Рейтинг
Порталус


АРОН ЯКОВЛЕВИЧ ГУРЕВИЧ

Дата публикации: 19 июля 2021
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Источник: (c) Новая и новейшая история, № 6, 2006, C. 216-217
Номер публикации: №1626683173


Российская историческая наука понесла невосполнимую утрату. После тяжелой продолжительной болезни, на 83-м году жизни скончался видный российский историк Арон Яковлевич Гуревич. Автор более 500 научных работ, в том числе 15 монографий, переведенных на десятки языков мира, он был широко известен не только в России, но и за ее пределами. Невозможно переоценить ту роль, которую сыграли труды ученого в трансформации гуманитарной мысли второй половины XX в. в мире и в нашей стране. С творчеством А. Я. Гуревича связан важный этап в развитии мировой исторической науки XX в., который привел к возникновению новой науки - исторической антропологии.

 

А. Я. Гуревич принадлежал к тому исключительно редкому типу ученого, проблематика исследований которого во многом определялась его гражданской позицией; его нравственные и социальные принципы были тесно переплетены с его научными взглядами. Ученик "патриархов" отечественной медиевистики - А. И. Неусыхина и Е. А. Косминского - А. Я. Гуревич начал как историк-аграрник, исследователь социально-экономической истории Англии и, невзирая на перекосы в советской историографии,

 

стр. 216

 

 

продолжал лучшие традиции российской исторической науки. Во второй половине 50-х годов он сосредоточил свое внимание на изучении раннесредневековых обществ Норвегии и Исландии, и этот поворот в его профессиональных интересах сыграл судьбоносную роль в его научной "одиссее". Изучение древнескандинавских памятников заставило его по-иному взглянуть на проблемы социальной истории. Постепенно он пришел к выводу о том, что изучать социальные отношения невозможно, не учитывая присутствующую в сознании людей картину мира, которая и детерминирует их социальное поведение. Так во имя социальной истории и через нее ученый обратился к анализу "образа чувств и мыслей", изучению ментальностей. На рубеже 60 - 70-х годов А. Я. Гуревич создал две книги, которые были весьма значимыми для его творческого пути. Первая из них - "Проблемы генезиса феодализма" - была посвящена сюжетам аграрной истории. Творчески переработав достижения отечественной школы аграрной истории, он изложил оригинальный взгляд на феодализм, и в этом смысле оказался самым талантливым и удачным учеником своих учителей, прежде всего А. И. Неусыхина. А. Я. Гуревич высказал в своей книге мысль о том, что именно ментальные структуры определяют социальные и экономические условия жизни людей. Эти новые идеи прозвучали диссонансом в тогдашней советской исторической науке, уделявшей преимущественное внимание социальным антагонизмам и классовой борьбе.

 

С книгой о генезисе феодализма тесно связана созданная в те же годы работа А. Я. Гуревича "Категории средневековой культуры" (1972). Продолжая размышления о культурной истории социального, Арон Яковлевич заинтересовался различными аспектами средневекового миросозерцания - в фокусе его исследования оказались представления о времени и пространстве, о природе, о правопорядке, оценка социального целого и его составляющих, интерпретация собственности, богатства и бедности и, наконец, увенчивавшая всю эту сложную и многообразную систему идея человеческой личности. Еще никогда взгляд на средневековую культуру как некую целостность не был изложен столь полно и обстоятельно. Феномен средневековой культуры был рассмотрен в этой книге как предмет исторической антропологии. Именно это исследование принесло историку всемирную славу и вызвало поток рецензий в России и за ее пределами.

 

"Проблемы генезиса феодализма" и "Категории средневековой культуры" были вехами на пути освоения Ароном Яковлевичем исторической фактуры. Далее ученый продолжил работу в этой области, написав книги "Проблемы средневековой народной культуры", "Культура и общество глазами современников", "Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства" и др. Эти работы, вписывавшиеся в контекст развивающихся новых направлений исторической мысли, вызывали большой интерес во всем мире и переводились на десятки языков. За свои научные заслуги А. Я. Гуревич был избран во многие европейские академии наук. Он действительный член ряда западноевропейских академий: Королевского общества историков Великобритании, Королевской академии наук Бельгии, Королевской академии наук Нидерландов, Королевского Норвежского общества ученых, Американской академии медиевистов, Европейской академии, доктор honoris causa Лундского (Швеция) и Познанского (Польша) университетов. В нашей стране научный и общественный резонанс его трудов был огромным, поскольку они оказались весьма важными для освобождения отечественных гуманитариев от влияния догматов и стереотипов. В истории его интересовала прежде всего деятельность человеческого индивида, раскрытие человеческого содержания истории. Поэтому он стал основателем новой науки - науки о Человеке, исторической антропологии. А. Я. Гуревич со своими соратниками создал альманах "Одиссей. Человек в истории", играющий важную роль в обновлении системы исторического знания в нашей стране.

 

Как ни парадоксально, в России А. Я. Гуревич был больше известен за пределами своего профессионального цеха. В своем творчестве историк адресовался к широкому кругу интеллектуалов, он вовлекал читателя в диалог между средневековой культурой и современностью. Важным памятником исторической мысли новейшего времени является его автобиография - "История историка", в которой Арон Яковлевич выступает в роли свидетеля и активного участника "боев за историю". Примечательно, что А. Я. Гуревич неоднократно был автором журнала "Новая и новейшая история".

 

Биография А. Я. Гуревича дает много информации для размышлений на тему "Историк и власть". Судьба наносила ему много ударов. В период борьбы против космополитизма он несколько раз исключался из аспирантуры, в эпоху "застоя" из-за своих научных взглядов долгое время не мог устроиться на работу в Москве. Но вопреки всему его научная судьба оказалась на редкость счастливой.

 

Талант А. Я. Гуревича возрос на отечественной почве, ученый являлся преемником славных традиций российской аграрной школы, ибо его всегда интересовала духовная жизнь крестьянства. Его творчество многими нитями связано с культурной и социальной ситуацией в нашей стране. И это определяло оригинальность взгляда русского историка на западноевропейское средневековье. Возможно, именно поэтому ему удалось создать целостный взгляд на средневековое общество. Арон Яковлевич не принял настойчивых приглашений покинуть нашу страну, осознавая свою причастность судьбам отечественной гуманистики. Он много говорил и писал о моральной ответственности историка и был глубоко убежден, что гуманитарная наука должна прежде всего воспитывать.

 

Светлая память об Ароне Яковлевиче Гуревиче навсегда останется в сердцах тех, кто его знал.

Опубликовано на Порталусе 19 июля 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): АРОН ЯКОВЛЕВИЧ ГУРЕВИЧ




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама