Полная версия публикации №1679962392

PORTALUS.RU КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Политические технологии и Интернет → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Д. ПОЛИКАНОВ, кандидат политических наук, Политические технологии и Интернет [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 28 марта 2023. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/computers/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1679962392&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.02.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Д. ПОЛИКАНОВ, кандидат политических наук, Политические технологии и Интернет // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 28 марта 2023. URL: https://portalus.ru/modules/computers/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1679962392&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.02.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Д. ПОЛИКАНОВ, кандидат политических наук, Политические технологии и Интернет / Азия и Африка сегодня 2002 № 9.



публикация №1679962392, версия для печати

Политические технологии и Интернет


Дата публикации: 28 марта 2023
Автор: Д. ПОЛИКАНОВ, кандидат политических наук
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Азия и Африка сегодня 2002 № 9
Номер публикации: №1679962392 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


ПАРТИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, РОССИИ И АФРИКИ ВСЕ ШИРЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ВЕБ-САЙТЫ

В информационную эпоху Интернет-технологии, включая и развитие Веб-сайтов, становятся важным политическим инструментом, широко используемым государством, партиями и представителям и гражданского общества. Такие Веб-сайты приобретают особое значение в предвыборный период, когда информационные технологии превращаются в прямое орудие воздействия и трансформируются в так называемые "политические технологии". Кроме того, они применяются для создания положительного имиджа государства и отдельных представителей властных структур внутри страны и на международной арене, используются для защиты и лоббирования интересов общественных групп, для проведения "сливов" информации и т.п.

Несмотря на пессимистичные прогнозы некоторых аналитиков, новые технологии стали эффективным средством коммуникации, которое может с успехом использоваться в дополнение к традиционным средствам массовой информации (СМИ). Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют, с одной стороны, воздействовать на аудитории в любой точке планеты, а с другой, направленно, точечно влиять на узкие группы избирателей, приспосабливая информационное содержание к политическим и иным интересам этих групп.

Веб-технологии представляют собой один из наиболее успешно применяемых компонентов новых СМИ. Учитывая столь широкое распространение "всемирной паутины", определенный интерес представляет сравнительное исследование политических Веб-сайтов Великобритании, России и африканских стран. Прежде всего, речь идет о сайтах политических партий, поскольку большинство работ, посвященных оценке роли ИКТ в политике, сосредоточены на вопросах электронной демократии и трансформации отношений партий и избирателей в информационную эпоху.

Россия, Великобритания и Африканский континент находятся по разные стороны "цифрового разрыва", прежде всего по количеству пользователей Интернета. Поэтому особого внимания заслуживает степень влияния этого феномена на применимость Веб-технологий в политике. Так ли однозначна прямая зависимость между числом пользователей, развитостью инфраструктуры и т.п. и степенью политической активности в Интернете?

НА РАЗНЫХ ПОЛЮСАХ "ЦИФРОВОГО РАЗРЫВА"

Одно из лидирующих мест по степени информатизации занимает сегодня Великобритания. В стране активно реализуются программы по компьютеризации работы государственных структур и переводу ряда их функций в электронную форму. Кроме того, Интернет широко используется и гражданским обществом для выражения и лоббирования своих интересов, для осуществления обратной связи с парламентариями и правительством.

С точки зрения распространенности Интернета Россия занимает промежуточное положение между Великобританией и Африкой. Однако информационные технологии уже стали в России фактором формирования общественного мнения и воздействия на поведение элиты. Это выявилось в ходе парламентских и президентских выборов 1999 - 2000 годов, а также в результате нескольких туров региональных избирательных кампаний в России. В случае успешного осуществления программы "Электронная Россия" воздействие информационных технологий на политику и другие сферы общественной жизни будет расти и далее.

Африканский континент пока занимает довольно скромное положение по количеству пользователей Интернета. Большинство Веб-сайтов ориентированы вовне (на инвесторов, туристов, мировое общественное мнение). Мно-

стр. 28


гие из них принадлежат государственным структурам и финансируемым из-за рубежа общественным организациям и СМИ. Однако и в Африке оппозиционные движения и повстанческие группы выходят в киберпространство для того, чтобы представить миру свои взгляды. Веб-сайты становятся средством политической борьбы с авторитарными режимами, которые и сами нередко прибегают к Интернету для упрочения своих позиций. Классическим примером противоборства властей и оппозиции в Африке стало электронное противостояние Движения за демократические перемены (ДДП) и правительства Зимбабве.

"Цифровой разрыв", а порой и недостаточно высокий интерес к использованию новых технологий вкупе с государственной монополией на информационном поле приводят в Африке к слабому применению информационных и коммуникационных технологий для политических целей. Тем не менее, среди африканских партий можно выделить и явных лидеров в этой сфере, не говоря уже об оппозиционных движениях, вынужденных базироваться за пределами Африканского континента или национальной территории ряда стран.

В рамках данного проекта исследуются Веб-сайты политических партий и движений Алжира, Анголы, Демократической Республики Конго (ДРК), Египта, Зимбабве, Кении, Маврикия, Марокко, Мозамбика, Намибии, Нигерии, Танзании, Туниса, Уганды, ЮАР и Эфиопии. Существует два главных критерия такого отбора. Во-первых, большинство этих стран имеют высокий уровень распространения Интернета. Это, в первую очередь, Алжир, Египет, Зимбабве, Кения, Маврикий, Марокко, Нигерия, Танзания, Тунис и ЮАР, за которыми следуют Мозамбик, Намибия и Уганда 1 . Во-вторых, некоторые из этих государств были выбраны в силу наличия вооруженной или объявленной вне закона оппозиции (Алжир, Ангола, ДРК, Уганда, Эфиопия). Веб-деятельность такого рода группировок представляет собой любопытный феномен.

В каждой стране изучались Веб-сайты правящей партии (имеющей большинство мест в нижней палате парламента) и основной оппозиционной партии или движения вооруженной оппозиции.

При этом в их число попали лишь те сайты, которые были найдены с использованием различных поисковых систем в Интернете и были в рабочем состоянии. К сожалению, некоторые партии, якобы обладающие Вебсайтами, как, например, (СВАПО в Намибии, Движение активистов Маврикия (Mauritian Militant Movement - МММ) или Конституционный союз в Марокко, - на самом деле не имеют работающего Интернет-представительства. Иными словами, Вебстраницы не загружаются, и объявленные Интернет-адреса ошибочны. Поиск сайтов ряда правящих партий (партия МПЛА в Анголе, Национальное демократическое движение (НДД) в Алжире и Национальная демократическая партия (НДП) в Египте) также не дал никаких результатов. Иногда деятельность политических партий и вовсе приостановлена (ДРК, Уганда). В России конец 2001 года ознаменовался активизацией процесса партийного строительства и объединения. Слияние "Единства", "Отечества" и движения "Вся Россия" в "Единую Россию" было практически завершено лишь к февралю 2002 года. В силу этого обстоятельства "Единая Россия" не смогла на момент исследования создать Веб-сайт, поэтому пришлось отдельно проанализировать Интернет- представительства "Единства" и "Отечества".

Многие сайты находятся в процессе реконструкции и постоянно обновляются. Например, к марту 2002 года заметно изменились дизайн и содержание сайта партии ФРЕЛИМО в Мозамбике, а ЗАНУПФ в Зимбабве создала новый сайт с помощью компании Africa Online (http:// www.zanupfpub.co.zw) взамен традиционного http:// www.zanupf. net). Заметно меняется и политическая обстановка в ряде стран. Достаточно упомянуть активизацию процесса национального примирения в Анголе после смерти лидера УНИТА Жонаса Савимби, спорный исход выборов в Зимбабве, возобновление диалога в ДРК, объединение КАНУ и Национальной партии развития (НПР) в Кении и т.д.

В ходе исследования применялись сбор информации на Веб-сайтах, проведение интервью по электронной почте с их разработчиками и редакторами, интервью со специалистами в области информационных технологий и политическими экспертами из вышеуказанных стран и регионов, а также анализ исследовательской литературы в этой области. Многие идеи были почерпнуты в ходе стажировки автора в штаб-квартире Лейбористской партии Великобритании в январе-марте 2002 года. Еще одним методом исследования стало создание шкалы параметров сравнения сайтов различных партий.

ШЕСТЬ ЗАДАЧ ПАРТИЙНЫХ ВЕБ-САЙТОВ

Последние несколько десятилетий в развитых демократических странах и других государств мира происходит трансформация роли и деятельности политических партии. Наблюдается постепенный отход от традиционного акцента на интересы узкого круга членов партии в сторону мобилизации симпатий всего электората. Все это приводит к изменениям в предвыборных компаниях партий и к эволюции стратегии и тактики партийного строительства. Подобные перемены приводят и к усилению роли партийного руководства и высшей партийной элиты. Часто от личной популярности лидеров среди избирателей исход выборов зависит гораздо больше, чем от строгой приверженности идеологии 2 . Изменился и характер избирательных кампаний, которые все чаще превращаются в высокопрофессиональные медиа- шоу. При этом партия выступает в роли "политического продукта, который необходимо продвигать на рынке с наибольшей прибылью" 3 .

Информационные и коммуникационные технологии открывают перед партиями широкие возможности. Это и привлечение новых членов, и распространение информации о целях и задачах, о специфических аспектах деятельности и о проводимых мероприятиях. Во многих странах с авторитарными режимами Веб-сайты используются оппозицией в качестве незаменимого канала связи и пропаганды 4 . Однако это не означает, что политические партии сразу же отбросили традицион-

стр. 29


ные средства воздействия ради нового технологического инструмента. Лишь немногие из них рассматривают Интернет в качестве средства коммуникации, способного частично заменить телевидение или газеты. Большинство же применяет ИКТ в дополнение к уже имеющимся механизмам, а также широко использует возможности внутрипартийной коммуникации посредством электронной почты 5 .

По мнению специалистов, сайты политических партий выполняют шесть ключевых функций 6 .

Во-первых, это распространение информации. Веб-сайты позволяют партиям накапливать и хранить большой объем данных при минимальных издержках. Партии экономят время и ресурсы, используя сайты в качестве библиотек, онлайновых архивов и образовательных средств. Кроме того, в Интернете не существует редакторов, цензуры и информационных посредников. Традиционные СМИ часто искажают информацию, как преднамеренно, так и случайно, что отнюдь не соответствует пропагандистским интересам политических партий, которых не устраивает та или иная интерпретация. В информационную же эпоху партии могут доводить до общественности свои идеи, минуя посредников, или, по крайней мере, в большей степени контролируя процесс коммуникации. В частности, виртуальная реальность представляет собой более конкурентную среду с более широкими возможностями для малых партий и их кандидатов, чем телевидение и газеты 7 .

Вторая важная задача - пропаганда и проведение избирательных кампаний. Партии привлекают избирателей, распространяя через Интернет свои предвыборные программы, излагая позицию по основным социально- экономическим и политическим проблемам, предлагая биографические данные кандидатов и парламентариев, сообщая данные голосования и т.п.

Некоторые специалисты предлагают и четыре критерия для оценки политических кампаний:

- финансовый (количество собранных средств);

- ментальный* (принятие или неприятие обществом пропагандируемых идей);

- мобилизационный (привлечение волонтеров и мобилизация активистов на период кампании);

- эволюционный (достижение долгосрочных целей) 8 .

Третья функция - это сбор ресурсов и привлечение новых членов и добровольных помощников. Существуют различные тактики привлечения финансовой помощи - от продажи товаров с партийной символикой и сбора пожертвований до специальных коммерческих предложений (affinity products). Например, Либерально-демократическая партия Великобритании (ЛДП) предлагает посетителям своего сайта купить книги на www.amazon.co.uk или оформить кредитную карточку с партийной символикой в определенном банке (партия получает процент со сделки). Лейбористы также рекламируют кредитную карту и специальные предложения в области страхования. У Лейбористской партии есть даже свой Интернет-провайдер: любой посетитель сайта может бесплатно зарегистрироваться и получить доступ в Интернет по коммутируемой линии без какой-либо абонентской платы. В данном случае оплачивается лишь телефонное соединение (по местному, а не национальному тарифу), и половина полученных средств поступает лейбористам, а другая половина идет телефонной компании.

В-четвертых, сайты превращаются в механизм внутрипартийной и сетевой коммуникации. При внутреннем сетевом обмене в систему объединяются составные элементы партии (низовые ячейки, региональные отделения и т.п.) и налаживается управление потоками информации внутри партии. Например, в ходе избирательной кампании 2001 года лейбористы использовали сайт для предоставления точных и свежих данных о достижениях лейбористского правительства в конкретных избирательных округах 9 . Внешняя сетевая коммуникация служит для консолидации и пропаганды имиджа партии и определенных ценностей. Партийные сайты содержат ссылки на Интернет- представительства групп давления и на сайты, посвященные определенной актуальной тематике. Подчас внешние ссылки являются наиболее привлекательным компонентом для посетителей сайта, блуждающих по Интернету в поисках информации.

Новые технологии значительно облегчают элите осуществление контроля над партийными структурами. В том случае, если молодежные, женские и другие организации находятся в рамках партии, сохраняя определенную самостоятельность от центрального аппарата, их Веб-сайты могут порой нести противоречивую информацию. А сетевой обмен позволяет центру иметь постоянный контроль над конечным Интернет-продуктом различных отделений и структур 10 .

Пятая задача, которая ставится перед партийными сайтами, -содействие интерактивности и обеспечение политического участия. Зайдя на сайт, посетитель может подписаться на электронный бюллетень или получить бесплатный адрес электронной почты (например, с расширением @email.labour.org.uk). На сайтах можно найти доски объявлений, чаты (электронные форумы), а также гостевые книги и онлайновые формы для обратной связи, которые могут рассматриваться как своего рода моделируемые форумы.

Например, в ходе избирательной кампании 2001 года внутри Лейбористской партии были серьезные споры о том, насколько полезно и желательно иметь чаты и доски объявлений на партийном сайте. В результате менеджеры кампании пришли к выводу, что потенциальными посетителями такого форума будут, вероятно, люди, уже сделавшие свой выбор в пользу той или иной партии. Поэтому было решено не поддерживать чат в открытой части сайта: "Мы хотели, чтобы наши сторонники проводили время, убеждая колеблющихся избирателей, и мы не хотели терять время на тех, кто явно собирался голосовать против нашей партии" 11 . Подобное опасливое отношение к "чужим" во многом выросло из опыта США, где чаты использовались оппонентами для критики партии и "сливов" компрометирующей информации, то есть производили обратный эффект.

Подобный недостаток интер-


* То есть, в данном случае - критерий, отражающий степень психологического воздействия.

стр. 30


активности и нежелание партий привлекать избирателей для обсуждения политических вопросов, видимо, вызван и необходимостью ведения жесткой конкурентной борьбы в ходе избирательных кампаний.

Наконец, еще одной функцией партийных сайтов является поддержание имиджа партии. При этом желание "угнаться" за соперниками становится одним из главных факторов для приема на вооружение новых технологий. Многие партии не имеют четкого представления о целях своих сайтов и создают их лишь для того, чтобы выглядеть современными и профессиональными.

Таким образом, "всемирная паутина" придала дополнительный импульс пропагандистской деятельности политических партий и позволила им обратиться к новым формам мобилизации активистов и убеждения колеблющихся. ИКТ - это эффективное и незаменимое средство внутренней коммуникации и осуществления партийного контроля.

Однако когда дело доходит до продвижения демократии и повышения интерактивности, партийные сайты, оказывается, имеют более авторитарный характер, точнее, строятся в четком соответствии с рыночными принципами. Как и любой рекламный продукт, они скорее посылают избирателю четкие сигналы, стремясь оказать воздействие на его сознание, а отнюдь не стимулируют дискуссию или дополнительные размышления. Сайты являются виртуальным продолжением реальной политики партий несколько иными средствами.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ САЙТОВ

Существуют различные критерии оценки эффективности и содержания сайтов политических партий.

Один из наиболее простых способов - это классификация сайтов по двум параметрам: информационной транспарентности и коммуникационной интерактивности 12 . Степень информационной транспарентности определяется наличием или отсутствием 19 характеристик. Например, есть ли на сайтах информация об истории партии, устав и программа, данные о структуре и календарь предстоящих событий. Интерактивность измеряется по 13 параметрам: могут ли пользователи вступить в партию, заполнив форму на сайте, или сделать взнос в партийную кассу, записаться в добровольные помощники, отправить письмо партийному лидеру или принять участие в онлайновых дискуссиях. Каждый из этих 32 параметров кодируется на наличие (1 балл) или отсутствие (0 баллов). После этого баллы суммируются, и сайты выстраиваются по двум стандартным шкалам (19 и 13 принимаются за 100 процентов), а также составляется общий индекс.

Другой вариант подразумевает детальное раскрытие содержания информационной транспарентности и коммуникационной интерактивности. Например, Гибсон и Уорд предлагают набор критериев для каждой из пяти основных функций партийных сайтов 13 .

Эта базовая модель легла в основу методологии данного исследования. Однако можно детализировать эти параметры, добавив контент-анализ (оценка содержания) сайтов и опубликованных на них политических документов. Например, при анализе Интернет-представительств американских и британских партий 14 за счет некоторой перегруппировки был выделен дополнительный критерий - подача материала (легкость доступа, навигация по сайту, обновления, внешний вид и т.п.). Все это позволило значительно усовершенствовать систему оценки и построить более точные рейтинги сайтов.

В то же время очевидна преемственность и схожесть вышеозначенных моделей. Именно поэтому в рамках настоящего проекта была выбрана некая основополагающая схема, в которую были внесены определенные изменения и дополнения. Африканские и российские политические сайты в целом укладываются в пятифункциональную модель, а множество технических ухищрений, характерных для американских и британских сайтов, просто отсутствуют. Так, в России и Африке не практикуется использование специального программного обеспечения для слепых и людей с ослабленным зрением и т.п. Учет этих параметров оказал бы негативное влияние на некоторые кумулятивные и порядковые индексы, поскольку в российском и африканском случаях они были близки к нулю или равны нулю.

Для кодировки содержания сайтов 37 политических партий и движений Африки, России и Великобритании (а только 37 партий из 52 исследованных имели сайты в рабочем состоянии) были применены следующие критерии:

I. Информационное обеспечение

II. Пропаганда

III. Мобилизация ресурсов

IV. Сетевой обмен

V. Политическое участие

Параметры, изложенные в группах I и IV, составляют информационный рейтинг. Группы И, III и V позволяют составить коммуникационный рейтинг. Рейтинги рассчитаны путем деления общей суммы совокупных показателей (I+IV и II+III+V) на максимальное число баллов, которые могла получить партия в этих категориях.

Однако информационный и коммуникационный рейтинги невозможно сравнить между собой. В данном случае возможны лишь линейные оценки по каждому из них в отдельности - можно определить, какая из партий имеет наибольшую информационную или коммуникационную составляющую. В то же время при данном подсчете невозможно составить баланс информационности и интерактивности отдельно взятого Вебсайта и понять, какая же из функций все- таки доминирует в партийной деятельности в киберпространстве.

Поэтому была составлена вторая шкала - рейтинги информирования и вовлечения. Информирование - это сумма баллов по группам I и IV. Вовлечение включает в себя лишь баллы из групп III и V. Таким образом, компонент дизайна и свежести исчезает, что ставит партии разных регионов в приблизительно равные условия. Учитывая различное количество подкатегорий

стр. 31


в каждой группе параметров и различные виды применяемых индексов, общий коэффициент составляет 1,25. Для индексации используется система "1 - 0" с набором заданных условий.

Два этих рейтинга позволяют нам сравнивать партии между собой и получить представление о соотношении элементов информирования и вовлечения для каждого Веб-сайта. Соотношение двух рейтингов (информирование и вовлечение) рассчитано лишь для тех сайтов, где обе величины отличны от нуля.

Таким образом, модель строится на основе базовых функций партийных сайтов, что дает возможность оценить их эффективность, уровень информационного обеспечения, степень их интерактивности, а значит, и перспективы электронной демократии для выбранных стран и регионов.

Математические выкладки данных о партийных Веб-сайтах Великобритании, России и Африки свидетельствуют о явном лидерстве британских политических партий по совокупным параметрам. Они лидируют в мобилизации ресурсов и сетевого обмена. Однако когда дело доходит до информационного обеспечения и пропаганды, некоторые российские и африканские партии почти достигают уровня их британских коллег. Более того, в одном из наиболее важных элементов электронной демократии - политическом участии, - сайты Великобритании сильно отстают от российских и африканских Интернет- представительств.

Пятерка лидеров по всем трем совокупным рейтингам (информационный, коммуникационный, вовлечения) включает три британские партии - Лейбористскую, ЛДП, Консервативную партию и две российские -Союз правых сил (СПС) и "Яблоко". Партии с наихудшими показателями - это кенийская НПР, нигерийский Альянс за демократию (АД) и Фронт национального освобождения Анголы (ФНЛА). Все три - это малые партии в своих странах, которые занимают третье место после правящей и основной оппозиционной партии. Ни одной из партий не удалось набрать 100 пунктов по какому-либо из рейтингов. Африканский национальный конгресс (АНК) и лейбористы были близки к этому информационному компоненту. Лейбористкая партия сумела набрать максимально возможное количество баллов в сфере информационного обеспечения. Лейбористы и ЛДП также получили максимум баллов за мобилизацию ресурсов. ЛДП стала самой лучшей с точки зрения сетевого обмена, а СПС почти достигла максимума в политическом участии.

В России, как и Кении, Зимбабве и Маврикии, сайты оппозиционных партий обычно имеют более высокие рейтинги, чем представительства правящих партий, а в относительно устойчивых демократических странах с надлежащим уровнем экономического развития и большим числом пользователей Интернета положение диаметрально противоположно (Великобритания, ЮАР).

Левые и социал-демократические партии имеют сравнительно более высокие рейтинги, чем центристы или правые. Более того, центристские партии в целом гораздо меньше представлены в Интернете, чем другие движения. Консервативные партии проигрывают в этом смысле радикалам и либералам. При этом следует сделать оговорку в отношении России, где политический спектр перевернут: правые силы составляют наиболее либеральную часть, а левые партии относятся к консерваторам.

Большинство партий имеют высокие рейтинги информирования. Тем не менее, половина исследованных партий предпочитает иметь сбалансированные сайты. Лидеры вовлечения - кенийская Демократическая партия (ДП) и Демократический альянс (ДА) из ЮАР - сохраняют развитый информационный компонент, хотя и склонны к более активной работе с избирателями (привлечение новых членов, сбор пожертвований, открытость и обратная связь).

Лишь треть африканских стран имеют рейтинги выше среднего. Африканские страны, наиболее далеко продвинувшиеся в этом плане, - ЮАР и Кения, что частично объясняется большей распространенностью Интернета и высокой заинтересованностью общества в использовании ИКТ. В Великобритании основное соперничество развернулось между Лейбористской партией и ЛДП. Небольшие либеральные партии России - СПС и "Яблоко" - стали очевидными и непревзойденными лидерами по рейтингу своих сайтов. КПРФ также в скором времени может перейти средний рубеж и начать приближаться к этому дуэту, особенно если партия заинтересована в привлечении молодых избирателей на выборах 2003 года. ЛДПР, чьи позиции в российской политике слабнут с каждыми новыми выборами (1993, 1995, 1999), становится маргинальной партией с рейтингом сайта ниже среднего. Сильная персонификация власти в партии (с акцентом на фигуру Владимира Жириновского) приводит к снижению индексов доступности, сетевого обмена и крайне низкому политическому участию.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ВПЕРЕДИ ПО ЗАКРЫТОСТИ, РОССИЯ И АФРИКА - ПО ИНТЕРАКТИВНОСТИ

Хотя индексы хороши для создания относительно объективной картины, некоторые особенности партийной стратегии остаются за пределами статистических выкладок и могут быть упущены при расчетах. Погрешности математической модели помогают исправить анализ общей обстановки и визуальные наблюдения.

Важно учитывать следующие факторы:

Во-первых, низкие рейтинги сайтов африканских партий связаны с небольшим количеством пользователей Интернета на континенте. Подобные жалобы можно услышать и из уст некоторых российских экспертов, поскольку официальное число зарегистрированных пользователей в РФ не превышает трех миллионов человек 15 . С этой точки зрения, развитие Интернет- представительства часто рассматривается как ненужная роскошь, которую могут позволить себе немногие партии. Большое количество Веб-сайтов на Африканском континенте создается на период выборов или для номинального присутствия во Всемирной сети. После окончания избирательной кампании об этих сайтах забывают и не занимают-

стр. 32


ся их обновлением и совершенствованием. Еще одна проблема - большое количество "слепых" ссылок. Неработающие ссылки свидетельствуют о том, что сайты нерегулярно проверяются и обновляются Веб-мастерами.

С такой логикой партийных функционеров нельзя согласиться. Ведь речь идет не об эффективности вложений в Интернет-проекты как таковой, а о проблеме неправильной расстановки приоритетов при разработке сайтов. В теории Веб- сайты представляют собой один из видов СМИ, могут иметь неограниченное количество посетителей и открыты для населения всего мира. На практике любая погоня за массовой аудиторией и статистикой посещений ради статистики представляется бесполезной и не приносит ничего, кроме разочарования в Интернете. Поэтому более выгодно ориентировать Интернет- проекты на конкретные целевые группы, а иногда и формировать такие группы с помощью ИКТ. Прежде всего, целевыми аудиториями являются журналисты, лица, принимающие решения, и лидеры бизнеса. Все они сегодня уже присутствуют в Интернете, активно работают с ИКТ и в России, и в Африке 16 .

Относительно новой технологией является адаптация содержания сайта под конкретных посетителей. Например, посетителям сайта Консервативной партии достаточно было указать свой возраст, количество детей и ряд других параметров для того, чтобы специальная программа на сайте сформулировала краткое содержание предвыборной платформы в соответствии с интересами данного избирателя 17 .

Во-вторых, общая ситуация может измениться, если правящие партии будут более активно осваивать киберпространство. В половине стран, исследованных в рамках настоящего проекта, правящие партии не имели собственных сайтов. Частично подобная пассивность компенсировалась ими за счет официальных государственных сайтов или проправительственных информационных порталов (сайт президента Алжира, сайт посольства Анголы в США, миссия Демократической республики Конго при ООН и т.п.). Однако если у правящей партии в Африке все же появляется сайт, то на нем представлен максимум возможной информации о достижениях правительства, а связь с исполнительной властью всячески подчеркивается. А в Великобритании и России ситуация обратная: правящие и проправительственные партии пытаются внешне дистанцироваться от исполнительной власти и утвердить собственную идентичность.

В-третьих, нужно отметить низкую скорость соединения в Африке и России. Даже в Великобритании лишь один миллион пользователей из 23 миллионов имеют высокоскоростной доступ в Интернет 18 . Поэтому вполне логично, что африканские дизайнеры стремятся избегать технических "излишеств" для того, чтобы облегчить загрузку содержания сайтов. Кроме того, громоздкие приложения, ультрасовременные программы и хранилища данных обходятся дорого с точки зрения установки и дальнейшей эксплуатации.

Существует мнение о том, что африканским странам не хватает специалистов для поддержки сайтов. Однако для этого не нужна большая команда (например, сайт лейбористов администрирует всего два человека и группа стажеров). Скорее, необходимо наладить тесное взаимодействие Интернет-группы с другими отделами партии, которые должны четко осознавать важность размещения информации на сайте и в срок выполнять свою часть работы (предоставлять пресс-релизы, новости, помогать в разработке пропагандистских кампаний и т.п.).

В-четвертых, многие сайты в Африке расположены за пределами своих стран и разрабатываются и поддерживаются зарубежными компаниями (чаще всего, сайты в США). Такая стратегия характерна и для вооруженной и нелегальной оппозиции, которая не имеет возможности поддерживать сайт в стране из-за угрозы его взлома. Перед такими сайтами ставится задача предоставить как можно больше информации о движении, информировать общественное мнение развитых стран о ситуации в стране (нарушениях прав человека, особенностях военно-политической обстановки, ходе боевых действий и т.п.), а также заниматься сбором финансовых средств.

Прозападная ориентация отражается и в выборе языков для сайта. Большинство африканских партийных Интернет-представительств содержат информацию на языке метрополии (английском, французском, португальском). Лишь немногие партии могут позволить себе полный или частичный перевод (на амхарский язык в Эфиопии или на суахили в Танзании). Наилучшим примером многоязычного сайта является Интернет-представительство ДА в ЮАР (информация на английском, африкаанс и некоторых языках черного большинства).

Другое объяснение такой языковой политики в Африке - это характер целевых аудиторий. Поскольку большинство пользователей образованы и владеют английским или французским языками, то, по мнению редакторов, не существует особой необходимости переводить содержание сайта на местные языки и нести дополнительные расходы.

Еще одна проблема для многих сайтов - отсутствие структурированной контактной информации. В большинстве случаев партии Африки и России вывешивают списки членов парламента и региональных отделений (иногда даже с интерактивной картой), но не дают их адресов электронной почты. Одно из объяснений - это невозможность, а часто и нежелание обрабатывать большие массивы электронной почты.

В то же время российские партии дают хороший пример интерактивности. Например, каждый значимый партийный функционер (депутат Государственной Думы или член руководства партии), указанный на сайте "Единства" или "Отечества", имеет прямой контактный адрес электронной почты. Еще одной особенностью российских партий является традиция размещения ссылок на сайты соответствующих думских фракций, а не отдельных депутатов (в отличие от Великобритании, где почти каждый депутат имеет свое Интернет-представительство). Кроме того, парламентские сайты российских партий более продвинуты по своему дизайну и содержанию и могли бы получить более высокий рейтинг по сравнению с обычными партийными сайтами.

стр. 33


В ЮАР обычный посетитель сайта АНК может написать письмо президенту страны Табо Мбеки, а, зайдя на сайт консерваторов, заполнить онлайновую форму для обратной связи с руководством тори.

В то же время разделы, защищенные паролем и предназначенные только для зарегистрированных членов, могут иметь более совершенный дизайн и структуру (с точки зрения политического участия и сетевого обмена). Это, возможно, объясняет характерный для открытой части низкий уровень интерактивности британских партий - ведь у тех же лейбористов в закрытой части сайта есть форумы и т. п. Однако страницы с повышенным уровнем безопасности трудно поддерживать, а большинство африканских и российских партийных сайтов не имеют их из-за отсутствия онлайновых трансакций. Кроме того, даже защита паролем и создание разделов только для членов партии не может уберечь сайты от "агентов-двойников" в партийных рядах или среди зарегистрированных пользователей.

При обеспечении безопасности закрытых страниц возникает проблема их соответствия нормам законов о защите конфиденциальной информации (privacy laws) и общим правилам сбора данных. Для того, чтобы избежать такого рода злоупотреблений, на сайте обычно содержится краткая справка о правилах и условиях пользования сайтов. Отсутствие такой информации может стать предметом серьезной критики в Великобритании 19 , но не в России и Африке, где это еще не стало повсеместной практикой.

Хотя большинство кампаний построены по маркетинговому принципу, некоторые их элементы могут содействовать большему вовлечению и даже интерактивности. Например, электронные открытки позволяют сторонникам партии принимать активное участие в кампании и совмещать такое участие с общением со своими друзьями и родственниками. "Во-первых, сообщение приходит от знакомого отправителя и не воспринимается как типичный пропагандистский спам ("слив". - Ред.). Во-вторых, получатель обычно должен нажать на ссылку в сообщении, чтобы увидеть открытку, а значит, он неизбежно заходит на партийный сайт" 20 . Активисты партии могут также размещать на своих личных сайтах и компьютерах партийную символику, логотипы, оформление Рабочего стола и виды курсоров для мышки, загружая все это в партийных сайтах.

Для привлечения молодых избирателей, среди которых популярны мобильные телефоны и текстовые сообщения, некоторые партии создают специальные разделы на своих сайтах. Оттуда можно отправить бесплатное текстовое сообщение на мобильный телефон своего друга или знакомого. В частности, Лейбористская партия даже организовала конкурс на лучшее текстовое сообщение-лозунг. Способствуют повышению интерактивности и онлайновые петиции, а также кампании по рассылке определенных сообщений электронной почты лидерам государства - зайдя на сайт, можно скопировать и отправить со своего ящика письмо президенту Бушу с требованием прекратить войну в Афганистане и т.п. При условии использования этих инструментов в ходе избирательных и иных кампаний рейтинги вовлечения и коммуникации партийных сайтов могут возрасти. Однако для эффективного использования этих инструментов уровень распространения Интернета должен быть относительно высоким (по оценкам российских специалистов, около 10 - 15 процентов) 21 .

Недостаточно развит сетевой обмен большинства сайтов: количество внутренних и внешних ссылок невелико. Партии держатся за пользователя и не хотят, чтобы он покидал сайт и продолжал свое перемещение в киберпространстве.

Наконец, на рейтинги сайтов и на их деятельность по информационному обеспечению может оказывать влияние наличие или отсутствие архивов на сайтах. Многие партии в России и Африке поддерживают архивы на сайтах, иногда в течение трех-четырех лет. Обычно это пресс-релизы, выступления, заявления, а также некоторые партийные новости. Некоторые партии сохраняют в архиве лишь новости (ЛДПР или КПРФ), но не пресс-релизы. На отдельных сайтах правила еще строже - по истечении определенного короткого срока информация, часто задаваемые вопросы пользователей (frequently asked questions -FAQ), речи, новости удаляются. Делается это с простой целью: по мере изменения политической ситуации соперники могут использовать политические заявление партии для ее дискредитации, а давать такое оружие в руки своих противников довольно опасно.

УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Успех использования информационных и коммуникационных технологий зависит в первую очередь от общего роста числа пользователей Интернета в Африке и России, а также от способности партий адаптироваться к работе с целевыми аудиториями.

Для африканских сайтов одним из наиболее острых вопросов является их регулярное обновление. Большинство партий на континенте в отличие от некоторых их российских и британских коллег не имеют широко разветвленных сайтов, поэтому и колоссальных усилий по поддержанию Интернет- представительства не требуется. Кроме того, хорошо структурированный сайт может обновляться и с меньшей частотой (партиям совсем не обязательно создавать информационные поводы и придумывать новости, если их нет), однако будет сохранять при этом общее впечатление свежести информации.

Подобное впечатление можно создать, используя элементы интерактивности, как это делают ДА, ДП, КАНУ или "Аль-Вафд". Их сайты имеют высококачественное содержание, адаптированное к местным условиям, и большую степень вовлечения. Повышению интерактивности способствовало бы и устранение такого бича Африки, как недостаток пользовательской дисциплины Веб-мастеров, которые игнорируют поступающие сообщения.

Неплохие перспективы имеет работа по мобилизации ресурсов внутри африканских стран и за их пределами. Сейчас большая часть населения не имеет кредитных карт и доступа к Интер-

стр. 34


нету, поэтому нерационально помещать на сайте онлайновые формы для сбора средств и приема новых членов. Но целевые аудитории африканских политических сайтов состоят из людей с более высоким уровнем дохода, и их финансовые средства могут быть привлечены партиями через Интернет. Это не самоцель, но приготовления общего плана могут быть сделаны (примеры Кении и ЮАР это подтверждают).

Большие резервы имеются и в налаживании эффективного сетевого обмена. Ссылки на другие сайты, кропотливая работа с региональными (Woyaa) и международными поисковыми система могут повысить популярность африканских сайтов, помочь им создать целевые аудитории за пределами континента. Небольшое количество ссылок на сайты и посетителей вызвано не только низким интересом к политике в целом и к африканской политике, в частности, среди населения Интернета (большинство которого принадлежит к "золотому миллиарду"), но и неспособностью партий установить контакты с другими сайтами и позиционировать себя во "всемирной паутине" (положительный пример дают социалистические и социал-демократические партии).

Российские партии обладают довольно развитыми Веб-сайтами, которые лидируют с точки зрения политического участия и обратной связи и могут составить достойную конкуренцию британским сайтам. Преимуществом российских партий (и некоторых африканских сайтов) является их тесное взаимодействие с парламентскими фракциями и исполнительной властью. Это помогает создать деловой и успешный имидж партии. Подобная тактика также способствует экономии ресурсов и дает возможность избежать ненужного дублирования.

Серьезным недостатком российских сайтов является недостаточно развитая система мобилизации ресурсов и привлечения новых членов в онлайновом режиме. Это связано с общей культурой сбора средств российскими партиями. Однако для повышения транспарентности или, по крайней мере, создания имиджа транспарентности необходимо использовать некоторые простые методы привлечения финансов через Интернет. Хороший пример в этом смысле показывает КПРФ, которая разместила на сайте короткое, но полезное сообщение: информацию о банковском счете партии, на который можно делать взносы. Было бы разумно пытаться привлекать новых членов через сайт. Почему не упростить процедуру приема в партию и не привлечь на свою сторону молодых пользователей Интернета, которые могут вступить в партию и из простого любопытства?

У британских партий есть немало упущенных возможностей в таких компонентах, как интерактивность и коммуникативность. Примером для них могла бы стать партия "Яблоко", которая поддерживает на своем сайте несколько видов форумов для членов и активистов и для широкой общественности. Гостями этих электронных форумов регулярно становятся руководители партии, которые вступают в онлайновые дискуссии с посетителями сайта. Излишняя секретность британских партий препятствует интерактивности. Например, в отличие от Кении, в Великобритании невозможно загрузить с партийного сайта в открытом доступе бланки протоколов для собраний местных партийных отделений или формы для выдвижения кандидатов на выборах, узнать о процедуре выборов или получить легкую юмористическую информацию о внутрипартийной жизни (как у ЛДПР). Да и с точки зрения общего имиджа сайтов британским партиям есть чему поучиться - на их сайтах редко можно встретить фотогалереи и т.п. Интересен в этом смысле опыт КПРФ: партия имеет видеораздел партийной истории (старые документальные фильмы о Ленине) и собственную Веб-телестудию, создающую выпуски новостей, предоставляющую видеозаписи речей и конференций.

Учитывая, что информационный компонент партийных Вейб-сайтов обычно довольно высок, а значит, и менее поддается совершенствованию, можно надеяться, что партии обратят больше внимания на интерактивность и вовлечение. Это не только способствовало бы распространению электронной демократии, но и было бы полезно для самих партий с точки зрения повышения явки избирателей и создания позитивного имиджа в глазах широкой общественности.

1 Jensen M. (2001, May). Africa Internet Status. (wwwS.sn. apc.org/africa).

2 Gibson R., Wards. (1999). Party Democracy On-Line: UK Parties and New ICTs. Information, Communication and Society, Vol. 2, No. 3, pp. 342 - 343.

3 Dalton R. J., Wattenberg M. P. (eds.) (2000). Parties without Partisans: Political Change in Advanced Industrial Democracies. Oxford-NY: Oxford University Press, p. 55.

4 Morris P. (2001, April). Digital Parties: Civic Engagement and Online Democracy. Prepared for presentation at the ECPR Joint Session, Grenoble, p. 3.

5 Hague B. N., Loader B. D. (eds.) (1999). Digital Democracy: Discourse and Decision Making in the Information Age. London-NY: Routledge, p. 142.

6 Gibson R., Ward S. (eds.) (2000) Reinvigorating Democracy? British Politics and the Internet. Aldershot: Ashgate, pp. 108 - 110

Norris P. (2001, October). Preaching to the Converted: Pluralism, Participation and Party Websites. Draft # 1, p. 1.

8 Painter A., Wardle B. (eds.) (2001). Virtual Politics: Communication in the New Media Era. London: Politico's, pp. 52 - 53.

9 Hill P. (2001). Political spiders caught in the Web. British Journalism Review, Vol. 12, No. 2, pp. 20 - 21.

10 Hague B. N., Loader B. D., op. cit, p. 141.

11 Painter A., Wardle B., op. cit., pp: 132 - 133.

12 Norris P., op. cit., 2001, October, p. 5.

13 Gibson R., Ward S., op. cit., 2000, pp. 123 - 127.

14 Gibson R., Margolis M., Resnick D., Ward 5. (2001, August- September). Election Campaigning on the WWW in the US and UK: A Comparative Analysis. Presentation at the 97th annual meeting of the American Political Science Association, San Francisco.

15 Коммерсант-Телеком, 13 декабря 2001.

16 Фонд эффективной политики (2001, февраль). Использование интернет-технологий в решении коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса. Теория и практика (www.fep.ru).

17 Yahoo! News, June 1, 2001.

18 "The Guardian", January 29, 2002.

19 "The Independent", September 10, 2000.

20 Painter A., Wardle B., op. cit., pp. 126 - 127.

21 Фонд эффективной политики, цит. соч.

Опубликовано 28 марта 2023 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1679962392

© Portalus.ru

Главная КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Политические технологии и Интернет

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU