Полная версия публикации №1515860341

PORTALUS.RU КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО О городской культуре средневековой Далмации → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

М. М. Фрейденберг, О городской культуре средневековой Далмации [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 13 января 2018. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1515860341&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

М. М. Фрейденберг, О городской культуре средневековой Далмации // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 13 января 2018. URL: https://portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1515860341&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).



публикация №1515860341, версия для печати

О городской культуре средневековой Далмации


Дата публикации: 13 января 2018
Автор: М. М. Фрейденберг
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Номер публикации: №1515860341 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


О городской культуре средневековой Далмации

"Radovi medunarodnog simpozija odrzanog prigodom proslave 700. obljetnice spomena ljkarne и Trogiru" . Zagreb. 1973; "Mogucnosti". Split. 1976, N 3 - 4.

Академик Цвито Фискович, руководитель Института по охране памятников культуры в югославском городе Сплите, известен как знаток средневекового далматинского искусства. В двух последних работах, "Культурная среда Трогира в годы возникновения его страны" и "Сплитская ренессансная среда", он попытался воссоздать культурную среду, в которой жили средневековые далматинские горожане. Для этой цели он избрал два города - Трогир и Сплит, и соответственно две эпохи - XIII и XVI веков.

Первая статья была написана по своеобразному поводу: в 1971 г. югославские врачи отметили 700-летие первого упоминания аптеки в Трогире, первой в южнославянских землях. Фискович нарисовал внешний облик Трогира. Перед нами предстает

стр. 189


не парадная или культовая, а бытовая архитектура, дома рядовых горожан1 . Это, как правило, узкие, в одно-два окна, высокие, трех- четырехэтажные строения, крытые каменными плитками. В первом этаже сыро, здесь не живут, а работают или торгуют. Окно, соединенное с дверью, служит своеобразной витриной. Тесные комнаты часто сдаются внаем. Нотариальные книги полны актами съема помещений (земля в городской черте была дорога, и иметь собственное жилье удавалось не всякому), Дома тесно прижаты друг к другу, нередко возникают споры и тяжбы из-за неправильной застройки - соседей лишили света, залили водой двор, загородили проход. Внешний вид зданий скромен, еще нет ни стрельчатых готических наличников, ни ренессансных балконов. Дома украшены нехитрой каменной резьбой, колонками в оконных проемах и консолями для наружных полок, где стоят цветы и сушатся овощи.

Трогирская коммуна в середине XIII в. успела обстроиться: были сооружены набережные и коммунальная площадь, возведены ратуши и "княжев двор", епископский дворец и городские стены. Сохранилось несколько старых (IX-XII вв.) церквей с узенькими нефами, вмещающих всего несколько десятков человек, но уже возведен собор - подлинная жемчужина средневековой далматинской архитектуры, который около 1240 г. был украшен скульптурами мастера Радована, ставшими хрестоматийными образцами местного искусства. Наконец, в Трогире той поры отмечена деятельность переписчиков книг и миниатюристов. К XVI в. картина далматинской городской культуры резко меняется. Фискович характеризует ее на примере Сплита. При этом выясняется, что понятие "ренессансная среда" малоприменимо к местной архитектуре и пластике. В Сплите XVI в. нет ни ренессансных дворцов, ни скульптуры - их некому заказывать. И дело объясняется, видимо, не только тем, что турки стояли у ворот города, но и тем, что малоразвитое местное общество еще не испытывало потребности в усвоении культуры Возрождения. Показательно, в частности, что выдающийся создатель собора в г. Шибенике Юрий Далматинец, оставив в Сплите несколько рельефов, не продолжил здесь свою деятельность.

И тем не менее налицо явные элементы нового сознания в городской среде Сплита. Они проявляются и в создании гуманистической школы, и в образовании пусть небольшого, но реально существующего круга любителей древностей, и во всеобщей тяге к литературе, и, наконец, в появлении такой мощной фигурьы как "отец хорватской литературы", М. Марулич, писавший на хорватском языке. Анализ его взглядов позволяет Фисковичу утверждать, что перед нами деятель гуманистической культуры европейского масштаба.

Автор отмечает в облике сплитских жителей такие качества, как героизм, проявившийся в постоянной борьбе с османами, и начатки патриотизма. Сравнивая далматинское Возрождение с итальянским, можно прийти к выводу, что боевые качества сплитских горожан не столько напоминают итальянскую действительность, сколько контрастируют с ней (пожалуй, единственной аналогией может служить осада Флоренции в 1530 году).

Рассуждая о наиболее существенных чертах городской культуры в Далмации, отметим одно никем еще не упоминавшееся обстоятельство. Средневековый далматинский город был одновременно и близок деревне и далек от нее. Он напоминал ее рядом глубинных черт своего хозяйственного быта: многие горожане жили за счет виноградников и полей, в окрестных землях горожанам нарезались наделы. В общем, город имел типичный полуаграрный облик. И в то же время в сознании горожан жило глубокое убеждение в своем превосходстве над деревней - право резко обособляло горожан от сельских жителей. Хронисты возводили истоки города к римским временам. Это сознание выражалось не только в поведении, в общем-то свойственном жителям любого средневекового города в Европе. Четкой структурой своих учреждений, детально разработанным правом, недеревенской организацией городского пространства, импозантностью публичных зданий жители городов стремились подчеркнуть свою городскую обособленность. Говоря словами Фисковича, возводя собор, "трогиряне хотели показать заморским городам, что они достойны их круга". Эта несколько подчеркнутая урбанистичность далматинских горожан и была следствием того, что горожане сознавали свою близость к деревне и хотели эту близость замаскировать.

 


1 Их Фискович знает досконально (см. C. Fiskovic. Romanicke kuce u Splitu i Trogiru. "Starohorvatska prosvjeta". Sv. 2. Zagreb. 1952).

Опубликовано 13 января 2018 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1515860341

© Portalus.ru

Главная КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО О городской культуре средневековой Далмации

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU