Рейтинг
Порталус


Утечка мозгов продолжается. Программисты-чемпионы пока еще дома

Дата публикации: 24 августа 2021
Автор(ы): Денис Пикунов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Номер публикации: №1629805963


Денис Пикунов, (c)


Победа петербургских студентов в чемпионате мира по программированию 2001 года, который завершился в марте в Ванкувере, хотя и свидетельствует о лидерстве нашей страны, заставляет очередной раз задуматься о том, кто снимет с этого достижения сливки.

Петербургские студенты успешно участвуют в чемпионатах мира по программированию (ACM International Collegiate Programming Contest) уже шестой год. Лидируют два вуза - СПбГУ, чья команда очередной раз заняла первое место, и СПбГИТМО (бывший ЛИТМО) - третье место. За это время около 10 команд из Петербурга доказывали свое лидерство в области программирования среди сверстников из других стран (один состав команды может участвовать в чемпионате не более 2 лет).

Чемпионаты мира по программированию - интеллектуальный спорт, и победа, бесспорно, важна. Но куда важнее, на благо какой страны будут работать чемпионы. К сожалению, пока этот выбор предсказуем и складывается не в пользу России. Те, кто сегодня работает в Петербурге, еще продолжают учиться либо на старших курсах, либо в аспирантуре. Какой выбор сделают эти талантливые ребята в дальнейшем, пока можно только гадать.

Сегодня государство не может создать более выгодные, чем в других странах, условия для всех IT-специалистов, но создать специальные условия для самых талантливых ему вполне по силам. Конечно, это частное решение. Куда лучше создать нормальные "правила игры", учитывающие государственные приоритеты, для всего IT-бизнеса.

Владимир Парфенов, профессор СПбГИТМО, региональный директор чемпионата мира по программированию:

"Руководители наших оффшорных компаний брать к себе на работу чемпионов не очень и хотят. В их представлении победители - люди сложные. И действительно, многие из этих ребят в фирмах работать в принципе не могут. Это народ себе на уме, некоммуникабельный. Для работы в фирмах нужны люди попроще, более нормальные.

Поэтому для таких студентов дорога одна - в академические центры.

Но среди призеров чемпионатов мира были и вполне нормальные, адекватные ребята. Я директора фирмы по программированию долго уговаривал взять Матвея Казакова, пришлось давать личную рекомендацию, говорить о том, что Матвей нормальный человек, встречается с девушкой. И сейчас он успешно работает.

К слову: нас еще спасает неразбериха в работе кадровых служб крупных западных корпораций. Эти службы лишь собирают макулатуру - резюме, а талантливых программистов выбрать не могут. Иначе здесь бы уже никого не осталось.

Но я не понимаю другого: что сегодня думают наши государственные структуры, например ФАПСИ. Зарплаты в программистских компаниях $400-2000, и народ все равно уезжает на Запад, а что может предложить государство? Лишь при упоминании о допуске к государственной тайне любого программиста как ветром сдувает. А кто сегодня занимается вопросами защиты информации, криптографией, борьбы с хакерами? Я не понимаю. И что мы будем делать завтра?"

Михаил Бабушкин, директор филиала корпорации Octet в Петербурге:

"Мы осознанно привлекали этих ребят в свою компанию и, видимо, сумели найти подход (в компании работают три призера чемпионатов мира по программированию, см. таблицу). Надо понимать, что у них нет проблем устроиться в такие компании, как Microsoft, IBM, Apple, с соответствующим уровнем доходов. Но они решили, что им хорошо здесь, хотя никаких специальных условий мы не создавали. Эти люди умеют быстро адаптироваться к новым условиям и задачам. Они работают у нас одновременно в нескольких проектах, их можно быстро перебрасывать с одного проекта на другой. Поэтому и все нынешние победители чемпионата мира по программированию обязательно получат от нашей компании приглашение на работу".

Андрей Терехов, генеральный директор ЗАО "Ланит-Терком", профессор СПбГУ, завкафедрой системного программирования:

"За 5 лет ни один из победителей чемпионатов мира не остался в нашей компании, и, насколько я знаю, никто из победителей с матмеха не остался в фирмах.

Эти ребята больше математики, чем программисты.

Для маркетинга, рекламы их присутствие в фирме, возможно, и оправданно. Я беседовал со многими из них, они тренируются на нашей кафедре, но никто не работает в фирме.

На матмехе около 10 команд, которые принимают участие в отборочных соревнованиях. Многие ребята из этих команд работают и у нас. Они составляют основание пирамиды, победители же мирового первенства - это верхушка, лидеры, за которыми тянутся остальные. Поэтому их роль очень важна. И я хотел бы, чтобы росло основание пирамиды".

Алексей Скворцов, старший юрист офиса компании "Хедман Осборн Вестфален Альянс" в Петербурге:

"Мы провели исследование IT-компаний в Петербурге. Среди этих фирм преобладают мелкие и средние. Фирмы, с числом сотрудников 30-100 человек, составляют 53%, с числом сотрудников менее 30 - 22%.

Бума IT-бизнеса в нашей стране не могло быть и не будет. Подавляющее большинство российских компаний, работающих в этой сфере, создано в форме закрытых акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью. Это значительно усложняет процесс вхождения инвестора в компанию после ее регистрации. Не говоря уже о привлечении денег через размещение акций на бирже. Возвращаясь к исследованию, замечу, что 80% компаний и не рассматривают вопрос о приходе инвесторов, в особенности иностранных. Доля фирм с иностранными инвестициями составляет всего 12%.

Для того чтобы быть открытым акционерным обществом, компания должна иметь минимальный уставный капитал в размере 1000 МРОТ (100.000 рублей) и/или не менее 50 акционеров.

Кроме того, российские предприниматели с трудом воспринимают идею о том, что в любой момент в составе акционеров могут оказаться не близкие по духу люди, объединенные дружескими или родственными связями, а никому не известные инвесторы".

Опубликовано на Порталусе 24 августа 2021 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?




О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама