–ейтинг
ѕорталус

»Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ “≈’ЌќЋќ√»»  ј  Ё‘‘≈ “»¬Ќќ≈ ”—Ћќ¬»≈ ќ–√јЌ»«ј÷»» ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» Ќј—“ј¬Ќ» ќ¬ —“”ƒ≈Ќ„≈— »’ ј јƒ≈ћ»„≈— »’ √–”ѕѕ ¬ ¬ќ—ѕ»“ј“≈Ћ№Ќќ… –јЅќ“≈ “≈’Ќ»„≈— ќ√ќ ¬”«ј

ƒата публикации: 06 ма€ 2015
јвтор(ы): ¬. Ѕ. ћоисеев, Ќ. ¬.  озлова
ѕубликатор: Ќаучна€ библиотека ѕорталус
–убрика:  ќћѕ№ё“≈–Ќџ≈ “≈’ЌќЋќ√»»
»сточник: (c) ѕедагогическое образование и наука, є 9, 2010, C. 7-14
Ќомер публикации: є1430908839


¬. Ѕ. ћоисеев, Ќ. ¬.  озлова, (c)

¬. Ѕ. ћоисеев

 

доктор педагогических наук, профессор, ректор ѕензенской государственной технологической академии

 

“ел.: (8412) 495-441; e-mail: rector@pgta.ru

 

Ќ. ¬.  озлова

 

доцент кафедры педагогики и психологии, начальник управлени€ воспитательной работы

 

ѕензенской государственной технологической академии

 

“ел.: (8412) 499-975; e-mail: knv@pgta.ru

 

јвторы рассматривают вопрос о целесообразности внедрени€ в практику инновационных форм и методов воспитани€ дл€ повышени€ эффективности воспитательной работы с обучающимис€ в техническом вузе. ѕредставлено единое информационное пространство ѕензенской государственной технологической академии с развитой структурой, важнейшими содержательными элементами которой €вл€ютс€ образовательный портал, официальный сайт, едина€ информационна€ система, рабочее место наставника, "»нформационный бюллетень", электронна€ база данных студентов, электронный документооборот.

 

 лючевые слова: социальна€ компетентность, воспитательна€ работа, воспитательный процесс, воспитательна€ система, инновационные технологии, наставник студенческой академической группы.

 

ќриентаци€ на профессиональную подготовку будущих специалистов, социально-активных и конкурентоспособных на рынке труда, невозможна без повышени€ уровн€ их общей культуры, воспитанности. ¬ услови€х современного производства специалист должен быть компетентен не только в рамках своей профессии, но и в вопросах межличностных, политико-правовых отношений, организации продуктивной жизнеде€тельности. ¬оспитание личности обучающихс€ в техническом вузе, как и в любом другом типе образовательных учреждений, во многом зависит от качества работы, профессионализма и квалификации профессорско-преподавательского состава коллектива, де€тельность которого, в свою очередь, €вл€етс€ частью системы воспитательной работы.

 

ƒл€ повышени€ эффективности воспитательной работы с обучающимис€, на наш взгл€д, необходимо обучить педагогов технологи€м индивидуальной работы, примен€€ информационные технологии и средства, что позволит активнее внедр€ть в практику инновационные формы и методы воспитани€ студентов. ѕод информационными технологи€ми (»“, от англ. information technology (IT)) понимают широкий класс дисциплин и областей де€тельности, относ€щихс€ к технологи€м управлени€ и обработки данных, а также создани€ данных, в том числе с применением вычислительной техники. “аким образом, информационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижени€ трудоемкости

 
стр. 7

 

процессов использовани€ информационного ресурса, а также повышени€ их надежности и оперативности [1]. ¬недрение »“ в систему воспитательной работы позволит оптимизировать взаимодействие субъектов воспитательного процесса образовательного учреждени€.

 

ќтметим, что в ѕензенской государственной технологической академии (ѕ√“ј) создали единое информационное пространство с развитой структурой, важнейшими содержательными элементами которой €вл€етс€ информаци€ воспитательной работы ѕ√“ј.

 

≈диное информационное пространство академии включает в себ€:

 

- образовательный портал;

 

- официальный сайт (рис. 1);

 

- единую информационную систему;

 

- "рабочее место наставника";

 

- "»нформационный бюллетень";

 

- электронную базу данных студентов;

 

- электронный документооборот и т. д.

 

 

–ис. 1. ќфициальный сайт ѕ√“ј

 

Ќа официальном сайте академии представлена вс€ информаци€ о структуре вуза, учебных программах, науке, WEB-pecypcax, информаци€ электронного агентства по трудоустройству, расписание зан€тий, новостна€ лента, просмотрев которую можно узнать о предсто€щих меропри€ти€х, а также о достижени€х и результатах де€тельности коллектива и обучающихс€.

 

¬ рамках темы нашей статьи мы акцентируем внимание на информации, представл€ющей интерес дл€ организаторов воспитательной работы, и подробно опишем раздел "”правление воспитательной работы". ¬ этом разделе представлены цели, задачи и стратеги€ развити€ воспитательного процесса ѕ√“ј, структурные подразделени€ управлени€, нормативно-правовые и локальные акты, регламентирующие воспитательную работу в структурных подразделени€х академии; широко представлена научна€ работа управлени€ и опубликованы материалы научно-практических семинаров, конференций, научно-методического совета по воспитательной работе, а также представлена информаци€ ÷ентра молодежного творчества об услови€х получени€ дополнительного образовани€ в отделени€х центра. Ѕолее подробную информацию о де€тельности академии каждый желающий может получить, воспользовавшись единой информационной системой, котора€ представл€ет собой сенсорный монитор, позвол€ющий воспользоватьс€ необходимой информацией даже человеку, который не умеет пользоватьс€ компьютером. «десь информаци€ представлена в виде видео, аудио и текстовых файлов. Ќапример, в разделе "—кажи наркотикам нет" представлена система профилактической работы ѕ√“ј, размещены консультации психолога дл€ наставников студенческих академических групп, родителей и студентов, телефоны довери€, адреса кабинетов наркологов, психотерапевтов и видеофильмы студентов на указанную тему, а также статистические данные межведомственных структур ѕензенской области.

 
стр. 8

 

»нформационна€ система ѕ√“ј представлена на рис. 2.

 

 

–ис. 2. »нформационна€ система ѕ√“ј

 

јнализ только двух составл€ющих единого информационного пространства ѕ√“ј показывает, что именно педагогу отводитс€ важнейша€ роль в формировании содержани€ и методологии воспитани€. ѕреподаватели и наставники призваны формировать в вузе воспитательную среду, полноценный "институт культуры", в котором студенты воспитываютс€ в соответствии не только со своими способност€ми и потребност€ми, но и с запросами как общества в целом, так и региона в частности. ќсобую роль в реализации этого процесса вуза играют наставники (классные руководители, кураторы), владеющие всеми видами профессиональной де€тельности, сочетающие профессионально важные качества, обеспечивающие эффективное решение педагогических задач по воспитанию студентов.

 

ѕри этом нельз€ забывать, что, как правило, в техническом вузе подавл€ющее большинство преподавателей не имеют специального педагогического образовани€, а хороший ученый не всегда €вл€етс€ хорошим педагогом. ѕоэтому организаци€ методического сопровождени€ воспитательного процесса должна занимать особое место в воспитательной системе технического вуза, оказывать помощь преподавателю и создавать услови€ дл€ развити€ его творческого потенциала и педагогической индивидуальности.

 

—истема организации и структура методического обеспечени€ воспитательной работы в ѕензенской государственной технологической академии позвол€ет достичь основную цель образовательной де€тельности - воспитание специалиста со сформированными социальными компетентност€ми. ќтметим, что во многом она строитс€ с учетом традиционных форм воспитательной работы.

 

—труктура методического обеспечени€ воспитательной работы ѕ√“ј представлена на рис. 3.

 

¬ насто€щее врем€ права и об€занности наставника определ€ютс€ ”ставом образовательного учреждени€ в соответствии с действующим законодательством. Ќаставничество €вл€етс€ одним из основных стратегических направлений воспитательной работы в высшем учебном заведении.

 

¬ основном в высшем учебном учреждении система работы наставников определ€етс€ цел€ми и задачами учебно-воспитательного процесса.

 

–абота наставника группы должна быть целенаправленной, системной, планируемой де€тельностью, стро€щейс€ на основе программы воспитательной работы всего вуза, анализа предыдущей де€тельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, сто€щих перед педагогическим коллективом, и ситуации в учебной группе. Ќаставник также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихс€, социальные и материальные услови€ их жизни, специфику семейных обсто€тельств. ѕоэтому, на наш взгл€д, при назначении настав-

 
стр. 9

 

 

–ис. 3. —труктура методического обеспечени€ воспитательной работы ѕ√“ј

 

ников необходимо опиратьс€ на качества и способности личности, которые могут определ€тьс€ р€дом свойств: экстравертированностью, наблюдательностью, воображением, организаторскими способност€ми. “аких людей называют социопривлекательными, к ним т€нутс€ окружающие, с ними охотно сотрудничают, к их советам внимательно прислушиваютс€, их мнение часто оказываетс€ авторитетным дл€ многих.

 

–оль наставника не статична, она мен€етс€ в зависимости от курса, на котором обучаютс€ подопечные студенты. Ќа первом этапе работа наставников включает в себ€, прежде всего, создание воспитывающей среды дл€ социальной адаптации студентов-первокурсников, приобщение к корпоративной культуре учебного заведени€, и наставник становитс€ главным посредником между студентами и всеми административными структурами образовательного учреждени€. Ќа этом этапе от наставника зависит очень многое: это первоначальное формирование благопри€тного социально-психологического климата в группе, создание доброжелательных, бесконфликтных отношений между членами студенческого коллектива, пробуждение интереса к совместным обучающим и развивающим делам во внеаудиторное врем€, оказание помощи каждому студенту в процессе адаптации к вузовским услови€м. –оль наставника на старших курсах должна быть особенно взвешена, так как студенты старших курсов - это уже взрослые люди, многие из них стро€т личную жизнь, а многие вплотную сталкиваютс€ с реальными проблемами профессии [2]. ƒл€ более эффективного осуществлени€ воспитательной де€тельности в ѕ√“ј в цел€х обучени€ наставников кроме традиционных форм воспитательной работы (консультаций, практикоориентированных семинаров, тренингов, издани€ методической литературы) внедрены инновационные технологии, позвол€ющие им с учетом индивидуальных особенностей получать всю информацию по организации воспитательной работы. ƒл€ этого в академии систематизировано методическое сопровождение воспитательного процесса и создан информационный сервис "–абочее место наставника", разделы которого представлены на рис. 4.

 

÷елью создани€ "–абочего места наставника" €вл€етс€ создание единого информационного профессионального пол€ дл€ реализации компетентного подхода к информационному обеспечению воспита-

 
стр. 10

 

 

–ис. 4. –абочее место наставника

 

тельной де€тельности, а также обеспечение облегченного доступа к информационным ресурсам, оперативное введение информации дл€ индивидуального пользовани€, введение электронного документооборота. —пециальный интерфейс состоит из р€да активных кнопок: быстрый доступ к информационным ресурсам, »нтернету, нормативные документы (ћинистерства образовани€ и науки –‘, ћинистерства образовани€ ѕензенской области); индивидуальна€ информаци€ наставника, научные и учебно-методические материалы по сопровождению де€тельности наставников (внутренние локальные акты, которые регламентируют организацию и проведение воспитательной работы в академии, сведени€ о студентах; заседани€ кафедр, приказы и распор€жени€, единое окно доступа к образовательным ресурсам; расписание зан€тий, методическа€ копилка; план меропри€тий); рейтинг студенческих академических групп и конкурс "Ќаставник года"; архив меропри€тий и др.

 

–ассмотрим некоторые особенности составл€ющих рабочего стола наставника. ¬ разделе "Ќормативные и локальные акты" представлены не только концепци€ воспитательной работы √√√“ј, положени€, программы, но и перечень необходимых документов, которые должны составл€ть основу отчета наставника за семестр (представлено более 30 документов).

 

“ак, например, отчет может быть представлен в виде таблицы и/или текстового описани€, включающего в себ€ сведени€ об участии студентов в воспитательных меропри€ти€х, их досуге, активном образе жизни; сведени€ об иногородних студентах; сведени€ о трудоустройстве выпускников; списки студенческого актива; учет оказани€ материальной помощи студентам; учет назначени€ именных стипендий студентам; уровень воспитанности и др. ¬се эти данные могут быть представлены по следующей форме:

 

”частие студентов в воспитательных меропри€ти€х в 200_-200_ учебном году (семестре)

 

N п/п

ƒата

ћеропри€тие

”ровень, место проведени€

 оличество участников, кол-во, %

ƒостижени€ (грамоты, места, звани€ и т. п.)

ќтветственный за подготовку, организацию

в качестве непосредственных участников

в качестве зрителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¬сего

 

¬сего

¬сего

¬сего

 

 
 
 
 
 
стр. 11

 

¬ разделе "”пражнени€ и деловые игры" содержатс€ методические разработки деловых игр на умение работать в команде, сплочение группы, знакомство, диагностические игры, игры на взаимодействи€ группы, упражнени€ на доверие и. т. д. ћетодическа€ копилка содержит материалы семинаров, рекомендации, разработки часов наставников, сценарии проведени€ меропри€тий и родительских собраний, диагностические материалы и т. д.

 

Ќакопленна€ каждым наставником база данных по результатам воспитательной де€тельности аккумулируетс€ в управлении воспитательной работы ѕ√“ј на основе локальной информационной сети вуза. Ёто позвол€ет оперативно координировать воспитательную работу как каждого наставника, так и всего педагогического состава академии в целом.

 

≈ще одной формой сотрудничества наставника и родителей студентов с использованием информационных технологий €вл€етс€ "»нформационный бюллетень". ÷ель проекта - повышение качества профессиональной подготовки студентов. ¬ интерактивном режиме, воспользовавшись услугой "»нформационный бюллетень", родители могут оперативно и конфиденциально получать информацию о результатах учебной и достижени€х во внеучебной де€тельности своих детей, тем самым принима€ активное участие в формировании багажа их профессиональных знаний и навыков. –одители могут также задать вопросы наставнику и преподавателю по интересующим вопросам учебной де€тельности и получить исчерпывающий ответ в установленные сроки.

 

“аким образом, бюллетень - это удобна€ система сотрудничества, благодар€ которой родители, наход€сь дома или на работе, могут получить информацию общего и персонального характера о каждом студенте.

 

ќбща€ информаци€ (общедоступна€) включает сведени€ об администрации ѕ√“ј; сведени€ об институтах, кафедрах и специальност€х ѕ√“ј; формы обучени€; контактные телефоны деканатов; адреса учебных корпусов; расписание зан€тий; график учебного процесса; последние новости ѕ√“ј.

 

ѕерсональна€ информаци€ содержит перечень изучаемых студентом в семестре дисциплин; структуру учебного процесса по отдельным дисциплинам (наименовани€ модулей, оцениваемые показатели качества по отдельным модул€м); текущие оценки по отдельным показател€м каждой дисциплины с обновлением не реже "один раз в две недели"; рейтинг студента по модул€м, дисциплинам; информацию о посещении студентом учебных зан€тий; информацию о внеучебной де€тельности студента по линии "ќтдел воспитательной работы".

 

ƒополнительна€ информаци€ о группе сообщит ‘. ». ќ. преподавателей по дисциплинам; врем€ индивидуальных консультаций преподавател€; контактный телефон кафедры, на которой работает преподаватель; сроки выставлени€ оценок по модул€м дисциплины.

 

“аким образом, информационные технологии позвол€ют оптимизировать процесс педагогической коммуникации наставников и студентов, наставников и родителей, наставников и администрации вуза.

 

≈ще одним важным направлением работы наставников €вл€етс€ профилактическа€ работа. Ётот процесс достаточно сложный, сопр€женный с определенными трудност€ми, св€занными не только с отсутствием единой базы данных и справочно-информационного фонда по вопросам распространени€ и предупреждени€ употреблени€ молодежью различных видов психоактивных веществ (ѕј¬), но и отсутствием единых научно-обоснованных требований, а также недостаточной разработанностью инновационных форм и технологий превенции, коммуникативных технологий в профилактической работе. ƒл€ помощи наставникам в организации адресной профилактики и получени€ положительного результата в работе нами разработан и внедрен в практику электронный образовательный ресурс "‘ормирование компетенции здоровьесбережени€ у обучающихс€ в образовательных учреждени€х", в который вошли разработанные нормативные акты и методические рекомендации, разработки меропри€тий, диагностический материал дл€ проведени€ мониторинга изменени€ и

 
стр. 12

 

тенденций в молодежной субкультуре, фото и видеоматериалы, что представл€ет собой как иллюстративную характеристику, так и информацию дл€ проблемного обсуждени€.

 

 ак показал опрос слушателей курсов повышени€ квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образовани€ по программе "“еори€ и практика организации воспитательной работы в студенческой среде", проводимых управлением воспитательной работы и сотрудниками кафедры педагогики и психологии высшей школы, такое электронное пособие позвол€ет организовать профилактическую работу с большей результативностью и помогает решить многие вопросы организации профилактической работы в учреждени€х профессионального образовани€.

 

“аким образом, использование информационных технологий в ѕ√“ј позвол€т повысить качество работы наставников, существенно оптимизировало процесс сбора и разработки необходимой информации дл€ анализа воспитательной де€тельности, а также предусматривает эффективный контроль в воспитательной де€тельности наставника, что позвол€ет совершенствовать управление воспитательным процессом вуза.

 

Ћ»“≈–ј“”–ј

 

1. »нформатика: ”чебник / ѕод ред. проф. Ќ. ¬. ћакаровой. - 3-е изд., перераб. - ћ.: ‘инансы и статистика, 2000.

 

2.  олесникова ». ј., Ѕорытко Ќ. ћ., ѕол€ков —. ƒ., —еливанова Ќ. Ћ. ¬оспитательна€ де€тельность педагога: ”чеб. пособ. дл€ студентов высш. учеб. заведений / ѕод общ. ред. ¬. ј. —ластенина и ». ј.  олесниковой. - ћ: јкадеми€, 2005.

 

3. —ергеева —. ¬.,  алашникова —. —.  озлова Ќ. ¬. »нститут кураторства как условие эффективного взаимодействи€ преподавателей и студентов в системе непрерывного профессионального образовани€ // ¬оспитательна€ де€тельность в вузовской системе обеспечени€ качества подготовки специалиста: ћежвузовска€ научно-практическа€ конференци€ (коллоквиум). - –остов-на-ƒону -  исловодск: ѕ»ё‘” 2007. - —. 31-38.

 
стр. 13

 

INFORMATION TECHNOLOGIES AS EFFECTIVE CONDITION OF ACTIVITY ORGANISATION OF STUDENT'S ACADEMIC GROUPS INSTRUCTORS IN EDUCATIONAL WORK OF TECHNICAL COLLEGE

 

V.B. Moiseev

 

doctor of pedagogical sciences, professor, rector of the Penza State Technological Academy

 

N.V. Kozlova

 

senior lecturer of Pedagogical and Psychology Department, head of Educational Work Department of the Penza State Technological Academy

 

The article is devoted to problem of expediency of introduction in practice of innovative forms and methods of education for increase of educational work efficiency at technical college. Developed structure of the uniform information field of the Penza State Technological Academy is presented in the article. Its major substantial elements are educational portal, official site, uniform information system, workplace of instructor, newsletter, electronic database of students, electronic document circulation.

 

Keywords: social competence, educational work, educational process, educational system, innovative technologies, instructor of student's academic group.

ќпубликовано на ѕорталусе 06 ма€ 2015 года

Ќовинки на ѕорталусе:

—егодн€ в трендах top-5


¬аше мнение?



»скали что-то другое? ѕоиск по ѕорталусу:


ќ ѕорталусе –ейтинг  аталог јвторам –еклама