Рейтинг
Порталус

Г. К. ЖУКОВ: НАЧАЛО ВОСХОЖДЕНИЯ

Дата публикации: 07 июня 2019
Автор(ы): Е. Н. ЦВЕТАЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Номер публикации: №1559903141


Е. Н. ЦВЕТАЕВ, (c)

Казалось бы, что нового можно сказать о Маршале Советского Союза Г. К. Жукове? Ответ на этот вопрос могут дать поиски в архивах, где хранятся документы, касающиеся его жизни и деятельности. Весной 1923 г. 26-летнего краскома Г. К. Жукова, служившего командиром эскадрона 38-го кавалерийского полка в войсках Западного фронта (сохранялся до 1924 г.), вызвал командир 7-й Самарской кавалерийской дивизии Н. Д. Каширин. "Как вы думаете, правильно у нас обучается конница для войны будущего?" - спросил его комдив. "Учим подчиненных так, как учили нас в старой армии. Чтобы полноценно готовить войска, нужно вооружить начальствующий состав современным пониманием военного дела", - ответил Жуков. Это верно, заметил командир дивизии, но, поскольку учебных заведений у нас пока мало, "придется первое время учиться самим"1 , и объявил Жукову, что тот назначается командиром 39-го Бузулукского кавалерийского полка.

Тогда части конницы впервые после гражданской войны были отправлены на лагерную учебу2 . Полк, которым командовал Жуков, расположился в палаточном лагере на правом берегу живописной р. Сож, в версте от местечка Ветка Гомельской губернии3 . Перед молодым командиром встали ответственные и сложные задачи. Программа обучения конницы была достаточно разнообразной. С бойцами велись и практические занятия, и теоретические. Кавалерия являлась у нас в те годы единственным подвижным родом войск. Она должна была уметь вести маневренный бой в конном и пешем строю, проникать в глубину расположения противника. Поэтому ее личный состав обучали верховой езде, конному строю, рубке, вольтижировке, фехтованию на пиках и шашках, стрельбе, разведке и сторожевой службе, атаке в различных боевых порядках, в том числе "лавой". Бойцы должны были также знать уставы, разбираться в тактике и, конечно, быть политически грамотными. Между тем многие из них не знали тогда даже обычной грамоты, и командирам отделений, взводов, эскадронов подчас приходилось начинать с ликбеза. В таких условиях от них требовалось говорить о сложном просто, чтобы боец все понял и поверил в то, что он освоит воинское мастерство. Жуков требовал от командиров, чтобы объяснения были краткими, доходчивыми, чтобы они лично показывали, как выполняется тот или иной прием владения оружием, конностроевой и физической подготовки. Сам Жуков прекрасно владел приемами езды и рубки, оружием, часто выступал на соревнованиях в своей дивизии и других войсках Западного фронта, а затем и Западного военного округа, не раз на резвой кобылице Жозефине выигрывал первые места и почетные призы.

Соревнования прочно вошли в полковую жизнь. И командир полка Жуков, и комиссар А. М. Янин придавали им серьезное значение. Они старались, чтобы любые занятия, а особенно включавшие элементы физической подготовки (вольтижировка, рубка лозы и другие), обязательно носили характер именно соревнования и заканчивались состязаниями между бойцами в эскадронах и командах. В августе 1924 г. был проведен конкурс на лучший эскадрон по боевой подготовке. Судила его участников специально созданная комиссия. На основе ее решения командир


1 Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. Изд. 5-е. Т. 1. М. 1983, с. 103.

2 Регулярная боевая и политическая подготовка в большинстве дивизий Западного фронта началась только со второй половины 1922 г. (см. Краснознаменный Белорусский военный округ. Минск. 1973, с. 81).

3 ЦГАСА, ф. 3743, оп. 1, д. 21, л. 349.

стр. 163


полка подвел итоги конкурса, указал на недостатки подготовки подразделений, в частности отметил такую деталь: "Рубка лозы хорошая, требуется больше лихости"4 .

Однако никакое умение, никакая ловкость не дадут нужного эффекта, считали Жуков и Янин, если боец и командир будут лишь простыми исполнителями приказов. Успех в бою могут обеспечить только сознательные действия. Каждый красноармеец, каждый красном должен разбираться в сложной боевой обстановке, верно соотносить личные действия с действиями подразделений и частей. Ведь еще А. В. Суворов говорил: "Каждый воин должен понимать свой маневр"5 . "Без инициативного, сознательного солдата и матроса невозможен успех в современной войне, - подчеркивал В. И. Ленин. - Никакая выносливость, никакая физическая сила, никакая стадность и сплоченность массовой борьбы не могут дать перевеса в эпоху скорострельных малокалиберных ружей, машинных пушек, сложных технических устройств на судах, рассыпного строя в сухопутных сражениях"6 .

Жуков учил командный состав кавполка добиваться от бойцов осознанности действий. Сохранился его приказ по полку от 14 января 1924 года. В нем говорилось, что укрепление внутренней связи в подразделениях "требует ясного сознания каждым бойцом общей цели и вытекающих из нее частных задач... В период решения тактических задач требовать от всего личного состава ясного понимания поставленной задачи, дабы при ее разрешении согласовывать свои действия с другими в достижении общей цели". В приказе давались указания по подготовке разного рода деревянных, раскрашенных условными цветами указок и других простейших средств для сохранения заданного направления наступления и сосредоточения огня на определенных целях и участках поля боя; оговаривалось, что такая работа необходима "для большей заинтересованности бойцов в занятиях и практики комсостава"7 . Заботясь о повышении выучки полка, Жуков упорно учился и сам, много читал по различным вопросам военной тематики. В лагерях, где свободного времени оставалось крайне мало, он почти всякий час использовал для самообразования. Ценить любую минуту он учил и других командиров, стараясь как можно меньше привлекать бойцов и командиров к работам, не связанным с учебными занятиями. Но при этом требовал неуклонно повышать уровень самих занятий, как о том свидетельствуют его приказы8 .

Каждый день комполка от утренней до вечерней зари проходил в живой и многообразной работе по 12 - 16 часов. Ему надо было знать, как ведется боевая и политическая подготовка подразделений, наладить четкий порядок жизни и деятельности части, обеспечить ее боевую готовность. Комполка уделял также много внимания своему штабу, учил его организовывать, планировать, обеспечивать и проводить подготовку войск. Постоянно повышая уровень собственной штабной культуры, Жуков достиг большого совершенства, например, в работе над картами. Не раз 39-й кавполк получал благодарность командира дивизии, героя гражданской войны Г. Д. Гая, который отмечал четкую организацию боевой подготовки и высокий уровень политической сознательности его личного состава.

Но молодой и энергичный комполка, тем не менее, часто был недоволен положением дел. Тщательно изучив боевую подготовку разведчиков, он пришел к выводу, что только в одном эскадроне придается должное значение обучению разведке. Чтобы улучшить дело в других подразделениях, командир и комиссар полка решили объявить конкурс на лучшего разведчика9 . Сумели они добиться и того, что эти занятия стали проводиться более целенаправленно и живо: два взвода 3-го эскадрона, который именовался "школьным", обучались по специальной программе: для разведки отбирали наиболее развитых физически и грамотных красноармейцев. Между прочим сам Жуков первую боевую награду получил в первую мировую войну именно за захват "языка". Что касается специфики обучения конницы, то


4 Там же, д. 27, л. 83.

5 Цит. по: Никольский Г. С. Суворовская "Наука побеждать", М. 1949 с 67.

6 Ленин В. И. ПСС. Т. 9, с. 155 - 156.

7 ЦГАСА, ф. 37430, оп. 1, д. 26, л. 110.

8 Там же, д. 17, лл. 53 - 54.

9 Там же, д. 21, л, 251.

стр. 164


он ее вообще хорошо знал. Тот факт, что в 39-м кавполку с особым вниманием относились к разведке, особо был отмечен начальством в "Отчете о летних занятиях за время с 26 июля до 9 сентября 1923 года"10 .

Позднее, в годы Великой Отечественной войны, Жуков неукоснительно требовал от всех, больших и малых начальников тщательной разведки. В этом заключается, вероятно, одна из причин успехов первых советских гвардейцев, входивших в состав Резервного фронта, которым командовал в 1941 г. генерал армии Жуков (100-я, 127-я, 153-я и 161-я стрелковые дивизии стали тогда соответственно 1-й, 2-й, 3-й и 4-й гвардейскими).

В июле 1924 г. комдив Гай сообщил Жукову, что его посылают учиться в ленинградскую Высшую кавалерийскую школу. Командиру полка предстояло сдать вступительные экзамены, и он засел за учебники. 1 октября Жуков уехал на учебу11 . Одновременно с ним в Высшую кавшколу поступили тогда К. К. Рокоссовский, И. Х. Баграмян, А. И. Еременко, другие известные впоследствии военачальники. Вскоре кавшкола была переформирована в Кавалерийские курсы усовершенствования командного состава, срок обучения сократился с двух лет до одного года, учебная нагрузка, и без того большая, еще более увеличилась. "Теперь, на склоне лет, - писал Жуков в воспоминаниях, - порой удивляешься тогдашней выносливости и фанатическому упорству в освоении военных знаний"12 . На курсах преподавали общую тактику, и, главным образом, тактику конницы, средства борьбы, умение организовать бой и осуществлять его, взаимодействуя с артиллерией и танками. Глубоко изучали организационную структуру и способы действий войск вероятного противника. Большое внимание уделялось методике проведения занятий. Жукова всегда увлекала тактическая подготовка, а на курсах он получил новые теоретические знания но тактике, чем был обязан начальнику курсов видному теоретику и практику кавалерийской службы М. А. Баторскому. Жуков, Рокоссовский, Баграмян были непременными участниками конноспортивных соревнований, которые часто устраивались там.

После курсов Жуков вернулся в свой полк, которым командовал в общей сложности почти семь лет. Впоследствии он вспоминал о том времени: "Это была хорошая школа. Кроме богатой практики, за этот период я получил значительную теоретическую и оперативно-тактическую подготовку, участвуя в окружных маневрах, дивизионных и корпусных учениях и военных играх... Все это давалось нелегко, были в работе и ошибки... Меня упрекали в излишней требовательности, которую я считал непременным качеством командира- большевика. Оглядываясь назад, думаю, что иногда я действительно был излишне требователен и не всегда сдержан и терпим к проступкам своих подчиненных. Меня выводила из равновесия та или иная недобросовестность в работе, в поведении военнослужащего. Некоторые этого не понимали, а я, в свою очередь, видимо, недостаточно был снисходителен к человеческим слабостям... Однако и теперь считаю, что никому не дано права наслаждаться жизнью за счет труда другого. А это особенно важно осознать людям военным, которым придется на полях сражений, не щадя своей жизни, первыми защищать Родину"13 .

В 1932 г. в Слуцк была передислоцирована 4-я кавалерийская дивизия, в свое время являвшаяся ядром легендарной Первой Конной армии. Теперь она называлась 4-я Донская казачья дивизия. Вскоре ее командиром назначили Жукова. Он прибыл в соединение, значительно обогащенный знаниями, полученными на курсах по усовершенствованию высшего начальствующего состава (1931 - весна 1933), и опытом двухлетней работы в Москве на посту помощника инспектора кавалерии РККА по вопросам боевой подготовки. По его собственным словам, он жил затем четыре года одной мыслью - сделать соединение лучшим в Красной Армии, и добился этого: в 1935 г. дивизия была награждена орденом Ленина за успехи в боевой и политической подготовке. Такой же награды удостоился ее командир14 . В те годы


10 Там же, лл. 349, 377.

11 Там же, д. 27, л. 184.

12 Жуков Г. К. Ук. соч., с. 115.

13 Там же, с. 128 - 129.

14 Краснознаменный Белорусский военный округ, с. 105 - 106.

стр. 165


комдив сделал заметный шаг вперед в методике обучения и воспитания войск, систематизировал свои взгляды по военной педагогике.

В 1937 - 1938 гг. Жуков командовал 3-м конным корпусом. Здесь он постоянно я придирчиво следил за тем, как организуется боевая и политическая подготовка, как формируется личность едва ли не каждого бойца. Выступая в феврале 1938 г. в качестве председателя выпускной комиссии на корпусных курсах младших лейтенантов, он сказал: "Всесоюзная Коммунистическая партия и Советское правительство вверяют вам самый ценный капитал - человека, который выполняет почетную обязанность перед Родиной. Ваша задача - воспитать в бойце преданность делу партии... делу Советской власти, советский патриотизм, физическую выносливость и силу, высокую сознательность, бдительность и постоянную готовность к защите социалистической Родины". Напутствуя в жизнь молодых командиров, Жуков подчеркнул, что теоретические познания и практические навыки, полученные на курсах, есть лишь исходная база для последующего самообразования и самовоспитания: "Вам необходимо настоятельно и упорно работать над своим военно-теоретическим и политическим усовершенствованием"15 .

Руководя боевой и политической подготовкой войск, Жуков действовал не только настойчиво, но порой даже жестко. Например, в приказе от 21 января 1938 г. комкор объяснил, как он выразился, "некоторым командирам и политработникам", что "их первейшей обязанностью является воспитание у подчиненных, и в первую очередь у себя, качеств преданности воинскому долгу, дисциплинированности, исполнительности и культурности в быту". Последнее требование было тогда несколько необычным, а высказано было в связи с конкретными обстоятельствами: начальник санитарной службы корпуса обратился к временно исполняющему обязанности командира одной из дивизий и указал ему на то, что тот не знает норм размещения бойцов в казармах, а это плохо отражается на здоровье красноармейцев. Вместо того чтобы исправить упущение, командир раскричался "на весь штаб", стал оскорблять военврача и "выгонять его из кабинета, угрожая в противном случае вызвать караул". Жуков назвал действия этого командира "вельможной выходкой" и расценил как "результат враждебного духу РККА воспитания", а в заключение написал: "Требую от всех командиров и политработников подлинной большевистской борьбы за высокую дисциплинированность и исполнительность всего состава частой и подразделений, непримиримости к случаям грубости и бескультурья в обращении между собой"16 .

Тщательно готовил Жуков свой корпус к каждому учебному мероприятию. Сюда входили подготовка кадров, жилого фонда (казарм, домов начсостава и пр.), учебной материальной базы (классов, тиров, манежей, других сооружений), территории. При дивизиях проводились методические сборы командного состава. Наибольшее внимание уделялось методическому образованию командиров взводов, которым предстояло работать непосредственно с бойцами. Предписывалось, например, "под личную ответственность командиров дивизий" научить комвзводов: "а) организовывать элементарную воспитательную работу среди взвода; б) организовывать и проводить уроки; в) организовывать внутреннюю службу и соблюдать образцовый порядок в подразделениях". На сборах отрабатывалась также методика по всем предметам боевой и политической подготовки, а проведение сложных и важных занятий поручалось лучшим методистам.

Иногда комкор приказывал: "Для достижения единства в дивизиях некоторые, особенно сложные методические занятия провести лично командирам дивизий". В подразделениях оп потребовал создать классы самоподготовки, снабдить их необходимой литературой и хорошим освещением; "при полках обучить на каждое штатное отделение одного учителя молодых красноармейцев. Отбор произвести из числа лучших бойцов, в последующем безусловно могущих быть младшими командирами. Цель занятий - исключительно методическая подготовка... Подготовку к новому учебному году надо вести так, чтобы наверняка обеспечить в 1938 году первенство корпуса по боевой подготовке не только для частей конницы БВО, но и


15 ЦГАСА, ф. 7942, оп. 3, д. 1, л. 25.

16 Там же, л. 8.

стр. 166


среди частей РККА". Жуков не выпускал из виду также ход социалистического соревнования в войсках, боролся за то, чтобы оно стало "постоянным, повседневным методом боевой и политической учебы"; требовал "наладить повседневное руководство социалистическим соревнованием и регулярно подводить итоги с обсуждением этих итогов не реже одного раза в месяц на общих красноармейских собраниях"17 .

В марте 1938 г. Жуков отправился к месту новой службы в качестве командира 6-го казачьего корпуса18 . Он все глубже изучал историю военного искусства, наследие великих русских полководцев и выдающихся представителей советской военной науки применительно к уже изменившимся условиям ведения войны, полагал, что самое главное - сделать из прочитанного "выводы о характере современной войны, современных операций и сражении"19 , соответственно разрабатывая оперативно- тактические задания на проведение дивизионных и корпусных командных игр, командно-штабных учений с войсками. "Было очевидно, что будущее в значительной степени принадлежит танкам и механизированным соединениям, а потому мы детально овладевали вопросами взаимодействия с танковыми войсками и организацией противотанковой обороны как в бою, так и в операциях, - писал он впоследствии. - Приятно было, когда занятие или учение... приносило ощутимую пользу его участникам. Я считал это самой большой наградой за труд"20 .

В конце 1938 г. Жуков занял пост заместителя командующего войсками Белорусского военного округа (БВО) по кавалерии. В мирное время его задачи сводились к боевой подготовке конницы, в военное время он должен был стать командующим конно-механизированной группой из четырех-пяти кавдивизий, трех-четырех отдельных танковых бригад и частей усиления. В новой должности он продолжал совершенствовать теоретическую и практическую подготовку и многому научил оперативных работников штаба БВО. Новые знания и навыки вскоре пригодились ему в Монголии, на р. Халхин- Гол. Практически именно в БВО завершился этап становления и развития таланта Жукова как знатока тактического звена управления войсками. На Халхин-Голе начался этап его полководческой деятельности.


17 Там же, д. 2, лл. 84, 96 - 97, 99.

18 Там же, д. 1, л. 28.

19 Жуков Г. К. Ук. соч., с. 187.

20 Там же.

 

Опубликовано на Порталусе 07 июня 2019 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама