Полная версия публикации №1540930404

PORTALUS.RU КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Х. И. ХУТУЕВ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВЕТСКОЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. А. АВИЛОВ, Х. И. ХУТУЕВ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВЕТСКОЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 30 октября 2018. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1540930404&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 20.08.2019.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. А. АВИЛОВ, Х. И. ХУТУЕВ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВЕТСКОЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 30 октября 2018. URL: https://portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1540930404&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 20.08.2019).



публикация №1540930404, версия для печати

Х. И. ХУТУЕВ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВЕТСКОЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ


Дата публикации: 30 октября 2018
Автор: А. А. АВИЛОВ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Номер публикации: №1540930404 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Нальчик. Эльбрус. 1984. 452 с.

Изучением истории культурного строительства в Кабардино-Балкарии за годы Советской власти кандидат исторических наук Х. И. Хутуев (Институт истории, филологии и экономики при Совете Министров КБАССР) занимается давно и плодотворно1 . В рецензируемой монографии он делает серьезный шаг в более глубоком и всестороннем исследовании этой проблемы. Автор обосновывает место и значение развития культуры в историческом процессе становления социалистического общества, опираясь на партийные документы, обобщает опубликованную по этой теме литературу, вводит в научный оборот новые источники, в том числе архивные.

Поэтапно исследуя вопросы культурного строительства в республике в ходе упрочения и развития социалистического общества, Х. И. Хутуев прослеживает нелегкий, но очень плодотворный путь осуществления здесь под руководством областной партийной организации культурной революции. При этом он в отличие от ранее изданных работ доводит свое исследование до наших дней, раскрывает основные итоги культурных преобразований в Кабардино-Балкарии, определяет некоторые общие перспективы развития культуры республики на современном этапе.

В монографии убедительно показано, что только победа Великой Октябрьской социалистической революции и установление Советской власти создали необходимые условия для раскрепощения ранее отсталых и угнетенных царизмом и местными эксплуататорами народов, в их числе кабардинцев и балкарцев, перевода их, минуя капитализм, на путь социалистического развития, подлинного расцвета их экономики и культуры. Ныне Кабардино-Балкария - республика новой, многонациональной, социалистической по форме культуры народных масс, ставших активными и сознательными строителями социалистического общества, патриотами и интернационалистами, поддерживающими внутреннюю и внешнюю политику КПСС и Советского государства.

Наибольший интерес и новизну представляет та часть монографии, в которой идет речь о современном этапе развития культуры Кабардино-Балкарии. Более чем 60-летний путь, пройденный республикой в советское время, можно назвать скачком, совершенным кабардинским и балкарским народами в общественном развитии под руководством КПСС, при братской помощи всех народов страны и в первую очередь великого русского народа. Приводимые автором многочисленные цифры и факты свидетельствуют о высоком уровне развития культуры народов Кабардино-Балкарии, о все растущих духовных запросах трудящихся горного края. Здесь успешно работают творческие организации, научные учреждения, высшие и средние специальные учебные заведения, широкая сеть общеобразовательных школ и культурно-просветительных учреждений.

Сегодня наша страна достигла таких высоких рубежей в своем развитии, когда каждый ее народ, на равных правах, вносит свою лепту в общую сокровищницу многонациональной социалистической культуры, и на этой основе происходит процесс дальнейшего сближения социалистических наций, взаимообогащения национальных культур и интернационализации духовной жизни населения СССР. Как справедливо отмечает Х. И. Хутуев, свой вклад в это развитие вносят и деятели культуры Кабардино-Балкарии. Ученые, писатели, артисты, художники создают произведения, научные труды, обобщающие образы и характеры советских людей, отражающие новый быт, нравственную атмосферу, трудовые будни народов горного края, имеющие не только местное, но и общесоюзное значение. Многие деятели науки и культуры Кабардино- Балкарии вошли в шеренгу передовых деятелей науки и культуры всей страны. Среди них автор называет писателя Алима Кешокова, поэта Кайсына Кулиева, народного артиста СССР дирижера Ю. Х. Темирканова и др. Ученые республики, внесшие наибольший вклад в развитие отечественной науки, - Т. М. Энеев и М. Ч. Залиханов избраны членами- корреспондентами АН СССР.

Монография всем своим содержанием разоблачает буржуазных фальсификаторов, антисоветчиков и антикоммунистов, которые пытаются Выступать в роли "защитников"


1 Хутуев Х. И. В семье единой. М. 1970; его же. Из истории культурного строительства в Кабардино-Балкарии. Нальчик. 1972; Мамбетов Г. Х., Хутуев Х. И. Братская помощь русского и других народов СССР в развитии культуры Кабардино- Балкарии. Нальчик. 1984; и др.

стр. 115


малых народов Северного Кавказа, чьи языки, культура якобы подвергаются "русификации".

Книга в целом заслуживает положительной оценки. Вместе с тем содержание ее вызывает ряд замечаний. Первое из них касается неконкретной, обтекаемой критики имевшихся на культурном фронте республики недостатков. В разделах "Борьба за ликвидацию неграмотности", "Подъем народного образования", "Работа среди женщин" автор пишет об успехах в ликвидации неграмотности, об охвате всего населения республики всеобучем, активной работе среди женщин и т. д. Между тем в довоенные годы имела место переоценка достигнутых успехов. Например, часть взрослого населения фактически оставалась неграмотной и ее продолжали обучать в послевоенные годы. Об этом свидетельствуют переписи населения.

Много внимания в книге уделено развитию народного образования, и это вполне закономерно. Но автор не анализирует недостатков в работе школ. Только однажды со ссылкой на постановление XVIII областной партийной конференции (декабрь 1946 г.) в книге отмечается "неблагополучное положение дел в национальных школах, где качество преподавания и обучения велось не на должном учебно-методическом уровне" (с. 207). В свете проводимой сейчас школьной реформы крайне необходим критический подход к негативным явлениям в работе школы на разных этапах ее развития. Не проанализированы автором упущения, которые имели место при воплощении в жизнь постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду", а также перевода школ на новые учебные планы, учебники и программы.

Вряд ли можно согласиться с автором, который утверждает, что "новые программы и учебники (речь идет о 1975 - 1976 гг. - А. А.) в основном доступны учащимся и соответствуют современным требованиям развития науки, техники и культуры, способствуют преемственности изучения основ наук и рациональному распределению учебного материала по годам обучения" (с. 316). Именно в эти годы в работе школы появились такие негативные факторы, как снижение требовательности к знаниям школьников, очковтирательство и процентомания. Отрицательное влияние на качество работы школы оказал и школьный балл, введенный тогда для поступающих в высшие учебные заведения и впоследствии отмененный. Многие тогдашние учебники были подвергнуты справедливой критике именно за труднодоступность языка, большой объем и были затем существенно переработаны.

Правильная партийная оценка состояния народного образования в стране, исчерпывающий анализ основных недостатков и путей развития советской школы определены в законе "О реформе общеобразовательной и профессиональной школы". С учетом этого важнейшего документа автор и должен был дать оценку школьного образования в республике в 1975 - 1983 годах.

Определенные недостатки, негативные явления в указанные годы имели место в работе партийных, комсомольских организаций учебных заведений, школ республики, в постановке военно-патриотического и интернационального воспитания. К сожалению, автор не уделил должного внимания анализу подобных фактов.

В книге следовало больше внимания уделить закономерностям формирования социалистического образа жизни трудящихся республики, раскрытию органического единства между материальной и духовной сферами общественной жизни, производством и наукой, воздействия научно-технической революции на культурное развитие Кабардино-Балкарии.

Рассматриваемая монография является важным достижением историков республики в изучении процесса советского культурного строительства на Северном Кавказе.

Опубликовано 30 октября 2018 года

Картинка к публикации:





Полная версия публикации №1540930404

© Portalus.ru

Главная КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Х. И. ХУТУЕВ. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВЕТСКОЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU