствованием действующей системы местного управления и самоуправления в направлении унификации со страной-партнером, развитием института местного самоуправления и определенной территориальной децентрализацией управленческих функций для обеспечения приграничного сотрудничества.

Основными направлениями деятельности органов местной власти в развитии приграничного сотрудничества являются следующие:

- разработка и реализация региональных программ приграничного сотрудничества;

- содействие уполномоченным национальных органов в осуществлении мер по налаживанию приграничных контактов;

- обеспечение информационного и организационно-экономического взаимодействия субъектов хозяйствования приграничной территории двух стран;

- реализация внешнеэкономических функций, законодательно закрепленных на региональном уровне управления.

Правовое обеспечение приграничного сотрудничества. В настоящее время правовую базу приграничного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации формируют главным образом нормативно-правовые документы национального законодательства каждой из стран, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность и опреде-

стр. 98


--------------------------------------------------------------------------------

ляющие компетенцию региональных органов управления в сфере международных отношений.

Дальнейшее развитие правовой основы приграничного сотрудничества должно осуществляться в следующих направлениях:

- формирование международной правовой основы, что предполагает разработку Конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и местных властей, аналогичной Европейской рамочной конвенции, и определяющей условия развития приграничного сотрудничества стран на постсоветском пространстве в рамках региональных объединений;

- развитие действующего национального законодательства в части более четкого определения правовой основы развития различных форм приграничного сотрудничества, компетенции региональных и местных властей в контексте совершенствования правовой базы действующей системы местного управления и самоуправления;

- создание в перспективе специального законодательства.

Ориентируясь на международную практику, целесообразно обеспечить реализацию приграничных связей Беларуси и России через следующие правовые формы соглашений:

- межгосударственные соглашения о приграничном сотрудничестве, если развитие этой формы попадает под исключительную юрисдикцию государства;

- соглашения и контакты между территориальными властями и сообществами в рамках их полномочий в соответствии с внутренним законодательством.

На начальном этапе приграничного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации правовое обеспечение развития приграничного сотрудничества целесообразно осуществлять преимущественно в форме межгосударственных соглашений, где должны быть оговорены компетенция и пределы полномочий региональных и местных властей.

По мере углубления экономической интеграции и становления Союзного государства Беларуси и России возможно обеспечение субсидиарной юрисдикции региональных и местных властей в вопросах приграничного сотрудничества и реализации права инициировать с их стороны развитие приграничных связей.

стр. 99

Опубликовано 21 октября 2007 года



Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама