Рейтинг
Порталус

100-ЛЕТИЕ Б. П. КОЗЬМИНА

Дата публикации: 17 октября 2019
Автор(ы): Г. Н. УЛЬЯНОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Номер публикации: №1571329379


Г. Н. УЛЬЯНОВА, (c)

12января 1989 г. в Институте истории СССР АН СССР состоялось торжественное научное заседание, посвященное столетию выдающегося исследователя истории освободительного движения в России XIX в. Б. П. Козьмина (1889 - 1958). Он известен не только как история и литературовед - автор более 20 книг, но и как журналист, музейный работник, педагог. Исключительное значение имело его сотрудничество в Обществе политкаторжан и ссыльнопоселенцев, редактирование им с 1922 по 1935 г. журнала "Каторга и ссылка".

С докладом о научном творчестве и человеческом облике Козьмина выступила В. А. Твардовская. Добросовестно сделанные, глубокие работы Козьмина, сказала она, участвуют в современном научном процессе, они не устарели. Козьмин изучал идеи и деятельность русских мыслителей прошлого века - А. И. Герцена, П. Н. Ткачева, Н. Г. Чернышевского и др. - в их неразрывности. Его исследования - пример того, что в науке нет мелких тем, а есть неглубокое их исполнение. Талантливый журналист, Козьмин умел писать для широкого читателя и, в известной степени; благодаря своему "легкому перу" не замкнулся в узких рамках одной темы. Кстати, он одним из первых, советских ученых сделал историю журналистики самостоятельным предметом исследования, вывел из небытия целый пласт народнической прессы.

Даже в 40 - 50-е годы, когда большинство исторических сочинений рождалось как иллюстрации к "Краткому курсу" истории партии, Козьмин сохранял оригинальный научный подход, не поддавался политическим стереотипам. Таким стереотипом было замалчивание расхождений в лагере революционных демократов. Полемика о расстановке сил в революционно-демократическом лагере, возникшая в первой половине 50-х годов между двумя крупнейшими исследователями русского общественного движения Б. П. Козьминым и М. В. Нечкиной, стала одной из ярких страниц советской историографии. Эта полемика началась со статьи Козьмина о противоречиях между А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским "Колоколом" и "Современником" в 1859 году. Козьмин оспорил мнение Нечкиной, считавшей, что у Герцена и Чернышевского было полное согласие в практических вопросах. Не принял он и доказательства Нечкиной, что Чернышевский имел сильное влияние на Герцена. В следующей статье, о поездке Чернышевского в Лондон к Герцену, Козьмин доказал несостоятельность положений Нечкиной, что двум лидерам русского революционного движения удалось договориться о "единой линии действий" и что Герцен не мог как мысли-

стр. 185


тель "подчиниться" влиянию Чернышевского. Нечкина, отвечая Козьмину, сделала вывод, что он, показывая противоречия в революционном лагере, "возрождает" буржуазно- либеральную концепцию. Козьмин же придерживался взгляда, что "историю не следует ни ухудшать, ни улучшать".

Уже после XX съезда партии вышли его новаторские работы, в том числе монография "Русская секция Первого Интернационала" (1957 г.), где особое внимание уделено вопросам революционной этики, разоблачению нечаевщины.

М. Б. Козьмин рассказал об отце, суровом но виду, но необыкновенно нежном и заботливом человеке. Эти черты Козьмина отращены в его переписке, хранящейся в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. Ленина, где, в частности, имеется свыше 100 писем В. Н. Фигнер Козьмину. Воспоминаниями о Козьмине поделился чл. -корр. АН СССР Ф. Ф. Кузнецов, подчеркнувший, что исследования этого ученого не только научно профессиональны, они представляют собой прекрасный образец русской прозы.

П. Г. Рындзюнский рассказал о своем общении с Козьминым в первые послевоенные годы.

А. А. Марьяновский отметил, что Козьмин не побоялся сохранить в личном архиве письма многих сотоварищей, незаконно репрессированных в сталинское время. Были зачитаны документы, запечатлевшие черты личности ученого и отразившие научную атмосферу того времени. Э. Е. Писаренко (Одесса) остановился на мастерстве Козьмина - научного биографа, способного передать колорит эпохи в своих сочинениях, и сообщил о находках писем Козьмина в архивах Москвы и Ленинграда.

М. Г. Седов говорил о том, что в начале 30-х годов определились два центра изучения освободительного движения. Основные их представители - С. Н. Валк и Ш. М. Левин в Ленинграде, Б. П. Козьмин и М. В. Нечкина в Москве. В ходе дискуссий между ними сложилась подлинная школа по изучению народнического движения. Козьмин и в сталинский период оставался на высоте положения как ученый и человек, защищая честь деятелей народничества. Он дал новаторскую постановку многих проблем о нигилизме, "якобинстве" (вместе с И. А. Теодоровичем).

В. Ф. Антонов отметил, что Козьмин в 20-е годы положил начало изучению народничества. Он не поддался общему стремлению найти родственные черты у народничества и большевизма, что, конечно, во многом диктовалось пафосом революционного восприятия истории в первые послеоктябрьские годы. В середине 30-х годов, когда наметился явный перекос в другую сторону и при оценке народничества стали преобладать отрицательные характеристики, Козьмин остался верен идее скрупулезного воссоздания прошлого.

Немалый интерес участников заседания привлекла выставка фотографий и документов Козьмина, подготовленная Государственным литературным музеем. На ней были представлены его труды, в том числе в редких изданиях 20-х годов.

Опубликовано на Порталусе 17 октября 2019 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама