PORTALUS.RU → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → АЛЕКСАНДР РУБЦОВ - РУССКИЙ ХУДОЖНИК, ВОСПЕВШИЙ ТУНИС → Версия для печати
М. А. ПАНОВА, АЛЕКСАНДР РУБЦОВ - РУССКИЙ ХУДОЖНИК, ВОСПЕВШИЙ ТУНИС [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 13 июня 2024. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1718304743&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 02.12.2024.
публикация №1718304743, версия для печати
АЛЕКСАНДР РУБЦОВ - РУССКИЙ ХУДОЖНИК, ВОСПЕВШИЙ ТУНИС
Дата публикации: 13 июня 2024 |
Главной темой творчества русского художника А. А. Рубцова (1884 - 1947), который прибыл в Тунис в апреле 1914 г. и прожил в этой стране 35 лет, до конца своих дней, стали природа, архитектура и типажи Северной Африки. Свою любовь к Магрибу и арабской жизни русский художник выразил в многочисленных работах. Всего за первые четыре года своего пребывания в стране он создал более 600 картин и этюдов и вскоре стал одним из столпов тунисского изобразительного искусства. На родине, взрастившей его уникальный талант, А. А. Рубцов пока известен лишь узкому кругу специалистов. Красота и неповторимый колорит Туниса покорили многих русских художников. Здесь работали в разное время Наташа Маркова1 , Владимир Лагадовский, Михаил Козмин (1901 - 1999), супруги Лютенские, Галина Махрова (1922 - 2003). Однако наибольшую известность получил именно Александр Рубцов, внесший бесценный вклад в культуру и развитие живописи Туниса. "Какое счастье для Туниса, - писал друг и биограф художника Пьер Дюма, - что уроженец далекой России запечатлел неповторимую красочность этой страны, ее нравы, архитектуру, предметы быта и национальную одежду" [Цит.по: Hamza, 1995, р. 101]. Художественное наследие А. А. Рубцова давно стало объектом исследований и споров западных искусствоведов [De Sainte-Marie Rene, 1947; Dumas, 1951; Dejean, 1981; Dubreucq, 1989 - 1990 ect.]. Его картины можно встретить в самых престижных галереях и салонах. Творчество художника русского зарубежья высоко ценят и любят в Тунисе и во Франции, а в последние годы имя А. А. Рубцова постепенно становится все более известным и на его исторической родине, в России. Александр Рубцов родился в Санкт-Петербурге. Будущий художник вырос в культурной среде северной столицы, где господствовала творческая атмосфера музыки, живописи и театра. Он рано познакомился с работами "передвижников", а затем и представителей нового направления в живописи, объединившихся в кружок "Мир искусства". На формирование личности А. А. Рубцова большое влияние оказала семья художников Е. К. Вахтер и Я. Ф. Циоглинского. Именно Екатерина Карловна Вахтер, тетя Рубцова, дала ему первые уроки рисования. Впоследствии образ Е. К. Вахтер художник возведет в некий божественный культ, который он будет ревностно оберегать и защищать [Dumas, 1951, р. 8]. 1 Наташа Маркова - русская художница, которая жила и работала в Тунисе с 1927 по 1982 г. Принимала активное участие в выставках сообщества художников "Le Saison Tunisien". Известна своими пейзажами. В настоящее время живет во Франции. стр. 134 А. А. Рубцов был также большим любителем странствий и путешествий. С 1899 г. вместе с Е. К. Вахтер и Я. Ф. Циоглинским молодой художник много ездил по России и Европе. Особое впечатление на А. А. Рубцова произвел в 1900 г. Крым, где он впервые почувствовал притягательное очарование Востока с его необычно яркими цветами и своеобразной архитектурой. Вероятно, именно тогда в А. А. Рубцове пробудился вкус к восточной культуре и традициям. Затем были поездки в Польшу, Эстонию, Германию, Финляндию и Италию. В 1903 г. А. А. Рубцов открыл для себя Париж, где он впервые познакомился с живописными полотнами импрессионистов, а также посетил мастерскую известного скульптора О. Родена. Работы Монэ, Ренуара и Пикассо потрясли молодого художника, который все еще искал свой путь в искусстве. Творческая обстановка в семье, великолепное классическое образование и многочисленные путешествия - вот та особая обстановка, в которой жил Александр до 28 лет и которая повлияла на формирование его личности и художественные убеждения. В 1904 г., окончив с отличием гимназию, А. А. Рубцов поступил на отделение живописи Российской Императорской Академии художеств, где его учителями стали Д. Н. Кордовский и Я. Ф. Циоглинский. Жизнь А. А. Рубцова проходила между Академией художеств и владением графа Павла Голицина, с которым у него сложились дружеские отношения. В ранние годы своего творчества А. А. Рубцов специализировался на изображении интерьеров. На нескольких работах художник запечатлел внутреннее убранство дворца П. Голицина "Марьино". Картины "Красная гостиная" и "Желтая гостиная" были одна за другой приобретены Музеем Академии художеств Санкт-Петербурга. В 1912 г. произошло событие, которому было суждено полностью перевернуть жизнь А. А. Рубцова. Его работа "Интерьер в стиле ампир", представленная на конкурс Академии художеств, была удостоена Grand Prix, и молодой художник получил стипендию для четырехлетней зарубежной практики, что дало ему возможность посетить Германию, Швейцарию, Англию, Францию, Испанию и Марокко. "Моя конкурсная картина завершила мою первую жизнь на севере России и выбросила меня во вторую, в Африку, через небольшую промежуточную остановку в Испании", - написал А. А. Рубцов в своих воспоминаниях [Dubreucq, 1996, р. 16]. Именно посещение в 1913 г. Испании - страны, где культура арабского Востока оставила свой большой след, - утвердило А. А. Рубцова в мысли посетить Марокко и Тунис. В конце декабря 1913 г. А. А. Рубцов последний раз ненадолго возвратился в Санкт-Петербург, где организовал посмертную выставку работ своего друга и учителя Я. Ф. Циоглинского, а также опубликовал книгу "Заветы Циоглинского", в которой собраны высказывания Я. Ф. Циоглинского об искусстве [Лейкин и др., 1999, с. 502]. 1 апреля 1914 г. А. А. Рубцов приехал в Тунис. В 30 лет художник увидел "белый" город, состоящий из двух частей, каждая из которых представляла одну из цивилизаций: восточную и европейскую. Этот космополитизм, характерный для Туниса, во многом нашел отражение и в его культурной жизни. Вскоре из-за Первой мировой войны А. А. Рубцов оказался отрезанным от России. Художник снимал небольшую квартирку на улице аль-Джазира, на границе арабской и европейской частей тунисской столицы. Здесь А. А. Рубцов жил и работал последующие 35 лет. "Я приехал в Тунис лишь на несколько месяцев и остался здесь на всю жизнь. Человек предполагает, а Бог располагает", - написал художник в своем дневнике [цит. по: Hamza, 1995, р. 12]. Однако решение Рубцова остаться в Тунисе менее всего было продиктовано политическими причинами. Выбирая между Европой и Магрибом, художник без колебаний отдает свое предпочтение последнему. стр. 135 Что же такое особенное привлекло в Тунисе А. А. Рубцова? Сам художник отмечал, что "больше всего меня привязывает к Тунису здешний свет с его бесчисленными оттенками, невообразимыми где-либо еще... В отличие от резкого и определенного света в России, в Тунисе он всегда окутан синтетической гаммой, полной неожиданностей и гармонии одновременно" [цит. по: Hamza, 1995, р. 75]. Кроме того, сравнивая Тунис, например, с Марокко, А. А. Рубцов находил, что он "более светлый, более мягкий и воздушный. Тунис кажется более гостеприимным, несмотря на свой сухой климат. Здесь легче живется." [цит. по: Dubreucq, 1996, р. 99]. До конца 1917 г. А. А. Рубцов еще поддерживал связь с Российской Академией художеств, регулярно посылал туда фотографии своих работ [РГИА, 1915, д. 23; РГИА, 1916, д. 23]. Но происшедшая в России революция большевиков и последующее за ней крушение прежнего мира ошеломили и глубоко потрясли художника. Он замкнулся в себе и полностью погрузился в творчество. По воспоминаниям старшего поколения русских эмигрантов в Тунисе, А. А. Рубцов мало общался со своими соотечественниками, прибывшими в 1920 г. в тунисский порт Бизерту на кораблях Русской эскадры2 . Он предпочитал им европейское французское общество. А. А. Рубцов практически ни с кем не говорил по-русски, в 1924 г. он принял французское подданство и стал называть себя "французом, родившимся в России". Художник всячески избегал разговоров на политические темы [Лагутин, 1991]. Чем можно объяснить такое поведение А. А. Рубцова? Было ли это своеобразной попыткой создать некий экстравагантный образ или желанием забыть свое прошлое, связанное с трагедией России? Вопрос остается без ответа. Однако жизнь А. А. Рубцова была примером довольно редкой, но все же наблюдавшейся в истории русской эмиграции тенденции, когда отдельные русские люди отказывались иметь отношение к "русскому зарубежью", игнорируя не только проживавших в русских колониях, но и вообще любых своих бывших соотечественников. В Тунисе подобный феномен, кроме личности А. А. Рубцова, представлен также фигурой гениального музыканта Абдельмалека Корчакова, который тоже вел затворнический образ жизни и стал наставником детей бейской семьи. Сам А. А. Рубцов объяснял свой отказ от русских корней следующим образом: "Еще живя в России, я постоянно ощущал себя иностранцем по духу, предпочитал молчать в обществе, несмотря на то, что хорошо владел русским языком, письмом и грамматикой" [цит. по: Dumas, 1951, р. 49]. Таким образом, свое перевоплощение во француза А. А. Рубцов считал естественным и закономерным. Однако, его близкие друзья-французы, более чем кто-либо другой, чувствовали в художнике его славянские корни и, хотя и тщательно скрываемую, "загадочную русскую душу". "Чтобы понять картины А. А. Рубцова, необходимо в первую очередь знать о его происхождении и затем уже о его человеческой порядочности и творческой искренности. Отсюда берет начало его живопись..., - писал Пьер Дюма, - мы-то понимаем, что должен Рубцов своей исторической родине: технику живописи и особый вкус к подчеркиванию мельчайших деталей, чувство обреченности и фатализм. Он и сам не может этого не замечать, но просто не хочет признавать" [Dumas, 1951, р. 7 - 8]. * * * С первого момента пребывания на тунисской земле А. А. Рубцов погружается в творчество. "Жизнь мусульман, при ее наблюдении изнутри, представляет собой по- 2 В декабре 1920 г. - январе 1921 г. в Бизерту прибыли 33 корабля Русской эскадры, на борту которых находились около 6 тыс. русских беженцев, покинувших Россию с остатками армии барона Врангеля. Они составили первую русскую колонию в Тунисе. стр. 136 разительный спектакль, который диаметрально противоположен европейской жизни", - писал А. А. Рубцов [цит. по: Dubreucq, 1996, р. 21]. Тунис настолько увлек художника, что, с целью экономии времени, чтобы всего себя отдавать живописи, он отпускает бороду. "Это здесь я стал бородатым", - написано в дневнике А. А. Рубцова [цит. по: Roubtzoff, 1951, р. 49 - 50].От узкой темы интерьера Александр Рубцов окончательно переходит к многожанровой живописи, в которой восточные сюжеты -природа, архитектура и типажи Северной Африки - становятся доминирующими. А. А. Рубцову практически с одинаковой легкостью удавались разнообразные живописные жанры. Будучи большим мастером тунисского пейзажа, он также очаровывает зрителя изображением мечетей и марабу, сценок из городской жизни, карандашными зарисовками узорчатых арабских дверей. Особым колоритом отличаются выполненные художником портреты, через которые ему более всего удалось передать характер тунисского народа, его по-детски простую и щедрую душу. Невозможно не восхищаться рубцовскими зарисовками арабских женщин! Красота восточных лиц, многоцветье национальных одежд, замысловатые бедуинские татуировки, мастерски выполненные художником, завораживают и притягивают одновременно. При этом А. А. Рубцов не просто изображает своих героинь, а ищет их скрытые черты характера, внутреннее состояние, которые он передает с помощью необыкновенно проработанного рисунка и "игры красок". Таковы его картины "Аиша", "Монжия", "Арбия и ее дочь Азиза". Художник использовал многообразие и богатство техники: масло, акварель, гравюру, рисунок углем. Он становится одержимым манией света и стремится к совершенству в отображении его оттенков. Даже тень художник считал особым цветом. Эта отличительная черта живописи А. А. Рубцова позволила французскому журналисту Жерару Омону назвать его "художником света" [Aumont, 1922]. А. А. Рубцов всегда был оригинален в своем творчестве. Он никогда не поддавался моде в искусстве и ее преходящим тенденциям, не связывал себя с какими-либо живописными школами: художник писал лишь то, что было интересно ему, и не любил работать "на заказ". Хотя, безусловно, изучая его творческое наследие, нельзя не отметить то влияние, которое оказала на него в тот или иной период живопись "передвижников" или импрессионистов. * * * А. А. Рубцов впервые представил свою живопись широкой тунисской публике осенью 1914 г., выставив в витрине одного из наиболее больших магазинов Туниса картину "Благотворительность французских дам". Она была написана для Красного Креста и имела большой успех [Dubreucq, 1996, р. 57]. Художественное ателье А. А. Рубцова начинают посещать многочисленные визитеры-покупатели: члены дипломатического корпуса, представители французской администрации и иногда даже выдающиеся личности той эпохи, среди них была и знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан, о чем А. А. Рубцов упоминает в своем дневнике [см.: Hamza, 1995, р. 38]. После участия А. А. Рубцова в 1920 г. в первом послевоенном Тунисском салоне, для которого художник предложил более 120 работ, он становится одним из наиболее авторитетных представителей тунисского изобразительного искусства. С этого времени А. А. Рубцов начинает активно принимать участие в выставках, персональных и коллективных, проходивших в Тунисе, Париже, Лондоне и других городах мира. С 1920 по 1950 г. имя А. А. Рубцова постоянно фигурирует среди участников художественно-артистической жизни Туниса. Художник неизменно принимает участие в выставочных экспозициях, организованных творческим сообществом художников стр. 137 "Le Salon Tunisien" под руководством Александра Фишета. Он становится также завсегдатаем во дворце барона Рудольфа д'Эрланжера, где собирался весь местный творческий бомонд. А. А. Рубцов активно выставляется в парижских салонах, в том числе участвует в Международной выставке в Париже в 1937 г. В то же время он выставляется в Салоне Французской Африки в Тунисе (1928) и в Салоне Северной Африки в Касабланке (1929), эпатирует тунисскую публику своей коллекцией "ню" в холле тунисской ежедневной газеты "Le Petit Matin" (1937), участвует в выставке бывших выпускников Российской Императорской Академии художеств, организованной в Белграде (1937). В 1941 г. художник написал монументальные полотна для зданий Торговой палаты Туниса и Посольства Франции. Талант А. А. Рубцова был отмечен Французской академией художеств, которая наградила его своим орденом (1924), а еще ранее художник стал кавалером Бейского ордена отличия Туниса (1920). Однако, несмотря на успех своего творчества, А. А. Рубцов отличался необыкновенной скромностью и щепетильностью, был исключительно требователен к себе и незадолго до смерти утверждал: "Поселившись на аль-Джазире, я стал ощущать ущербность своего восприятия живописи, а к 1944 году пришел к выводу, что не умею писать" [цит. по: Hamza, 1995, р. 13]. "Одетый всегда очень просто, но элегантно, он обладал скромными материальными потребностями: единственно значимыми для него вещами были коробка с красками, мольберт, складной стул и его записные книжки", - написал о А. А. Рубцове его друг Поль Боглио [цит. по: Hamza, 1995, р. 13]. Тунисских аристократов, портреты которых писал А. А. Рубцов, всегда поражали его образованность и полное равнодушие к материальным благам. Художнику нравилось, когда люди восхищались его картинами, но он не любил их продавать, поэтому расставался лишь с второстепенными, по его мнению, произведениями. А. А. Рубцов работал только ради искусства. Он не понимал и осуждал тех художников, которые ставили главной целью своего творчества меркантильные интересы. Он был уверен, что выдающиеся произведения искусства не могут быть созданы на основе материальных побуждений, что духовный порыв движет творческим процессом, а душа не продается. * * * В Тунисе А. А. Рубцов был известен не только как художник, но и как топограф и просветитель. С середины 30-х годов художник постоянно сотрудничает с журналом "Tunisie". Он иллюстрирует статьи, посвященные обычаям и нравам простого тунисского народа. В первую очередь издатели используют многочисленные его зарисовки бедуинских татуировок. В 1938 - 1940 гг. А. А. Рубцов в журнале "Tunisie" опубликовал серию статей о старом Тунисе, в которых с грустью говорит о постепенном исчезновении под натиском европейского модернизма национальной самобытности того города, с которым он познакомился 25 лет назад. Художник вспоминает о Тунисе, которому был присущ "выдержанный шарм", складывавшийся из глухих стен домов с приоткрытыми дверями, таинственных мавританских кафе, запахов специй, традиционных одежд и украшений [Roubtzoff, 1938]. "Спасите от забвения древние традиции Востока, которые действительно красивы", - восклицал А. А. Рубцов [цит. по: Dubreucq, 1996, р. 203.]. Однако художник знал, что ничто и никогда не сможет изменить природы африканского света, и утешался этим. В 1940 г. А. А. Рубцов начал писать свой "Журнал путешествий" - воспоминания, которые так и не были опубликованы. В 1944 г. художник выпустил альбом зарисовок улиц Туниса и подготовил рисунки тунисских почтовых марок. стр. 138 * * * А. А. Рубцов скончался 26 ноября 1947 г. от туберкулеза. Много лет позже Наташа Маркова вспоминала о том, как это было: "Рубцов умер в грустном одиночестве маленькой больничной палаты военного госпиталя "Louis Vaillard" на черной железной кровати" [цит. по: Hamza, 1995, р. 42.] В последние часы своей жизни, находясь в бреду, он, неожиданно для окружающих, начал говорить только по-русски... Похоронен А. А. Рубцов своими соотечественниками в русской части тунисского христианского кладбища "Le Bourgel", гроб был покрыт Андреевским флагом с Русской эскадры. Так завершился путь русского художника, отдавшего свою жизнь и талант Тунису. Произошло ли внутреннее примирение А. А. Рубцова с Россией - сказать трудно. Но он, несмотря ни на что, был русским человеком, и в его искусстве безусловно присутствовали и традиции русской школы живописи, и русские национальные художественные традиции. Кроме того, творчество А. А. Рубцова оставило неоспоримый след в истории тунисской культуры, повлияв, по мнению специалистов, на тунисских художников и традицию тунисского изобразительного искусства. Во Франции с 1980 г. существует "Художественная ассоциация Александра Рубцова", которая занимается популяризацией его творческого наследия [см.: Зинин, 1999]. Наследие художника точно подсчитать не представляется возможным: оно разбросано по всему миру. Есть сведения, что оно составляет около 3 тыс. картин, акварелей, портретов, мозаик и этюдов. Но существуют еще сотни тетрадей беглых зарисовок по 50 - 60 страниц каждая. Будут ли они когда-нибудь опубликованы? Картины Александра Рубцова представлены в столичном музее Туниса, музеях "Carnavalet" и "Petit Palais" в Париже. Много их находится в частных коллекциях в Тунисе и во Франции. И только четыре ранние работы А. А. Рубцова хранятся на его исторической родине в Санкт-Петербурге - в Эрмитаже и Музее Академии художеств. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Зинин Ю. Н. Русский африканец // Мегаполис-континент. 1999. N 12. Лагутин В. Русский тунисец Александр Рубцов // Голос. 1991. N 32. 19 - 25 августа. Лейкин О. П., Махров К. Л., Северюхин Д. Я. Художник русского зарубежья // Библиографический словарь. СПб., 1999. РГИА - Российский Государственный Исторический Архив. 1915. Оп. 13. Д. 23; 1916. Д. 23. Dubreucq Patrick. Alexandere Roubtzoff: une vie en Tunisie. P.: ACR Edition, 1996. Dumas P. Alexandre Roubtzoff, peintre de la lumiere I Ed. Prival. Toulouse, 1951. Hamza Alya. Alexander Roubtzoff PeintreTunisien. Tunis, 1995. Roubtzoff A. Un quart de siecle en Tunisie // Tunisie. 1938. N 86. De Sainte-Marie Rene. Roubtzoff, Editions du Rayonnement. P., 1947. Опубликовано 13 июня 2024 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1718304743 → © Portalus.ru Главная → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → АЛЕКСАНДР РУБЦОВ - РУССКИЙ ХУДОЖНИК, ВОСПЕВШИЙ ТУНИС При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|