PORTALUS.RU → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → МУЗЕЕВЕДЕНИЕ. МУЗЕИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ → Версия для печати
В. С. МАНИН, МУЗЕЕВЕДЕНИЕ. МУЗЕИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 19 октября 2019. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1571493197&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.
публикация №1571493197, версия для печати
МУЗЕЕВЕДЕНИЕ. МУЗЕИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Дата публикации: 19 октября 2019 |
Под редакцией К. Г. Левыкина и В. Хербста. М. Высшая школа. 1988. 430 с. Давно назрела потребность в том, чтобы обобщить и осмыслить накопившийся опыт музейного дела. Это тем более необходимо, что у нас проявляется мало внимания и интереса к этой проблеме, из-за чего многие музеи и хранилища (особенно на периферии) пребывают в крайне запущенном состоянии. Рецензируемая книга подготовлена коллективом авторов из СССР и ГДР1 . Можно сказать, что она действительно упорядочивает и систематизирует накопившиеся знания по теории и практике музейного дела. Строго научный подход к вопросу отличает ее от многих ранее вышедших книг по указанной тематике. Современная музейная практика выдвинула много новых проблем. Появились новые функции, усложнились методы деятельности, новая техника ввела в обиход необычные формы работы. То, что рецензируемое пособие сосредоточено на проблематике исторических музеев, имеет свои преимущества, хотя это обстоятельство и лишает исследование "общемузейного фона". Это обнаруживается уже в первых главах. Музейные предметы в исторических музеях имеют ряд таких свойств, которые в музеях искусств выступают как второстепенные, из-за чего относятся к подсобным, к вспомогательному фонду. В рассматриваемой же книге возникает известное противоречив между глубокими обобщениями и точными формулировками теоретического раздела книги и тем, как соотносится эта теория с конкретной практикой музеев исторического профиля. Думается, что пособие бы выиграло, если бы его авторы не ограничивались опытом исторического музееведения и смелее распространяли обобщающие теоретические положения на многообразную музейную практику, преломляя этот опыт через деятельность разных музеев гуманитарного профиля. Пособие отличается четкостью и строгой логичностью изложения. Широкое привлечение дискуссионного, проблемного материала, особенно исследований авторов из социалистических стран, значительно обогащает книгу. Теперь о некоторых неточностях и недоработках пособия. Представляется, что нельзя сводить специфический метод музееведения к сумме методов различных научных дисциплин, преломленных в музейной практике. Вопрос, очевидно, надо поставить более резко: существует или нет особый метод музейного исследования. Авторы не выявляют его специфику, не очерчивают его свойства и лишь указывают, что в нем используются частные методы других научных дисциплин. Утверждение, что музееведение ориентируется, на все одновременно методы других наук, лишь подтверждает мысль, что вопрос о методе музееведения еще нуждается в разработке. С этим связана и известная неполнота определения того своеобразия, которым отличается музееведение. А междисциплинарный характер его несомненен. Но важно понять, на что именно оказывают воздействие смежные науки, каково само зерно музееведения, ее собственный генотип. Основной элемент исследования представляется авторам в виде закономерностей, относящихся "к процессам познания и передаче знаний посредством му- 1 И. Аве, К. М. Газалова, Я. Н. Грачев, А. Б. Закс, Т. Г. Игумнова, Е. К. Кроллау, К. Г. Левыкин, К. Лазер, А. И. Михайловская, М. Ользен, У. М. Полякова, К. Е. Полуэктов, А. М. Разгон (рук. коллектива), В. Рихтер, Ю. Улич, Э. С. Угрюмова, Н. П. Финягина, К. Фрайер, В. Хербст, А. И. Шкурко. стр. 159 зейных предметов". Но здесь возникает необходимость диалектического подхода к определению музейного предмета. Дело в том, что специфика музейного познания заключается не в самом музейном предмете, а в той взаимосвязи предметных сущностей, которую устанавливает музейная экспозиция. Эта специфика сводится к выявлению того дополнительного смысла, так сказать, особого ракурса, которым в этом контексте обладают музейные предметы. Специфика музееведения связана с познавательным своеобразием музейных предметов. В книге хорошо разобраны различные функции музея: научная деятельность, экспозиционная и фондовая работы, идейно - воспитательная и т. п. деятельность. Накопленный музеями опыт изложен с позиций современных музейных требований. Однако вызывает некоторое недоумение устаревшая терминология, преобладание стереотипных формул, что ведет к неточности расставленных акцентов при характеристике видов и типов научной и популяризаторской деятельности. Здесь явно ощущается потребность в раскрытии специфичности тех просветительских, идеологических функций, которые присущи именно музейному делу. Не случайно, по-видимому, многие реально существующие проблемы, имеющие сложный и дискуссионный характер, лишь обозначены или перечислены в книге. Важным в этом смысле является вопрос о современных подходах к экспозициям, фондам, музейным предметам, к музейной педагогике, социологическим исследованиям и т. п. Исходным моментом в определении значимости различных форм музейной деятельности должна явиться именно экспозиция. Это тот узел, который в значительной мере связывает наиболее важные проблемы специфической музейной деятельности. Музейная экспозиция это, прежде всего музейная форма языка науки. Экспозиция изъясняется со зрителем, доказывает какую-либо концепцию посредством музейных предметов. Но отсюда вытекает, прежде всего, что необходимо четко определить характер музейных предметов, помещаемых в экспозиции. Существует мнение, что это должны быть усредненные предметы, типичные для жизни общества на том или ином этапе. Существует и другая точка зрения: музейные предметы должны соответствовать высшим достижениям человеческого духа, наиболее ярко и убедительно представлять исторические явления. Нам представляется, что подбор музейных предметов должен с максимальной полнотой и выразительностью воплощать главное содержание научной концепции историографического процесса, социального, политического, культурного, художественного и т. п. явления. Образовательная, воспитательная функция музея, музейная педагогика, социология и т. п. проистекают из его основной функции - научного раскрытия существа концепции исторического процесса, явления, закономерности или события. Экспозиция - это интерпретация исторических явлений, реалий, осуществляемая в форме музейной экспозиции. Поэтому все предварительные исследования источников в музее проводятся ради создания научной концепции, вытекают из исследования, проводимого музеем, но не только музейных экспонатов, а всего круга существующих источников. Музейная педагогика должна преследовать цель: обеспечить максимальную доступность экспозиции для восприятия зрителем, но при этом отнюдь не за счет искусственного адаптирования экспозиционного и поясняющего материала. Не подлаживать научную концепцию под задачи воспитания и образования, а использовать экспозицию в ее научном выражении, вот как стоит вопрос. Все остальные функции музея должны способствовать его научной деятельности. Изучение фондов, реставрационная и консервационная работы, социологические и психологические исследования тоже, видимо, будут направляться к изучению восприятия "музейной речи" как средства коммуникации, уровня зрительной культуры и т. п. В книге содержится много дельных методических рекомендаций относительно конкретной практической музейной" деятельности. Большую пользу читателям принесет добротный научный аппарат издания. В целом можно сказать, что такое пособие очень нужно музееведам, как практикам, так и тем, кто занят" теоретической разработкой проблем музейного дела.
Опубликовано 19 октября 2019 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1571493197 → © Portalus.ru Главная → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → МУЗЕЕВЕДЕНИЕ. МУЗЕИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|