Главная → КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ → ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТАВНИКОВ СТУДЕНЧЕСКИХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ГРУПП В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Дата публикации: 06 мая 2015
Автор(ы): В. Б. Моисеев, Н. В. Козлова →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ →
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 9, 2010, C. 7-14 →
Номер публикации: №1430908839
В. Б. Моисеев, Н. В. Козлова, (c)
В. Б. Моисеев
доктор педагогических наук, профессор, ректор Пензенской государственной технологической академии
Тел.: (8412) 495-441; e-mail: rector@pgta.ru
Н. В. Козлова
доцент кафедры педагогики и психологии, начальник управления воспитательной работы
Пензенской государственной технологической академии
Тел.: (8412) 499-975; e-mail: knv@pgta.ru
Авторы рассматривают вопрос о целесообразности внедрения в практику инновационных форм и методов воспитания для повышения эффективности воспитательной работы с обучающимися в техническом вузе. Представлено единое информационное пространство Пензенской государственной технологической академии с развитой структурой, важнейшими содержательными элементами которой являются образовательный портал, официальный сайт, единая информационная система, рабочее место наставника, "Информационный бюллетень", электронная база данных студентов, электронный документооборот.
Ключевые слова: социальная компетентность, воспитательная работа, воспитательный процесс, воспитательная система, инновационные технологии, наставник студенческой академической группы.
Ориентация на профессиональную подготовку будущих специалистов, социально-активных и конкурентоспособных на рынке труда, невозможна без повышения уровня их общей культуры, воспитанности. В условиях современного производства специалист должен быть компетентен не только в рамках своей профессии, но и в вопросах межличностных, политико-правовых отношений, организации продуктивной жизнедеятельности. Воспитание личности обучающихся в техническом вузе, как и в любом другом типе образовательных учреждений, во многом зависит от качества работы, профессионализма и квалификации профессорско-преподавательского состава коллектива, деятельность которого, в свою очередь, является частью системы воспитательной работы.
Для повышения эффективности воспитательной работы с обучающимися, на наш взгляд, необходимо обучить педагогов технологиям индивидуальной работы, применяя информационные технологии и средства, что позволит активнее внедрять в практику инновационные формы и методы воспитания студентов. Под информационными технологиями (ИТ, от англ. information technology (IT)) понимают широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе с применением вычислительной техники. Таким образом, информационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости
процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности [1]. Внедрение ИТ в систему воспитательной работы позволит оптимизировать взаимодействие субъектов воспитательного процесса образовательного учреждения.
Отметим, что в Пензенской государственной технологической академии (ПГТА) создали единое информационное пространство с развитой структурой, важнейшими содержательными элементами которой является информация воспитательной работы ПГТА.
Единое информационное пространство академии включает в себя:
- образовательный портал;
- официальный сайт (рис. 1);
- единую информационную систему;
- "рабочее место наставника";
- "Информационный бюллетень";
- электронную базу данных студентов;
- электронный документооборот и т. д.
Рис. 1. Официальный сайт ПГТА
На официальном сайте академии представлена вся информация о структуре вуза, учебных программах, науке, WEB-pecypcax, информация электронного агентства по трудоустройству, расписание занятий, новостная лента, просмотрев которую можно узнать о предстоящих мероприятиях, а также о достижениях и результатах деятельности коллектива и обучающихся.
В рамках темы нашей статьи мы акцентируем внимание на информации, представляющей интерес для организаторов воспитательной работы, и подробно опишем раздел "Управление воспитательной работы". В этом разделе представлены цели, задачи и стратегия развития воспитательного процесса ПГТА, структурные подразделения управления, нормативно-правовые и локальные акты, регламентирующие воспитательную работу в структурных подразделениях академии; широко представлена научная работа управления и опубликованы материалы научно-практических семинаров, конференций, научно-методического совета по воспитательной работе, а также представлена информация Центра молодежного творчества об условиях получения дополнительного образования в отделениях центра. Более подробную информацию о деятельности академии каждый желающий может получить, воспользовавшись единой информационной системой, которая представляет собой сенсорный монитор, позволяющий воспользоваться необходимой информацией даже человеку, который не умеет пользоваться компьютером. Здесь информация представлена в виде видео, аудио и текстовых файлов. Например, в разделе "Скажи наркотикам нет" представлена система профилактической работы ПГТА, размещены консультации психолога для наставников студенческих академических групп, родителей и студентов, телефоны доверия, адреса кабинетов наркологов, психотерапевтов и видеофильмы студентов на указанную тему, а также статистические данные межведомственных структур Пензенской области.
Информационная система ПГТА представлена на рис. 2.
Рис. 2. Информационная система ПГТА
Анализ только двух составляющих единого информационного пространства ПГТА показывает, что именно педагогу отводится важнейшая роль в формировании содержания и методологии воспитания. Преподаватели и наставники призваны формировать в вузе воспитательную среду, полноценный "институт культуры", в котором студенты воспитываются в соответствии не только со своими способностями и потребностями, но и с запросами как общества в целом, так и региона в частности. Особую роль в реализации этого процесса вуза играют наставники (классные руководители, кураторы), владеющие всеми видами профессиональной деятельности, сочетающие профессионально важные качества, обеспечивающие эффективное решение педагогических задач по воспитанию студентов.
При этом нельзя забывать, что, как правило, в техническом вузе подавляющее большинство преподавателей не имеют специального педагогического образования, а хороший ученый не всегда является хорошим педагогом. Поэтому организация методического сопровождения воспитательного процесса должна занимать особое место в воспитательной системе технического вуза, оказывать помощь преподавателю и создавать условия для развития его творческого потенциала и педагогической индивидуальности.
Система организации и структура методического обеспечения воспитательной работы в Пензенской государственной технологической академии позволяет достичь основную цель образовательной деятельности - воспитание специалиста со сформированными социальными компетентностями. Отметим, что во многом она строится с учетом традиционных форм воспитательной работы.
Структура методического обеспечения воспитательной работы ПГТА представлена на рис. 3.
В настоящее время права и обязанности наставника определяются Уставом образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством. Наставничество является одним из основных стратегических направлений воспитательной работы в высшем учебном заведении.
В основном в высшем учебном учреждении система работы наставников определяется целями и задачами учебно-воспитательного процесса.
Работа наставника группы должна быть целенаправленной, системной, планируемой деятельностью, строящейся на основе программы воспитательной работы всего вуза, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, и ситуации в учебной группе. Наставник также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Поэтому, на наш взгляд, при назначении настав-
Рис. 3. Структура методического обеспечения воспитательной работы ПГТА
ников необходимо опираться на качества и способности личности, которые могут определяться рядом свойств: экстравертированностью, наблюдательностью, воображением, организаторскими способностями. Таких людей называют социопривлекательными, к ним тянутся окружающие, с ними охотно сотрудничают, к их советам внимательно прислушиваются, их мнение часто оказывается авторитетным для многих.
Роль наставника не статична, она меняется в зависимости от курса, на котором обучаются подопечные студенты. На первом этапе работа наставников включает в себя, прежде всего, создание воспитывающей среды для социальной адаптации студентов-первокурсников, приобщение к корпоративной культуре учебного заведения, и наставник становится главным посредником между студентами и всеми административными структурами образовательного учреждения. На этом этапе от наставника зависит очень многое: это первоначальное формирование благоприятного социально-психологического климата в группе, создание доброжелательных, бесконфликтных отношений между членами студенческого коллектива, пробуждение интереса к совместным обучающим и развивающим делам во внеаудиторное время, оказание помощи каждому студенту в процессе адаптации к вузовским условиям. Роль наставника на старших курсах должна быть особенно взвешена, так как студенты старших курсов - это уже взрослые люди, многие из них строят личную жизнь, а многие вплотную сталкиваются с реальными проблемами профессии [2]. Для более эффективного осуществления воспитательной деятельности в ПГТА в целях обучения наставников кроме традиционных форм воспитательной работы (консультаций, практикоориентированных семинаров, тренингов, издания методической литературы) внедрены инновационные технологии, позволяющие им с учетом индивидуальных особенностей получать всю информацию по организации воспитательной работы. Для этого в академии систематизировано методическое сопровождение воспитательного процесса и создан информационный сервис "Рабочее место наставника", разделы которого представлены на рис. 4.
Целью создания "Рабочего места наставника" является создание единого информационного профессионального поля для реализации компетентного подхода к информационному обеспечению воспита-
Рис. 4. Рабочее место наставника
тельной деятельности, а также обеспечение облегченного доступа к информационным ресурсам, оперативное введение информации для индивидуального пользования, введение электронного документооборота. Специальный интерфейс состоит из ряда активных кнопок: быстрый доступ к информационным ресурсам, Интернету, нормативные документы (Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Пензенской области); индивидуальная информация наставника, научные и учебно-методические материалы по сопровождению деятельности наставников (внутренние локальные акты, которые регламентируют организацию и проведение воспитательной работы в академии, сведения о студентах; заседания кафедр, приказы и распоряжения, единое окно доступа к образовательным ресурсам; расписание занятий, методическая копилка; план мероприятий); рейтинг студенческих академических групп и конкурс "Наставник года"; архив мероприятий и др.
Рассмотрим некоторые особенности составляющих рабочего стола наставника. В разделе "Нормативные и локальные акты" представлены не только концепция воспитательной работы ГГГТА, положения, программы, но и перечень необходимых документов, которые должны составлять основу отчета наставника за семестр (представлено более 30 документов).
Так, например, отчет может быть представлен в виде таблицы и/или текстового описания, включающего в себя сведения об участии студентов в воспитательных мероприятиях, их досуге, активном образе жизни; сведения об иногородних студентах; сведения о трудоустройстве выпускников; списки студенческого актива; учет оказания материальной помощи студентам; учет назначения именных стипендий студентам; уровень воспитанности и др. Все эти данные могут быть представлены по следующей форме:
Участие студентов в воспитательных мероприятиях в 200_-200_ учебном году (семестре)
N п/п |
Дата |
Мероприятие |
Уровень, место проведения |
Количество участников, кол-во, % |
Достижения (грамоты, места, звания и т. п.) |
Ответственный за подготовку, организацию |
|
в качестве непосредственных участников |
в качестве зрителей |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
Всего |
Всего |
Всего |
|
В разделе "Упражнения и деловые игры" содержатся методические разработки деловых игр на умение работать в команде, сплочение группы, знакомство, диагностические игры, игры на взаимодействия группы, упражнения на доверие и. т. д. Методическая копилка содержит материалы семинаров, рекомендации, разработки часов наставников, сценарии проведения мероприятий и родительских собраний, диагностические материалы и т. д.
Накопленная каждым наставником база данных по результатам воспитательной деятельности аккумулируется в управлении воспитательной работы ПГТА на основе локальной информационной сети вуза. Это позволяет оперативно координировать воспитательную работу как каждого наставника, так и всего педагогического состава академии в целом.
Еще одной формой сотрудничества наставника и родителей студентов с использованием информационных технологий является "Информационный бюллетень". Цель проекта - повышение качества профессиональной подготовки студентов. В интерактивном режиме, воспользовавшись услугой "Информационный бюллетень", родители могут оперативно и конфиденциально получать информацию о результатах учебной и достижениях во внеучебной деятельности своих детей, тем самым принимая активное участие в формировании багажа их профессиональных знаний и навыков. Родители могут также задать вопросы наставнику и преподавателю по интересующим вопросам учебной деятельности и получить исчерпывающий ответ в установленные сроки.
Таким образом, бюллетень - это удобная система сотрудничества, благодаря которой родители, находясь дома или на работе, могут получить информацию общего и персонального характера о каждом студенте.
Общая информация (общедоступная) включает сведения об администрации ПГТА; сведения об институтах, кафедрах и специальностях ПГТА; формы обучения; контактные телефоны деканатов; адреса учебных корпусов; расписание занятий; график учебного процесса; последние новости ПГТА.
Персональная информация содержит перечень изучаемых студентом в семестре дисциплин; структуру учебного процесса по отдельным дисциплинам (наименования модулей, оцениваемые показатели качества по отдельным модулям); текущие оценки по отдельным показателям каждой дисциплины с обновлением не реже "один раз в две недели"; рейтинг студента по модулям, дисциплинам; информацию о посещении студентом учебных занятий; информацию о внеучебной деятельности студента по линии "Отдел воспитательной работы".
Дополнительная информация о группе сообщит Ф. И. О. преподавателей по дисциплинам; время индивидуальных консультаций преподавателя; контактный телефон кафедры, на которой работает преподаватель; сроки выставления оценок по модулям дисциплины.
Таким образом, информационные технологии позволяют оптимизировать процесс педагогической коммуникации наставников и студентов, наставников и родителей, наставников и администрации вуза.
Еще одним важным направлением работы наставников является профилактическая работа. Этот процесс достаточно сложный, сопряженный с определенными трудностями, связанными не только с отсутствием единой базы данных и справочно-информационного фонда по вопросам распространения и предупреждения употребления молодежью различных видов психоактивных веществ (ПАВ), но и отсутствием единых научно-обоснованных требований, а также недостаточной разработанностью инновационных форм и технологий превенции, коммуникативных технологий в профилактической работе. Для помощи наставникам в организации адресной профилактики и получения положительного результата в работе нами разработан и внедрен в практику электронный образовательный ресурс "Формирование компетенции здоровьесбережения у обучающихся в образовательных учреждениях", в который вошли разработанные нормативные акты и методические рекомендации, разработки мероприятий, диагностический материал для проведения мониторинга изменения и
тенденций в молодежной субкультуре, фото и видеоматериалы, что представляет собой как иллюстративную характеристику, так и информацию для проблемного обсуждения.
Как показал опрос слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования по программе "Теория и практика организации воспитательной работы в студенческой среде", проводимых управлением воспитательной работы и сотрудниками кафедры педагогики и психологии высшей школы, такое электронное пособие позволяет организовать профилактическую работу с большей результативностью и помогает решить многие вопросы организации профилактической работы в учреждениях профессионального образования.
Таким образом, использование информационных технологий в ПГТА позволят повысить качество работы наставников, существенно оптимизировало процесс сбора и разработки необходимой информации для анализа воспитательной деятельности, а также предусматривает эффективный контроль в воспитательной деятельности наставника, что позволяет совершенствовать управление воспитательным процессом вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. - 3-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Колесникова И. А., Борытко Н. М., Поляков С. Д., Селиванова Н. Л. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / Под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. - М: Академия, 2005.
3. Сергеева С. В., Калашникова С. С. Козлова Н. В. Институт кураторства как условие эффективного взаимодействия преподавателей и студентов в системе непрерывного профессионального образования // Воспитательная деятельность в вузовской системе обеспечения качества подготовки специалиста: Межвузовская научно-практическая конференция (коллоквиум). - Ростов-на-Дону - Кисловодск: ПИЮФУ 2007. - С. 31-38.
INFORMATION TECHNOLOGIES AS EFFECTIVE CONDITION OF ACTIVITY ORGANISATION OF STUDENT'S ACADEMIC GROUPS INSTRUCTORS IN EDUCATIONAL WORK OF TECHNICAL COLLEGE
V.B. Moiseev
doctor of pedagogical sciences, professor, rector of the Penza State Technological Academy
N.V. Kozlova
senior lecturer of Pedagogical and Psychology Department, head of Educational Work Department of the Penza State Technological Academy
The article is devoted to problem of expediency of introduction in practice of innovative forms and methods of education for increase of educational work efficiency at technical college. Developed structure of the uniform information field of the Penza State Technological Academy is presented in the article. Its major substantial elements are educational portal, official site, uniform information system, workplace of instructor, newsletter, electronic database of students, electronic document circulation.
Keywords: social competence, educational work, educational process, educational system, innovative technologies, instructor of student's academic group.
Опубликовано на Порталусе 06 мая 2015 года

Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK