Рейтинг
Порталус

Интернет-технологии в школьном экономическом образовании

Дата публикации: 28 августа 2014
Автор(ы): Александр Сергеевич ПРУТЧЕНКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Экономика в школе, № 1, 2012, C. 4-16
Номер публикации: №1409222077


Александр Сергеевич ПРУТЧЕНКОВ, (c)

Александр Сергеевич ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук, профессор кафедры экономики МИОО, ведущий научный сотрудник ЦОА "Практическая экономика и предпринимательство" МИОО

Школьному экономическому образованию в России уже более двадцати лет. С одной стороны, это совсем небольшой срок для становления принципиально нового направления в педагогике, поскольку раньше "Экономика" как отдельный предмет практически не изучалась в общеобразовательной школе. Но, с другой стороны, если за это время преподавание экономики не было прекращено (хотя и существенно сократилось во многих регионах), то это демонстрирует заинтересованность основных потребителей образовательных услуг - школьников и родителей.

В обновляющейся российской школе все более очевиден тот факт, что кроме традиционного набора основ наук, преподававшихся в течение десятилетий, система образования, адекватная современным вызовам, должна дать ученикам прочные навыки и умения познания и самопознания, а в связи с вхождением страны в рыночную экономику - и сформировать ключевые социально-экономические компетенции, позволяющие молодому человеку адекватно воспринимать реалии жизни общества. В результате преподавание экономики в школе и перспективы развития данного школьного предмета должны быть связаны прежде всего с требованиями всеобщего и доступного экономического образования, а также с целенаправленным формированием новой экономической культуры, позволяющей выпускнику школы свободно ориентироваться в сложном мире производственных и финансовых отношений.

С первых лет внедрения экономики как школьного предмета появилось несколько особенно популярных в нашей стране программ, таких как авторские программы И. В. Липсица и В. С. Антономова, Л. Л. Любимова, И. А. Сасовой, Б. А. Райзберга и А. С. Прутченкова, несколько американских программ школьного экономического образования, включая Дж.Эчивмент. Обилие авторских программ сохранилось и по сей день, что в первую очередь свидетельствует о том, что преподавание
стр. 4

экономики в школе по-прежнему носит во многом экспериментальный характер, а вопросы о том, что и для чего следует изучать и каким образом включать ребенка в реальные финансово-экономические отношения, и сегодня находятся в стадии обсуждения. До сих пор остается дискуссионным и вопрос о том, с какого возраста ребенок может или должен получать базовые экономические и финансовые знания. И даже если конкретному образовательному учреждению удается решить этот вопрос положительно, то остается основная проблема школы и учителя - определить подход к преподнесению школьникам экономических знаний, а затем - выбрать соответствующий учебный курс, программу, учебники и учебные пособия.

В педагогической науке и практике существует множество точек зрения на определение подходов к преподаванию экономических знаний, но в настоящее время достаточно четко проявилось четыре основных подхода, практически реализующихся в российских школах: профессионально-ориентированный, культурно-функциональный, академический и практико-ориентированный подходы.

Профессионально-ориентированный, или бизнес-ориентированный, подход делает акцент на преподавании прикладных дисциплин, однако концентрация только на этом подходе чревата излишним насыщением рынка труда менеджерами и "предпринимателями по диплому". Стремление сделать каждого ученика предпринимателем грозит крахом необоснованно взращенных надежд, поскольку даже решив очень трудную задачу воспитания экономически активного и предприимчивого поколения, общество не сможет обеспечить им всем условия, которые делают людей успешными бизнесменами. При этом узкая ориентированность экономического образования на профессии, связанные с предпринимательством и менеджментом, закрывает перед выпускниками школ другие возможности самореализации на рынке труда, подчас даже более перспективные для индивидуального набора личностных качеств.

Сторонники культурно-функционального подхода видят его основные задачи в формировании общей культуры, выработке адекватных представлений о мире, сути экономических явлений и процессов. Здесь ведущая роль отводится привитию школьникам функциональной экономической грамотности, формированию способности к развитию, в том числе к саморазвитию и самообразованию, формированию системы ценностей и развитию индивидуальности, выработке навыков хозяйственной деятельности в различных экономических условиях.

Академический подход уверенно возобладал на уровне органов управления образованием, включая Министерство образования и науки Российской Федерации. Об этом свидетельствует содержание "официальных" учебников и учебных программ. Например, по мнению И. В. Липсица, тяготеющего к "академическому" направлению, экономика в школе должна быть нацелена на то, чтобы дать пусть несколько упрощенное, но целостное представление об основах экономической жизни общества с постепенным усложнением и дополнением от класса к классу, чтобы создать учащимся базу для изучения экономики в вузах. В этом, безусловно, большой плюс академического подхода: системность, постепенное углубление в предмет - от основ, начал экономики к достаточно сложному теоретическому ма-
стр. 5

териалу. Но, по мнению большинства практиков, объем предлагаемого к изучению материала в данном случае слишком велик для обычной общеобразовательной школы. В результате школьники, поступающие затем в вузы (даже экономического профиля), сталкиваются с проблемой потери интереса к получению знаний ("а это мы уже проходили"), и первокурсник уже уверен, что ничего нового он не узнает. Следовательно, и перед преподавателями, и перед школьниками встает вопрос о необходимости и целесообразности получения такого объема знаний всеми учащимися (и в первую очередь теми, кто не ориентирован на дальнейшее получение экономического образования). Кроме того, зачастую материал подобных учебников мало соотносится с реальной жизнью. В результате учащийся воспринимает экономику как очередную абстрактную теорию, которая еще дальше от реальной жизни, чем бизнес-вариант экономического образования.

Как же решить эти проблемы, как выбрать программу, по которой не только будет интересно работать, но которая будет подходить учащимся? Кафедра экономики и центр образовательного аутсорсинга МИОО предлагает свой практико-ориентированный подход, в основе которого лежат интересы самих учеников, помощь им в поиске и определении своей будущей социальной роли. Основная цель такого подхода - создание необходимых и достаточных организационно-педагогических условий, способствующих овладению школьниками ключевыми социально-экономическими компетенциями, составляющими основу качественной продуктивной деятельности специалиста любого профиля в экономической сфере, а главное - грамотного потребительского поведения, в том числе и на рынке финансовых услуг.

При использовании данного подхода необходимо выделять те компетенции, которые образуют ядро практической экономики, финансовой грамотности и основ потребительских знаний и предпринимательской деятельности:

• предметная компетенция ("научиться быть"), основанная на системно-личностном подходе и направленная на формирование способности к критической оценке социально-экономических условий жизнедеятельности человека и их социальных, политических, правовых, технических, экологических и этических аспектов с точки зрения личности, предприятия, домохозяйства, государства, национальной экономики и мирового хозяйства;

• технологическая компетенция ("научиться делать"), базирующаяся на деятельностно-ориентированном обучении и направленная на формирование способности решать возникающие в экономической сфере проблемы путем привлечения знаний, умений, собственного опыта и опыта других;

• коммуникативная компетенция ("научиться жить вместе"), формируемая путем обучения в группах с применением активных методов обучения и направленная на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в общественных процессах;

• социальная компетенция ("научиться быть ответственным"), формируемая путем обучения в группах с применением активных ме-
стр. 6

тодов обучения и направленная на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в общественных процессах;

• образовательная компетенция ("научиться познавать") как способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, находить нужную информацию.

Перечисленные компетенции школьников могут проявиться только в условиях постоянно развивающейся экономической практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС), создаваемой на нескольких уровнях: от региона и муниципалитета до конкретного образовательного учреждения. Исходя из сформулированной цели кафедра экономики и центр образовательного аутсорсинга МИОО выделяют комплекс задач формирования компетентности старшеклассников:

• образовательные задачи, формирующие систему знаний, умений, представлений и ценностей в финансово-экономической сфере, составляющих основу ключевых социальных компетенций;

• психологические задачи, состоящие в формировании у обучающихся психологической готовности к самостоятельной работе над когнитивной, эмоционально-волевой и нравственной сферами личности с целью достижения компетентности в экономической сфере деятельности;

• дидактические задачи, направленные на разработку концепции содержания экономического образования, построенного на основе отражения места и роли человека в экономической системе;

• методические задачи, ориентированные на применение такой методической концепции, которая позволяла бы эффективно формировать компетентность старшеклассников и овладеть способами самостоятельного приобретения знаний, решения проблем;

• воспитательные задачи, которые заключаются в формировании у обучающихся способности справляться с настоящими и будущими жизненными проблемами и самим активно формировать свою собственную жизненную позицию;

• профориентационные задачи, направленные на формирование у школьников навыков профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей и соответствия требованиям современного рынка труда.

Подчеркнем, что в данном случае речь идет не о профессиональной экономической подготовке, а о приобретении ключевых, функциональных, базовых знаний для лучшего понимания экономических, технологических и информационных процессов, протекающих в современном обществе и государстве.

Очевидно, что школьное экономическое образование должно быть непрерывным. Но каким образом следует преподавать экономику в школе? Обсуждение этой темы началось сразу же с момента введения нового предмета, но не имеет завершенного ответа до сих пор, так как огромное количество программ и учебников предлагают различные методики преподавания экономики. Однако одно ясно практически всем педагогам: ориентироваться необходимо на со-
стр. 7

временные интернет-технологии, которые все активнее внедряются в образовательный процесс.

Современная школа может и должна максимально активно использовать возможности, которые открывает Всемирная сеть, так как именно Интернет обеспечивает широчайшие возможности для освоения понятий в индивидуальном темпе и режиме, наиболее приемлемых для каждого пользователя, имеющего доступ к интернет-ресурсам. Педагогам следует изучать и профессионально использовать образовательные возможности интернет-технологий при организации экономического образования, поскольку, во-первых, следует постоянно помнить, что за последнее десятилетие стремительно возросла востребованность Интернета как современного информационного ресурса. С каждым годом все больше и больше людей, прежде всего школьников всех возрастов, за любой необходимой и актуальной информацией обращаются не к традиционным источникам знаний - родителям, учителям, книгам или учебникам, а к поисковым системам Интернета. Именно там они находят необходимую информацию гораздо быстрее, при этом полученная таким способом информация качественно отличается как минимум новизной, так как практически все интернет-ресурсы постоянно, ежедневно обновляют эту информацию, что невозможно для иных источников.

Во-вторых, многократно увеличилось число и разнообразие виртуальных услуг, которые предоставляются все большим количеством интернет-компаний, специализирующихся на этом виде информационной деятельности. Современный Интернет становится необходимым и чрезвычайно востребованным среди молодежи ресурсом при написании рефератов и исследовательских работ, при решении учебных задач и выполнении домашних заданий, при подготовке творческих проектов и т.д.

В-третьих, Интернет все более активно используется как средство общения, причем не только в образовательных целях. Люди начинают осознавать широчайшие возможности Всемирной сети для решения своих повседневных проблем. На всех уровнях, начиная от Российской Федерации и до муниципального самоуправления и обычной школы, все больше вопросов решается с помощью технологии "Электронное правительство". Каждое образовательное учреждение сегодня уже обязано иметь свой сайт, на котором необходимо иметь раздел "Публичный доклад", где отражаются все основным аспекты работы школы и отдельных классов и даже учеников. А выборы Президента России в 2012 году с активным и повсеместным использованием веб-трансляции с каждого избирательного участка, расположенного, как правило, именно в образовательном учреждении, привлекли всеобщее внимание и показали широкие возможности сетевых интернет-технологий.

В-четвертых, начинают интенсивно формироваться новые потребности пользователей Интернета в образовательной информации и новые формы сотрудничества в сети. В Интернете размещаются материалы для самостоятельной работы учащихся, которые позволяют организовать поиск конкретной учебной информации (библиотечные базы информации, справочные и методические материалы, электронные учебники, результаты дистанционных олимпиад и про-
стр. 8

ектов), предлагаются разветвленные пути изучения заложенной в них информации (образовательные веб-квесты, тематические вебсайты, сетевые дистанционные конкурсы и викторины, курсы дистанционного обучения, виртуальные школы, университеты и академии, а также результаты проектной деятельности школьников в виде веб-сайтов и веб-страниц и т.д.)1. Все это привлекает внимание школьников всех возрастов, так как программисты и дизайнеры прилагают максимальные усилия, чтобы привлечь и удержать каждого пользователя на своем интернет-ресурсе. Здесь уже вступает в свои права конкуренция, поскольку все интернет-компании борются за рейтинг в сети, что открывает возможности для получения доходов от размещаемой на этих сайтах рекламы.

В-пятых, активно развивается сетевое взаимодействие образовательных учреждений, идет интенсивных обмен методической информацией, организуется ее обсуждение на тематических форумах с привлечением широкой профессиональной общественности, создаются тематические сообщества профессионалов. Таким образом формируется современный и очень важный механизм развития образования через включение в эту сферу педагогов. Один из самых активных профессиональных сайтов - сеть творческих учителей, где есть сообщество учителей экономики "Экономика в школе" (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=16830&tmpl=com). В стадии разработки находится сайт нашего журнала "Экономика в школе", который с 2012/13 учебного года будет выходить как интернет-журнал. Свое профессиональное сообщество создает и центр образовательного аутсорсинга МИОО "Практическая экономика и предпринимательство" - информационное кольцо сайтов "Экономика в школе" (www.ecring.ru).

Основные характеристики кольца сайтов "Экономика в школе":

1. Единое информационное поле в виде ссылок, логотипов и/или баннеров партнеров кольца, которые размещены на сайте (www.ecring.ru), при этом официальный логотип кольца сайтов "Экономика в школе" размещается на сайтах всех его партнеров. Такая форма концентрации информации по практико-ориентированному экономическому образованию помогает оперативно получать доступ к ресурсам всех партнеров кольца сайтов.

2. Регулярные интернет-рассылки в виде информационного вестника "Экономика в школе", в который включается информация, предоставленная партнерами кольца сайтов. Данный вестник рассылается еженедельно подписчикам кольца сайтов и другим целевым аудиториям. Такая оперативная информация дойдет до всех, кто получает рассылки или заходит на сайт информационного кольца "Экономика в школе".

3. Информационная поддержка программ и мероприятий, проводимых партнерами кольца сайтов. С помощью кольца сайтов его партнеры расширяют круг потенциальных участников программ и мероприятий, поскольку о них узнают посетители не только сайта партнера, но и все участники кольца сайтов.

4. Тематические форумы, где в кругу профессионалов и заинтересованных лиц можно обсудить проблемы и перспективы развития

1 Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы - М., 2002. - С. 217.
стр. 9

школьного практико-ориентированного экономического образования. Это дает возможность быть в курсе последних научных, методических, организационных вопросов экономического образования школьников.

5. Виртуальное экспертное сообщество, объединяющее профессионалов в области школьного экономического образования. Во-первых, помощь в профессиональном росте педагогов, преподающих экономику в общеобразовательных учреждениях России, во-вторых, выявление и продвижение успешных образовательных программ и методических разработок в области школьного экономического образования1.

Кафедра экономики МИОО разделяет точку зрения о том, что важнейшими задачами современного образования, в том числе и экономического, признанными во всем мире и наиболее эффективно решаемыми с помощью Интернета, являются:

• свободный доступ обучающихся к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме;

• расширение общения школьников с ровесниками своего города и других регионов России, а также других стран мира в целях сотрудничества, объединения усилий в решении разнообразных проблем2.

Разработка и внедрение новых педагогических технологий в современном образовании немыслимы без широкого применения информационных, в первую очередь интернет-технологий, в которых заложен высокий инновационный образовательный потенциал. Кроме того, использование интернет-технологий в образовании позволяет реализовать одну из наиболее ярко проявляемых тенденций интеграции в области образования и обеспечивает выход образовательного учреждения и отдельного пользователя в единое мировое образовательное пространство.

Уточним определение информационной технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) как совокупность методов, процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую создание, сбор, хранение, обработку, управление, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности. Ключевое в этом определении - цель применения информационной технологии как снижение трудоемкости использования информационных ресурсов. Именно эта особенность крайне важна для современной школы, в которой учащийся и учитель, не владеющие информационными технологиями, не смогут адаптироваться в постоянно меняющемся мире и научиться грамотно работать с огромными массивами необходимой для обучения информации.

1 Для использования всех возможностей информационного кольца сайтов "Экономика в школе" обращайтесь по адресу кольца: ecring1@gmail.com

2 Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Там же. - С. 71.
стр. 10

Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии (ИТ) - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых созданием, обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Обратим внимание на два основных аспекта, имеющих прямое отношение к системе образования: первый аспект - работа по созданию, хранению, обработке, систематизации информации (это, как правило, систематизированные базы данных, а в системе образования - собственно цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), которые могут активно использоваться в педагогическом процессе); второй аспект - методы работы с уже имеющейся цифровой информацией, организация взаимодействия людей по поводу целенаправленного использования информации, хранящейся в базах данных. Один из таких методов - собственно интернет-технологии, то есть технологии создания и поддержки различных информационных ресурсов в компьютерной сети Интернет: сайтов, блогов, форумов, чатов, электронных библиотек, энциклопедий и т.д.1. Кроме собственно интернет-технологий человек может использовать обычные компьютерные технологии, например электронный учебник, которым он может пользоваться, не выходя в Интернет. Это важно для понимания сути интернет-технологии, поскольку очень часто все эти термины используют как синонимы: "информационные технологии", "интернет-технологии", "компьютерные технологии". На наш взгляд, между ними существует принципиальная разница.

Таким образом, информационные технологии - это совокупность баз данных в системе образования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и компьютерных и информационных технологий, позволяющих работать с этими базами данных, существующими в режиме постоянного обновления.

Применительно к экономическому образованию можно выделить следующие интернет-технологии:

• тематические блоги, сайты, специализированные порталы;

• тематические форумы, чаты, дискуссионные площадки;

• сервисы общего доступа к цифровым образовательным ресурсам;

• облачные технологии, работающие на удаленных серверах, без предустановки программ на компьютер пользователя;

• поисковые системы, позволяющие находить и систематизировать необходимую учебную информацию;

• компьютерные обучающие программы, работающие в сетевом режиме;

• электронная почта, сервисы мгновенного обмена, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.

1 Интернет-технологии: http://www.tadviser.ru/index.php/
стр. 11

Для полноты картины необходимо рассмотреть еще одно важное понятие - дистанционное обучение. Как правило, под этим имеют в виду взаимодействие на расстоянии учителя и учащихся, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение - это лишь одна из форм обучения, основным средством которого являются информационные технологии. При этом дистанционное обучение позволяет:

• снизить затраты на проведение обучения (аренда помещений, поездки к месту учебы как учащихся, так и преподавателей и т.д.), что в условиях России весьма существенно;

• проводить обучение большого количества человек;

• повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек, мультимедийных ЦОР и т.д.;

• создать единую образовательную среду (это особенно актуально для муниципальных систем образования, в которых образовательные учреждения часто значительно отличаются по своему уровню и, следовательно, по качеству образовательных услуг).

В условиях повсеместного и активного распространения интернет-технологий основным принципом обучения современного школьника становится признание за ним реального права на индивидуальную учебную программу, создание необходимых и достаточных условий для ее реализации, причем не только в условиях конкретного образовательного учреждения, но и в муниципальной образовательной системе, и что более важно - во всемирной сети Интернет. В данных условиях каждый урок, внеурочное занятие, практикум или исследовательский проект становятся не просто частью учебного процесса, где ученики слушают учителя, излагающего учебную информацию, а интерактивным общением партнеров, постоянно и активно сотрудничающих друг с другом и другими специалистами, готовыми поделиться полезной информацией.

Принципиальное отличие новой образовательной парадигмы заключается в том, что школьники не просто воспринимают и усваивают готовые знания, алгоритмы или факты, а сами прикладывают самостоятельные усилия для их поиска, систематизации, анализа и дальнейшего использования в соответствии с учебными или жизненными задачами, что наполняет процесс работы с полученной информацией личностно значимым смыслом. Сегодня данный вид обучения возможен только с использованием современных информационных технологий. Их стремительное, даже лавинообразное развитие ориентирует педагогов на постоянное обновление содержания, модификацию структуры и поиск адекватных форм профессиональной деятельности, стимулирующих обучающихся к поиску все новых и новых знаний.

Наличие в Интернете бесплатных электронных образовательных ресурсов, а также широкие возможности для самостоятельной разработки педагогами и обучающимися авторских учебных и творческих материалов открывают перед общеобразовательной школой огром-
стр. 12

ные перспективы для активизации познавательной, творческой деятельности всех участников образовательного процесса, включая родителей, педагогический потенциал которых становится все более востребованным в условиях внедрения моделей государственно-общественного управления школой.

Внедрение интернет-технологий в систему образования становится возможным благодаря стремительному развитию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), или в другом варианте - электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Прежде всего они позволяют решать проблемы наглядности излагаемого учебного материала. Сегодня учитель имеет возможность виртуально показать на уроке любую картину из любого музея мира, продемонстрировать самый сложный процесс, показав его отдельные этапы в замедленном виде и, что самое важно, в красках и схемах. Идеальный урок с использованием цифровых образовательных ресурсов представляет собой урок-диалог, урок-исследование, урок-путешествие, который может помочь детям изучать пространства, в которые они сами захотят "нырнуть", с помощью современных цифровых образовательных ресурсов. Такой урок должен мотивировать к самостоятельному поиску необходимой и интересной информации уже после завершения встречи с учителем.

Информационно-образовательная среда школы предоставляет много возможностей для развития новых методик обучения. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихся, осуществлять профильное образование учащихся, реализовывать в школе технологию развивающего обучения. При этом традиционные методики обогащаются новыми мощными визуально-наглядными средствами обучения (мультимедиапроектор, интерактивная доска, графический планшет, документ-камера, цифровой микроскоп), которые позволяют не только усилить визуальный ряд по предмету, но и реализовать фронтальную демонстрацию различных исследований, наблюдений и опытов по разным предметам. В этих условиях цифровые образовательные ресурсы могут быть своего рода мини-лабораториями, где обучающиеся проводят различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке в силу объективных причин. Именно такой подход стимулирует детей, подростков и старшеклассников к самостоятельному поиску при решении проблем и задач, активизирует их поисковую и исследовательскую работу, позволяет на практике, а не только в теории осуществлять деятельностный подход в современном образовании.

Одна из задач школы - научить ребенка не теряться в море информации, находить нужную и актуальную составляющую, анализировать и адаптировать эту информацию к той или иной ситуации (учебной или жизненной). Но информация, как правило, разрастается колоссальными темпами, и задача школы состоит в том, чтобы помочь ребенку справиться с данными информационными потоками. Следует понимать, что традиционные методы обучения далеко не всегда могут дать ученику необходимую и тем более актуальную информацию. А не получая доступа к ней, ученик просто теряет интерес к обучению и предмету, в том числе и к такому интересному, как экономика.

Однако обучение всему, что связано с цифровыми образовательными ресурсами, должно начинаться прежде всего с самого учителя,
стр. 13

что для многих образовательных учреждений сегодня является серьезной проблемой. Разумеется, в российской школе идет активная работа по внедрению в профессиональную педагогическую деятельность различных интернет-технологий, форматов дистанционного обучения, в том числе с использованием цифровых образовательных ресурсов и возможностей сервисов Web 2.0. Но в этой сфере остается пока больше вопросов (юридических, методических, организационных и даже психологических), чем ответов на них. Тем не менее в образовательных стандартах нового поколения предусмотрено активное и широкое использование исследовательской деятельности школьников, применение как групповой, так и командной формы работы над различными самостоятельными проектами, и прежде всего с использованием всего образовательного потенциала цифровых образовательных ресурсов.

Кафедра экономики МИОО разработала и уже в течение двух лет обучает педагогов Москвы по программе "Интернет-технологии и межпредметные связи в экономическом образовании школьников". Данная программа курса повышения квалификации ведется с дистанционной поддержкой на сайте МИОО (http://mioo.seminfo.ru/course/view.php?id=732) и включает в себя двенадцать основных тем:

Тема 1. Психолого-педагогические основы экономического образования. Основная цель: уточнить представления слушателей курсов о сущности образовательных технологий, изучить основания их классификации, отработать структуру анализа образовательных технологий, которыми уже пользуются слушатели курсов, а также подробно изучить принципы разработки и педагогические возможности современных образовательных технологий и межпредметных связей.

Тема 2. Методологические основы школьного экономического образования. Основная цель: познакомить слушателей с понятием "стратегия развития образования", изучить основополагающие нормативные документы и основные направления модернизации и создания новой модели образования "Инновационной экономике инновационное образование", а также межпредметный подход к преподаванию экономики.

Тема 3. Понятие и принципы функционирования Интернета. Цель занятия: познакомить слушателей с понятием "Интернет" как сетевой информационной технологии и с ее педагогическими возможностями в сфере экономического образования современных школьников.

Тема 4. Средства дистанционного обучения школьников. Цель занятия: познакомить слушателей с понятием "дистанционное обучение", его педагогическими возможностями и ограничениями применительно к сфере экономического образования школьников.

Тема 5. Использование интернет-сервисов электронной почты, электронного дневника, электронного журнала, электронного портфолио в обучении школьников. Цель занятия: познакомить слушателей с возможностями использования интернет-сервисов электронной почты, электронного дневника, электронного расписания, электронного портфолио в обучении. В ходе занятия рассматривается основной сервис - электронная почта (англ. email, e-mail, от англ. electronic mail) как технология и предоставляемые ею услуги
стр. 14

по пересылке и получению электронных сообщений ("письма" или "электронные письма") по распределенной (в том числе глобальной) компьютерной сети.

Тема 6. Использование интернет-сервисов поисковых систем в современном образовании. Цель занятия: познакомить слушателей с возможностями использования поисковых систем, на практике закрепить навыки их использования.

Тема 7. Образовательный потенциал тематических сайтов и порталов. Цель занятия: познакомить слушателей с возможностями использования тематических сайтов и порталов в Интернете. В ходе занятия рассматривается понятие "сайт" (от англ. website: web - "паутина, сеть" и site - "место", буквально "место, сегмент, часть в сети") как совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединенных под одним адресом (доменным именем или IP-адресом).

Тема 8. Методика использования личных блогов ученика и учителя. Цель занятия: познакомить слушателей с возможностями использования личных блогов ученика и учителя и помочь слушателям создать свой профессиональный блог для дальнейшего использования в процессе экономического образования школьников.

Тема 9. Педагогические профессиональные сообщества. Цель занятия: познакомить слушателей с возможностями использования профессиональных педагогических интернет-сообществ. Примерами интернет-сообществ являются вики-проекты, профессиональные форумы, тематические чаты, специализированные социальные сети, многопользовательские сетевые игры и т.д. В ходе занятия слушатели становятся членами сообщества учителей "Экономика в школе" (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=16830&tmpl=com).

Тема 10. Цифровые образовательные ресурсы в экономическом образовании школьников. Цель занятия: познакомить слушателей с понятием и возможностями цифровых (электронных) образовательных ресурсов на примере уже существующих в Интернете образовательных ресурсов, посвященных именно преподаванию экономики.

Тема 11. Методика использования сервисов общего доступа и облачных технологий. Цель занятия: познакомить слушателей с понятиями "общий доступ" и "облачное хранилище данных". В ходе занятия рассматривается наиболее распространенный способ предоставления общего доступа к файлам - предоставление общего доступа к ним непосредственно с компьютера на примере сервиса COMDI, с которым сотрудничают кафедры и центры МИОО.

Тема 12. Юридические аспекты использования цифровых и интернет-технологий в экономическом образовании школьников. Цель занятия: знакомство слушателей с основными положениями российского законодательства, регламентирующего использование информационных ресурсов Интернета.

Основным итогом изучения данного курса является не только более глубокое освоение теоретических основ использования интернет-технологий в процессе экономического образования школьников, но, что более важно, - практическое закрепление изученных тем непосредственно во время занятий в сети Интернет.
стр. 15

Значение экономического образования как важнейшего фактора формирования личности школьника, его социализации возрастает вместе с развитием и модернизацией рыночных механизмов. И в реализации этих задача как никогда велика роль интернет-технологий. Актуальность их внедрения в практику экономического образования в школе определяется, с одной стороны, низким уровнем потребительской культуры и функциональной финансовой грамотности выпускников, сложностью финансовых продуктов и неадекватной оценкой ими финансовых рисков, а с другой - необходимостью формирования у школьников экономических компетенций и воспитания ответственности при принятии решений, повышения социальной и экономической активности, развития креативности и новаторства у подрастающего поколения.

Литература

1. Аствацатуров Г. О. Три уровня интерактивной мультимедийной разработки: http://didaktor.ru/tri-urovnya-interaktivnosti-multimedijnoj-raz-rabotki/

2. Калинина Н. Н., Прутченков А. С. Практико-ориентированное экономическое образование в школе: новые тенденции // Экономика в школе. - 2011. - N 1.

3. Калинина Н. Н., Топешкина Н. В., Прутченков А. С. Программа ЭПОС как методологическая основа инновационного развития школьного экономического образования // Экономика в школе. - 2011. - N 2.

4. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

5. Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/finances/creation/conceptmfc

6. Кудимова Н. В. Реализация модели "1 ученик : 1 компьютер" в современной школе урока //(С) // Вопросы интернет-образования. - N 9: 2011 http://vio.uchim.info/Vio_97/cd_site/articles/art_3_8.htm

7. Прутченков А. С. Новые подходы к повышению финансовой грамотности школьников // Финансовая грамотность и экономическая журналистика как факторы стабильности и борьбы с бедностью. - Бишкек, 2011.

8. Рубцов В. В, Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. - М., 2002.

9. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г.: http://www.fcsm.ru/ru/press/russia2020/strategy2020/

10. Якушина Е. В. Мультимедийные возможности современного урока: http://eorhelp.ru/node/35398

11. http://basic.economicus.ru/index.php?file=1

12. Интернет-технологии: http://www.tadviser.ru/index.php/

Опубликовано на Порталусе 28 августа 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама