Полная версия публикации №1618468150

PORTALUS.RU КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО История Якутии: новые подходы к изучению → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

В.Н. Иванов, История Якутии: новые подходы к изучению [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 15 апреля 2021. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1618468150&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

В.Н. Иванов, История Якутии: новые подходы к изучению // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 15 апреля 2021. URL: https://portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1618468150&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).



публикация №1618468150, версия для печати

История Якутии: новые подходы к изучению


Дата публикации: 15 апреля 2021
Автор: В.Н. Иванов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Номер публикации: №1618468150 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


История Якутии органически вписалась в российскую историю с XVII в., когда народы Ленского края вошли в состав Русского государства. Ее история стала частью единого российского исторического пространства, хотя локально-исторические процессы сохранили свою особенность и не остановили свое поступательное движение. "Дорусский" период истории края - предмет другого разговора, основанного на материалах археологов, этнографов, фольклористов и других специалистов.

Вполне закономерно, что познание истории Якутии с самого начала было тесно связано с развитием российской исторической науки, с работой отдельных ученых, научных учреждений и обществ России, с общим научным движением, общественно-политической ситуацией в стране. Взлеты и кризисы отечественной исторической науки не могли пройти мимо исследовательской работы историков региона. Особенно это касается последнего десятилетия XX в., когда, с одной стороны, научная история вызывает к себе живейший, острый интерес всей общественности страны, с другой, - отечественная историческая наука переживает кризис, связанный с кризисом марксистского материалистического понимания истории.

В этих условиях исторические знания получили противоречивый, сложный характер. Возникла неудовлетворенность и даже озабоченность сегодняшним состоянием исторической науки; признана необходимость радикального обновления исторической науки, решительного преодоления старого понимания ее общественной роли и ее места в общественном сознании. Историки осознали преимущества углубленной и объективной разработки проблем истории, тщательного и непредвзятого анализа всех сторон исторического процесса- политической, экономической, научно-технической, военной, духовной и других сфер жизнедеятельности общества, необходимость преодоления догматических социологических установок, искусственных отклонений от объективного изучения реальных исторических фактов, выработки новых подходов к осмыслению всего содержания исторического прошлого.

Дальнейшая работа в этом направлении выявила очевидные преимущества культурно-цивилизационного подхода к пониманию истории, суть которого состоит в том, что в центре исторического исследования "человеческая личность, взятая во всей ее сложной целостности, включающей ментальность, духовные и материальные потребности людей, их семейные отношения, стратификационные группы и их взаимоотношения, все виды социальных, культурных, производственных и духовных связей личности и общества, все многообразие деятельности людей" 1 . Преимущества цивилизационного подхода к истории, по мнению Л. И. Семенниковой, состоят "прежде всего в его универсальности. Его принципы применимы к истории любой страны, народа, группы стран и т. д." 2 .


Иванов Василий Николаевич - доктор исторических наук, директор Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия).

стр. 154


Культурно-цивилизационный подход может быть плодотворно применен и к изучению истории Якутии. Теория цивилизаций предполагает функционирование так называемых локальных цивилизаций, составляющих различные культурно- исторические системы в рамках мировой цивилизации. Ю. В. Якобец объясняет, что локальные цивилизации выражают культурно-исторические, этнические, религиозные, экономико- географические особенности отдельной страны, группы стран, этносов, связанных общей судьбой, отражающих и преломляющих ритм общеисторического прогресса, то оказываясь в его эпицентре, то удаляясь от него 3 . Каждая локальная цивилизация имеет свой почерк, свой ритм, более или менее синхронизированный с ритмом мировых цивилизаций. С этой точки зрения и прошлое Якутии имеет свой ритм исторического развития.

Обращение к культурно-цивилизационному подходу позволит совсем по-новому взглянуть на всю историю региона, выявить и понять закономерности движения общества к прогрессу, ввести в активный научный оборот неиспользованные ранее пласты исторических источников и дать новую интерпретацию ранее использованных. Происходит принципиальное обновление методологического и методического арсенала историков. Речь идет о концептуальном пересмотре понимания всей нашей прошлой истории. Это-первое. Второе - радикально меняется актуализация проблем исторических исследований. Не история производительных сил и производственных отношений, классов и партий, революций и других переворотов будет доминировать в исследовательской тематике ученых и научных коллективов, а все многообразие исторической действительности, вся совокупность наиболее существенных факторов и условий развития общества. Третье - освободившись от давления чрезмерной, монополизированной политизации научных исследований, историки стремятся овладеть новой теорией, которая будет "складываться в процессе свободного развития исторического познания, накопления и обобщения позитивного исторического и историографического опыта, в ходе широкого и свободного обмена мнениями, в процессе диалога современных теоретиков истории с трудами их именитых предшественников" 4 . Речь идет об утверждении в науке истинно научных и достоверных знаний об истории региона.

Новый подход к изучению истории Якутии состоит в отказе от множества устаревших, разошедшихся с исторической правдой парадигм и догм, изучении всей (по возможности) динамики общественного развития, в основе которой лежит развитие человека, его творческого труда, его духовного мира, его взаимосвязей с обществом. История общества это прежде всего история людей, их созидательной деятельности, в конечном счете- населения, народа, история которого рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, их особенности, выявить самоценность якутского общества, его место в истории России, в мировой истории и культуре. Такой подход актуален и в свете выступления некоторых авторов в последнее время, в которых история Якутии преподносится не на уровне старого научного анализа, а с позиций, мягко говоря, гиперболизированных представления об отдельных событиях или людях, нередко и о целых периодах истории края,

Из отдельных проблем истории Якутии следует назвать следующие:

1. Одно из крупных событий - вхождение Якутии в состав Русского государства- освещается в литературе неоднозначно. Позиция историков колеблется от тезиса о "кровавом завоевании" до утверждения о "добровольном вхождении". Для обоих подходов имеются свои основания, однако эти оценки применяются несколько прямолинейно, с одностороннем привлечением фактического материала. На самом же деле, события 20-30-х годов XVII в. в Ленском крае носили сложный, противоречивый характер. В общей картине событий основными были и преобладали факты мирных взаимоотношений между коренными жителями и пришлым населением. Военные действия имели место, но не были определяющими. Но добровольного вхождения, как политико- нормативного акта не было. Случаи добровольного признания русской власти следует отнести к явлениям принудительного порядка.

2. Роль исторических личностей в истории региона в советской историографии освещалась только с точки зрения классовых позиций. Принято было "ставить" их в определенные рамки, подвергая деятельность этих личностей только критическому анализу. Это обедняло содержание исторического процесса, субъективно-ущербное отражение получала событийная его сторона. Многим общественно-политическим и культурным деятелям навешивались политические ярлыки. Особенно пострадали в этом смысле личности начала XX в., деятельность которых совпала с эпохой революционного движения. Только один пример. Один из лидеров якутской национальной интеллигенции, один из образованных и деятельных людей своего времени В.В. Никифоров изображался как враг своего народа - "ярый идеолог буржуазного национализма". Сейчас выясняется, что он был деятелем пророссийской

стр. 155


ориентации, стремившимся приобщить местное якутское самоуправление к российской системе земства.

Особо остро стоит вопрос о деятелях советского периода. Доведенная до абсурда идеология классовой борьбы породила жестокую систему политических репрессий, которая перемолола в мельнице абсурдных обвинений весь цвет национальной интеллигенции и целую плеяду верных интересам народа руководителей республики,

3. Сильно пострадала от классового принципа и история общественно-политических движений в регионе. Если благосклонным вниманием историков пользовались партии и движения революционного характера, то организации и движения общенационального, либерального свойства подвергались суровой, односторонней критике или вовсе замалчивались. Несколько примеров. Ущербной оказалась оценка одной из первых организаций самоуправления якутов- Степной думы (1827-1838гг.) и только потому, что она возглавлялась тойонами; "Союз якутов" (1906 г.) вовсе был объявлен буржуазно-националистической организацией. Такая же участь постигла и "Якутский трудовой союз федералистов" (1917г.). Суровой расправе, как буржуазно- националистическая, подверглась "Младоякутская национальная советская социалистическая партия середняцко-бедняцкого крестьянства конфедералистов" (1927 г.) во главе с П. В. Ксенофонтовым. Деятельность этих организаций преподносилась в искаженном свете, а их руководителям отводилась вовсе не та роль, которую они играли в истории. В последнее время предприняты серьезные попытки исправления этой историографической ситуации, особенно в исследованиях Е. Е. Алексеева 5 .

4. История ссылки - одна из важных сторон истории края, но в ее освещении также можно найти немало методологических и методических изъянов. В советской историографии безраздельное и приоритетное положение занимала проблема политической ссылки, прежде всего большевистской. Между тем, еще с XVII в. в крае побывали многие представители административной, уголовной и религиозной ссылки, Многоликость ссылки являлась источником многих интересных событий и фактов в истории, однако одностороннее изучение привело к деформированным представлениям о ссылке в целом. Из истории региона оказались отсеченными многие интереснейшие факты. Предпринятые в последние годы исследования П. Л. Казаряна - тому веское доказательство 6 . Необходимо продолжить исследования по этой теме. Совершенно неизученной остается история политической ссылки советского периода, содержащая многие трагические страницы истории Якутии.

5. Остается недостаточно изученной и понятой история Якутии всего XX века, насыщенного политическими и революционными событиями, гражданской войной, внесшими глубокий социальный раскол в якутское общество. Проблемы красного и белого террора, антисоветских выступлений 20-х годов, массовых репрессий, становления системы ГУЛАГа, политического гонения на интеллигенцию, и т. д. не получили еще достойного освещения в литературе. Нового осмысления заслуживают вопросы участия якутян в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. и гражданского подвига многонационального населения республики в тылу. В последнее время все острее чувствуется необходимость в новых оценках проблемы государственного строительства, человеческие ресурсы которого не до конца реализовывались в условиях господства тоталитарной системы. Историкам предстоит внимательно изучить качественно новый этап государственности, связанный с провозглашением суверенитета республики в 1990г., и обозначить новые перспективы ее развития в условиях формирования нового федеративного государства в России.

Наиболее трудными для изучения представляются социально- экономические процессы советского периода, индустриализации и коллективизации. За годы советской власти Якутия достигла новых экономических рубежей, но историкам предстоит еще выяснить насколько оправданной с точки зрения общественного прогресса стала советская модель модернизации традиционной экономики Якутии. С этим связаны изменения в социальной стратификации общества. Своеобразие ее динамики состояло в партийно- государственной поддержке рабочего класса, его доминирующего места и роли в общественном развитии. Речь идет о равномерном освещении места и роли всех социальных слоев общества, а также политической, партийной элиты. Только такой анализ воссоздаст полноценную и противоречивую социальную историю региона.

6. Требует нового изучения и проблема народонаселения. До недавнего времени она подменялась проблемой производительных сил. Люди, народы-творцы истории. Якутия всегда выступала как полиэтничная, многонациональная страна. Тщательный анализ материалов всех переписей населения, начиная с XVII в., представил бы интересную картину демографических процессов, в первую очередь изменений в этнодемографической структуре общества.

стр. 156


7. В духовной жизни Якутии постоянно происходили и происходят процессы взаимодействия традиционных культур и новых институтов, приведшие к формированию оригинальной духовной сферы. Многолетние усилия по полной идеологизации общественно-политической жизни, подчинение духовной деятельности тоталитарной системе привели к глубоким деформациям в системе ценностных ориентаций в менталитете якутян. Известно, что каждый этнос или народ своими корнями связан с традиционными духовными ориентирами, отличающими его от других. Именно в этом заключается своеобразие и красота локального исторического пространства, вмещающего известное число этносов или народов. Унитарно-стремительная деятельность в области духовной сферы призвана нивелировать это своеобразие, эту красоту исторического творчества. Новый подход к изучению духовной истории Якутии призван освободить историков от этой "болезни" прошлого и восстановить автономное проявление человеческого духа, стремление людей и народов к утверждению общечеловеческих ценностей.

8. Понятно, что предстоит серьезный анализ исторического развития республики за последнее десятилетие XX в., связанного с глобальными событиями в исторических судьбах России: освещение положения Республики Саха (Якутия) в Российской Федерации.

Есть, конечно, и другие вопросы и проблемы региональной истории, требующие нового осмысления и понимания. Долг историков республики - создать новую историю населяющих ее народов, в полном ее динамизме, такой, какой она была в действительности.

Примечания

1. ИСКЕНДЕРОВ А. А. Историческая наука на пороге XXI века. - Вопросы истории, 1996, N 4, с. 25.

2. СЕМЕННИКОВА Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1995, с. 33-34.

3. ЯКОБЕЦ Ю. В. История цивилизаций. М. 1997, с. 42.

4. ИСКЕНДЕРОВ А. А. Ук. соч., с. 25.

5. АЛЕКСЕЕВ Е. Е. Признаю виновным... Служба безопасности Республики Саха (Якутия). Исторический очерк. М. 1996; его же. История национального вопроса в Республике Саха (Якутия) (февраль 1917- 1941 гг.). Якутск. 1998; и др.

6. КАЗАРЯН П. Л. Олекминская политическая ссылка. 1826- 1917 гг. Якутск. 1996; его же. Якутия в системе политической ссылки России. 1826-1917 гг. Якутск. 1998 и др.

Опубликовано 15 апреля 2021 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1618468150

© Portalus.ru

Главная КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО История Якутии: новые подходы к изучению

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU