PORTALUS.RU → БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ → Жорж Бизе (1838-1875) → Версия для печати
Жорж Бизе (1838-1875) [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 27 сентября 2004. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/biographies/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1096280131&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 20.04.2024.
публикация №1096280131, версия для печати
Жорж Бизе (1838-1875)
Дата публикации: 27 сентября 2004 |
АВТОР: Алексеева Л. ОПУБЛИКОВАНО: Искусство. Автор-составитель Г. В. Наполова. Минск "Пион". 1998. С. 231-234. Создатель бессмертных творений — оперы “Кармен” и замечательной музыки к драме Альфонса Доде “Арлезианка”, Жорж Визе отразил лучшие реалистические устремления французской музыки. Его опера “Кармен” “едва ли не самое выдающееся лирико-драматическое произведение той эпохи” (П. И. Чайковский). Он родился 25 октября 1838 года в Париже. Непродолжительная жизнь Визе (всего 37 лет) была заполнена напряженной творческой работой. К миру музыки композитор приобщился с детских лет. Его отец — преподаватель пения, мать — сестра известного певца и знаменитого педагога “выразительного жеста” Ф. Дельсарта, создателя школы “ритмопластики”, дали ему хорошее музыкальное образование. С четырех лет он уже знал ноты, а десяти лет поступил в Парижскую консерваторию. Будучи студентом консерватории, Визе участвует в конкурсе, организованном Оффенбахом на сочинение музыки к оперетте “Доктор Миракль” для своего театра “Буфф-Паризьен”. Получив премию, Бизе едет в Рим для усовершенствования. В Италии (1857-1860) Бизе с жадностью впитывает богатые жизненные впечатления. Творческие интересы композитора лежат в сфере театральной музыки. Его волнуют сюжеты Мольера, Гюго, Гомера. “Голова полна Шекспира... Но где взять либреттиста?” - пишет Бизе. Созданная в этот период опера “Дон Прокопио” (близкая по сюжету “Севильскому цирюльнику”) не была одобрена консерваторскими профессорами, требовавшими от композитора сочинение мессы. В этот же период Бизе сочиняет программную симфонию — кантату “Васко да Гама” и оркестровую сюиту. По возвращении в Париж Бизе работает над операми “Искатели жемчуга” (1863), затем — “Джамиле” (1872). Создает свой первый шедевр, предвосхитивший появление гениального творения “Кармен” - великолепную музыку к драме Альфонса Доде “Арлезианка” (1872). Музыка Бизе пережила пьесу Доде, прочно утвердившись в концертном репертуаре. В этом произведении ярко проявилась любовь композитора к народной музыке. В связи с сюжетом драмы он обрабатывает и развивает в музыке народные провансальские мелодии, широко использует танцевальные обороты и маршевые ритмы. В “Арлезианке” сказалась также склонность Бизе к живописным приемам, красочному звучанию оркестра. “Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части...” — писал в своих письмах Бизе, содержавший свою семью частными уроками, сочинением музыки в легком жанре, переложениями и корректурой чужих сочинений. Сильное переутомление подорвало здоровье композитора. Через три месяца после провала премьеры “Кармен”, еще молодым и в расцвете творческих сил, Бизе ушел из жизни. “Кто знает, не неуспех ли так подействовал на него?” — писал П. И. Чайковский.— ...Я готов присягнуть, что через десять лет “Кармен” будет считаться абсолютным шедевром...” Французскую буржуазию того времени, привыкшую к оперным рыцарям и принцессам, шокировали герои из народных низов. “Какая правдивость! Но... какой скандал?” — резюмировала парижская пресса. Опираясь на лучшие достижения оперного искусства, Бизе создал в “Кармен” жанр реалистической музыкальной драмы. Сюжет оперы взят из новеллы Проспера Мериме “Кармен”. Превосходное либретто, созданное опытными либреттистами Мельяком и Глеви, и его полное совпадение с музыкальным действием — важное достоинство оперы. Музыка оперы вводит слушателя в мир сильных чувств и страстей, захватывает правдивостью изображения характеров и стремительным развитием действия. Она чутко отражает динамику и всю сложность взаимоотношения главных героев — своенравной цыганки Кармен и Хозе. Их музыкальные характеристики многогранны и психологически убедительны. Высшим достижением в опере явился образ Кармен. Подобной героини опера XIX века еще не знала. Яркая и психологически верная обрисовка Кармен порою достигает подлинно трагического величия (дуэт в последнем акте). Необычайно броский и динамичный образ Кармен создан композитором на основе народно-песенных испанских и цыганских оборотов, зажигательных, огненно-темпераментных ритмов, свойственных музыке этих народов. Слушателя покоряют чарующие напевы хабанеры, сегидильи, цыганской песни. Черты драматизма и психологической углубленности этот образ выявляет во второй половине оперы. Осложнение отношений с Хозе влекут драматизацию вокальной партии Кармен. В третьем акте в монологе героини звучат трагические интонации. В партии Хозе преобладают романсовые мелодии, близкие итальянскому оперному стилю, порою напряженно-страстные, как, например, в заключительном трагическом объяснении. Не менее ярок и образ тореадора Эскамильо, обрисованный буквально несколькими штрихами. Драма героев протекает на фоне разнообразных картин народной жизни. В хоровых сценах оперы Бизе отходит от привычной трактовки народа как сплошной массы. Здесь бьет ключом настоящая жизнь, с ее южным темпераментом, красочностью, буйством и весельем. Контрастная смена пестрых массовых сцен и сольных, дуэтных номеров способствует яркому восприятию содержания. Мастерски сочетает композитор народные картины с личной драмой героев. "Я не могу без слез играть последнюю сцену. С одной стороны, народное ликование и грубое веселье толпы, смотрящей на бой быков, с другой стороны, страшная трагедия и смерть двух главных действующих лиц, которых злой рок столкнул и через целый ряд страданий привел к неизбежному концу. По-моему, это в полном смысле слова шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи”,— писал П. И. Чайковский. Опубликовано 27 сентября 2004 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1096280131 → © Portalus.ru Главная → БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ → Жорж Бизе (1838-1875) При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|