Полная версия публикации №1450518755

PORTALUS.RU КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ВСЕ МУЗЫ И ТВ. ДОКУМЕНТ И МАСТЕРСТВО → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Л. ФИНК, ВСЕ МУЗЫ И ТВ. ДОКУМЕНТ И МАСТЕРСТВО [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 19 декабря 2015. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1450518755&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Л. ФИНК, ВСЕ МУЗЫ И ТВ. ДОКУМЕНТ И МАСТЕРСТВО // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 19 декабря 2015. URL: https://portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1450518755&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Л. ФИНК, ВСЕ МУЗЫ И ТВ. ДОКУМЕНТ И МАСТЕРСТВО / Известия, 08-08-1984.



публикация №1450518755, версия для печати

ВСЕ МУЗЫ И ТВ. ДОКУМЕНТ И МАСТЕРСТВО


Дата публикации: 19 декабря 2015
Автор: Л. ФИНК
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Известия, 08-08-1984
Номер публикации: №1450518755 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!



Автор: Л. ФИНК, доктор филологических наук, профессор.

ВСПОМИНАЮТСЯ давние времена, когда в Москве рядом с Литературным институтом имени М. Горького работал кинотеатр документальных фильмов. В зале было всегда многолюдно, зрители жадно смотрели кадры хроники, узнавали о событиях в жизни страны, увлеченно вглядывались в людей - участников этих событий.

Многое изменилось с появлением телевидения. Кадры кинохроники, демонстрируемые перед художественной лентой, иногда безнадежно отстают от телевизионных информационных программ.

Кинодокументалисты озабочены: как перестраиваться? Много говорится о необходимости искать новые формы, предлагаются организационные нововведения. И все-таки, как мне кажется, суть дела и в отношении к искусству хроники, к содержанию произведений этого жанра. Иными словами, успех сегодня возможен лишь там, где содержанием документальной ленты становится событие, имеющее значение не только и не столько информативное, сколько социальное.

Документальный фильм не противостоит художественному, а, являясь разновидностью одного явления - кино, эффективно воздействует на зрителя именно как искусство. Главное в таком случае - не факт сам по сe6e, не "голая" информация, а образ, включающий в себя активное авторское отношение к действительности. Кинокамера просто обязана внимательно всматриваться во внутренний мир человека, которого снимают на пленку, и одновременно интенсивно выражать внутренний мир снимающего человека. Здесь-то, на этом "личностном" стыке, и высекается творческая искра - возникает проблема, актуальная для данного времени, волнующая людей, находящихся по обе стороны кинокамеры, и как бы объединяющая их.

ПОПЫТКА работать именно так, именно в этом ключе (и попытка, на мой взгляд, удачная!) сделана на Куйбышевской студии кинохроники, где под эгидой Поволжского отделения Союза кинематографистов СССР создана экспериментальная творческая мастерская.

Первая ее лента - "Возвращение" - возникла из репортажа. В 1975 году в лесах Карелии обнаружили самолет, сделанный куйбышевскими авиастроителями в годы войны. Было решено вернуть эту машину на родной завод, отремонтировать и превратить в памятник.

Режиссер Б. Свойский, кинооператоры Н. Шумкова, А. Назаров, Б. Бычков совсем отказались от дикторского HTMLа, но зато очень выразительно смонтировали фотодокументы прошлого и живые, снятые ими Кадры. Мы видим людей, работающих над восстановлением самолета, их увлеченность, заинтересованность, преданность делу. Видим их глаза, их сильные руки, наконец, мастеровитую стремительность без сутолоки.

Самолет везут по городу, и этот длинный проезд сквозь толпы людей становится самой волнующей частью картины: вдоль улиц стоят, тесно сомкнув ряды, седоголовые ветераны и мальчишки, у которых восторгом и возбуждением блестят глаза.

Активное, гражданственное отношение Б. Свойского к жизни окрашивает и такие его фильмы, как "Яблонька" или "Лена Бражникова приходит в спорт". Обе ленты выражают одну лирическую тему, передают острое и напряженное чувство красоты в человеке.

Другой режиссер экспериментальной мастерской М. Серков - художник иного склада. Он публицист. Его мир словно населен нерешенными проблемами. Одна из его картин - "Первая боль". На экране школьный интернат, в нем живут дети, от которых отказались родители. Только в Куйбышевской области таких интернатов четырнадцать. В них около 1.000 детей. В кадрах мы видим их, увлеченных разными школьными делами, слышим их умные и печальные интервью о своей нескладной судьбе. Главный исповедальный мотив - попытка оправдать своих близких, но только слова любви звучат как слова надежды. На экране нет сломленных судьбой сирот - только маленькие люди, занятые своими школьными интересами, чувствующие постоянную заботу, деятельные участники коллективной жизни своего нового дома.

В этом ряду стоит и фильм "Первое движение души". История убийства сенбернара в подмосковном городе Видное была описана во многих статьях. Сценарист А. Солоницын и режиссер М. Серков обратились к этому эпизоду, увидев в нем острую тему наших дней. Десять минут экранного времени так густо насыщены тревогами и раздумьями авторов, что вновь и вновь убеждают в высокой плодотворности кинопублицистики.

Я ТАК подробно рассказал о лентах, снятых куйбышевской мастерской, чтобы еще раз подчеркнуть: только будучи взволнован сам, кинодокументалист в силах взволновать зрителя. И тогда ему не страшно никакое состязание с телевидением.

Призыв, содержащийся в недавнем постановлении партии и правительства по вопросам кино, - создавать волнующие произведения о современности, - впрямую относится к документалистам. В связи с этим в заключение - одно конкретное предложение: надо и в документальном кинематографе ввести материальное стимулирование по конечному результату - в зависимости от реального успеха картины.

Опубликовано 19 декабря 2015 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1450518755

© Portalus.ru

Главная КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ВСЕ МУЗЫ И ТВ. ДОКУМЕНТ И МАСТЕРСТВО

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU