Рейтинг
Порталус

ПОДГОТОВКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Дата публикации: 03 ноября 2014
Автор(ы): С. А. Гильманов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 5, 2012, C. 93-98
Номер публикации: №1414997652


С. А. Гильманов, (c)

С. А. Гильманов

доктор педагогических наук, профессор Югорского государственного университета

Тел.: (3467) 324-082; 8-902-814-79-26; e-mail: gsa@wsmail.ru

_______________________

В статье обосновывается и кратко излагается общая последовательность действий педагога (учителя, преподавателя) по проработке образовательной дисциплины до такого уровня, который позволяет эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе, осознанно подбирать программные и аппаратные средства. Рассматриваются характеристики подбора средств информационно-коммуникационных технологий, позволяющих реализовать общую схему дисциплины, раскрыть систему ее ключевых понятий, реализовать модель образовательной дисциплины как систему таких модельных представлений учебного материала, которые дают возможность учащимся активно и самостоятельно их опробовать, использовать, преобразовывать.

Ключевые слова: образовательная дисциплина, средства информационно-коммуникационных технологий, моделирование учебного материала, моделирование учебного процесса.

_________________

Российское образование уже третье десятилетие переживает период бурного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс. Большинство учреждений общего и профессионального образования сегодня оснащено компьютерами, программными продуктами, аппаратными средствами (электронными досками, демонстрационными комплексами, различными периферийными устройствами и пр.), подключены к сети Интернет, объединены локальными и централизованными сетями. От простого использования персональных компьютеров, "компьютерных классов", локальных сетей, намечается переход к созданию национальной образовательной сети образования, к электронной образовательной среде (ЭОС). Мероприятия по переходу к ЭОС намечены в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р) и включают в себя: развитие существующих аппаратно-программных средств; внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения; получение электронной информации об академических достижениях обучаемых; получение электронной информации о деятельности образовательных учреждений и о качестве предоставляемых ими образовательных услуг.

Возможности ИКТ в обучении, бесспорно, велики: они позволяют систематизировать, сохранять и мгновенно предоставлять огромные массивы информации, избавляться от рутинной части учебных действий, моделировать изучаемые объекты и процессы, оптимизировать все звенья процесса обучения (от постановки задач до закрепления, контроля и оценки), индивидуализировать и дифференцировать его. ИКТ позволяют использовать самые разные формы организации обучения, автоматизировать учетно-контрольные действия. Учебная деятельность при наличии соответствующих устройств может осуществляться в любом месте (что, помимо прочего, позволяет учащемуся, студенту и образовательному учреждению сэкономить на неизбежных при очном обучении расходах), возможно индивидуализированное взаимодействие учащегося как с преподавателем, так и с теми, кто изучает тот же курс. Расширяются возможности "разрешать проблемы или работать вместе и иметь возможность изучать содержание интересов" [6, с. 376].

Между тем в основном звене образования - непосредственной организации учебного процесса - средства ИКТ зачастую используются весьма неэффективно. В упоминавшейся Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг. отмечается: "использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер". Наши наблюдения также показывают, что в деятельности учителей школ и преподавателей учреждений профессионального образования средства ИКТ в большинстве случаев их применения приносят мало пользы в организации усвоения учебного материала, в развитии мышления учащихся. Нередко в обучении семантическая нагрузка часто приходится на сами средства ИКТ, а не на содержание изучаемого, учебная деятельность подменяется манипулированием программными средствами, формирующим установку на следование алгоритмам и ослабляющим самостоятельность мышления. Анализ создаваемых преподавателями вузов презентационных продуктов, созданных на основе программ "Power Point", "Movie Maker", "Paint", "Adobe Photoshop" и др., результаты опросов преподавателей и учителей показывают, что в них в основном решается задача оформления красивой "картинки" (но не выполнения ею развивающей функции), в которой не предполагаются активные поисковые действия реципиента. Презентации используются для "усовершенствования иллюстраций", "для облегчения мышления", "для избавления студентов от рутинного конспектирования" и т. п. Часто наблюдаются пестрота в оформлении визуального образа (без выделения центра), отсутствие смыслового выделения, наличие совершенно лишних с точки зрения содержания обучения видов информации (визуальной, аудиальной, текстовой), а нередко и простое устное дублирование преподавателем предъявляемого студентам текста, демонстрируемого на экране. Такая ситуация не может не влиять на качество обучения: учебное познание превращается для учащегося в ленивое слежение за сменой "кадров" информации, не обеспечивается процесс его активного мышления, возникает вероятность ошибок в восприятии и понимании учебного материала. Еще Н. А. Менчинская предупреждала о том, что при формировании понятий "неправильно используемая наглядность может усиливать для ученика значение несущественных признаков изучаемых фактов или явлений и тем самым способствовать возникновению у него ошибочных обобщений" [3, с. 104].

Мы полагаем, что причина такого положения дел заключается не только в слабой подготовленности преподавателей к использованию существующих средств ИКТ в учебном процессе. Дело в том, что обучение преподавателей пользованию программными продуктами и оборудованием может улучшить ситуацию. А создание сайтов для преподавателей - сделать такое обучение доступным для педагогов из отдаленных уголков страны и к тому же бесплатным. Прежде всего следует отметить, что имеющиеся сегодня средства ИКТ не вполне отвечают требованиям рациональной организации учебного процесса: большинство программных продуктов имеют "лишние" с точки зрения использования в учебном процессе функции (включенные туда только потому, что такова "внутренняя логика" самого продукта). Программы и устройства не позволяют обеспечить максимум предоставляемых ими возможностей при минимуме операций с ними. Их создатели не ориентируются на психолого-педагогические закономерности обучения. Более того, анализ специально созданных для организации учебного процесса средств ИКТ - электронных учебников, мультипрезентаций, видеокурсов, практикумов (например, помещенных на сайте http://teachpro.ru ООО "Мультимедиа-технологии и дистанционное обучение", iSpring Free 5.7 - бесплатный продукт для создания Flash-презентаций и учебных курсов в Power Point, размещенный на сайте http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=25&sid=15905, и др.) - показывает, что они в основном конструируются по логике приспособления процесса обучения к созданным в программных и аппаратных продуктах возможностям презентации учебного материала, практически без учета психологических и педагогических закономерностей усвоения учебного материала. Конечно, не стоит недооценивать пользы, например, электронного учебника - он легко может предоставить учащимся возможность опережения изучаемого не только через структурирование материала, но и через систему перекрестных ссылок, самостоятельного построения познавательной деятельности. Однако в подавляющей части существующих учебников не используются все преимущества ИКТ, они остаются усовершенствованной версией учебника бумажного, которая в некоторых ситуациях оказывается менее удобной для использования.

По нашему мнению, гораздо важнее изменить подход педагогов (учителей школ, преподавателей учреждений профессионального образования) к формированию содержания, структуры, понятий, дидактических единиц преподаваемой дисциплины так, чтобы возможно было осознанно и эффективно использовать ИКТ в учебном процессе. Цель настоящей статьи - обосновать и кратко изложить общий порядок действий по проработке образовательной дисциплины до такого уровня, который, по нашему мнению, позволит учителям и преподавателям эффективно использовать ИКТ, осознанно подбирая программные и аппаратные средства, а не приспосабливаясь к ним.

Мы исходим из того, что всякая образовательная дисциплина - знаково опосредованная система информации о фрагменте (стороне) культуры, целенаправленно структурированная и адаптированная к особенностям учащегося, педагога, содержания и процесса обучения и к условиям его организации и протекания. А это значит, что для представления ее в ИКТ нужно в первую очередь определить ключевой смысл изучаемого по отношению к культуре, к познаваемому учебному материалу (как явлению культуры), а во вторую - определить возможности трансформации учебной информации в разные формы - вербальную, образную, возможности воплощения ее в интеллектуальных и реальных операциях.

Общая последовательность действий, которые, по нашему мнению, должен выполнить преподаватель при проработке содержания курса, может быть сведена к следующему:

1) создание общей схемы курса, в которой определены компоненты (разделы, модули) и их связи, с обязательным выделением смыслового центра, задающего смысл существования образовательной дисциплины и цель ее освоения учащимися, студентами;

2) выстраивание системы определений ключевых понятий курса, согласованных с центральным смысловым центром и позволяющих выявить это единство;

3) разбивка курса на блоки, позволяющие воспроизводить его как сукцессивно (динамически, с удержанием интегрирующего смысла), так и симультанно (образно, схематически, графически, "таблично"), с выделением единиц учебного материала. Такие единицы чаще всего будут гетерогенными, так как гомогенность - признак ряда одинаковых по смыслу единиц, но в совокупности они должны отражать общую логику дисциплины, составляющий которую учебный материал "состоит из моделей, предназначенных для непосредственного использования в учебной деятельности" [1, с. 160]. Такие модели должны иметь только основное содержание, не привязанное пока к конкретному воплощению какими-либо средствами (включая и электронные), они должны быть только ориентированы на субъективные формы представления (кодирования) информации, на "языки", на которых она перерабатывается, то есть на предметные действия, наглядные образы и языковые знаки (Дж. Брунер, Л. М. Веккер, М. А. Холодная и др.), они должны быть ориентированы на адекватное восприятие информации учащимися и их вовлечение в процесс активного познания. В идеале после создания общей схемы курса, выстраивания системы основных описывающих и раскрывающих содержание курса понятий, выделения учебных единиц и возможных форм их воплощения должна быть создана модель образовательной дисциплины, сама состоящая их различных модельных представлений учебного материала. Именно модельное представление может обеспечить подлинно развивающий характер обучения, поскольку "всякое подлинное, не только собственно творческое, но и просто осмысленное овладение объектом изучения и понимание его существенных отношений предполагает мысленное воспроизведение, т. е. построение работающей модели, если не воплощенной в материальной технической схеме, то хотя бы идеальной" [2, с. 193 - 194];

4) подбор средств ИКТ, позволяющих реализовать общую схему дисциплины, раскрыть систему ее ключевых понятий, реализовать модель образовательной дисциплины как систему таких модельных представлений учебного материала, которые позволяют учащимся активно и самостоятельно их опробовать, использовать, преобразовывать.

Средства должны обеспечить формирование комплексных моделей обучения, в которых отражены модели учебного материала и действий с ним обучаемых. Здесь необходимо предусмотреть возможность манипулирования учебными единицами, которые обеспечивают актуализацию и развитие продуктивных интеллектуальных операций: обобщение задачи; конкретизация задачи; последовательные доопределения задачи и ее переформирования; соотнесение условий с требованиями задачи; деление задачи на подзадачи; перевод прямой задачи в обратную; варьирование свойств ситуаций с точки зрения требований задачи; включение объекта в новые связи и структуры; выделение объекта из естественных структур; перегруппирование элементов структуры; перекодирование информации на язык образов (и наоборот); расширение области поиска; использование аналогий из далеких и близких областей; движение от искомого к данным и др. Это требует от программного и аппаратного обеспечения предоставления возможности не просто реактивного отзыва учащегося на моделированные стимулы, но свободного перемещения по материалу, двустороннего взаимодействия с ним и взаимоадаптации. Нужно отметить, что здесь есть некоторое ограничение ИКТ. При конструировании на основе моделей системы непосредственных действий, которые выполняет преподаватель при подготовке и проведении учебных занятий и студент при усвоении учебного материала, всегда возникает много вариативность реализации, детерминированная спецификой учебного материала, целями и условиями учебного процесса, особенностями педагога и учащегося. Эта вариативность в условиях "естественного" взаимодействия учителя и ученика устраняется через уточняющие, объяснительные действия педагога, через его ответы на вопросы учащихся, когда ответ на вопрос адресован не только задающему этот вопрос, но и всем, размышляющим над способами решения задачи и уточнением задачи. В модели же, воплощенной в средствах ИКТ, эта вариативность отсутствует, модель однозначна и маловариативна и "работает", только если основана на действительном "копировании" тех структур и процессов, которые действительно отображают изучаемые объекты, переведенные в учебные единицы. Однако именно модели, объединяющие учебный материал и действия студентов, - ключевое звено применения средств ИКТ в учебном процессе. Они обеспечивают полноценное освоение учебного материала через взаимодействие с изучаемыми объектами (еще П. Жане считал, что понимание любого объекта - это воспроизведение понимаемого в процессе реального действия с объектом), устраняют познавательные лакуны в понимании учебного материала, обеспечивают развитие интеллекта через самостоятельность в учебных действиях: "даже тогда, когда учебный материал усвоен разными учащимися в одинаковой степени, в процессе применения знаний обязательно проявятся их индивидуальные различия, так как этот процесс требует самостоятельности и избирательного отношения к усвоенному" [3, с. 196].

Конечно, предлагаемые действия в завершенном виде выполнить чрезвычайно трудно (особенно для теоретических, гуманитарных, некоторых технических дисциплин), однако подобное препарирование учебного материала позволяет педагогу, помимо прочего, осознать тот путь, который должен пройти учащийся для освоения конкретного учебного материала и отделить то, что может быть передано средствами ИКТ, от того, что остается принципиально "некомпьютеризируемым", реализуемым только при "живом" взаимодействии педагога и учащегося, лежащим в основе норм и ценностей культуры. Тут, с одной стороны, необходимы способности преподавателя видеть образовательную дисциплину как целостность, "удерживать" эту целостность при изучении учебного материала, демонстрировать эту целостность студентам. С другой стороны, нужна четко выраженная позиция преподавателя по отношению к ценности и культурному смыслу изучаемого материала. Без такой позиции любое представление учебного материала через средства ИКТ рискует быть редуцированным к выявлению только "внутренних" связей изучаемого, к узкому, не обеспечивающему развитие интеллекта когнитивизму, который "фокусируется на формальном или синтаксическом аспекте символической манипуляции и пренебрегает ментальным или семантическим контекстом непосредственного сознания или интенций, а это делает в целом неясным результат того, как культура, с ее историческим наследием, делает возможным наше мышление через язык и другие концептуальные инструменты, работая непрерывно, но мощно в интерсубъективном мире, без чего то, что мы называем интеллектуальным развитием, просто невозможно понять" [5, с. 7].

Таким образом, подготовка образовательной дисциплины к использованию ИКТ требует от учителя, преподавателя переструктурирования и препарирования форм представления учебной информации, а также моделирования как самого учебного материала, так и учебного процесса. Это позволит, помимо прочего, сделать освоение педагогами средств ИКТ более целенаправленным и оптимальным. Современный педагог призван самим ходом образования превращаться, говоря словами создателя персонализированной системы обучения (ПСО) Ф. Келлера, "в инженера от педагогики, в хозяина обстоятельств" [4, с. 438], а не оставаться пассивным пользователем средств ИКТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990.

2. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998.

3. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

4. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. - 6-е изд. - СПб: Питер, 2004.

5. Dai D.Y., Sternberg R.J. Beyond Cognitivism: Toward an Integrated Understanding of Intellectual Functioning and Development // Motivation, Emotion, and Cognition: Integrative Perspectives on Intellectual Functioning and Development / Ed. by D.Y. Dai, R.J. Sternberg. - Mahwah; New Jersey; London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 2004. - Р. 3 - 40.

6. Starko A.J. Creativity in the Classroom: Schools of Curious Delight. - 3rd еd. - Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2005.

EDUCATIONAL DISCIPLINE PREPARATION TO INTRODUCE DATA COMMUNICATION TECHNOLOGY

S.A. Gilmanov

doctor of pedagogical sciences, professor of the Ugra State University

The article explains and outlines the general sequence of actions of the teacher (trainer, tutor) for the elaboration of the educational disciplines to a level which makes effective use of ICT in the educational-dimensional process, consciously choose software and hardware. The characteristics of selection of information and communication technologies to realize the general scheme of discipline, and open system of their key concepts, to implement an educational model of discipline as a system of model representations of educational material, which enable students to actively and independently testing, using, converting.

Key words: educational discipline, a means of information and communication technologies, modeling of teaching material, modeling the learning process.

Опубликовано на Порталусе 03 ноября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама