Рейтинг
Порталус

Вершина мировой полифонии. И. С. Бах

Дата публикации: 27 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА →
Номер публикации: №1096280840


АВТОР: Штейнпресс Б.

ОПУБЛИКОВАНО: Искусство. Автор-составитель Г. В. Наполова. Минск "Пион". 1998. С. 34-37.




“Его надо было бы звать не Бахом (Bach — ручей), а морем”, — говорил Бетховен.

Поистине творчество Иоганна Себастьяна Баха подобно морю — глубокому, необъятному, величественному. Как море, оно могуче и полноводно, то спокойно, то бурно, то сурово, то мужественно и ласково.

Под оболочкой религиозных образов в кантатах, мессах, ораториях, мотетах Баха заключено огромное богатство жизненного содержания, подлинная человечность и чуждый мистике реализм. Правдивость и естественность выраженных в них чувств взрывают внешнюю оболочку. Вся же инструментальная музыка Баха, за исключением хоралов, — искусство последовательно светское.

Творчество Баха часто представляется академически-сухим и рассудочным. Да, в этом творчестве много рационалистической дисциплины, углубленной созерцательности. Здесь Бах соприкасается с немецкими философами ХVII-ХVIII веков (Бёме, Лейбниц), мысль которых направлена в сторону умозрительной абстракции. Но сила разума у Баха сочетается с эмоциональной мощью, обобщенность — с конкретностью, мудрая логика — со смелой фантазией. Многим Бах кажется чрезмерно серьёзным. Но композитор-мыслитель был вместе с тем мастером непринужденной шутки. Страницы, полные скорби и трагизма, сменяются в его музыке эпизодами неподдельного веселья, радости, бурного восторга. Гамма чувств у Баха необычайно широка.

Все ценят непревзойденное техническое мастерство баховской полифонии. Но сколь велика ученость Баха, столь же почвенна его народность. Связанное с идеологией демократических слоев немецкого бюргерства, искусство Баха своими истоками уходит в глубокие пласты народной немецкой музыки.

Творчество Баха национально. Оно противостоит тому поверхностному и подражательному искусству, которое было модным в немецких княжеских дворах. Вместе с тем оно всеобъемлюще по своим мировым связям и мировому значению. Завершая многовековое развитие европейской полифонии, оно открывает новую эпоху в развитии музыки.

Бах писал во всех родах музыки, кроме оперы. Но достижения выразительного музыкального языка и драматургии оперы он перенес в другие жанры. Драматизм и лиризм его духовных вокальных произведений настолько ярки, впечатляющи, почти театральны, что в XIX веке вокруг баховских кантат завязалась оживленная дискуссия об истинной и ложной музыке церкви. В результате двери лютеранских храмов закрылись перед лучшими творениями великого композитора.

Духовные кантаты составляют половину наследия Баха. Их было создано около 300, из них примерно треть утрачена. Встречаются кантаты сольные, хоровые, но большинство — смешанные. Кантаты включают арии, речитативы, ансамбли, хоры с участием инструментального ансамбля или оркестра. Они чрезвычайно разнообразны по содержанию, характеру и строению. Преобладает лирика самого различного эмоционального характера. Среди кантат Баха много подлинных шедевров.

Из нескольких евангелических пассионов (“Страстей”) Баха сохранились “Страсти по Иоанну” и “Страсти по Матфею”.

Большой известностью пользуются “Страсти по Матфею” (1729). Это грандиозное произведение содержит 24 сцены, охватывающие 78 номеров. Оно исполняется двумя хорами, двумя оркестрами, группой солистов-вокалистов, органом, клавесином. По форме это оратория с присоединением рассказа (речитатива) и хоралов. Рассказ ведется от лица евангелиста. Хоралы — лирические хоровые песни — выражают мысли и настроения народа. Часть текста заимствована непосредственно из немецкого перевода Евангелия (в версии Матфея). Таковы партии рассказчика, Иисуса и другие. Для лирических и драматических сценариев, хоров написан поэтический текст по плану Баха. Автор этого текста — лейпцигский почтовый чиновник Пикандер.

Первая часть “Страстей” — история предательства Иуды. Вторая часть — изображение страдании и смерти Христа. Эпос, лирика, драма, повествование — все соединилось в этом произведении, раскрывающем с потрясающей силой, психологической достоверностью и яркостью образов тему самопожертвования человека ради спасения народа. Гуманистическая сущность искусства Баха выражена здесь с наибольшей полнотой и убедительностью.

Рядом с драматической эпопеей о страданиях легендарного богочеловека высится монументальная философско-музыкальная поэма-месса Си минор (1733—1738). Ее часто называют Высокой мессой. Она заслуживает этого названия по возвышенности своего идейно-художественного замысла, по совершенству его воплощения, по небывалым масштабам, выводящим это произведение за рамки церковной службы. Месса Баха состоит из 25 номеров, преимущественно хоровых. Она включает также арии и дуэты.

Текст мессы традиционный, латинский. Бах свободно членит его на отдельные, не всегда даже завершенные фразы и повторяет их столько раз, сколько требуется для музыкальной формы. Бах синтетически объединяет в мессе оперные, ораториально-кантатные и оркестрово-ансамблевые элементы. В единый колоссальный цикл входят законченные эмоциональные картины сосредоточенной скорби, радости, умиротворения, страдания, упования. В них находят выражение героический подъем и напряженный трагизм, ясная созерцательность и бурное ликование. И ничего потустороннего, сверхчувственного — все здесь земное, жизнеутверждающее, эмоционально-здоровое и полноценное. Здесь как нигде обнажилось разительное противоречие между содержанием нового искусства Баха и зависимостью его от старой культовой традиции.

У Баха традиция эта разрушалась изнутри. Показательно идейно-художественное переосмысление протестантского хорала — краеугольного камня творчества Баха. Великий “кантор” вернул хоралу то, что в нем было выхолощено за два века, — строгую простоту, непосредственность чувства, подлинную демократичность. Вместе с тем композитор раздвинул эмоциональный диапазон протестантского песнопения. Недаром педанты из церковного совета в Арнштадте поставили ему на вид употребление “многих странных вариаций” и “многих чуждых тонов” в хоральных прелюдиях. Бах обрабатывал хоралы для пения и для органного исполнения, вводил протестантские напевы в кантаты, оратории и другие сочинения. Лежа на смертном одре, он диктовал последние хоралы...

Бах написал 24 светские кантаты. Они приурочивались обычно к какому-нибудь чествованию или к свадьбе. Большинство сюжетов взято из античной мифологии. Выделяется кантата “Состязание Феба и Пана”. Тема её — спор о сравнительных достоинствах музыки

возвышенно-лирической и народно-жанровой. Имеются у Баха и бытовые кантаты: “Кофейная”, “Крестьянская”. Некоторые номера Бах переносил из одного сочинения в другое. Характерно, что в мессе Си минор Бах частично использовал музыку из своих духовных кантат и даже из одной светской!

К какой бы области творчества Баха ни обратиться, всюду открываются новые исторические рубежи. Как творец органной музыки Бах выше всех. Не знает он равных и в современных ему формах оркестровой музыки — кончерто гросса (“Бранденбургские концерты”) и танцевальной сюите. Художественно обогатил он камерную музыку для различных инструментов — сонаты, сюиты, партиты. Достаточно вспомнить, сколько мысли и страсти вложил он в знаменитую чакону из партиты для скрипки соло.

В клавирном творчестве Баха обобщены многообразные достижения европейского клавесинизма, патетических органных импровизаций и концертного стиля: скрипичной музыки. “Итальянский концерт” Баха для клавесина — первый в истории клавирный концерт (1735). Среди различных пьес Баха — фуг, сюит, партит, фантазий, прелюдий, токкат, инвенций, вариаций, концертов и т. д. — особое значение имеют два сборника под общим названием “Хорошо темперированный клавир” (1722, 1744). В каждом сборнике по 24 прелюдии и фуги во всех мажорных и минорных тональностях. Как художественное произведение — это неувядаемая коллекция шедевров различных полифонических стилей и разнохарактерных образов. Как педагогический труд — это высшая школа композиторского мастерства и одновременно библия пианиста. Как исторический документ — это эстетический манифест, провозгласивший торжество современного музыкального строя (равномерно-темперированной 12-звуковой системы).

Фуга — венец полифонии. Она получила полное завершение в органной, клавирной, камерной, оркестровой и хоровой музыке Баха и в его художественно-методическом труде “Искусство фуги”. До Баха тема фуги не имела такой рельефности и характерности, никогда не развивалась с такой логикой и целеустремленностью. По стройности, соразмерности и органичности баховские фуги оставили позади себя все предшествующие. Большую роль приобрела в полифонии Баха гармония. Бетховен назвал Баха отцом современной гармонии. Музыка Баха — не только вершина мировой музыки своего времени, но и лучшее, что создала в ту эпоху вся культура Германии. Обессиленная, раздробленная, экономически и социально отсталая, скованная в практической и научной деятельности. Германия полнее всего выразила себя в творчестве величайшего своего сына. Здоровые духовные силы народа нашли проникновенно-глубокое воплощение в гениальной музыке Баха.

Опубликовано на Порталусе 27 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама