Рейтинг
Порталус


К 80-летию Сергея Васильевича Никольского

Дата публикации: 05 февраля 2022
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Номер публикации: №1644090637


Студент, аспирант, научный сотрудник, младший, старший, главный, заведующий сектором, кандидат, а затем доктор наук, профессор, член многих Ученых Советов - это все "внешние" вехи жизненного пути Сергея Васильевича Никольского, которые расставлены по возрастающей, кажется, для того, чтобы легче было увидеть его "внутренний" путь, с самого начала которого он ни разу не менял свой статус. Входя в науку, помогая другим найти свой путь, он всегда - исследователь, внимательно приглядывающийся к деталям, ускользающим от взгляда многих других, исследователь, способный увидеть целое - художественное произведение, которое для него всегда многомерно и в котором он чувствует тайну. Это можно понять по тому, как он находит скрытые мотивы, иносказания, аллюзии, читает звукопись, расшифровывает подтекст, обнаруживает двойные коды и принцип резонанса.

Сергей Васильевич напряженно живет в мире слова, непрерывно трудясь и стараясь выявить его суть. Он разглядывает его с разных сторон, выискивая скрытые смыслы и сплавляя их со смыслами явными; он вслушивается в него, приходя к совершенно неожиданным открытиям. Его занимают имена героев, значение которых он пытается разгадать. Герой для него - это не конструкция и не живой человек, перенесенный на страницы произведений, а сложнейшее художественное явление. Сергей Васильевич занят не только изучением литературного героя-человека. В ряд героев, исследуемых им, входит и не-человек, робот, саламандра, машина, образы которых он осмыслил глубоко философски, дав толчок последующим исследованиям аналогичного плана. Глубокое понимание границы между искусством и жизнью, к которому он пришел еще в те годы, когда утверждение, что литература отражает жизнь, считалось непререкаемым, позволяет ему рассматривать сюжет как особое построение, принципы которого различны. Он приглядывается к тому, как автор нарушает эту границу, обнаруживая прототипы его героев, и задается вопросом, зачем он это делает; отвечая на него, Сергей Васильевич утверждает ценность категории смеха и значимость пародии. Для него чрезвычайно важна литературная игра, понятие которой он разрабатывает очень тщательно и блестяще показывает ее многочисленные приемы на конкретном материале. Его интересует личность автора, он не отделяет ее от творчества, всегда занят поисками фактов из его жизни, знакомится с людьми, знавшими его, или реконструирует ход его жизни. Он вообще способен к реконструкциям, проводя которые, всегда соблюдает осторожность.

Анализируя прозу и поэзию, исследуя природу жанра, сюжета, характеризуя пространственно-временные параметры текста, героя и автора, Сергей Васильевич работает в терминах поэтики. Он не останавливается на этом этапе филологического исследования и вписывает произведение в литературный и общественный контекст, естественно, не забывая об искусстве слова, а исходя из него. Так выявляются интертекстуальные связи различного вида, одного текста с другим, профессиональной литературы с народной и городской; последнее очень важно. Так расширяется понятие литературной жизни, без которого, кажется, не обходится почти ни одна работа Сергея Васильевича, знатока русской и чешской не только литературной, но и научной жизни. Его исторические анекдоты на эти темы столь хороши в устном исполнении, что хотелось бы увидеть их напечатанными. Так определяются подлинные связи искусства и жизни, характер и особенности которых со всей полнотой Сергей Васильевич рассматривает в утопических произведениях различных видов, явно доказывая наличие утопического начала в славянской литературе, которое для него неотъемлемо от начала фантастического, сатиры, идеологии и политики.

стр. 163


Славист, избравший главным предметом своей деятельности богемистику, он, работая в области науки о литературе, прекрасно знает историю и культуру чешского народа. Свободно переходит из века в век, что позволяет ему обнаружить их схождения. Сергей Васильевич не замыкается в пределах богемистики - она для него вписана в пространство славянской литературы в целом, благодаря чему ученый продуктивно занимается сравнительной типологией славянских литератур, а иногда и покидает избранное им поле исследования. Его труды по русской литературе XX в. - это не просто выход богемиста в отечественную литературу, они имеют самостоятельную ценность. Их пишет ученый, не забывающий о своей первой специализации. Выпускник русского отделения филологического факультета не просто отдает дань своим университетским годам, он уверенно работает в заданном ему направлении.

Сергей Васильевич обладает одним бесценным качеством - чувством меры. Оно сказывается во всем: в выборе научного материала, методов исследования, в выводах. Он никогда не позволяет себе непродуманных действий в науке, для которой необходимо не только знание, но и способность к эстетическому переживанию, художественному восприятию - Сергей Васильевич наделен ими. Это счастливое гармоническое сочетание позволяет ему чувствовать язык писателя, вникать в глубинный смысл произведения, ощущать его красоту. Он способен к широкому взгляду на литературу - видит ее в противоречиях и неожиданных совпадениях, потому в его историко-литературных трудах она предстает не в однонаправленном движении, а в совпадении многих малых и больших, внешних и глубинных течений. Работы Сергея Васильевича замечательны не только этими качествами, они обладают особой активностью, вливаясь в научный контекст, они остаются в нем надолго. В них всегда присутствует образ хорошо знакомого нам автора, мы слышим в его трудах его замечательную интонацию.

Мы поздравляем Сергея Васильевича с замечательным юбилеем, напоминая о том, что акме филолога приходится на первый юбилей - на пятидесятилетие. Затем начинается его путь к вершинам науки, и следующие юбилеи только отмечают это восхождение. Сейчас Сергей Васильевич смело может его продолжать, ибо у него уже есть опыт, который нужен не только ему самому, но и всем нам, работающим с ним долгие годы или недавно пришедшим в славистику.

(c) 2002 г. Л. А. Софронова

Опубликовано на Порталусе 05 февраля 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама