Главная → БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ → © Великой Победе - 55! ЛЕТЧИК. УЧЕНЫЙ. ПЕДАГОГ. Валентин Григорьевич Рог
Дата публикации: 04 октября 2015
Автор(ы): Александр СИМОНЕНКО →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ →
Источник: (c) Армейский сборник, 05-01-2000 →
Номер публикации: №1443914993
Александр СИМОНЕНКО, (c)
В перерывах между боевыми вылетами они шутя называли друг друга "гробмачтовиками". Говорят, в каждой шутке есть доля шутки. В данном случае, уж поверьте, она мизерна.
Топмачтовый способ бомбометания в период Великой Отечественной войны был самым эффективным в применении неуправляемых авиационных бомб по морским конвоям и боевым кораблям. В то же время он считался и самым опасным для экипажей. К примеру, в среднем летчик-истребитель Военно-Морского Флота успевал совершить 64 вылета, экипаж бомбардировщика - 48 вылетов. Жизнь же экипажей самолетов-топмачтовиков измерялась в среднем двумя тремя боевыми вылетами.
Сегодня мы рассказываем об одном из пионеров топмачтового бомбометания, фронтовике, чьи заслуги перед Отечеством отмечены тремя орденами Красной Звезды, орденом Красного Знамени, орденом " За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени и многими другими государственными наградами, академике РАЕН и АВН, докторе военных наук, профессоре, заслуженном деятеле науки и техники России генерал-майоре авиации в отставке Валентине РОГЕ.
Окрыленный мечтой
Есть воля - есть путь. Сила воли этого человека вызывает восхищение, а пройденный им жизненный путь поневоле заставляет узнавших его людей задуматься над смыслом собственных прожитых лет.
Валентин Григорьевич Рог родился 12 июля 1922 года в районном центре Семеновка Черниговской области в семье сапожника-кустаря Григория Захарьевича и крестьянки Домны Симоновны. Отец умер, когда Валентину было полтора года. Семья лишилась основного кормильца, и мать, работая с утра до позднего вечера, вынуждена была одна содержать и воспитывать троих детей.
Босоногое детство запомнилось керосинкой, коптящей лишь в праздники, и страшным голодом 1932-1933 годов. Но именно тогда, в детстве, зародилась в мальчике огромная страсть к книгам. Читал буквально все, что попадало под руку. После успешного окончания семилетки был принят в единственную во всем районе среднюю школу. В школьном коллективе Валентин был первым во всем - в учебе, спорте, художественной самодеятельности. Он никогда не гнушался физического труда, тем более, что многодетной семье жилось трудно. В летние месяцы подрабатывал разнорабочим на железной дороге, электромонтером.
В тринадцатилетнем возрасте увлекся историей авиации и авиамоделированием. Его кумирами стали известные полярные летчики. Валентин во всем старался походить на них. Многие книги по авиации он перечитывал по нескольку раз. Окрыленный мечтой стать настоящим пилотом, мальчик готовил себя не только нравственно, но и физически. Ежедневные кроссы, упражнения на перекладине и тренировки на продолжительность пребывания под водой - стали неотъемлемым условием воплощения мечты в реальность.
Приняв решение связать свою жизнь с авиацией, Валентин за несколько месяцев до окончания десятилетки подал заявление в школу морских летчиков в Николаеве. Но окончив с отличием десятилетку, так и не дождавшись ответа из Николаева, поступил в Ленинградский политехнический институт. И все же мечте Валентина суждено было сбыться. Хоть и с опозданием, вызов из летной школы пришел. Не задумываясь, Валентин оставил институт и на крыльях удачи "полетел" в Николаев. Успешно пройдя медицинскую комиссию, он был зачислен в летную школу без сдачи экзаменов.
С первых дней учебы Валентин с головой окунулся в мир летного искусства. Учился с большим усердием и старанием. Так незаметно пролетели два года.
По решению ЦК ВКП(б) и в соответствии с приказом наркома Военно-Морского Флота выпускникам летных училищ 1941 года (двухгодичникам) было присвоено воинское звание сержант. Как отмечалось в данном решении, это было сделано "с целью" повышения боевой готовности "авиации". После окончания летных училищ новоиспеченные сержанты должны были продолжать срочную службу еще два года.
Выпускнику Валентину Рогу, за особые успехи в учебе присстаршего сержанта.
А затем...
Мастерство, граничащее с риском
Потом была война. Намеченному на 22 июня 1941 года выпуску молодых летчиков не суждено было состояться.
Великая Отечественная для старшего сержанта Валентина Рога началась на учебном аэродроме Сливино (между Одессой и Николаевом). Уже на второй ее день он был назначен в состав дежурного звена. Так начались суровые военные будни.
В августе 1942 года авиационная группа, в составе которой воевал Валентин Рог, была переброшена из Бакинской бухты на полевой аэродром Николо-Комаровское (устье Волги). Она состояла из двух отрядов гидросамолетов МБР-2.
Перелетев на Волгу, экипажи оказались в необычных условиях. Взлет и посадка против течения, руление в условиях быстрого речного потока и противодействие сносу ранее не отрабатывались летчиками. Однако, демонстрируя выдержку и расчет, они в течение недели освоили все премудрости полетов на новом месте базирования. Научились безаварийно "причаливать" и становиться на "крестовину"
(приспособление для швартовки гидросамолета).
В сентябре 1942 года экипажи приступили к боевой работе в интересах 28-й армии. Ночные бомбовые удары по объектам противника, наносимые самолетами МБР-2, были достаточно эффективны. Яркий пример тому - уничтожение батарей дальнобойной артиллерии немцев в районе Халхуты.
В тот раз отряду гидросамолетов была поставлена задача: подавить огневые позиции артбатарей противника, расположенные на склонах небольших степных курганов. Точно вышли к линии фронта, но обнаружить цель в темную облачную ночь не удалось. В этих условиях Валентин Рог - ведущий отряда - принял рискованное, но, как потом окажется, верное решение. Учитывая, что до наступления рассвета оставалось немного времени, экипажи прошли за линию фронта с таким расчетом, чтобы с восходом солнца вернуться обратно, обнаружить цели и уничтожить их. Такой тактический прием со сложным маневром при подготовке к полету не предусматривался.
Удар с тыла был внезапным и ошеломляющим. Цели - уничтожены. Поставленная боевая задача - выполнена.
Не менее впечатляющим был ночной авиационный удар по штабу немецкой дивизии "Эдельвейс". Объект удара располагался в здании Совнаркома столицы Калмыкии - Элисте. Удаление от гидроаэродрома составляло 300 километров. Учитывая максимальную боевую загрузку фугасными и светящимися авиационными бомбами, это - предел тактического радиуса полета МБР-2. Для нанесения удара был определен отряд гидросамолетов во главе с ведущим Валентином Рогом.
В течение недели экипажи тщательно по схемам, фотоснимкам и картам изучали район удара, возможные направления заходов на цель. Скрупулезно просчитывались варианты маршрутов полета и высоты нанесения удара. Принимая во внимание сильное зенитное прикрытие штаба дивизии ("Эрликоны" особенно сильно "жалили" на высотах до 500 метров), заход на цель решено было выполнять на высоте 2500 - 3000 метров.
К объекту удара летели в строю отряда. В районе Яшкуль стрелок-радист доложил Валентину, что правый ведомый самолет, пилотируемый И.Иноземцевым, не наблюдается. Как потом выяснится, он был сбит ночным истребителем Ме-110.
Огни Элисты стали видны за 50 - 60 километров. Потеряв один экипаж, старший группы принял решение снизиться и нанести удар с высоты 500 метров. Это должно было повысить точность бомбометания и соответственно вероятность выполнения поставленной задачи. По очереди, ведомый и ведущий сбросили светящиеся бомбы. Цель наблюдалась отчетливо. Развернувшись на 180 градусов и используя свет своих САБов, экипажи накрыли вражеский штаб фугасными авиабомбами.
Затем - трудный обратный полет. С минимальным остатком топлива вернулись на гидроаэродром. Спустя несколько недель Валентин узнал, что удар по штабу дивизии был полной неожиданностью для немцев. Этим воспользовались советские военнопленные и совершили массовый побег из лагеря в момент бомбежки.
С наступлением холодов авиагруппа вновь перебазировалась в район Бакинской бухты. После короткого отдыха фронтовая судьба забросила Валентина Рога на Черное море. Он участвовал в боевых действиях по освобождению Тамани и Новороссийска.
Получив тяжелое ранение в бою 9 мая 1943 года попал в госпиталь. Прогнозы врачей были неутешительными. Но вопреки им, он буквально через месяц вернулся в строй.
Новое место службы - 13-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк ВВС Черноморского флота. Летать приходилось на самолетах А-20 "Бостон". Здесь Валентин успешно освоил самый сложный и опасный способ бомбометания - топмачтовый.
При топмачтовом бомбометании использовалась настильность траектории бомбы, сброшенной с предельно малой высоты (высоты топового огня на мачте корабля) и на максимальной скорости полета самолета-топмачтовика. Экипаж атакующего самолета стремительно сближался с кораблями противника на высоте 10 - 15 метров, и с дальности 200 - 250 метров (практически в упор) сбрасывал бомбы. Рикошетируя, они встречали борт судна и взрывались. После сбрасывания бомб, в распоряжении экипажа оставалось 3 - 4 секунды (время замедления донных взрывателей), чтобы "перепрыгнуть" атакуемый корабль. Вероятность попадания боеприпаса в цель составляла 0,6-0,8, что сравнимо с вероятностью попадания современных высокоточных крылатых ракет класса "воздух - корабль".
В то же время топмачтовому бомбардированию присуща не только высокая эффективность поражения целей. Вероятность быть сбитыми силами и средствами ПВО кораблей у самолетов-топмачтовиков значительно выше, чем у других воздушных судов.
Свои первые боевые вылеты в качестве летчика-топмачтовика Валентин Рог выполнил в апреле 1944 года. Удары топмачтовиков были неожиданными и ошеломляющими для врага. При виде стремительно приближавшихся самолетов у команд кораблей создавалось впечатление, что они имеют дело с советскими камикадзе и таран неизбежен. Походный порядок морских конвоев при первых атаках топмачтовиков буквально рассыпался: каждый корабль стремился увернуться от атакующего самолета.
В одном из таких ударов самолет Валентина Григорьевича был изуродован прямым попаданием в горизонтальное оперение, что чуть не окончилось "мертвым поцелуем" с морем. "Клюнув", самолет, благодаря мастерству и реакции пилота был "выхвачен" обратно почти у самой воды.
Сохранившаяся со времен войны летная книжка морского пилота Рога свидетельствует о большом ежедневном напряжении летчиков-топмачтовиков во время боев за освобождение Крыма. Только 10 мая 1944 года - в день ликвидации остатков 17-й немецкой армии на Херсонесе - Валентин совершил три боевых вылета на топмачтовое бомбометание. Общий налет за этот день составил более семи часов.
Участвуя в воздушных разведках и нанося неожиданные удары по резервам, командным пунктам и коммуникациям врага, старший сержант Валентин Рог совершил 126 боевых вылетов. Из них тринадцать - на топмачтовое бомбометание. На его счету восемь потопленных транспортов и кораблей с тысячами гитлеровцев и сотнями единиц боевой техники. Свою последнюю топмачтовую атаку по конвою противника, уходившему из Крыма и не достигшему берегов Румынии, старший сержант Валентин Рог выполнил 11 мая 1944 года.
Жить, чтобы творить
После окончания Великой Отечественной войны Валентин поступил в Высшие офицерские классы Военно-Морского Флота. С отличием окончив старейшее учебное заведение, служил в Крыму, Казахстане, на Балтике. Потом учеба в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Золотая медаль по ее окончании - еще одно подтверждение его необыкновенных способностей и целеустремленности.
Особое место в жизни Валентина Рога занимает подготовка кадров для ВВС и других видов Вооруженных Сил. Преподавательской деятельности отдано 35 лет. Из них 21 год в ВВА имени Ю.А. Гагарина и 14 лет в Военной академии Генерального Штаба.
Его воспитанники - командиры авиаполков и соединений, командующие родами войск и воздушных армий, начальники военных академий и главнокомандующие видами Вооруженных Сил. Среди них генерал армии П.Дейнекин, генерал-полковники В.Коваленок, Б.Корольков, В.Козлов и многие другие. В разное время его учениками были авиационные командиры вооруженных сил Польши, Румынии, Болгарии, ГДР.
В качестве научного руководителя соискателей ученой степени кандидата наук и научного консультанта соискателей ученой степени доктора наук Валентин Григорьевич воспитал десятки ученых. На протяжении 33 лет Валентин Рог - официальный оппонент докторских и кандидатских диссертаций в области военных наук.
Не менее значителен его вклад в теорию боевого применения авиации. За разработку главы "ВВС фронта в борьбе за господство в воздухе" в научном труде "Фронтовые операции в современных условиях", ученый удостоен премии имени М.В.Фрунзе. Он автор монографии "Разгром группировок противника на океанских ТВД силами дальней авиации и авиации флотов".
Являясь научным руководителем экспертной группы при Комитете Государственной Думы по вопросам геополитики, он проводит огромную работу в области создания законодательной базы в сфере авиации. Под его непосредственным руководством разрабатывается федеральный Закон "О государственном регулировании развития авиации", проекты законов "О безопасности полетов" и "Об аэродромной сети и аэропортах".
И сегодня, в свои 77 лет, невзирая на возраст и недомогания (с годами все существеннее сказывается ранение), Валентин Рог по-прежнему в строю. Его злободневные выступления в средствах массовой информации не позволяют спокойно спать чиновникам-демагогам и меркантильно настроенным руководителям. Ас топмачтового бомбометания и мастер острого пера уверен: былая слава авиации и могущество армии в целом будут возрождены.
Опубликовано на Порталусе 04 октября 2015 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK