Рейтинг
Порталус


100-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. Э. МАТЬЕ И М. А. КОРОСТОВЦЕВА

Дата публикации: 14 февраля 2022
Автор(ы): Е. Г. ТОЛМАЧЕВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: БИОГРАФИИ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Номер публикации: №1644792229


Е. Г. ТОЛМАЧЕВА, (c)

13-15 декабря 2000 г. в Институте востоковедения РАН при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований прошла научная конференция, организованная Центром египтологических исследований ИВ РАН, посвященная 100-летию со дня рождения М. Э. Матье и М. А. Коростовцева

С именами М. Э. Матье и М. А. Коростовцева связаны лучшие страницы в истории российской египтологии, их деятельность ознаменовала целую эпоху в отечественном востоковедении советского периода.

Вся жизнь М. Э. Матье (1899-1966) была связана с Отделом Востока Государственного Эрмитажа. Ее труды заложили основу ленинградской школы египтологии. В своих исследованиях она затрагивала проблемы духовной сферы египетского общества: мифологии, религии, литературы и искусства. Даже простое перечисление работ М. Э. Матье дает представление о многогранности творческой натуры исследователя: "Формула m rn.k", "Тексты пирамид - заупокойный ритуал (о порядке чтения "Текстов пирамид")", "Хебсед. Из истории древнеегипетской религии", "Древнеегипетский обряд отверзания уст и очей", "Древнеегипетские мифы", "Что читали египтяне 4000 лет назад", "Греко- римский и византийский Египет", "Художественные ткани коптского Египта", "Роль личности художника в искусстве Древнего Египта", "Искусство Древнего Египта", "Проблема изучения Книги мертвых" и др. Особенно следует отметить ее обобщающие труды по истории древнеегипетского искусства, единственные в своем роде на русском языке, в которых, несмотря на популярность и доступность изложения материала, автор ставила и решала подлинно научные проблемы. Велико и по сей день значение ее переводов древнеегипетских мифов, таких как сказания о сотворении мира, об ис-

стр. 147


треблении людей, повествований из осирического цикла. Велика роль М. Э. Матье и как популяризатора науки, автора научно-популярных книг и статей.

М. А. Коростовцев (1900-1980) человек нелегкой судьбы, будучи несправедливо репрессированным, он около восьми лет провел в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа. Несмотря на это, он всю жизнь оставался настоящим ученым, не мыслящим себя вне науки. Его наследие составляет более 100 книг и статей, посвященных проблемам древнеегипетской филологии, языка, истории религии и культуры * . Среди них - публикации с комментариями памятников древнеегипетской письменности, хранящихся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, например, иератические папирусы ГМИИ им. А.С. Пушкина N 127 и N 167. Большое значение имеют вновь изданный и переведенный иератический папирус "Путешествия Ун- Амуна в Библ", представляющий собой замечательный памятник древнеегипетской литературы, и другие труды М. А. Коростовцева, например "Египетский язык", "Введение в египетскую филологию" и изданная на французском языке "Грамматика новоегипетского языка". К числу обобщающих исследований в области древнеегипетской духовной культуры относятся такие работы М. А. Коростовцева, как "Писцы Древнего Египта" и "Религия Древнего Египта". Последняя монография представляет собой уникальное явление, первый опыт составления сводного труда по истории религии Древнего Египта на русском языке, ставшего настольной книгой не только для специалистов египтологов, но и для всех интересующихся религией и культурой Древнего Востока.

Выступивший на открытии конференции зам. директора ИВ РАН В. М. Алпатов отметил научное значение трудов М. Э. Матье и М. А. Коростовцева, актуальность затрагиваемых в них проблем с точки зрения современного состояния российской исторической науки. Особое внимание он уделил значению филологических трудов М. А. Коростовцева, его вкладу в развитие современной отечественной лингвистики. А. Н. Баранов (РГГУ) изложил основные факты биографии М. Э. Матье, а также охарактеризовал ее научные достижения.

Программа конференции отличалась широтой охвата проблематики. В докладах были затронуты не только те вопросы, над которыми непосредственно работали М. Э. Матье и М. А. Коростовцев, но и многие другие проблемы современной египтологии. Среди них следует выделить следующие тематические блоки: древнеегипетская культура, религия и мифология, музеология, социально-экономическая и политическая история, коптология, археология, антропология, реставрация.

М. А. Коростовцев известен также и как выдающийся организатор науки. А. О. Тамазишвили (ИВ РАН) в докладе "Михаил Коростовцев: 1955 год. Возвращение в науку" остановился на малоизвестных страницах биографии ученого. Так, заслуживает особого внимания деятельность М. А. Коростовцева по созданию в Каире Советского института восточной археологии и истории. В 1955 г. он направляет директору ИВ АН СССР А. А. Губеру "Меморандум об организации Советской научно-исследовательской работы в Египте", в котором содержатся следующие строки: "Египет превратился в международную научно-исследовательскую лабораторию по археологии, антропологии, этнографии, филологии, истории, искусствоведению. Грустно констатировать, что в ней никак не представлена наша великая Родина". Основной задачей института, считал М. А. Коростовцев, должно стать глубокое и всестороннее изучение Египта с древнейших времен до наших дней и издание журнала соответствующего профиля.

К сожалению, при жизни Михаилу Александровичу не удалось реализовать свою мечту. Лишь в 2001 г. Центр египтологических исследований ИВ РАН (ЦЕИ ИВ РАН) откроет свое представительство в Каире и будет осуществлять ту деятельность, о которой писал М. А. Коростовцев. Руководитель ЦЕИ Г. А. Белова, выступая на открытии конференции, отметила огромный вклад М. А. Коростовцева в развитие отечественной египтологии. Она изложила концепцию деятельности ЦЕИ, в которой на современном научном уровне нашли отражение идеи преемственности традиций отечественной египтологии. Основными направлениями деятельности Центра являются: изучение истории древнего Египта, археология, музеология, коптология, антропология, реставрация, что предусматривает создание соответствующих научно-исследовательских лабораторий непосредственно в Каире.

Доклад Т. А. Шерковой (ИВ РАН) "Жертвоприношение быка в додинастическом Египте" был посвящен реконструкции ритуальной основы, обнаруживающейся в источниках додинас-


* Подробно см.: Народы Азии и Африки, 1970, N 3. С. 202-204; 1981, N 2. С. 248-250.

стр. 148


тического и раннединастического времени, на которой в письменный период сложился ритуал отверзания уст и очей. Речь идет о слиянии жертвоприношения быка и ритуального окрашивания глаз зеленой краской - малахитом, ритуалов, причастных к единой мифологической основе. В сообщении М. Б. Мейтарчян (ИВ РАН) "Египетский символ в зороастризме" анализируются изображения нескольких египетских символов: луны с полумесяцем и круга с крыльями с двух сторон (символ бога солнца Хора) на рельефе гробницы Дария в скале Накш-Рустам, поблизости от Персеполя. Появление подобных символов свидетельствует о косвенном влиянии египетской культуры на культуру и религию многих народов. А. А. Крол (ИВ РАН) посвятил свой доклад "Изображение хеб-седного престола в раннединастический период" анализу изобразительных источников и памятников материальной культуры, позволяющих проследить формирование иконографии ставшего "классическим" так называемого двойного хеб- седного царского престола. Автор пришел к выводу о том, что изображение двойного хеб-седного престола, впервые встречающееся на памятнике фараона I династии Дена, отражает процесс идеологического оформления сформировавшейся политической структуры двуединого египетского государства. Р. А. Орехов (ИВ РАН) в докладе "Богиня Хатхор в ритуальных песнопениях sn-nTrw: к вопросу о ранней истории культа" на основании анализа многочисленных источников Древнего царства, включая Тексты пирамид, и сопоставления их с более поздними изречениями Текстов саркофагов и Книги мертвых, надписей из гробниц Среднего царства, реконструирует причастность богини Хатхор к астральным представлениям и заупокойному культу.

Н. А. Решетникова (ИВ РАН) в докладе "Пространственная организация храмов Древнего Судана" на основе анализа архитектурной формы мероитских культовых сооружений показала, что элементы египетской архитектуры, использовавшейся во времена Древнего Мерое, имели иную семантическую нагрузку и подчинялись иной логике взаимосвязей, нежели это было в культовой архитектуре Египта. М. Ю. Лаврентьева (ИВ РАН) в докладе "К вопросу о древнеегипетских драматических текстах и представлениях" на основании подробного обзора историографии пришла к заключению, что необходимо изменить египтологический подход к драме в Древнем Египте. С. В. Иванов (ИВ РАН) в докладе "Эгиды в контексте религиозных празднеств Нового царства и Третьего переходного периода" проследил развитие формы и орнаментации эгид - изображений головы божества, обрамленных широким ожерельем усех, начиная с XVIII династии и заканчивая Третьим переходным периодом. А. Н. Баранов (РГГУ) выступил с докладом "Статуя Осириса из собрания Государственного Эрмитажа". Докладчик подчеркнул, что выбор темы обусловлен потребностями обработки коллекции слепков с египетских памятников. Небольшая скульптура из Эрмитажа имеет надписи с просьбой о даровании благополучия некоему Несихонсу и с именами трех фиванских правительниц XXIII - начала XXVI династий: Шепенопет I, Аменирдис и Шепенопет II. Так как последняя из них названа в надписи "правогласной", что часто толкуется в смысле "умершая", статую датируют, соответственно, началом XXVI династии. Однако, как полагает автор, приведенное толкование термина "правогласный" небесспорно. Анализ содержания и размещения надписей делает более вероятным изготовление эрмитажной статуи при XXIII или в начале XXV династии. Ее посвящение состоялось, по-видимому, до рождения сына у служащего Шепенопет I Несихонсу. Упоминания сына, а также Аменирдис и Шепенопет II имеют характер приписок к первоначальному тексту.

На конференции обсуждались также и проблемы социально- экономического и политического развития Древнего Египта. А. Н. Темерев (ИНИОН РАН) в докладе "Терминология зависимости в Позднем Египте (по демотическим и арамейским текстам VI - начала IV в. до н.э.)" отметил, что VII-VI вв. до н.э. - время, когда на Западе (Греция) и Востоке (Восточное Средиземноморье, Иран, Египет) наблюдался в повседневной жизни процесс кодификации терминов, обозначавших различные формы личной зависимости. В арамейских текстах данного периода для обозначения лиц, находящихся в зависимости, использовались в Египте две группы терминов: 'bd (мн. ч. 'bdn) и 'mh (мн.ч. 'mhwt), a также - 'lym (м.р.) и 'lymh (ж.р.). Демотическое hm/hm.t, в предшествующие времена часто обозначавшее иноземцев, захваченных в плен и, после соответствующего оформления царской администрацией переданных частным лицам, фактически не употреблялось в позднем Египте. В более чем 20-ти демотических источниках для обозначения рабов/рабынь, входивших в состав залога и имевших соответствующее клеймо, в рассматриваемое время почти повсеместно использовались термины b3klb3k.t. В V в. до н.э. по-

стр. 149


следнему демотическому термину в полной мере соответствовали арамейские 'bd/'mh (раб/рабыня).

Проблемам древнеегипетской хронологии эпохи Нового Царства посвящен доклад А. А. Немировского (Ин-т всеобщей истории РАН) ""Средняя", "долгая" и "краткая" модели новоегипетской хронологии: упущенная возможность выбора". По его мнению, принятый в настоящее время выбор в пользу "краткой" хронологии Нового Царства основан главным образом на одном из возможных толкований письма Хаттусилиса III (КВо 110) Кадашманэллилю II, не имеющего однозначной хронологической интерпретации. Между тем другие источники: так называемые инсибийа - письма Рамсеса в Хатти (KUB III 66, 67, 68), показывающие, что Хаттусилис III умер после 42-го года Рамсеса II; текст RS 34.165, сообщающий, что хеттский царь Тудхалиас IV (преемник Хаттусилиса III) потерпел от Салманасара I поражение при Нихрии; и текст КВо IV 14, где некий хеттский царь вспоминает о поражении от некоего царя Ассирии при Нихрии (что определяет обоих как Тудхалиаса IV и Салманасара I), после чего в течение "многих лет" поддерживал с ним то враждебные, то мирные отношения, свидетельствуют в пользу иной хронологии. В итоге докладчик пришел к выводу, что Тудхалиас IV, воцарившийся после 42+у года Рамсеса II был (х1 +"многие годы" +ч2) =никак не менее десятилетия современником Салманасара I (1264- 1234), что дает t.a.q. для воцарения Рамсеса 1234+10+х+у+41 = 1285 г. до н.э., т.е. исключает "краткую" хронологию в пользу "средней" или "долгой".

В докладе Г. А. Беловой (ИВ РАН) "Фигурка иноземного посланца из тайника в Телль Ибрагим Аваде" приведены археологические доказательства того, что уже в герзейский период были зафиксированы контакты Египта с племенами Сиро-Палестины и землями, расположенными между Тигром и Ефратом. Находки привозных вещей в северо-восточной Дельте (раскопки в Тель Ибрагим Аваде), в частности, фигурка чужеземца, очевидно, посланца, найденная в одном из храмовых "тайников" и датируемая временем Древнего царства, свидетельствует о том, что первые дипломатические контакты народов северо-восточного Средиземноморья с египтянами начались раньше, чем принято считать.

Некоторые аспекты древнеегипетской истории и культуры эпохи Рамессидов рассматривались в докладе В. В. Солкина (ИВ РАН) "Нефертари и Иситнофрет: "великие супруги царские" и внутренняя политика Рамсеса II". На основании анализа многочисленных письменных и археологических источников автор проследил взаимосвязь между внутренней политикой Рамсеса Великого и социально- религиозным статусом его двух великих супруг - Нефертари и Иситнофрет I. Брак с Нефертари и Иситнофрет I, являвшимися, соответственно, представителями "южной" и "северной" знати, был для Рамсеса II способом своеобразного объединения и консолидации древнеегипетского общества, средством поддержания стабильности и баланса сил в стране.

В докладе А. А. Белова "Подводно-археологические исследования в заливе Абукир, Александрия" рассматривалась краткая история археологических изысканий в заливе Абукир, а также результаты работ экспедиции Европейского института подводной археологии под руководством Франка Годдио, в которой принимал участие и докладчик. Первый сезон раскопок (1999) позволил нанести на карту все археологические объекты при помощи подводного GPS (Global Positional Sistem). Важнейшей находкой явился так называемый "Наос Декад". В результате второго сезона работ (2000) было локализовано древнее Канобское устье Нила. Новые магнитометрические данные позволили выделить развалины трех затопленных городов, основанных в греческий период: Каноба, Гераклея и Менутиса. Проблемам подводной археологии был посвящен также доклад В. В. Лебединского (ИВ РАН) "Подводно-археологические исследования в Египте. История и современность". Автор подробно остановился на истории подводно- археологических исследований в Египте и подвел итоги работы ряда международных экспедиций в акваториях Средиземного и Красного морей. В заключении был сделан немаловажный вывод об основных тенденциях и перспективах дальнейшего развития подводной археологии в Египте.

На конференции было уделено внимание и коптской проблематике. В докладе А. А. Горматюка (ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря) "Икона-эпистилий из каирского храма Марии Харат Зувейлы. Результаты реставрации и исследований" была освещена работа по реставрации иконы-эпистилия (около XV в.). Реставрация эпистилия требовала адаптации методик по реставрации икон в условиях египетского климата с учетом технологических особенностей памятника. Открытая живопись относится к византийской традиции, однако использование местной

стр. 150


древесины, особенности конструкции, соответствие с архитектурными обмерами иконостаса убедительно показывают, что икона написана в Каире. Сохранившийся эпистилий из храма Марии и ряд икон из храма Меркурия являются одним из редких исключений почти полностью исчезнувшей церковной живописи периода VIII-XVIII вв. Сообщение В. В. Занозина (ВХНРЦ) "Христианские образы Египта на стенах храма в монастыре св. Антония Великого" ставило целью ознакомить собравшихся с комплексом росписей самого древнего храма в коптском монастыре св. Антония Великого. Известно, что в VH-VIII вв. храм уже существовал, подтверждением чему служит сохранившийся фрагмент росписи, стилистически относящийся к данному времени. Но главным богатством этих древних стен, буквально слепленных из дикого камня, глины, пальмовых стволов и листьев, являются росписи XIII в., которые повторяют более древнюю программу росписей. Ю. Н. Садовская (ВХНРЦ) в докладе "Лист пергамена с образом Спасителя коптского собрания ГЭ IX-X вв. и храмовые росписи долины Ихлара в Каппадокии. Стилистическое сходство некоторых памятников христианского Востока" провела сопоставление настенной живописи пещерных храмов Ихлары (IX-X вв.) с одним из памятников коптской коллекции Эрмитажа, фрагментом миниатюры на листе пергамена, датируемого IX-X вв. Их сходство является еще одним доказательством того, что существовали общие стилистические принципы в ареале христианского Востока, отличавшиеся от византийской эстетики и в то же время представляющие собой законченную и совершенную систему эстетических понятий. Е. Г. Толмачева (ИВ РАН) в докладе "Древнеегипетские образы в коптском христианстве: к проблеме интерпретации" ставит цель, опираясь на анализ современного состояния проблемы в отечественной египтологии и коптологии, а также привлекая данные многочисленных письменных и изобразительных источников, попытаться определить основные направления взаимодействия древнеегипетской и коптской (византийской) культур, проследить судьбу древнеегипетских образов в коптском христианстве.

Впервые в работе конференции приняли участие антропологи. Д. Рос (Арканзасский ун-т, США) и В. Ван Хаарлем (Музей Аллард Пирсон, Нидерланды) в докладе "Характерные особенности погребений Первого переходного периода в Телль Ибрагим Аваде" основное внимание уделили исследованию антропологического материала этого времени. Авторы пришли к выводу о том, что среди погребений комплекса в Телль Ибрагим Аваде в зависимости от конструкции можно выделить два типа, относящихся к разным периодам. Периодом XII династии Среднего Царства датируются 20 могил, сложенных из необожженного кирпича. Первый переходный период представлен 36-ю погребениями, в которых было обнаружено 38 скелетов. С. В. Васильев (Ин-т этнологии и антропологии РАН) выступил с докладом "Антропологические исследования гробницы Хафраанха и прилегающих погребений". При помощи краниологических и остеологических методик он исследовал 16 костных останков человека. Восстановлен физический облик мужчины, жившего предположительно в эпоху Первого переходного периода. В докладе "К вопросу о тайне "золотого гроба"" С. В. Васильев с позиции антрополога подходит к решению вопроса о том, чья же мумия была обнаружена в так называемом "золотом гробу" - фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) или же его родственника и преемника Се-менхкара. Окончательный вывод автора, сделанный им на основании графической реконструкции черепа мумии и анализа изобразительного материала, состоит в том, что останки принадлежали мужчине среднего возраста, коим являлся по всем признакам Семенхкара.

В заключение следует подчеркнуть, что конференция не только привлекла внимание к личностям двух выдающихся египтологов, но и представила современное состояние российской египтологической науки, осветила новейшие открытия и перспективы ее дальнейшего развития.

Опубликовано на Порталусе 14 февраля 2022 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама