Главная → КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ → ИНТЕРНЕТ-ЦЕНЗУРА В АРАБСКИХ СТРАНАХ
Дата публикации: 21 ноября 2023
Автор(ы): А. Р. ШИШКИНА, Л. М. ИСАЕВ →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ →
Источник: (c) Азия и Африка сегодня, № 2, 28 февраля 2015 Страницы 40-45 →
Номер публикации: №1700575440
А. Р. ШИШКИНА, Л. М. ИСАЕВ, (c)
А. Р. ШИШКИНА
Аспирантка
Л. М. ИСАЕВ
Кандидат политических наук
НИУ ВШЭ
Ключевые слова: Арабский мир, Интернет, цензура, "арабская весна", СМИ, социальные сети, Египет
До событий "арабской весны" едва ли не общепринятым было мнение о том, что в арабских странах цензура средств массовой информации и, в частности, Интернет-пространства, направлена на подавление оппозиционной и, как следствие, протестной активности. При этом сами правительства такой контроль объясняли стремлением оградить своих граждан, в соответствии с уголовным законодательством арабских стран, от критики в адрес ислама и мусульманского образа жизни, распространения материалов, подрывающих морально-нравственные устои арабских обществ, и т.п.
После протестной волны, начавшейся в 2011 г., уровень интернет-цензуры в арабских странах, переживших смену правящих режимов, значительно снизился. Однако это не везде было следствием установления политической стабильности: новая власть также вызывала народное недовольство и, например, в Египте не смогла удержать свои позиции.
Попытаемся определить, какую роль играли цензуры и контроль медиапространства в процессах социально-политической дестабилизации в арабских странах.
По мере того, как онлайн-технологии занимали в арабских странах передовые позиции, власти стали осознавать риски, связанные с распространением цифровых медиа, и вводить все новые ограничения на информацию, которая могла быть размещена в Интернете.
Во время "арабской весны" уровень интернет-цензуры в странах, наиболее пострадавших от кризиса, был беспрецедентно высоким. В некоторых случаях ограничение свободы пользования Интернетом стало поводом для начала антиправительственных выступлений, а также использовалось властями в качестве инструмента подавления мятежей. При этом власть применяла механизмы технического характера, а также предпринимала попытки насильственного воздействия на интернет-активистов и журналистов с тем, чтобы контролировать содержание некоторых ресурсов, в первую очередь оппозиционных. Во время антирежимных демонстраций 2011 г. властями были задержаны десятки блоггеров и интернет-активистов, пресекалась деятельность многих журналистов1.
Впрочем, коммуникационные сети в странах Ближнего Востока и Северной Африки всегда находились под пристальным контролем государства, что рассматривалось некоторыми экспертами Всемирного банка как один из ключевых факторов, тормозящих экономический рост региона2. В докладах таких международных экспертных групп и проектов, как OpenNet Initiative и Reporters Without Borders, в отношении этих стран неоднократно отмечалось, что власти использовали различные методы контроля и надзора в виртуальном пространстве, в т.ч. ограничение скорости передачи данных, фильтрацию электронных сообщений, мониторинг потенциально опасных веб-сайтов и т.д.3
Тем не менее, при традиционно довольно строгом регулировании в арабских странах интернет-пространства и контролировании конкретных ресурсов полное блокирование связи во время "арабской весны" стало
Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2015 г. при поддержке Российского научного фонда (проект N 14-1803615).
принципиально новым механизмом воздействия власти на оппозицию.
По сравнению с традиционными СМИ, такие характеристики Интернет-пространства, как повсеместное распространение, возможность обратной связи, отсутствие четко узнаваемых лидеров и т.п., формируют новую логику общественного взаимодействия. Соответственно, складываются и новые формы выражения недовольства и протестной активности. Большая часть коммуникации в этом случае происходит посредством т.н. социальных медиа (этот термин используется для описания нового поколения цифровых сетевых информационно-коммуникационных технологий). Это могут быть интернет-форумы, блоги, хостинги медиафайлов* и пр. Ключевая характеристика этого типа средств массовой коммуникации - возможность одновременно создавать контент и потреблять информационную продукцию.
Основные функциональные и смысловые отличия социальных медиа от других видов массовой информации и коммуникации - анонимность, возможность возникновения обратной связи и отсутствие ярко выраженных лидеров или авторов. Особенно важно подчеркнуть различия между традиционными СМИ (печатными, теле-, радио-) и новыми медиа, под которыми обычно понимаются интерактивные формы коммуникации пользователей, имеющих возможность самим создавать и потреблять контент веб-ресурсов. Так, первые, не обладая возможностью немедленной обратной связи, в большей степени связаны с правящим режимом, зачастую обладающим монополией на распространение того или иного вида информации. Правительства и в ходе "арабской весны" уделяли значительное внимание контролю традиционных массмедиа, но фактически "недоглядели", что реальная опасность исходит из менее подконтрольной сферы виртуальной коммуникации.
КОНТРОЛЬ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
Каковы же проявления цензуры медиапространства в странах, в наибольшей степени пострадавших от антирежимных выступлений 2011 г.?
Первым в этом списке стран стал Тунис, телекоммуникационные сети которого - одни из наиболее развитых в Северной Африке. Параллельно с расширением возможностей тунисцев включиться в международные информационные системы происходило планомерное усиление контроля руководства страны над информационными потоками и средствами доступа к сети. Практика цензурирования СМИ, в т.ч. и цифровых, возникла задолго до событий "арабской весны", и основной ее целью было пресечение оппозиционной активности.
На начальной стадии антиправительственных выступлений в Тунисе уровень цензуры значительно возрос. Однако под натиском требований демонстрантов президент Бен Али (1987-2011) вынужден был объявить свободу прессы4. После его отставки и бегства из страны временное правительство провозгласило полную свободу информации и выражения мнений в качестве основополагающего принципа5.
Обещания оно вскоре реализовало, и в стране фактически были заморожены основные механизмы контроля СМИ6. После выборов, состоявшихся в октябре 2011 г., новым министром коммуникационных технологий в правительстве премьер-министра Хамади Джебали стал тунисский политик Монжи Марзук - он продемонстрировал стремление продолжать обозначенный курс на установление свободы информации и выражения мнений.
Действительно, Тунис стал активным участником различных международных форумов, конференций и групп по управлению Интернетом, что свидетельствует о значительном прогрессе страны в вопросах транспарентности информационной среды, в т.ч. на международном уровне7. И, несмотря на то, что некоторые интернет-активисты по-прежнему придерживаются мнения, что контроль над медиапространством в Тунисе сохраняется, можно констатировать, что, по сравнению с периодом правления Бен Али, уровень фильтрации медийного пространства снизился - во всяком случае, был открыт доступ к таким платформам, как Facebook, Twitter и YouTube.
Второй страной, в полной мере испытавшей на себе последствия "арабской весны", стал Египет. В этой стране традиционные СМИ и виртуальное пространство также всегда подвергались контролю. Однако, в отличие от Туниса, цензура, в целом, носила характер, скорее, общего наблюдения, нежели тотального контроля всех информационных потоков.
При президенте Хосни Мубараке (1979-2010) "точечному" контролю подвергались оппозиционные сайты, издания, а также отдельные журналисты или блоггеры, которых считали потенциально опасными для действующей власти. Однако со временем, по мере развития египетской блогосферы, случаи арестов, преследования интернет-активистов происходили все чаще. Так, к примеру, в 2007 г. за "подстрекательство ненависти к исламу" был заключен в тюрьму блоггер Абдель Карим Амер, имя которого у многих впоследствии стало ассоциироваться с репрессиями интернет-активистов в стране.
В конце января 2011 г., в самый разгар антиправительственных выступлений, службами безопасности был заблокирован доступ к сервисам Twitter и Facebook. И это совершенно не случайно: статистика обращений египтян к Facebook в последние годы (см. диагр. 1), начиная со второй половины 2009 г., делает хорошо заметным стабильный рост интереса египтян к этой социальной сети.
Диаграмма, отражающая эту динамику, фактически полностью соответствует динамике уровня протестной активности в Египте. Даже после свержения Х. Мубарака в феврале 2011 г. интерес к Facebook продолжил уверенно расти вплоть до лета
* Услуга по предоставлению вычислительных мощностей для размещения медийной информации в сети Интернет (прим. авт.).
Диаграмма 1. Динамика обращений к социальной сети Facebook в Египте, 2004-2014 гг.
Источник: Google Trends - https://www.google.ru/trends/explore
2012 г., когда в Египте прошли очередные президентские выборы. Спад протестной активности, последовавший за этим, сопровождался падением интереса к Facebook и сохранялся до ноября 2013 г., когда ситуация в Египте вновь накалилась в преддверии принятия конституции, предложенной М. Мурси.
С этого момента и до июня 2013 г., когда произошла "революция 30 июня", наблюдался период наибольшей популярности Facebook среди египтян за всю его историю. Затем наметилось устойчивое падение интереса к социальной сети, которое в апреле 2014 г. достигло уровня февраля 2011 г. И это точно соотносится со снижением уровня протестной активности в Египте поле свержения М. Мурси8.
Аналогичная взаимосвязь между уровнем протестной активности и ростом числа обращений к социальным сетям прослеживается и в динамике популярности интернет-сервиса Twitter в Египте. Как видно на графике (см. диагр. 2), четыре пиковые точки соответствуют четырем узловым периодам последних лет в Стране пирамид: "революция 25 января" (февраль 2011 г.), "революция 30 июня" (июнь 2013 г.), принятие исламистской конституции (декабрь 2013 г.) и первые президентские выборы после свержения Х. Мубарака (июнь 2014 г.).
"Скачкообразность" использования этого ресурса, отчетливо прослеживаемую на графике, можно объяснить спецификой формирования контента в Twitter, где главную роль играет непосредственно пользовательская активность (как правило, соответствующая тому или иному событию), а не относительно "статичные" формы в виде групп или событий как, например, в Facebook.
В ночь на 27 января 2011 г. правительство Х. Мубарака предприняло попытку отключить Интернет, закрыть официальные правительственные веб-сайты, а также ограничить мобильную связь9. В то время правительство Египта фактически контролировало любые потоки информации, циркулировавшие внутри страны, и в особенности те, которые выходили за ее пределы. И если доступ к внутренним сетевым ресурсам был еще осуществим, значительная часть внешних египетских сетей (как и внешняя система в целом) понесла серьезный ущерб ввиду своей зависимости от иностранных систем - таких, как Google, Microsoft, Yahoo и пр.10
Ограничение мобильной связи и интернет-трафика коснулось, в первую очередь, рядовых египтян, которые, не имея доступа к Интернету и информацион-
Диаграмма 2. Динамика обращений к интернет-сервису Twitter в Египте, 2004-2014 гг.
Источник: Google Trends - https://www.google.ru/trends/explore
ным источникам, покидали свои дома, чтобы выяснить, что происходит на улицах городов, а также в поисках своих родственников. Затем они в большинстве случаев невольно присоединялись к акциям протеста11. Таким образом, использовавшиеся правительством меры порой приводили к еще большей эскалации напряженности внутри страны. После отставки Х. Мубарака силам, пришедшим к власти в Египте, фактически не оставалось ничего другого, кроме как ослабить контроль за медиапространством.
Тяжелые последствия информационного противостояния пришлось испытать на себе Сирии несмотря на то, что ей удалось избежать повторения судьбы Туниса, Египта и даже Ливии. Особенностью Сирии является то, что телекоммуникационные сети на ее территории не столь развиты по сравнению с упомянутыми выше странами. И это вкупе с традиционно высокой степенью контроля виртуального пространства фактически парализовало любую онлайн-активность.
Один из наиболее эффективных (пусть и официально не провозглашенных) каналов цензурирования информационных потоков - т.н. "Сирийская электронная армия" - организация, которая берет на себя ответственность за взлом и блокировку интернет-ресурсов, оппозиционных режиму президента Башара Асада. Блокировке подвергалось значительное число электронных ресурсов, прежде всего зарубежных. Официальное разрешение на использование высокоскоростного доступа к ранее запрещенным сервисам и социальным сетям появилось только в начале 2011 г., чем и не преминули воспользоваться активисты интернет-сообществ: почти сразу же, в 2011 г., в сети Facebook стали появляться группы, призывавшие к проведению "дней гнева".
Характерной приметой событий "арабской весны" в Сирии стало то, что там наиболее активно, по сравнению с другими пережившими кризис странами, стали развиваться гражданская активность и интернет-журналистика, которые в ходе затяжного сирийского конфликта фактически слились воедино. Обычные жители Сирии, вовлеченные в те или иные события на территории страны, документально фиксировали происходящее и распространяли свои материалы в сети Интернет. Ввиду ограниченности распространения сообщений зарубежных СМИ или несоответствия их действительности такого рода активность стала играть роль едва ли не единственного новостного источника.
Своеобразная ситуация сложилась в Ливии, где во времена Муаммара Каддафи (1969-2011) осуществлялся контроль над медиаресурсами, представлявшими собой потенциальную угрозу действующей власти, поскольку транслировали критику в адрес государственных механизмов, а также информацию, касающуюся наиболее острых проблем страны - в частности, этнических и племенных вопросов.
При Каддафи правовая и политическая обстановка в стране поощряла самоцензурирование в онлайн-средствах массовой информации: так, под запретом оказались любые сообщения, содержавшие в себе критику действующего режима, а также касавшиеся положения берберского меньшинства или уровня коррупции в стране12.
В начале ливийских событий 2011 г. акцент был сделан на международное вещание, поскольку доступ к Интернету имело сравнительно небольшое число жителей страны (около 5%), что, в свою очередь, дает основание считать степень ограничения интернет-трафика в Ливии сравнительно небольшой, по сравнению со странами с более высоким уровнем распространения Интернета. Кроме того, к началу протестов контент веб-сайтов уже контролировался правительством, а к марту 2011 г. Интернет был практически полностью отключен13.
Когда начались антиправительственные выступления, некоторые активисты перебрались в Египет, чтобы иметь возможность распространять информацию о событиях в стране. Следуя египетскому примеру, Ливия пошла по пути отключения Интернета во время протестных движений. Однако вместо полного блокирования всех форм интернет-коммуникации использовалось избирательное ограничение доступа к некоторым сайтам, при этом доступ к государственным ресурсам сохранялся14.
После свержения режима Каддафи цензура на территории Ливии была значительно ослаблена - с одной лишь оговоркой: собственно, и телекоммуникационные сети в стране фактически перестали функционировать вследствие международного военного вмешательства в ливийский кризис и последующих затяжных конфликтов между представителями различных племенных объединений.
Не остался в стороне от практики информационного противостояния и Йемен. Стремясь поддержать общественный порядок и пресечь проявления антиправительственной активности, йеменские власти еще до событий "арабской весны" блокировали доступ к ресурсам, содержащим политическую или запрещенную информацию. Что касается использования интернет-ресурсов во время череды антиправительственных выступлений в Йемене, то, несмотря на попытки правительства ограничить доступ к социальным сетям, демонстранты продолжали слаженно координировать свои действия15.
Оппозиционно настроенная молодежь в Йемене после начала протестных акций не только не подверглась серьезным ограничениям в области доступа и распространения информации, но и весьма преуспела в пропаганде своих идей и организации акций протеста. Так, палаточный лагерь у стен университета г. Сана был обеспечен автономными системами питания и выходом в Интернет - при том, что в самом городе довольно часто происходили и до сих пор происходят отключения электроэнергии.
В зависимости от степени фильтрации веб-ресурсов политической тематики, в соответствии с рейтингом государств, подготовленном экспертами проекта OpenNet Initiative, в категорию стран со значительным уровнем интернет-цензуры попадают Саудовская Аравия, Йемен и ОАЭ.
Выделено три основных предпосылки фильтрации веб-страниц: для сохранения политической стабильности (Ливия, Иордания); для укрепления национальной безопасности (Марокко); для сохранения традиционных общественных ценностей (Оман)16.
Фонд развития гражданского общества* провел исследование, касающееся причин и инструментов цензуры в различных странах мира, на основе которого было выделено пять моделей цензуры Интернета: Азиатская, Ближневосточная, Рестрикционная, Континентальная и Либеральная17.
Для Ближневосточной было характерно выделение религиозного фактора в качестве определяющего при обращении правительств к методу фильтрации веб-сайтов. Основные сайты, подвергающиеся цензурированию, - те, контент которых противоречит существующим ценностям и нормам морали, а также посягающие на господствующую религию - ислам.
ИНТЕРНЕТ-ЦЕНЗУРА ПОСЛЕ "АРАБСКОЙ ВЕСНЫ"
В Тунисе, Египте и Ливии после волны антирежимных выступлений и свержения лидеров, пребывавших у власти на протяжении многих лет, обозначились некоторые тенденции к ослаблению цензуры в медиапространстве, в т.ч. в Интернете. Даже такие политически ангажированные международные экспертные группы, как, например, OpenNet Initiative или Reporters Without Borders, в своих отчетах отмечали, что практически сразу после бегства президента Туниса Бен Али в стране фактически была отключена система фильтрации информации, причем как электронных ресурсов, так и традиционных СМИ18. A Reporters Without Borders в 2011 г. перевели Тунис из категории "врагов Интернета" в разряд "под наблюдением"19.
В Стране Пирамид после "революции 25 января" политический плюрализм проявился в полной мере. В Египте было создано около 40 новых политических партий**, не говоря о многочисленных политических движениях и ассоциациях. В выборах 20112012 гг. в Народную ассамблею приняли участие и прошли в парламент 26 партий, в т.ч. и салафитская ан-Нур. А на высший государственный пост в 2012 г. претендовали 13 кандидатов от самого широкого спектра политических сил, что особенно ярко контрастирует с временами Х. Мубарака, когда, скажем, на последних выборах с его участием в 2005 г. с ним конкурировали лишь 3 кандидата.
Аналогичная ситуация сложилась и в Ливии, не знавшей партийной системы на протяжении всех 40 лет правления М. Каддафи, где, в результате всеобщих выборов 2012 г., в состав Всеобщего национального конгресса вошли представители 21 политической партии. Это, несомненно, свидетельствует об устранении традиционно существовавших информационно-коммуникационных преград.
Стоит отметить, что цензура средств массовой информации и для арабских стран - одна из основополагающих характеристик развития общества, и это во многом связано с сильными позициями мусульманской религии в регионе. Власти арабских стран, как правило, руководствуются определенным набором "правил", или причин, по которым осуществляется цензура. Прежде всего, это намерения сохранить традиционные общественные ценности и политическую стабильность, укреплять национальную безопасность, пресекать посягательства на религиозные аспекты жизни государства, а также защищать население - в первую очередь детей - от нежелательного контента, в первую очередь, материалов порнографического содержания. Кроме того, веб-ресурсы могут подвергаться цензурированию по соображениям безопасности, т.е. блокируются сайты, имеющие отношение к террористическим и другим экстремистским группировкам.
Однако арабские режимы подвергались многочисленной критике за то, что на практике, под предлогом защиты морально-нравственных устоев общества, они цензурировали политические права граждан. Сохранение традиционных общественных ценностей становилось лишь витриной истинных намерений арабских диктаторов - подавления политического плюрализма и возможности самовыражения в сети Интернет.
В этой связи было бы небезынтересным обратиться к данным интернет-ресурса Google Trends. Эта система показывает частоту обращений по тому или иному запросу в поисковике Google в определенной стране в заданный промежуток времени. Указанный ресурс дает возможность выяснить именно интерес самих граждан к той или иной проблематике. Скажем, сайт какого-нибудь политического движения может блокироваться властями, однако, если само движение не пользуется интересом со стороны населения, то вряд ли уместно в этом случае говорить о серьезном влиянии цензуры на реализацию политических прав граждан.
После ухода Х. Мубарака и существенном снижении цензурируемости интернет-пространства в Египте не наблюдалось увеличения роста запросов на запрещенные ранее ресурсы политического характера. Однако запросы на страницы, содержащие порнографический контент, резко выросли сразу после "революции 25 января" (см. карту).
Как видно на карте, в первом полугодии 2011 г. наблюдался резкий рост запросов на интернет-сайты аморального содержания, при этом уровень запросов на веб-сайты ранее запрещенных политических движений был схож с уровнем дореволюционных годов. Еще раз подчеркнем, что приведенная карта показывает не отсутствие (или присутствие) цензуры в сети Интернет в рассматриваемых странах, а демонстрируют интерес граждан к тому или иному контенту.
* * *
Таким образом, можно прийти к выводу, что действия прави-
* Российская некоммерческая организация, занимается исследованиями в области политики и медиа (прим. авт.).
** Эта цифра показывает лишь число официально зарегистрированных партий после "революции 25 февраля" (прим. авт.).
Июль - декабрь 2010 г.
Январь - июнь 2011 г.
Карта. Динамика поисковых запросов Google в Египте на слово porno (по провинциям)*
* Более темная окраска соотносится с наибольшим количеством запросов.
Источник: Google Trends - https://www.google.ru/trends/explore
тельств по фильтрации виртуальных ресурсов, в соответствии с морально-этическими установками той или иной страны, имели под собой не так уж мало оснований. Интерес к запрещенным ресурсам, в частности, порнографического характера, существенно возрос сразу после снятия ограничений на доступ к ним. Однако значительного повышения интереса к политическим вопросам не наблюдалось, что говорит о значительной роли "рутинных" пристрастий пользователей Сети, нежели оппозиционных. Зачастую именно ограничение привычных информационных пристрастий большинства населения считается мощным катализатором выступлений20 - соответственно, снятие этих запретов означает некоторую стабилизацию ситуации за счет временного удовлетворения информационных потребностей.
Периоды наибольшей популярности интернет-ресурсов точно совпадали с пиками протестной активности, что особенно ярко просматривается на примере ресурса Facebook. Это свидетельствует о том, что новейшие способы коммуникации и передачи информации активно вовлечены в социально-политические процессы, формируют новые каналы и техники взаимодействия власти и общества. Изучение и грамотное использование этих каналов может снизить риск политической дестабилизации.
1 Шишкина А. Р., Исаев Л. М. Арабский мир в цифровую эпоху: социальные медиа как форма политической активности. М., Ленанд, 2014. (Shishkina A. R., Issaev L .M. 2014. Arabskii mir v tsifrovuyu epokhu: sotsialnye media kak forma politicheskoi aktivnosti) (in Russian)
2 Terrab M., Serot A., Rossotto C., Meeting the Competitiveness Challenge in the Middle East and North Africa. Washington: The World Bank Group. 2004.
3 Silver V., Elgin B. Torture in Bahrain Becomes Routine With Help From Nokia Siemens // Bloomberg, 2011 - http://www.bloomberg.com/news/2011-08-22/torture-in-bahrain-becomesroutine-with-helpfro m-nokia-sicmens-networking.html; Neman H. Middle East and North Africa // OpenNet Initiative, 2009 - http://opennet.net/research/regions/mena
4 Summarized Global Internet Filtering Data Spreadsheet // OpenNet Initiative, 2012 - https://opennet.net/research/data
5 Шишкина А. Р., Исаев Л. М. Указ. соч.
6 Reporters Without Borders in Tunisia: A new freedom that needs protecting. Reporters Without Boarders, 11.02.2011 - http://en.rsf.org/tunisie-reporters-without-borders-in-10-02-2011,39519.html
7 Goldman L. Tunisia Announces Intention to End Internet Censorship, 13.09.2012 - http://techpresident.com/news/wegov/22855/tunisia-announces-intention-end-internet-censors hip
8 Васильев А. М., Коротаев А. В., Исаев Л. М. Военные вновь у власти? // Азия и Африка сегодня. 2014. N 10. (Vasiliev A.M., Korotaev A.V., Issaev L.M. 2014. Voennye vnov u vlasti? // Aziya i Afrika segodnya. N 10) (in Russian)
9 Woodcock B. Overview of the Egyptian Internet Shutdown. San Francisco: Packet Clearing House, 2011.
10 Glanz J., Markojf J. Egypt Leaders Found "Off" Switch for Internet // The New York Times, 2011 - http://www.nytimes.com/2011/02/16/technology/16internet.html?r=2&pagewanted=all&
11 Исаев Л. М., Шишкина А. Р. Египетская смута XXI века. М., Либроком, 2012. (Issaev L.M., Shishkina A.R. 2014. Egipetskaya smuta XXI veka) (in Russian)
12 ONI Country Profile: Libya // OpenNet Initiative, 06.08.2009 https://opennet.net/research/profiles/libya
13 Moore J. Did Twitter, Facebook Really Build a Revolution? // Christian Science Monitor, 30.06.2011 - http://www.nbcnews.com/id/43596216/ns/technology_and_science-christian_science_monitor /t/did-twitter-facebook-really-build-revolution/
14 Шишкина А. Р. Интернет-цензура и "арабская весна" // Неприкосновенный запас. 2014. N 1. (Shishkina A.R. 2014. Internet tsenzura i "arabskaya vesna" // Neprikosnovennyi zapas. N 1) (in Russian)
15 Исаев Л. М., Шишкина А. Р. Сирия и Йемен: неоконченные революции. М., Либроком, 2012. (Issaev L.M., Shishkina A.R. 2012. Siriya i Yemen: neokonchennye revolutsii) (in Russian)
16 Landels J. Snuffing Out Net's Benefit to Democracy // Dallas Morning News, 20.12.2008 - http://www.dallasnews.com/sharedcontent/dws/bus/columnists/jlanders/stories/041105dnbus worldview.4eb29.html
17 Фильтрация контента в Интернете. Анализ мировой практики // Фонд развития гражданского общества, 2013 - http://civilfund.ru/Filtraciya_Kontenta_V_Internete_Analiz_Mirovoy_Praktiki.pdf
18 York J. Tunisia shuts off Internet filter // OpenNet Initiative, 13.01.2011 - https://opennet.net/blog/2011/01/tunisia-shuts-offinternet-filter
19 Countries Under Surveillance: Tunisia // Reporters Without Borders, 2011 - http://en.rsf.org/surveillance-tunisia,39747.html
20 Zuckerman E. Civic Disobedience and the Arab Spring // My Heart's in Accra Blog, 06.05.2011 - http://www.ethanzuckerman.com/blog/2011/05/06/civic-disobedience-and-the-arabspring/
Опубликовано на Порталусе 21 ноября 2023 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK