Рейтинг
Порталус

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИНОЛОГОВ

Дата публикации: 03 ноября 2014
Автор(ы): Р. В. Помазной
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: БИОЛОГИЯ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 9, 2012, C. 102-105
Номер публикации: №1415005680


Р. В. Помазной, (c)

Р. В. Помазной

 

капитан, начальник курса кинологического факультета, адъюнкт Пермского военного института внутренних войск МВД России

 

Тел.: 8-902-802-88-11; e-mail: roman8007@mail.ru

 

В статье рассматривается культурологическая направленность развития личности в системе непрерывного образования кинологов. Указано, что взаимодействие школ и военного вуза нуждается в кардинальных изменениях, обеспечивающих единство учебного процесса и комплекса мер по организации культурологической направленности. Проанализированы уровни воспитания учащихся в системе непрерывного образования кинологов.

 

Ключевые слова: культурологическая направленность, система образования, непрерывное кинологическое образование, довузовское обучение, вузовское образование, послевузовская подготовка, допризывная подготовка.

 

Армия, как и общество, не может эффективно развиваться без культуры. Армейскую жизнь невозможно представить в отрыве от художественной культуры: без музыки, литературы, театра, кино и других видов искусства. Эти стороны профессиональной деятельности выглядят обособленными, поскольку в армейских буднях духовная составляющая напрямую не зависит от качественного выполнения служебных обязанностей, но наличие культурологической направленности обучения формирует у военнослужащих глубинное восприятие своих отношений к миру, обществу, самим себе в условиях неоднознач-

 
стр. 102

 

ной многофакторной системы событий и явлений, протекающих в современной жизни. Вот почему проблема культурологической направленности развития личности в системе непрерывного образования кинологов имеет чрезвычайно важное значение для формирования военнослужащего, готового к выполнению самых сложных заданий, которые достигаются в процессе служебно-боевых задач.

 

Кинологи всегда находятся на передовых позициях, они сопровождают воинские части, подразделения в тот решающий момент боевых операций, когда необходимо проложить оптимальный путь головным войскам либо защитить тыл от проникновения противника. Во внутренних войсках кинологи выполняют важнейшие задачи в борьбе с терроризмом, предотвращением транспортировки наркотиков и различных токсических веществ и поэтому всегда являются определяющими, системообразующими, составляющими воинских подразделений. Эта сложная профессиональная деятельность нуждается в особом образовании, в котором сочетается как глубокий уровень теоретических знаний, так и практические навыки взаимодействия со служебными собаками. Все это невозможно осуществить в рамках обозначенного 5-летнего срока организации учебного процесса на высоком уровне. Зачастую требуется ресурс, который бы позволил развернуть систему кинологической подготовки на довузовском уровне, поскольку умение заинтересовать учащихся школ задачами специалистов-кинологов для внутренних войск неразрывно связано с необходимостью создания целостной программы обучения кинологов в системе "школа - военный вуз". Однако при этом возникают проблемы преемственности не только предметных знаний, но и культурологических основ такой подготовки. Это значит, что в системе непрерывного образования кинологов вопросы воспитания должны решаться поэтапно и в переходе с одного уровня на другой при формулировке более сложных и профессионально значимых целей.

 

Культурологическая направленность развития личности в системе непрерывного образования кинологов является неотъемлемой частью воспитания будущих специалистов. Для реализации культурологического подхода к учебному процессу в Пермском военном институте внутренних войск МВД России сформирован центр довузовской подготовки, включающий в себя систему целевой спортивно-массовой и учебной работы, систему лабораторий для профильного обучения школьников в вузе, систему массовых мероприятий досуга школьников и курсантов вуза, а также допризывную подготовку. Задача центра - развитие различных механизмов коммуникаций с использованием информационных технологий, в том числе построение сценариев ведения боевых действий, в которых курсанты и учащиеся должны показать свое отношение к поведению в экстремальных ситуациях. Ее решение позволяет достигать необходимого уровня компетентности военного специалиста, способного к деятельности в реальных условиях проведения войсковых операций. В рамках опытно поисковой работы создан цикл учебно-исследующих заданий для учащихся, предполагающий организацию видов деятельности межпредметного и надпредметного характера, эффективность которой во многом определяется способностью управления служебной деятельностью на основе сегментации ее составляющих в различных творческих коллективах и организации согласованного взаимодействия преподавателей и курсантов. Для учащихся школ разработаны внеучебные мероприятия, приобщающие их к миру военного искусства, последним достижениям науки и техники. Это является фактором формирования культуры будущего курсанта, а в дальнейшем и офицера. Учащиеся получают первоначальные сведения о профессии кинолога и навыки деятельности такого специалиста в условиях проведения войсковых операций.

 

В системе мероприятий досуга школьников и курсантов проводятся встречи с ветеранами, уволенными в запас, позволяющие добиться сопряжения мыслей, чувств и переживаний у людей, решавших важные государственные задачи в Северо-Кавказском регионе. Благодаря этому опыт прошлого приобретает востребованность не только в сфере технического приложения некогда забытых идей, но и получает новое звучание в понимании целей и задач военного строительства с учетом трудностей и неудач предыдущих лет. Действия военнослужащих в условиях чрезвычайных ситуаций с использованием служебных собак имеют определенные "секреты", основанные на личном опыте ветеранов, военной смекалке и интуиции, что достигается в результате большого профессионального опыта преподавателей и офицеров. Передать этот опыт в системе непрерывного образования "школа- военный вуз" означает глубинный смысл мастерства,

 
стр. 103

 

который отражает особый характер военно-профессиональной деятельности. Институционная база системы непрерывного кинологического образования, созданная в реальных условиях организации учебного процесса, обеспечила не только обучение курсантов, но и переподготовку преподавателей, поскольку будущие специалисты, военнослужащие не всегда готовы в совершенстве использовать дидактические методы обучения в профильных классах.

 

Культурологическая направленность содержания образования реализуется на основе единства процессуальной и содержательной сторон образовательного процесса, интеграции гуманитарных, естественнонаучных и специальных дисциплин в содержании профессионального образования, многообразия используемых культуротворческих педагогических технологий и практической деятельности субъектов образования. В непрерывном кинологическом образовании впервые в основу обучения заложены рефлексивные методы, которые актуализируют самосознание, саморазвитие личности за счет понимания ценностей профессиональной деятельности и выдвижение целей развития специалиста. Этот процесс начинается уже в школе, когда первое знакомство с профессией требует подкрепления и постоянной поддержки на последующих этапах обучения положительного эмоционального настроя осознания новых ценностей, которые отложены в умах учащихся, желающих стать специалистами-кинологами.

 

Культурологическая направленность развития личности в системе непрерывного образования не вытекает из преподавания какого-то конкретного предмета, она всесторонне охватывает содержание учебного процесса как целого, обнаруживая в нем новые ресурсы формирования личности военного специалиста. В рамках допризывной подготовки культурологическая направленность развития личности традиционно ориентирует на формы патриотического воспитания, физической культуры, тренировок и военных сборов в условиях, приближенных к чрезвычайным ситуациям. Культура военного специалиста всеохватна, она органично включена во все виды деятельности и воплощается в его компетентности, способности соединять огневую мощь армии и высокий интеллект, необходимые для противостояния противнику в современных условиях боевых действий.

 

Формирование у учащихся духовного идеала требует понимания быта и традиций, исторического опыта военного института, ответственности и самоорганизованности военнослужащих. Вот почему в образовательной среде военного вуза необходимы артефакты культуры, воплощающие в себе знаки, символы и другие элементы, которые служат не формальным напоминанием о нормативных актах или технических характеристиках военных конструкций, а несут в себе элементы, способствующие эмоционально-чувственному подъему военнослужащих, находящихся повседневно в условиях казарменного содержания в военном вузе. Преодоление трудностей военной жизни требует подлинности отношений военнослужащих, исключающих неуставные отношения, необоснованность требований к поведению курсантов в конкретных ситуациях.

 

Культуротворчество в военном образовании представляет собой инновационный процесс, который обладает системностью, целостностью, последовательностью этапов овладения духовными ценностями и эстетическим опытом, определяющим сопричастность всех субъектов образования к общему делу. Человеческий фактор становится важнейшей составляющей в организации высокой боеспособности воинских подразделений. Как утверждает Г. П. Новикова, "идеология современных инновационных образовательных процессов соединяет в себе следующую совокупность социально значимых ценностей: человек, жизнь, труд, Отечество" [1, с. 130].

 

Инновационное образовательное пространство военного вуза контекстно. Роль кинологического образования становится значимой не только в процессе подготовки на кинологическом факультете, но и во время обучения военнослужащих, которые должны приобрести опыт взаимодействия тыловых и разведывательных подразделений. Этот опыт достигается на межпредметном уровне благодаря кинологической направленности обучения, которое отражается в механизмах взаимодействия специалистов различного рода войск, использующих целый комплекс современных средств идентификации при выполнении боевых задач. На основе специально организованной культурологической деятельности оно должно формировать воинское братство, коллективизм, готовность к взаимопомощи и взаимовыручке, армейскую дружбу, любовь и уважение к человеку, основанные на чутком отношении, способности к состраданию и сопереживанию. В процессе воспитания учащихся школ в военном институте постепенно увеличивается нравственная

 
стр. 104

 

нагрузка по мере получения ими первичных навыков военного образования. Содержание нравственного воспитания заключается в привитии нравственных категорий (честь, совесть, справедливость, милосердие и др.) и нравственных обязанностей (по отношению к товарищам и равным себе, начальникам и подчиненным, другим людям, Отечеству, самому себе и др.). Поэтому культурологическая направленность, содержащая ценности и традиции, в том числе и воинские, предусматривает действия по их сохранению и развитию в ходе организации образовательной деятельности учащихся в военном вузе.

 

Процесс приобщения к общечеловеческим и профессиональным ценностям в военном образовании является многогранным. Многие школьники в силу низкой общей культуры не владеют достаточной глубиной понимания патриотического долга. Такие учащиеся не способны к духовным исканиям и подвержены гедонистическим и эстетическим установкам на уклонение от социально значимых и общественно важных мероприятий. Вот почему суть довузовской подготовки военного специалиста-кинолога должна быть сосредоточена на формировании его личностных качеств, дополняющих физическую выносливость к действиям в чрезвычайных ситуациях. Это прежде всего факторы художественно-эстетического воспитания, гуманитарного развития, которые в своей совокупности позволяют формировать новый тип личности военного специалиста-кинолога. Таким образом, культурологическая направленность подготовки учащихся в военном институте внутренних войск к профессиональной деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций состоит в достижении преемственности идей развития личности, когда его общеобразовательные компетенции становятся основой профессиональной компетентности военного специалиста.

 

Именно в таких условиях воспитывается защитник Отечества, для которого эти ценности становятся целями воспитания и самовоспитания как основание для "духовной навигации" [2], т. е. способности к профессиональной деятельности. Духовная навигация вырабатывается у военнослужащего тогда, когда происходит усвоение определенного количества знаний и приобретение необходимых навыков и умений, задающих профессиональную деятельность военного специалиста в определенной социокультурной среде. Это позволяет курсанту, а впоследствии офицеру, ориентироваться в пространстве военных знаний, военного образования. Внутренняя навигация достигается в результате общения, взаимодействия и сотрудничества военнослужащих.

 

Культурологическая направленность развития личности в системе непрерывного образования кинологов - задача комплексная, решение которой предполагает изменения в организации учебного процесса, дидактического обеспечения в воспитательной работе, повышении квалификации работников образования как на школьном, так и на вузовском уровне.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Новикова Г. П. Ориентация на гуманистические традиции и ценности как идеология инновационных образовательных процессов // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск. - 2006. - N 5.

 

2. Розин В. Н. Образование в обновляющемся мире // Альма-матер. - 2006. - N 7.

 

CULTUROLOGICAL DIRECTION OF PERSONAL DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION OF CYNOLOGISTS

 

R.V. Pomaznoy

 

captain head of the course of Department of Cynology, adjutant of the Perm Military Institute of Internal Armies of the Ministry of Internal Affairs of Russia

 

The article sets forth the culturological orientation of individual development in terms of permanent education of cynologists. It is noted that the interaction of schools and military higher educational establishments needs significant changes which can ensure the unity of educational process and set of measures aimed at culturological orientation management. The levels of students up-bringing in terms of permanent education of cynologists have been analyzed.

 

Key words: culturological orientation, educational system, permanent education of cynologists, pre-higher education, higher education, post graduate training, pre service training.

Опубликовано на Порталусе 03 ноября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама