Полная версия публикации №1409221997

PORTALUS.RU КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Проведение дистанционных занятий на основе веб-сервиса COMDI → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Татьяна Михайловна ТРЕТЬЯК, Дмитрий Сергеевич ГРИН, Сергей Владимирович КРИВЕНКОВ, Проведение дистанционных занятий на основе веб-сервиса COMDI [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 28 августа 2014. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/computers/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1409221997&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Татьяна Михайловна ТРЕТЬЯК, Дмитрий Сергеевич ГРИН, Сергей Владимирович КРИВЕНКОВ, Проведение дистанционных занятий на основе веб-сервиса COMDI // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 28 августа 2014. URL: https://portalus.ru/modules/computers/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1409221997&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Татьяна Михайловна ТРЕТЬЯК, Дмитрий Сергеевич ГРИН, Сергей Владимирович КРИВЕНКОВ, Проведение дистанционных занятий на основе веб-сервиса COMDI / Экономика в школе, № 1, 2012, C. 50-61.



публикация №1409221997, версия для печати

Проведение дистанционных занятий на основе веб-сервиса COMDI


Дата публикации: 28 августа 2014
Автор: Татьяна Михайловна ТРЕТЬЯК, Дмитрий Сергеевич ГРИН, Сергей Владимирович КРИВЕНКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Экономика в школе, № 1, 2012, C. 50-61
Номер публикации: №1409221997 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Татьяна Михайловна ТРЕТЬЯК, доцент кафедры информатики Московского института открытого образования

Дмитрий Сергеевич ГРИН, генеральный директор ООО "КОМДИ"

Сергей Владимирович КРИВЕНКОВ, главный специалист ООО "КОМДИ"

На сегодняшний день для образовательных учреждений актуальными можно считать две задачи: использование интернет-возможностей для поддержки и развития рабочих процессов и вхождение в электронное сообщество. Решение этих задач видится в применении новых образовательных технологий, максимально полноценном использовании информационно-телекоммуникационных систем, а также систем дистанционного обучения.

Образовательный процесс на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеет несомненные достоинства:

1. Более доступной становится информация. Интернет и электронные каталоги библиотек обеспечивают доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени.

2. Происходит демократизация обучения, которая выражается в том, что обучающийся получает возможность самостоятельно распределять время самоподготовки, выбирать те информационные ресурсы, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности.

3. Устраняются психологические барьеры в обучении.

4. Возникает возможность оперативно обмениваться опытом преподавания. Использование информационных систем позволяет преподавателям различных образовательных учреждений обмениваться информацией в оперативном режиме, использовать высококачественные учебно-методические разработки ведущих мировых научных школ, концентрировать интеллектуальный потенциал.

5. Повышаются возможности реализации индивидуального подхода к обучающемуся. Новая техника раздвигает границы индивидуализации учебного процесса и позволяет преподавателю эффективно сотрудничать с каждым участником.
стр. 50

6. Улучшается качество подготовки специалистов и возможность повышения их профессиональной компетентности: использование новых форм предоставления информации, применение модифицированных методов обучения, возможность работы в современных библиотеках, позволяющих увеличить объем и эффективность интеллектуальных ресурсов.

7. Появляется возможность обмена опытом на основе сетевого взаимодействия в Интернете независимо от расстояния между участниками [1].

При современном информационном развитии общества в области коммуникации существует необходимость использования в образовании технических средств для организации интерактивного общения и обучения в реальном времени в сети Интернет. Сетевое взаимодействие возможно при таких условиях, как совместная деятельность участников сети, общее информационное пространство, механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия. При этом основным условием является наличие квалифицированных педагогических кадров, способных использовать в своей работе как новое компьютерное оборудование, так и современные прикладные программные средства.

В данной статье представлены модели сетевого взаимодействия и обучения на примере веб-сервиса COMDI, который представляет собой средство информационного и технологического интерактивного взаимодействия пользователей с программно-аппаратной системой на серверах компании. Данный веб-сервис предназначен для организации вебинара (от англ. "webinar", сокр. от "web-based seminar") - онлайн-семинар, лекция, курс, презентация, организованные при помощи веб-технологий в режиме прямой трансляции. Каждый участник находится у своего компьютера, каждый ведущий - у своего компьютера вне зависимости от географии и месторасположения. Участникам необходим доступ в Интернет и гарнитура (наушники, микрофон) [3], ведущим вебинаров - также веб-камера. Веб-сервис обеспечивает автоматическую запись сеанса вебинара, позволяет организовать видеоархив материалов и разместить его в различных видеоформатах в сети Интернет.

Проведение занятий в виртуальном кабинете на основе веб-сервиса позволяет преподавателю и учащимся, пространственно удаленным друг от друга, общаться в синхронном режиме посредством подключения веб-камер, а также фиксировать и впоследствии анализировать процесс проведения занятия за счет использования видеозаписи.

Основными элементами интерфейса веб-сервиса COMDI (рис. 1) являются:

• видеоконференцсвязь, которая позволяет общаться с собеседником или группой по Интернету в интерактивном режиме, видя и слыша друг друга;

• презентатор, позволяющий показывать учебный материал - презентации офисных форматов, текст, графику, проигрывать в процессе занятия аудиофайлы и видеосюжеты;

• функция "Демонстрация рабочего стола" предназначена для показа рабочего стола и отдельных его фрагментов; работа препо-
стр. 51

давателя с приложениями в режиме реального времени позволяет делать процесс обучения еще более наглядным;

• "опросник", который помогает проводить опросы, голосования, тесты - проверять степень усвоения знаний в режиме онлайн;

• "файлообменник", позволяющий пересылать различные файлы, обучающий материал, задания;

• указка, оформленная в виде красной стрелки, видимой всем участникам; учитель, объясняя что-либо, может указать ею на любую часть интерфейса или презентации;

• интерактивная доска, воспроизводящая все возможности обычной классной доски, но в виртуальном пространстве [4].

Рис. 1. Интерфейс веб-сервиса COMDI

В результате опыта организации сетевого общения педагогов и учащихся на основе сервиса COMDI были разработаны модели сетевого взаимодействия участников.

Модель 1. Сетевой преподаватель + Сетевая аудитория

Преподаватель работает в аудитории, но ведет трансляцию занятия через виртуальный кабинет сервиса COMDI. Обучающиеся в сетевом режиме подключаются к прямой трансляции через Интернет, переходя по ссылке, указанной преподавателем заранее в рассылке или на сайте образовательного учреждения. Проведение занятия может быть открытым, без входа в виртуальный кабинет под паролем, то есть гостевой доступ, и закрытым, когда все участники входят в виртуальный кабинет под своими логином и паролем и получают права доступа в соответствии с предопределенными для них ролями. Участники учебного процесса могут в конце занятия скачать материалы для повторного изучения (рис. 2).
стр. 52

Рис. 2. Сетевой преподаватель + Сетевая аудитория

Минимальные требования к техническому и программному обеспечению участника сеансов онлайн-взаимодействия с правами ведущего/администратора

Требования к техническому обеспечению универсальны для работы с веб-сервисом COMDI:

• Персональный компьютер, подключенный к веб-серверу COMDI в сети Интернет.

• Производительность, рекомендуемая для пользователя, организующего онлайн-мероприятие (статус администратора/лектора): компьютер PC-архитектуры или Apple Macintosh® (процессор класса Intel Core 2 Duo 2.4 ГГц или AMD Athlon II 215 и выше, оперативная память не менее 2Gb) с установленной операционной системой, установленными и настроенными драйверами сетевых карт, видео- и аудиокомпонентов и веб-броузером, обеспеченный подключением к сети Интернет. Производительность, рекомендуемая для пользователей - зрителей онлайн-мероприятия: компьютер PC-архитектуры или Apple Macintosh® (процессор класса Intel Celeron 440 (2.0 ГГц) или AMD Athlon 3600+ и выше, оперативная память не менее 1 Гб для ОС: Windows XP, 7; Linux; Mac OS X "Tiger", "Leopard"; 2 Гб для: Windows Vista; Mac OS X "Snow Leopard") с установленной операционной системой, установленными и настроенными драйверами сетевых карт, видео- и аудио-компонентов и веб-броузером Internet Explorer 7+, Mozilla FireFox 4+, Opera, Chrome, Safari4+, обеспеченный подключением к сети Интернет; скорость доступа в Интернет должна составлять не менее 256 кбит/с на прием данных, разрешение монитора - от 1024 768рх; оптимальная - ЦП: Intel Core 2 Duo 2.13 ГГц или AMD Athlon II 215 и выше; ОЗУ: от 2 Гб и выше для всех ОС; пропускная способность Интернета - от 512 кб/с стабильной связи. Для возможности аудио-, видеовещания через COMDI - в сети, посредством которой пользователь выходит в сеанс связи, должна быть разрешена передача данных через порты 1935, 443.

• Устройство ввода: мышь / сенсорный дисплей, клавиатура.
стр. 53

• Колонки (динамики)

• Микрофон (опционально - необходим для аудиодиалога с участниками онлайн-встречи).

• Веб-камера (опционально - необходима для видеодиалога с участниками онлайн-встречи).

Требования к программному обеспечению:

• Установленный компонент для веб-броузера - Adobe Flash Player последней версии (рекомендуется версия не ниже 11.1).

• Установленное системное программное обеспечение Java (рекомендуется версия исполняющей среды Java® (JRE) не ниже 6 update 23).

Требования к сетевой инфраструктуре рабочего места "рядового" участника онлайн-занятий. Для работы с COMDI без передачи видео достаточно скорости соединения 64 кбит/с. В случае, если в сеансе онлайн-встречи используется передача видео, минимальная скорость подключения к сети Интернет должна составлять 256 кбит/с.

Дополнительные требования к техническому и программному обеспечению для проведения вебинара с трансляцией видеопотока с разрешением 640×480 и выше:

• Персональный компьютер, подключенный к сети Интернет. Рекомендуемая производительность: ЦП: Intel Core i5 (2.9 Ггц) и выше; ОЗУ: 4Гб и выше (для всех ОС); плата FireWire. Пропускная способность подключения к Интернету должна составлять в общем случае не менее 256 кбит/с стабильной связи.

• Устройство для захвата аудио-, видеопотока с интерфейсом FireWire или USB.

Рис. 3. Трансляция семинара по обмену педагогическим опытом

Для организации интерактивного взаимодействия к компьютеру преподавателя и обучающихся подключается веб-камера и гарнитура (наушники+микрофон).
стр. 54

Данная модель была использована при проведении:

• сетевых консультаций для слушателей дистанционного курса "Проектирование и моделирование в среде КОМПАС-3D" в Московском институте открытого образования (МИОО);

• семинара по обмену педагогическим опытом по работе педагогов с одаренными детьми Северного округа города Москва (рис. 3);

• учебных занятий в ноябре 2009 года (в 5-х, 9-х, 11-х классах) и в январе 2011 года (в 5 - 8-х классах) в московской гимназии N 1576 в период эпидемии гриппа (уроки транслировались из гимназии по расписанию).

Модель 2. Сетевой преподаватель + Очный преподаватель + Обучающиеся

Проведение сетевой лекции двумя или несколькими преподавателями, когда один работает с аудиторией очно, другой - дистанционно. Схема модели представлена на рис. 4. Сетевой преподаватель проводит лекцию по разбору теоретического материала согласно учебному расписанию. К лекции подключаются по ссылке преподаватели образовательных учреждений и аудитория с обучающимися под их очным контролем. К компьютеру очного преподавателя подключается проектор, и трансляция лекции проецируется в аудиторию. Очный преподаватель контролирует процесс трансляции лекции, затем проводит очный опрос, практическое занятие или семинар. Обучающиеся имеют возможность задать вопрос сетевому преподавателю в реальном времени. Данная модель подходит для проведения занятий очного обучения, если образовательное учреждение не имеет преподавателя по какому-либо предмету. Одновременно к виртуальному кабинету сетевого преподавателя можно подключить восемь веб-камер для устного опроса. Единовременная онлайн-аудитория мероприятия может свободно достигать 100 участников с сохранением обычной динамики мероприятия и полного контроля процесса со стороны преподавателей.

Рис. 4. Сетевой преподаватель + Очный преподаватель + Обучающиеся

Технические требования к оборудованию для работы преподавателей и обучающихся

Минимальные требования к компьютеру аналогичны перечисленным для модели 1.
стр. 55

Для организации интерактивного взаимодействия в аудиториях к компьютеру преподавателя подключаются:

• веб-камера;

• проектор;

• колонки;

• микрофон.

Данная модель была использована при проведении занятий по информатике (подготовка учащихся к ГИА) в гимназии N 1576 города Москва. Было проведено четыре занятия на основе представленной модели в урочное время (рис. 5). Теоретический разбор заданий проводил сетевой преподаватель в удаленном режиме, а очный преподаватель во время объяснения следил за трансляцией, после объяснения проводил практические занятия в аудитории.

Рис. 5. Занятие с учащимися

Модель 3. Сетевой преподаватель + Сетевой преподаватель (модератор) + Сетевая аудитория

Занятие проводят два преподавателя в одном виртуальном кабинете. Все участники (ученики и педагоги) взаимодействуют в дистанционном режиме (рис. 6). Участники при проведении дистанционного занятия, например консультации перед экзаменом, выходят в сеть из дома по указанной ссылке. Ведут консультирование два преподавателя. Один преподаватель имеет функции модератора в виртуальном кабинете, второй подключается к процессу и ведет объяснение материала. Сервис COMDI дает возможность снять статистику (количество и время пребывания) учащихся, которые присутствовали на виртуальных занятиях. Опрос учащихся можно повести устно с подключением веб-камер или в чате. Учитель-модератор проверяет ответы на вопросы в чате.
стр. 56

Рис. 6. Сетевой преподаватель + Сетевой преподаватель (модератор) + Сетевая аудитория

Технические требования к оборудованию для работы преподавателя и обучающихся. Для организации интерактивного взаимодействия к компьютеру преподавателя и обучающихся подключается веб-камера и гарнитура (наушники + микрофон).

Использование данной модели взаимодействия позволяет провести сетевое общение с участниками в реальном времени посредством подключения веб-камер и гарнитуры (наушники, микрофон). Модель была успешно реализована на базе гимназии N 1576 Москвы при сетевом консультировании во внеурочное время. Объяснение учителя сопровождается презентацией, можно выделить основные определения как при демонстрации материала на интерактивной доске в классе. Работа с остальными учащимися велась в чате. Система позволяет подключить одновременно до восьми веб-камер учащихся и общаться с помощью микрофона и наушников.

Использование данного веб-сервиса позволяет снять статистику присутствия учащихся на сетевой консультации (рис. 7).

Организация сетевого взаимодействия дала возможность учащимся непосредственно из дома получать консультации педагогов и выполнять задания, а при обсуждении выполнения задания консультироваться не только с педагогом, но и друг с другом. Родители учащихся смогли посмотреть объяснение материала и проконтролировать выполнение задания.
стр. 57

Рис. 7. Статистика по вебинару

Модель 4. Взаимодействие "Модератор + Фасилитатор + Сетевая аудитория + Очная аудитория" (при организации больших мероприятий)

При организации трансляций больших конференций необходимо организовывать взаимодействие участников через виртуальный кабинет и осуществлять управление сетевыми докладчиками и виртуальными участниками, а также одновременно вести трансляцию съемки большой аудитории. При организации такой модели взаимодействия с виртуальными участниками мероприятия необходим ведущий - фасилитатор. Фасилитатор - это нейтральный лидер, который делает процесс групповой работы легким и эффективным, согласовывая темы и вопросы, требующие решения, организовывая подходящий формат работы и создавая творческую, свободную атмосферу для обмена мнениями и принятия решений.

Фасилитатор обычно ведет общение в чате, причем не обязательно в данной роли должен выступать преподаватель. Фасилитатор работает через виртуальный кабинет модератора, где модератор подключает виртуальных участников для обсуждения вопросов посредством веб-камер и следит за трансляцией. Модератор может дать права фасилитатору на управление докладами сетевой аудитории. Для трансляции из аудитории необходимо установить видеокамеру с возможностью записи и подключения к компьютеру модератора, либо несколько видеокамер, объединенных при помощи видеомикшера (пульта режиссера). Трансляция докладов из аудитории ведется через компьютер, подключенный к компьютеру фасилитатора (рис. 8).
стр. 58

Рис. 8. Взаимодействие "Модератор + Фасилитатор + Сетевая аудитория + Очная аудитория"

Технические требования к оборудованию для больших мероприятий

Требования для гостей вебинара соответствуют приведенным выше требованиям к сетевой инфраструктуре рабочего места "рядового" участника онлайн-занятий. Для организатора вещания/трансляции необходимо установить видеокамеру с возможностью записи и подключения к компьютеру, либо несколько видеокамер, объединенных при помощи видеомикшера (пульта режиссера).

Варианты подключения видеокамеры к компьютеру:

• при помощи порта FireWire (iLink) при условии наличия данного разъема на компьютере и видеокамеры;

• при помощи карты видеозахвата с функцией DirectShow; карта видеозахвата может подключаться к ПК через USB, FireWire, PCI и т.д.; видеокамера подключается к компьютеру через RCA, HDMI, FireWire, S-Video и т.д.

Данная модель была использована:

• При проведении интернет-фестиваля "От идеи до проекта" САО Москвы дважды: в 2010 и 2011 годах. Участники каждую неделю в течение месяца представляли свои проекты перед веб-камерой, доклад участника сопровождался презентацией. Все участники могли обсудить выступления в чате и задать вопросы непосредственно автору проекта в режиме видеоконференцсвязи. К трансляции в указанное время доклада могли подключиться и обсудить проект родители учащихся и педагоги. Любой участник мог также высказать свое мнение, подключив веб-камеру к своему компьютеру [2].

• В рамках эксперимента "Базовая школа экономики" был проеден вебинар на тему "Организация бизнеса IT-компаний" на базе гим-
стр. 59

назии N 1576. Видеозапись вебинара была опубликована на сайте гимназии.

Использование данных моделей взаимодействия на основе веб-сервиса (COMDI) способствовало дополнительной мотивации и интенсивному вовлечению в образовательный процесс всех его участников - педагогов, учащихся, родителей. В рамках интернет-фестиваля "От идеи до проекта" в 2010 году было рассмотрено 20 проектов, в 2011 году - 60 проектов. Учащиеся могли представить свои доклады из школы или дома. Мероприятие состоялось несмотря на объявление периода карантина в школах. При проведении мероприятий в форме вебинаров дополнительно были устроены сеансы голосований, что обеспечивало более полное взаимодействие аудитории.

Для целей организации и проведения дополнительного обучения были отработаны следующие формы применения веб-сервиса (COMDI):

• очное обучение: лекции высокопрофессиональных учителей, вещание на заинтересованную аудиторию;

• заочное обучение: лекции, уроки, консультации, тьюторинг и тьюториалы, семинары, дискуссионные формы занятий;

• переподготовка и повышение квалификации: лекции, консультации, тьюторинг и тьюториалы, вебинары, дискуссионные формы занятий;

• смешанное обучение: сокращение аудиторной нагрузки на обучаемых с целью увеличения доли самостоятельной работы;

• сетевые мероприятия: конкурсы, тематические вебинары, мастер-классы, веб-конференции, интернет-фестивали;

• трансляция очных семинаров, конференций, форумов [2; 3].

При ведении дистанционного занятия (лекции) преподавателю доступны инструменты интерактивной доски, позволяющие проводить наглядные аналогии и расставлять акценты при объяснении материала. Возможность демонстрации видеофайлов (в формате MPEG4) позволяет повысить интерактивность занятия (лекции). Учебные видеофрагменты преподаватель готовит заранее, используя, например, программы видеозахвата. По продолжительности учебные видеофрагменты не должны превышать десяти минут. Можно вырезать видеофрагменты из художественных и научных фильмов, при этом длительность фрагмента не должна быть больше сорока секунд. Учебные видеофрагменты преподаватель может запускать во время объяснения без ограничений.

При проведении дистанционных практических занятий, когда необходимо показать последовательность определенных действий в программной среде, преподаватель может использовать функцию демонстрации "рабочего стола".

Для проведения текущего контроля знаний в конце дистанционного занятия (лекции) преподаватель подключает сеанс опросов, что обеспечивает более полное взаимодействие аудитории и преподавателя. Опрос обучающихся можно провести также устно в режиме аудио-, видеоконференцсвязи.
стр. 60

Участники учебного процесса могут в конце занятия скачать материалы для повторного изучения или просмотреть запись занятия повторно в любое удобное время. Преподаватель может получить статистику по времени пребывания учащихся на виртуальных занятиях, выгрузить протоколы чата и ответов на вопросы.

Литература

1. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - URL: http://distant.ioso.ru/library/publication/concepte.htm

2. Третьяк Т. М. Сетевое взаимодействие педагогов и учащихся на основе сервиса COMDI: Материалы XXI Международной конференции "Применение новых технологий в образовании". - Троицк, 2010.

3. Тучин Д. Краткое пособие по проведению вебинаров для начинающих онлайн-спикеров. - Все о вебинарах. - All Rights Reserved, 2010. - URL: http://www.all-webinars.com.ua/analys/225/

4. Что такое COMDI? - COMDI 2009 - 2012. - URL: http://www.comdi.com/about/

5. Третьяк Т. М. Взаимодействие педагогов в сетевом проекте как условие развития профессиональной компетентности // Народное образование. - 2009. - N 6.

6. Третьяк Т. М. Организация сетевого взаимодействия педагогов и учащихся на основе веб-сервиса // Информатика и образование. - 2011. - N 5.

7. Третьяк Т. М. Организация сетевого взаимодействия на основе веб-сервиса // Педагогическая информатика. - 2011. - N 2.

8. Третьяк Т. М. Модели сетевого взаимодействия педагогов и учащихся на основе веб-сервиса / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия "Информатизация образования" // РУДН. - 2011. - N 3.

Опубликовано 28 августа 2014 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1409221997

© Portalus.ru

Главная КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Проведение дистанционных занятий на основе веб-сервиса COMDI

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU