Рейтинг
Порталус

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Дата публикации: 21 августа 2014
Автор(ы): В. Н. АГЕЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Научная книга, № 1, 2006, C. 103-105
Номер публикации: №1408634999


В. Н. АГЕЕВ, (c)

Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий дает основание говорить о реальной возможности создания глобальной системы дистанционного обучения, позволяющей на основе новых информационных технологий обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, независимо от того, на каком расстоянии они находятся друг от друга.

В России с 1995 г. Министерством образования предпринят ряд шагов для развития открытого образования. В 1997 и 1999 гг. были изданы приказы о проведении эксперимента по дистанционному обучению. "Концепция создания и развития информационно-образовательной среды" системы образования РФ опирается на материалы эксперимента в сфере дистанционного обучения, проводимого Министерством образования РФ в ряде образовательных учреждений на протяжении двух лет (с 1997 по 1999 г.), согласно приказу N 1050 от 30 мая 1997 г. "О проведении эксперимента в области дистанционного образования", и разработана во исполнение приказа N 2389 от 2 августа 2000 г. "Об организации работ в области открытого образования".

Развитие системы дистанционного образования в будущем должно привести к созданию электронных библиотек и университетов, которые станут реальной основой формирования единого образовательного пространства для всего мирового сообщества, в том числе для тех его членов, кто по тем или иным причинам лишен свободного доступа к образованию.

Новые информационно-коммуникационные технологии открывают широкие возможности их использования в системе высшего образования. С одной стороны, они позволяют вузам охватить новые категории студентов, преодолев существующие временные и пространственные ограничения, с другой - предоставляют новые средства обучения, оценки знаний, усиливают исследовательские возможности, помогают внедрить новые, более эффективные модели администрирования и управления.

Многим обучение по Интернету видится весьма перспективным благодаря тому, что оно позволяет охватить широчайшие массы студентов. Однако, к сожалению, до сих пор не существует корректной методики сравнения эффективности он-лайнового
стр. 103

обучения с другими формами образования, а проводившиеся в этой области исследования весьма малочисленны. Требуется тщательно проверить пригодность электронных курсов для всех студентов и всех дисциплин.

Виртуальное образовательное пространство представляет собой динамичную саморазвивающуюся мегасистему разноуровневых, много- и межпредметных содержательных взаимовлияний и взаимодействий участников образовательного процесса.

В настоящее время продолжается наполнение и совершенствование систем федеральных образовательных порталов, созданных в рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательно-информационной среды (2001 - 2003 гг.)".

Российские образовательные Интернет-ресурсы можно классифицировать в зависимости от:

- целевого и пользовательского назначения;

- формы издания отражаемых ресурсов;

- системы образования (школьное, вузовское, послевузовское - аспирантура, докторантура, дополнительное для различных форм повышения квалификации, для самообразования детей и взрослых и др.);

- форм обучения (дистанционные, аудиторные занятия, самостоятельная работа над рефератами, докладами, конкурсы, олимпиады, тесты и т.п.).

Сайт ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций (Центр "Информика") охватывает сведения о Министерстве общего и профессионального образования России (http://www.informika.ru). На нем размещены ресурсы, определяющие образовательную политику страны, в том числе справочники и базы данных для всей системы общего образования, включая дополнительное профессиональное образование. К недостаткам данного каталога ресурсов можно отнести то, что он находится на третьем уровне и "теряется" среди информации о школах, прессе, учреждениях и организациях, документах в области образования и т.д.

Столичная система образования отражена на сервере Московского комитета по образованию (http://www.educom.ru) и представляет каталог обучающих программ на CD-ROMax ведущих компаний: "КлиоСофт", "МедиаХауз", "Кирилл и Мефодий", "Физикон", "1С" и других по следующим предметам: иностранные языки, физика, история, русский язык, химия, биология, математика.

Союз образовательных сайтов - ведущий раздел проекта http://www.Allbest.ru. В основу его создания была положена идея объединения наиболее содержательных и интересных образовательных, научных и информационных ресурсов в союз, который будет способствовать их развитию. Сайт содержит каталог образовательных ресурсов, коллекцию обучающих программ, материалы по аттестации учителя, директора и др.

Большое количество сайтов создано научно-исследовательскими институтами РАО, региональными Управлениями образования, вузами и другими организациями, которые в значительно большей степени рассчитаны на представительство в Сети и рекламу своего учреждения, нежели создание основательных каталогов и баз данных в помощь учебному процессу.

Республиканский центр мультимедиа и телекоммуникаций в образовании (http:// www.mto.ru) одной из важнейших своих задач считает создание телекоммуникационной системы "Российский учебник", в основе которой лежит разработка электронного каталога учебных изданий. В нем представлена информация более чем о 10 тыс. учебных изданий по общеобразовательным учебным программам. Каталог содержит сведения об издательствах и распространителях учебной литературы.

Примером сайтов организаций, непосредственно выполняющих образовательные задачи, обучение пользователей по конкретной тематике и располагающих соответствующими образовательными ресурсами, является сайт http://www.cir.ru - универсальная информационная система России, которая представляет собой базу электронных ресурсов для учебных программ и исследовательских проектов в области социально-гуманитарных наук: нормативные документы федерального уровня, СМИ, научные издания МГУ, доклады исследовательских центров. Это интегрированный ресурс,
стр. 104

поддерживаемый научно-исследовательским вычислительным центром (НИВЦ) МГУ и Центром информационных исследований.

Адреса образовательных ресурсов Интернета в зависимости от системы образования (школьное образование, вузовское, послевузовское - аспирантура, докторантура, дополнительное - различные формы повышения квалификации, самообразование детей и взрослых и др.): http://www. iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/ index3.htm (электронные учебники и электронные тренажеры), http://www.repetitor.org/composition.html (методика написания сочинений), http://www.dad.udmet.ru (учебные пособия для соискателей ученых степеней), http://www.toefl.ru; http://www.lang.ru (контролирующие среды), http://ssp.ioso.ru/balada/masterskaya.p.html (творческие среды-проекты, программы-конструкторы).

Дистанционные формы обучения представлены на сайтах www.openet.ru, www. socionet.ru, http://virtlab.ioso.ru, http://referat.ricor.ru, http://www.ht.ru, rostest.runnet.ru.

Наряду с каталогами, создаваемыми авторитетными академическими организациями, библиотеками и институтами, немало каталогов составляется по инициативе педагогов, энтузиастов и просто школьниками или любителями.

Очевидно, что не все ниши образовательного Интернет-пространства заполнены равномерно. Кроме того, отсутствуют стандарты по учету, библиографическому описанию и регистрации образовательных ресурсов, соотносимые с соответствующими международными аналогами. Назрела потребность в проведении комплексного исследования состояния образовательных ресурсов России и в выработке политики их дальнейшего развития и разумной интеграции.

Опубликовано на Порталусе 21 августа 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама