PORTALUS.RU → КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ → СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ → Версия для печати
Иванова Галина Анатольевна, СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 23 февраля 2017. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/computers/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1487863844&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.
публикация №1487863844, версия для печати
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дата публикации: 23 февраля 2017 |
Иванова Галина Анатольевна, методист МБОУ ДПО (ПК) С ИМЦ г. Белово Введение В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в основу развития системы образования заложены такие принципы, как: - открытость образования к внешним запросам; - применение проектных методов; - конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике; - адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Все указанные принципы модернизации образования позволяет реализовать модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии, позволяющие динамично развиваться образовательным учреждениям. Наиболее эффективна такая модель при использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий, сети "Интернет". При сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а идет процесс работы образовательных учреждений над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ. Несмотря на необходимость сетевого взаимодействия, не все образовательные учреждения сегодня готовы к нему. Сложности с реализацией сетевого взаимодействия связаны, на наш взгляд, в основном: - с неумением педагогов использовать интернет-ресурсы в образовательных целях; - с несформированностью ИКТ-компетенций участников образовательного процесса (в первую очередь педагогов). стр. 64 Наш опыт показывает, что для разработки и успешной реализации сетевого взаимодействия внутри образовательного учреждения и на муниципальном уровне необходимы следующие условия: - развитие ИКТ-компетентности, в том числе обучение педагогов использованию ресурсов Интернета в образовательном процессе, в процессе повышения собственной квалификации, для участия в работе профессиональных сообществ; - использование дистанционных технологий в образовательном процессе; - наличие в каждой организации современных компьютеров со скоростью подключения к Интернету не ниже 2 Мб, наличие средств для видеоконференцсвязи, интерактивных досок, мобильных классов.
В качестве интернет-ресурса, на базе которого формируется сетевое взаимодействие участников образовательного процесса, можно рассматривать группу информационных сайтов. Для такой сети можно выделить три существенных качества: - сегментация (сеть состоит из автономных сегментов (сайтов), которые организационно самодостаточны). При этом целесообразно наличие сайта, который выполняет организационные, информационные, системообразующие функции, объединяя и регулируя работу всех участников образовательного процесса. Таким сайтом на муниципальном уровне является сайт управления образования или информационно-методического центра, на региональном уровне - сайт института повышения квалификации и переподготовки кадров или регионального министерства образования; - децентрализация (в сети представлены горизонтальные связи, предусматривается и реализуется мобильное лидерство, лидером становится тот, кто предлагает идеи, организует работу по их воплощению); - общие ценности и объединяющие идеи для всех участников образовательной сети. Формы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса будут зависеть от уровня сформированности ИКТ-компетенций педагогов. (Подробное описание уровней доступно на сайте журнала http:// obr.direktor.ru.) Для реализации сетевого взаимодействия педагогов необходимо обеспечить всем желающим доступ к сетевым ресурсам в любое время. Стихийно складывающийся процесс формирования сети, может длиться достаточно долго. Возникает вопрос об управлении этим процессом. Управление сетевым взаимодействием учителей на муниципальном уровне В 2012/2013 учебном году в г. Белово принято решение приступить к управляемому формированию сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Эта задача поручена информационно-методи- стр. 65 Ожидаемый результат организации сетевого взаимодействия может быть сформулирован следующим образом: - обновление форм и методов работы педагогического коллектива; - активизация участия образовательной организации в решении конкретных образовательных проблем в процессе выхода в сетевое пространство; - повышение качества работы образовательной организации в результате создания электронной информационно-образовательной среды в организации, повышения уровня ИКТ-компетентности всех участников образовательного процесса. Понятно, что программа реализуется не "с чистого листа". На текущий момент: - все 22 общеобразовательных учреждения города имеют школьный сайт, высокоскоростной доступ в Интернет; - примерно 10% педагогов активно участвуют в работе профессиональных сетевых сообществ; - около 20% педагогов принимают участие сами и организуют участие своих учеников в дистанционных мероприятиях регионального, федерального уровней: конкурсах, проектах, тренингах; - сайты управления образования и информационно-методического центра предоставляют информацию, но не являются организаторами дистанционных мероприятий на муниципальном уровне. В сентябре 2012 года в городе начала работу творческая группа (С работой творческой группы можно ознакомиться на сайте "Дистанционное обучение в г. Белово": https://sites.google.com/ site/distbelovo), в которую вошли заместители директоров тех школ города, педагоги которых приступили к освоению дистанционных образовательных технологий и активному участию в формировании муниципального сетевого профессионального сообщества. Восемь школ г. Белово получили оборудования для организации видеоконференцсвязи, которое должно ускорить процесс освоения педагогами дистанционных образовательных технологий. Но овладение и использование учителями дистанционных технологий предполагает высокий уровень сформированности ИКТ-компетентностей педагогов, активное участие в работе сетевых профессиональных сообществ на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. Для этого информационно-методическим центром в рамках оказания методической помощи педагогам города, осваивающим дистанционные образовательные технологии, создана творческая группа, которая объединила учителей, приступивших к изучению основ разработки дистанционных курсов. (План этой работы представлен на сайте журнала http://obr. direktor.ru ) Педагоги ознакомились с требованиями к структуре и содержанию дистанционного курса, разработали пример модуля курса, размещают его в СЭДО (система электронного дистанционного обучения) и пробуют проводить дистанционные занятия с использованием модуля. Следующим шагом будет работа над полным дистанционным курсом. Шесть школ города уже зарегистрировали и ведут работу по освоению СЭДО. (Для проведения дистанционных мероприятий используется система дистанционного обучения Moodle на сайте: http://5belovo. smartlearn.ru) Для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов на базе одной из школ города создан ресурсный центр "Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе". Ресурсным центром проведены городские семинары для педагогов по работе с интерактивной доской. Активизирована работа сайта ИМЦ через организацию работы форума - созданы темы для обсуждения различных вопросов, например: - система оценки достижения обучающимися планируемых результатов; - проектная деятельность на уроках химии, биологии, географии; стр. 66 Началась работа по созданию виртуальных методических объединений учителей: - информатики (http://informatik-belo.ucoz. ru); - химии и географии (http://mo-himik.ucoz. ru); - биологии (http://biologia-belovo.ucoz.ru). Используя СЭДО, методисты проводят дистанционные мероприятия, например вебинары ("Создание дистанционных мероприятий в Moodle", "Разработка дистанционного занятия"). Самым значительным мероприятием, которое привлекло внимание всех педагогов, стал первый муниципальный дистанционный конкурс "Дистанционный учитель Белово - 2013". (Положение о конкурсе доступно на сайте журнала http://obr. direktor.ru.) В конкурсе зарегистрировались 43 участника. В течение пяти недель педагоги активно осваивали формы сетевого взаимодействия: форум, чат, вебинары, телеконференция. Освоили сервисы Веб 2.0 и научились создавать коллективные документы, презентации, опросы, задания с использованием сервиса LearningApps. И самое интересное и самое сложное - разработали собственное дистанционное занятие и провели его для своих коллег. В финал вышли 13 педагогов - те, кто не только освоил сервисы Веб.2.0, но и разработал и провел дистанционное занятие. Заключение Процессы информатизации, широкое использование информационно-коммуникационных технологий являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды образовательных организаций, но и на эффективное использование их ресурсов. А это невозможно без организации сетевого взаимодействия в сфере образования. Сетевое взаимодействие позволяет сформировать в образовательном учреждении электронную информационно-образовательную среду, обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогов. Информационно-образовательная среда в этом случае выступает сферой и средством развития профессиональной компетентности педагогов. Считаем, что формирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений на муниципальном уровне позволит школам успешно сформировать информационно-электронную среду и каждого учреждения, и на уровне города. стр. 67 Формы сетевого взаимодействия педагогов в зависимости от уровня сформированности ИКТ-компетенций
Опубликовано 23 февраля 2017 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1487863844 → © Portalus.ru Главная → КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ → СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|