Рейтинг
Порталус

Новые фреоны, плюсы и минусы

Дата публикации: 02 августа 2006
Автор(ы): Александр
Публикатор: konvent73
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ HARD-оборудование →
Номер публикации: №1154469004


Александр, (c)

С 2004 года Европа полностью перешла на новые озонобезопасные хладагенты. Если быть более точным, то в наступающем сезоне, европейские продавцы смогут реализовать остатки техники на R-22, завезенной в 2003 году, но не более того. Причем, продажа моделей «только холод», использующих озоноразрушающие фреоны, была прекращена годом ранее. Перешла на новые хладагенты и Япония. Как это отразится на российском рынке кондиционеров?

В 2003 году продажи сплит-систем на новых озонобезопасных хладагентах превысили 7,000 штук, что составляет менее 4% от общего объема продаж. Хотя по некоторым брендам, она выше. По Daikin доля кондиционеров на R-407C и R-410А составляет около 8% от общего объема продаж, а у Panasonic — порядка 7% (таблицы 1–2).

По оборудованию класса VRF на R-407C было поставлено порядка 150 систем или 15% от общего объема продаж. В пересчете на внутренние блоки это составляет около 1,200 штук. В сумме получается не так уж и много. В 2003 году техника на HCF попала только в 3% помещений.

И это притом, что все ведущие поставщики готовы привезти кондиционеры как на R-22, так и на HCF хладагентах. Однако, компании, занимающиеся розничной продажей оборудования, пока не спешат менять свои привычки. Почему?

Сравним существующие хладагенты по нескольким принципиальным позициям.


В отличие от традиционных хладагентов, R-407C и R-410А являются смесями различных фреонов, а потому менее удобны в эксплуатации. Так, в состав R-407C, созданного в качестве альтернативы R-22, входят три фреона: R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134a (52%). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый — способствует увеличению производительности, второй — исключает возгорание, третий — определяет рабочее давление в контуре хладагента.

Эта смесь не является изотропной, а потому при любых утечках хладагента, его фракции улетучиваются неравномерно и оптимальный состав меняется. Таким образом, при разгерметизации холодильного контура кондиционер нельзя просто дозаправить; остатки хладагента необходимо слить и заменить новым. Именно это и стало основным препятствием для распространения R-407C.

К тому же его «экологичность» на практике может привести к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Эвакуированный из кондиционеров фреон необходимо утилизировать, а в России или странах Азии с этим никто не станет связываться. Его просто оставят в ближайшей подворотне. И, хотя, для озонового слоя R-407C не опасен, он является одним из наиболее сильных «парниковых газов».

Хладагент марки R-410A, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%) является условно изотропным. То есть, при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако и R-410A не лишен некоторых недостатков. В отличие от R-22, который хорошо растворим в обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты предполагают использование синтетического полиэфирного масла. Что это означает на практике?

Полиэфирное масло обладает одним очень существенным недостатком — оно моментально поглощает влагу, теряя при этом свои свойства. Причем при хранении, транспортировке и заправке необходимо исключить не только попадание капельной влаги, но и контакта с влажным воздухом, из которого масло активно впитывает воду. К тому же оно не растворяет любые нефтепродукты и органические соединения, которые становятся потенциальными загрязняющими веществами. Все это несущественно меняет процесс монтажа, но потребует особого внимания к некоторым технологическим операциям. В частности, для вакуумирования нужен двухступенчатый насос, способный обеспечить разряжение до 42 атм. и соответствующий манометр. При пайке трубопроводы должны быть заполнены инертным или химически неактивным газом с низким содержанием влаги, например, азотом, а дозаправка хладагента может производиться исключительно в жидкой фазе.

Климатическое оборудование на R-410A при той же производительности получается немного дороже. Причина — в более высоком рабочем давлении. Так, при температуре конденсации +43.°С, у R-22 оно составляет около 16 атм., а у R-410A — порядка 26 атм. По этой причине, все узлы и детали холодильного контура, заправленного R-410A, включая компрессор, должны быть более прочными. Это несущественно увеличивает расход меди, но все же удорожает систему.

Сами озонобезопасные хладагенты стоят дороже традиционных. Так, за килограмм R-410A пока придется выложить в 7 раз больше, чем за кило привычного R-22. Немногим дешевле R407C, на который активно переводится полупромышленная гамма оборудования. Здесь будет 6-кратная разница, а с учетом того, что при любой утечке его надо сливать, реальные расходы на фреон несколько вырастут. Следует учесть и тот факт, что с ростом рабочего давления количество утечек неизбежно увеличится, поскольку прочность паяных соединений остается прежней.

Именно по этим причинам региональные компании не торопятся переходить на озонобезопасные хладагенты. При возможности выбирать, между R-410A и R-22 региональные компании в 90% случаев будут работать с кондиционерами на более привычном и более дешевом фреоне. Хотя бы потому, что не подготовились к переходу на R-410А ни морально, ни технически. Однако рано или поздно это придется сделать. Причин для этого сразу несколько.

Во-первых, практически все новые модели ведущих мировых производителей разрабатываются только на озонобезопасных фреонах, так как R-410A самый прогрессивный хладагент на сегодняшний день (COP достигает более 4). Это значит, что через 2—3 года между техникой на HCF и R-22 неизбежно возникнет ощутимый технологический разрыв, а продавать устаревшую технику всегда непросто.

Во-вторых, уже в 2004 году все европейские склады будут заполняться оборудованием на новых хладагентах. Поскольку R-22 будет завозиться только под страны СНГ и Турцию, в случае нехватки техники дистрибьюторы из этих государств будут вынуждены добирать оборудование на HCF, поскольку оперативно доставить товар откуда-нибудь из Китая нереально. Таким образом, перед дилерами встанет выбор: либо работать с R-410A, либо остаться без техники и без заказчиков. Причем, с каждым годом российские дистрибьюторы будут по собственной инициативе снижать долю техники на R-22, так как в случае холодного лета и невозможности выполнить план, ее нельзя отдать на европейские стоки.

В-третьих, заводы, поставляющие на российский рынок полупромышленные кондиционеры LG, Daikin, Hitachi и Toshiba находятся в Европе. Потому, по этим брендам уже в 2005 году значительная часть «пэкаджей» будет поставляться на R-410A и R-407C. Учитывая долю первых двух марок на российском рынке PAC, можно утверждать, что практически любая фирма будет вынуждена иметь у себя необходимый для работы с HCF инструмент. При этом стоит учесть, что основные потребители «пэкаджей» — крупные корпоративные клиенты, наиболее интересные и платежеспособные заказчики.

В-четвертых, даже если компания не собирается продавать кондиционеры на новых хладагентах, рано или поздно она столкнется с необходимостью обслуживать оборудование на HCF, установленное коллегами у появившегося на горизонте перспективного заказчика. Потерять крупного клиента, готового подписать договор на сервисное обслуживание, по этой причине мало кто захочет.

Резюмировать все вышеприведенные соображения можно русской пословицей: «готовь сани летом, а телегу — зимой». Так или иначе, но готовиться к работе с HCF хладагентами нужно сейчас, иначе уже в сезоне 2005 года можно столкнуться с некоторыми из вышеописанных проблем.

Опубликовано на Порталусе 02 августа 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Кондиционер, вентиляция, сплит система



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама