PORTALUS.RU → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → Советское наивное искусство → Версия для печати
Советское наивное искусство [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 01 января 2023. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1672584249&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 05.10.2023.
публикация №1672584249, версия для печати
Советское наивное искусство
Дата публикации: 01 января 2023 |
Советское наивное искусство М.: Издательская программа "Интерроса", 2007 N. Gubenko. Tanez. 1970 Каждый новый проект Издательской программы "Интерроса" - предвкушение праздника для любителей изобразительного искусства, чудо и неиссякаемый кладезь находок, роскошный подарок всем ценителям прекрасного. Полка с альбомами, подготовленными здесь, пополнилась очередными шедеврами издательского и полиграфического мастерства. Толстенький, энциклопедического формата, тяжелый, зелено-сиреневый с металлическим мерцанием том "Советское наивное искусство" предварен статьей доктора искусствоведения Ксении Богемской, вводящей читателя в историю этого течения, растолковывающей его основные понятия и критерии, рассказывающей о наиболее известных и удачливых представителях. Определение "наивное" по отношению к искусству непрофессионалов возникло на рубеже XIX-XX веков как синоним понятия "простодушное, непосредственное, детское". В чем-то эта живопись сродни русскому лубку - народной печатной графике. Одним из ярких ранних представителей наивного искусства был французский художник Анри Руссо (1844 - 1910). Вошел в историю живописи и грузинский рисовальщик вывесок Нико Пиросмани. Сегодня под примитивом подразумевается особый склад мышления, в котором сохраняются черты мифологического сознания, особая картина мира, отличная от той, что строится на основе современного научного знания. Художник-самоучка не знает законов и правил искусства. Он пишет под влиянием эмоционального напряжения, сильных душевных движений, пишет вдохновенно и страстно. Предисловие Богемской - кстати, в книгу вошло много работ из ее личной коллекции - кому-то прочитать необходимо, чтобы подготовиться к встрече с непривычной живописью. А кто-то захочет сразу, минуя вступительную статью, с головой окунуться в этот чудаковатый, то нестерпимо яркий, то мутновато-свинцовый, плоский мир, что покоится явно на трех стр. 98
T. Krilatova. Pushkin. 1952 китах где-нибудь на острове Буяне. Этот мир немножко сумасшедший, как некоторые из его создателей. Например, самобытный художник и вечный пациент психбольницы Александр Лобанов, на чьих картинах все герои изображены с непременной винтовкой - и "Охотники на привале" (копия перовской), и "В. И. Ленин на охотНИКАХ", и "И. В. Сталин", и сам "Лобанов А. П.". Не случайно творчество художников-примитивистов иногда сравнивают с ар брют, искусством "аутсайдеров" (так в Европе после Второй мировой войны называют художников с поврежденной психикой). Отечественного читателя, перешагнувшего полувековой рубеж, при взгляде на некоторые работы альбома охватит ностальгическое удивление - надо же, запамятовали, а ведь так оно и было: все эти "Привет лучшим огородницам!", "Товарищи мИханизаторы! Проведем весенний сев, за 5 - 6 рабочих дней, с хорошим агрономическим качеством!", "После лекции - кино", "Товарищи! Посетите зверинИц!"... На этих полотнах, которые самодеятельные художники частенько начинают возводить с витиеватых рамочек, терпеливо и тщательно вырисованы мельчайшие детали: надпись "Масло рОстительное" в натюрморте "Арбузы" Д. Агупова, сиреневые четвертаки, что отсчитывает почтальон, и конфеты "Кара-Кум" в вазочке в сюжете Б. Галдина "Обеспеченная старость". Вообще еду всякого рода, все эти конфетки-бараночки, рыбу на блюде, яблоки, вспоротые арбузы, янтарные тыквы художники-примитивисты рисуют с удовольствием и подробностями. Этим грезам полуголодных советских лет об изобилии честно противопоставляется реальность на картине В. Сивцова с названием "Магазин "Мясо"" (датирована 1991 годом): две понурых фигурки у пустых стеклянных витрин, а на стене рекламное изображение откормленной розовой свинки. Советский примитив можно рассматривать как документ эпохи, - пишет К. Богемская, - в этом отношении он близок личным дневникам, письмам в ЦК партии и редакции журналов от тех, кто хотел улучшить свою жизнь или пожаловаться на несправедливость. Большинство работ, вошедших в этот альбом, хранится в частных коллекциях и публикуется впервые. Книга остроумно выстроена по тематическим главам: "Моя семья", "Счастливое детство", "Планы партии - планы народа", "Физкультура и спорт", "За продуктами", "Встреча товарищей", "Не расстанусь с комсомолом" и пр. В начале каждой главки дается краткая выписка - из советской энциклопедии, популярной брошюры общества "Знание", учебника "Домоводство" для 5 - 7 классов, Постановление Совета Министров СССР и т.п. За цитатой следуют тематически примыкающие к ней картины. Эти насмешливые параллели призваны, по замыслу составителей, показать пропасть между соцреалистическим официозом и реальностью, переданной наивным художником честно и правдиво. Опубликовано 01 января 2023 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1672584249 → © Portalus.ru Главная → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → Советское наивное искусство При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!![]() ![]() |
|