Рейтинг
Порталус

ЦЕРКВИ ГОРОДА ВОЛОЖИНА (РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ)

Дата публикации: 03 сентября 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Изобразительное искусство →
Номер публикации: №1125768310


Город Воложин расположен на холмистой местности в 70 км. на северо-запад от Минска при реке Воложинке. В пяти километрах от города течет река Березина. Близ Воложина проходит оживленная автомобильная дорога Минск-Гродно. Ближайшая железнодорожная станция с одноименным названием находится в 17 километрах от города. Воложин — административный центр Воложинско-го района Минской области. Первые упоминания о Воложине в исторических документах относятся еще к XIV веку Принадлежал он в то время князьям Воложанским, а затем Монвидам. В конце XVI века владельцами города становятся представители рода Радзивиллов, В начале XVII столетия Воложин переходит во владение к Слушкам, которые в 1681 году основали здесь бернардинский монастырь и устроили при нём школу Церковь в Воложине была построена тщанием воеводы Трокского Иосифа Богуслава Слушки (1). После произошедшего в 1793 году включения Воложина вместе со многими другими белорусскими землями в состав Российского государства сменилось несколько владельцев города. Вначале это были Радзивиллы, затем — Чарторыйские, а с 1803 года — Тышкевичи. К середине XIX века ( в городе насчитывалось 183 двора с 2528-ю жителями (2). К концу века население Воложина заметно увеличилось и составило 4533 жителя. На то время в городе действовало три народных училища и одна церковно-приходская школа (3). Здесь уместно было бы обратиться к описанию Воложина того времени, сделанного Владиславом Сыроком-лей. Он, в частности, отмечает:" Само местечко вряд ли достойно того, чтобы его осматривать; три или четыре корчмы, два или три каменных дома, некоторое количество деревянных магазинов, где продают только те предметы, которые нужны землевладельцу или отвечают скромным требованиям деревенской крестьянской невесты; деревянная церковь, каменная синагога, некоторое число ремесленников-евреев, среди которых есть даже часовых дел мастера; пара добропорядочных домов, как, например, дом доктора, — вот и всё, что попадается на глаза. Местечковая грязь не принадлежит к числу особенностей, а суетливое снование израильтян порождает вопрос: чем это общество без источников торговли и промысла может питаться". (У.Сыракомля. Добрыя весьщ. Мн., 1993, с.481. Перевод автора - ГШ). О существовавших в Воложине церквях некоторые сведения содержатся в дошедших до нас документах XIX века. Так, в церковном визите за 1819 год описывается деревянная церковь во имя святой великомученицы Параскевы, которая находилась во владениях графа Михаила Тышкевича. К сей церкви были приписаны три каплицы, находившиеся в расстоянии от одного до двух километров от нее. В одной из каплиц службы совершались в праздник Преображения Господня, во второй — в праздники пророка Божия Илии и Покрова Пресвятой Богородицы. В визите также сообщалось, что с 1776 года при церкви существовало братство В научной литературе встречается также утверждение о более раннем времени основания как самой церкви, так и братства при нём. Так, в издании "Зборы помнжау ricTOpbii i культуры БеларусГ сообщается о том, что церковное братство существовало уже в 1685 году (См.: Збор помн1кау ricTOpbii i культуры Беларус!. Мшская вобласць. Кн.1. Мн. 1967. С. 105). Построение церкви документ относит к 1710 году (4). Известный исследователь белорусских археологических древностей Ф.Покровский, ссылаясь на записанное им в Воложине предание, свидетельствует, что церковь здесь была построена в 1610 году В этом же предании говорится о том, что во время шведской войны, шведы ставили в церкви св.Параскевы своих лошадей, за что непостижимым образом эти воины были объяты слепотой. По другому преданию, которое было известно Покровскому, церковь св. Параскевы существовала еще в XV столетии (5). По воспоминаниям современников, внешний вид церкви в середине XVIII века был удручающим. Рядом же с ней, через дорогу, располагался костел ордена бернардинцев. Он величественно возвышался на фоне старой, тесной и убогой церкви. Прихожанам церкви случалось терпеть от монахов-бернардинцев различные притеснения и вмешательства в их церковные дела. По словам священника Венедикта Сасиновского, случалось, что бернардинцы венчали, погребали его прихожан и даже подвергали их телесным наказаниям. Об этом он доносил в Виленс-кую Духовную консисторию в начале 1741 года (6). В 40-х годах XIX века в церкви св.Параскевы начал проходить служение священник Антоний Адамович. Ветхое состояние церковного здания побудило О.АНТОНИЯ в 1856 году обратиться с ходатайством о разрешении стро ительства новой церкви. Хотя ходатайство и было удовлетворено, однако строительство новой деревянной церкви, которое осуществил Ошмянский церковно-строитель-ный комитет, чрезвычайно затянулось и продолжалось более десяти лет (7). В строящуюся церковь прихожанами производились добровольные пожертвования. Так, в 1864 году крестьянами Филиппом Башаркевичем, Григорием Лубицким, Фаддеем Боцяном, Михаилом Нехаем были предоставлены четыре хоругви, а крестьянами Воложинской волости в память утонувшего Стефана Соколовского пожертвованы икона с образом св.Параскевы, кутейница и девять фунтов свечей (8). Тщанием оАнтония Адамовича для причта строящейся церкви были приобретены земельные угодья. На некотором удалении от Воложина над большим прудом О.АНТОНИЙ построил священнический дом. Тем временем, на Фоминой неделе 18б4 года в Воло-жине случился большой пожар, в результате чего сгорело 150 строений. Селению был причинен ущерб на 135 тыс. рублей. Огонь подошел и к стенам древней церкви св.Параскевы. Из-за опасности, угрожавшей церковному зданию, из него была вынесена церковными братчиками вся церковная утварь и иконы. Несколько старушек-прихожанок во время пожара неотступно находились с образом св. Параскевы при церкви; и, по милости Божией и молитвам небесной покровительницы церкви великомученицы Параскевы, огонь остановился у церковной стены. Второй священник церкви, О.Иоанн Берман, писал впоследствии, что церковь как бы защитила от пожара половину местечка, спускающуюся за ней со ската горы, и потому уцелевшую. По преданию, это был уже третий пожар, когда среди бушующего огня церковь оставалась невредимой. На следующий после чудесного спасения от огня день, вокруг церкви был совершен крестный ход и отслужен благодарственный молебен. Епархиальное начальство "за усердие к храму Божию во время пожара" выразило признательность о.настоятелю Антонию Адамовичу церковному старосте Амвросию Мединскому и прихожанам Андрею Мандрику, Осипу Зайковскому, Станиславу Борису, Даниилу и Льву Шакунам (9). Строительство новой церкви было успешно завершено к середине 1866 г. По его окончании преосвященным епископом Ковенским Александром 18 июля 1866 года новопостроенный храм был освящен во имя святых великих царей и равноапостолов Константина и Елены (10). А днём раньше состоялось освящение другого храма, бывшего прежде костелом при бернардинском монастыре. Костел этот был построен в 1815 году тщанием графа Тышкевича. Главный его престол был освящен католиками во имя св. Иосифа. В связи с последовавшим в 18б4-65 г.г. массовым переходом прихожан костела в Православие, православный приход умножился до шести тысяч душ. Учитывая это обстоятельство, властями было принято решение о закрытии костела и превращении его в православную церковь (11), В новоустроенной церкви были освящены два престола; один (главный) — во имя св. Иосифа Обручника, второй — во имя св.вмч. и победоносца Георгия (12). В связи с устроением в Воложине двух новых церквей прихожане церкви св.Параскевы, бывшей всё время до этого приходской, были распределены, как это видно из переписки священника Антония Адамовича с Виленс-кой духовной консисторией, между Свято-Иосифовским храмом и новопостроенной церковью во имя свв. равно-ап. Константина и Елены. С 18б7 года церковь св. Параскевы становится приписной к Свято-Иосифовскому храму При этом туда была передана вся ее церковная утварь. Церковные земельные угодья (общей площадью 93 десятины) были переданы еще в 1866 году причту Свято-Константино-Еленинской церкви (13). Однако, это вовсе не означало, что древняя Воложин-ская святыня была обречена на дальнейшее обветшание и запустение. Здесь по-прежнему продолжали совершать бо-гослужения.Особой торжественностью и благоговением отличались службы, проводившиеся в день престольного праздника (28 октября ст.ст.) и на третий день Св. Пасхи. Усердием прихожан в 1875 году церковь была покрыта новой крышей, а в 1877 году на местные средства приведена "в благовидный внешний и внутренний вид". В 1878 году с целью благоустройства церковного двора была разобрана стоявшая отдельно от церкви колокольня (14). К Свято-Иосифовскому приходу на первых порах была причислена и новопостроенная Свято-Константино-Еленинская церковь. При этом, однако, за церковью было сохранено право содержать свой особый причт. Священник Антоний Адамович становится настоятелем Свято-Иосифовского храма, а в Свято-Константино-Еленинском храме некоторое время продолжает служить священник Иоанн Берман). Уроженец Вильны, О.Иоанн Берман, после окончания Литовской духовной семинарии в 1857 году был определен вторым священником к церкви св.Парскевы местечка Воложина и одновременно назначен законоучителем местного приходского училища. Прослужил О.Иоанн в Воложине до 18б7 года, когда был перемещен к Анто-польской церкви, к своему тестю, протоиерею Ф.Горбаце-вичу В 1868 году он получает новое назначение — на место священника при Пречистенском кафедральном соборе г.Вильны. В 1876 году он был назначен штатным законоучителем Мариинского высшего женского училища и настоятелем домовой училищной церкви. Неся в продолжение своей жизни многотрудные пастырские обязанности, О.Иоанн Берман находил время и для занятий учеными трудами. Его научное наследие вызывает 'живой интерес и ^ тоьрежтотаж. кождотатежй. ъ области этнографии и фольклора, о чем может свидетельствовать специальный раздел книги, посвященной деятельности О.Иоанна Бермана как этнографа. (У.А.Васшев1ч. 1аан Андрээв1ч Берман. В кн. "Беларуская фалькларыстыка" Мн. 1989. С.73-82). Будучи необычайно скромным человеком, О.Иоанн Берман чрезвычайно редко публиковал свои сочинения, особенно те, которые не были непосредственно связаны с его пастырской деятельностью. Тем не менее, страницы многих изданий второй половины XIX и начала XX веков сохранили интересные научные работы О.Иоанна Бермана. Первая фундаментальная работа под названием: "Порядок народного времяисчисления и праздничные обычаи в Северо-Западной Руси" была опубликована в "Виленском вестнике" (см.: Виленский вестник 1869. №№ б, 7,12,19,34, 39). В этом же году в Вильно увидело свет и отдельное издание этой работы под тем же названием. В 1870 году была опубликована статья О.Иоанна Бермана "Наблюдения нашего северо-западного крестьянства относительтно погоды и урожая", посвященная крестьянской метеорологии (Виленский вестник. 1870. №№ 130,132). В 1873 году работу О.Иоанна Бермана "Календарь и народные предания в Воложинском приходе" опубликовало весьма авторитетное в ученом мире издание "Записки Русского императорского географического общества"-.За эту работу О.Иоанн был удостоен географическим обществом бронзовой медали, В 1880 году "Литовские епархиальные ведомости" опубликовали обширную статью о.И.Бермана "Касательно жгучих вопросов современного пастырства". В статье проводится мысль о необходимости бережного и тактичного отношения к национальным традициям. (Литовские епархиальные ведомости. 1880. №№6,9,13,15). Последняя из известных нам этнографических работ о.И.Бермана "Колдуны и знахари западно-русских простолюдинов" была опубликована спустя десять лет после его кончины (Виленский вестник. 1903. №№ 152,158,160, 164). О.Иоанн Берман с самого основания "Виленского календаря" вел в этом издании церковно-религиозный отдел. Неожиданная кончина протоиерея Иоанна Бермана последовала 1бянваря 1893 года. Однако неожиданной она была только для окружавших его. Сам же О.Иоанн ее предвидел; ибо, находясь еще в полном здравии, он за несколько месяцев до кончины указал место своей могилы на городском кладбище. Накануне кончины он говорил о том, чтобы у гроба его не произносились слова и речи. Просил он только молитв о себе. И, по свидетельству очевидцев, отошел ко Господу тихой кончиной праведника. В этой же церкви продолжал нести диаконское послушание о.Моисей Корнилович, служивший здесь с 1856г. В начале 18б8 года к Свято-Константино-Еленинской церкви был рукоположен выпускник Литовской духовной семинарии Андрей Корнилович. Через некоторое время он был перемещен к Свято-Иосифовской церкви местечка Илья. В 1869 году на настоятельскую должность к Свято-Константино-Еленинской церкви был назначен священник Платон Когачевский. В 1871 году по долгу службы покидает приход Свято-Константино-Еленинской церкви ее благоустроитель священик Антоний Адамович. После более чем 20-летнего служения при Воложинских церквях о.Антоний определяется на место настоятеля церкви в город Видзы. Здесь, после долголетнего и успешного служения, о.Антоний скончался 14 июня 1887 года (15). В 1872 году, в связи с распоряжением об упразднении в штатах сельских церквей должности диакона, перемещается на место псаломщика в Мядельскую церковь диакон Моисей Корнилович. В 1882 году он будет рукоположен во иерея к Камень-Спасской церкви, и 2 ноября 1892 года на 72-м году жизни закончит свой земной путь(1б). В мае 1875 года приход Свято-Константино-Еленинской церкви объявляется самостоятельным. В ноябре этого же года сюда на священническое служение, вместо перемещенного в Габы о.Платона Когачевского, определяется учитель Жировичского духовного училища Иосиф Не-дельский (17). На должность старосты церкви в 1876 году был избран крестьянин из Воложина Григорий Мышлион. Он более 30 дет оставался здесь церковным старостой, немало потрудившись над благоукрашением храма, за что ему неоднократно выражаема была признательность и преподаваемо архипастырское благословение. Имеются свидетельства о том, что в 1875 году при Свято-Константино-Еленинской церкви существовала богадельня, Она помещалась в специально устроенном для нее прихожанами особом доме. Пребывало тогда в богадельне четверо призреваемых, которые содержались на доброхотные пожертвования прихожан и клира (18). В 1876 году, при настоятеле О.Иосифе Недельском, церковное здание было капитально отремонтировано, после чего был начат сбор добровольных пожертвований на благоустроение храма. В одном только 1881 году прихожанами было предоставлено для этой цели 458руб. Обкоп. В октябре 1881 года настоятелем Свято-Константино-Еленинской церкви был определен священник Михаил Плисе, закончивший в 1879 году Литовскую духовную семинарию. Тщанием о.Михаила в 1883 году в помещении церковной богадельни была открыта церковно-приходс-кая школа, которую посещало 36 детей. Учительствовал в школе сам О.Михаил, а помощником его в деле обучения был крестьянин Михаил Трепаш-ко. В 1884 году в трех деревнях, относящихся к приходу Свято-Константино-Еленинской церкви, — Журавцы, Чер-товичи и Августов — открываются школы грамотности (19). Когда в 1885 году О.Михаил оповестил о необходимости ремонта здания богадельни и церковно-приходс-кой школы, то на помощь пришли Епархиальный училищный совет, предоставивший на ремонт 100 рублей, и Ви-ленское Свято-Духово братство, братчики которого выслали на эти цели также 100 рублей. Во время настоятельства О.Михаила продолжался сбор средств на благоукрашение храма. Причем, сам о.на-стоятель в 1885 году пожертвовал сторублевый билет Госбанка. В 1886 году на собранные суммы вся внутренняя средняя часть храма была обшита досками и выкрашена масляной краской. На потолке над престолом была выполнена роспись, в виде голубя в сиянии изображающая Свя-таго Духа. Под куполом иконописец изобразил Нерукотворный лик Спаса с двумя херувимами по сторонам Его. В конце июля 1887 года в Воложин прибыл для обозрения здешних церквей правящий архиерей епархии — архиепископ Литовский и Виленский Алексий. Преосвященный владыка молился за Всенощным бдением в Свято-Константино-Еленинской церкви, посетил народную школу и осмотрел строящееся при Констатино-Еленинс-кой церкви здание церковно-приходской школы (20). Работы по благоукрашению храма продолжались и в последующее время. Так, в 1890 году была перекрашена крыша храма и колокольни. В этом же году вокруг храма возведена новая каменная ограда. В 1899 году тщанием О.Михаила производится еще один ремонт, в ходе которого были окрашены потолки и обновлен иконостас. Общие затраты на ремонт составили 350 рублей. В обновленную церковь жена о.Михаила — Александра пожертвовала паникадило в 36 свечей (21). В 1900 году было закончено строительство нового причтового дома. За понесенные труды настоятель церкви священник Михаил Плисе награжден в 1892 году скуфьей; в 1896 году за отлично-усердную службу ему пожаловано право ношения камилавки. В 1897 году О.Михаил утвержден в должности благочинного Воложинского округа. По данным, которые содержатся в клировой ведомости Свято-Константино-Еленинской церкви, в 1892 году в приходе насчитывалось 2747 прихожан, которые обитали по 349 дворам. Земли церковной было, как и прежде, 92 десятины, из которых пахотной —50 десятин и сенокосной — 34 (22). В середине 80-х годов в другом воложинском приходе — Свято-Иосифовском — появилась приписная часовня. Обстоятельства открытия этой часовни таковы. Еще в 1850 году на католическом кладбище тщанием графа Тышкевича была построена каменная каплица для костела бернардинцев. После того как костел был обращен в православную церковь, богослужений в каплице не совершалось, каплица стала приписной к костелу в деревне Заб-резье. В 1884 году власти предприняли попытку закрыть католическое кладбище и каплицу Эти намерения встретили протест со стороны католиков. Они составили жалобу и отправили ее на имя Государя Императора. Но это обращение, очевидно, осталось без последствий, ибо в 1885 году кладбище было всё же закрыто, а каплица передана Свято-Иосифовскому приходу Через год на пожертвования прихожан был устроен в каплице иконостас и заменена крыша. И 20 октября 1886 года наместник Виленско-го Свято-Духова монастыря архимандрит Варсонофий освятил новоустроенную часовню в честь Преображения Господня. В последующем она была известна как Спасо-Преображенская Воложинско-Капустинская кладбищенская часовня. В ночь на 11 марта 1895 года неизвестный злоумышленник проник в часовню, сорвал с царских врат завесу, снял с жертвенника коленкоровую срачицу и бросил ее на престол. Был унесен медный напрестольный крест, который вскоре обнаружился у крыльца Свято-Константи-но-Еленинской церкви. По причине этих святотатственных действий пришлось особо совершать чин освящения престола (23). 16 января 1900 года О.Михаил Плисе совершил в Свя-то-Константино-Еленинской церкви последнее здесь свое богослужние. По воле епархиального начальства, он должен был перейти служить в Пречистенский Вильнюсский кафедральный собор. Прихожане прощались со своим пастырем с чувством благодарности, особо вспоминая его труды по благоукрашению храма и по устроению церков-но-приходской школы, одной из лучших в епархии, и сельских школ грамотности. За время служения в Воложине о.настоятель Свято-Константино-Еленинской церкви приобрел любовь и уважение не только своих прихожан, но и всех людей, знавших его. По отъезде О.Михаила настоятелем храма с 21 января 1900 года был определен священник Гавриил Пигулев-ский. Благочинным Воложинского округа был назначен настоятель церкви в Словенске священник Иоанн Орловский (24). Тщанием о.Гавриила Пигулевского в 1907 году на добровольные пожертвования прихожан на церковном здании была устроена новая крыша. В 1910 году церковное здание окрашено масляной краской. В 1912 году настоятелем Свято-Константино-Еленинской церкви становится священник Владимир Доломанов. По сведениям, которые О.Владимир предоставил в Вилен-скую духовную консисторию, к этому времени причт владел 92 десятинами земли. Годовой кружечный доход составлял в 1916 году 320 рублей. От государства священник получал 411 рублей Зб копеек жалования, псаломщику полагалось 124,8 руб. В приходе было 3980 прихожан, проживавших на 487 дворах. По-прежнему проводились занятия в двуклассной церковно-приходской школе, устроенной еще О.Михаилом Плиссом (25). В то же время во владении Свято-Иосифовской церкви находилось 185 десятин земли. Ее приход объединял 650 дворов, где проживало 5290 прихожан. По официальным данным, в Воложине в те времена было двести католиков, а представителей иных вероисповеданий (преимущественно, иудеев) насчитывалось две тысячи человек (26). События первой мировой войны нанесли Воложин-ским церквям и городу значительный урон. Воложин являлся прифронтовым городом, что привело к многочисленным разрушениям и утратам. В результате пожара, возникшего в ходе боевых действий 1918 года, до тла сгорела воложинская святыня, "матерь Воложинских церквей" — церковь св. Параскевы. В Свято-Иосифовском храме почти полностью выгорела его внутренняя часть вместе с церковной утварью. В 1921 году по окончании военных действий последовало переустройство государственных границ и Воложин оказался на территории Польши. Новые власти стали производить так называемую "ревиндикацию" церковных змель и храмов. В результате Свято-Иосифовская церковь стала опять римо-католическим костелом, а в 1923 году за ней последовала и кладбищенская Спасо-Преоб-раженская часовня, бывшая приписной к Свято-Иосифовскому храму Таким образом, более пяти тысяч прихожан Свято-Иосифовского прихода остались без своих храмов. Земельный надел Свято-Иосифовского прихода был сокращен новыми властями до 31-ой десятины. В феврале 1920 года служить на Свято-Иосифовский приход прибыл протоиерей Владимир Василевский. Начались хлопоты по строительству нового храма. Однако отсутствие квалифицированного архитектора, который мог бы подготовить проект церковного здания, препятствовало началу строительства. Тем временем, в этом же 1920 году, усилиями прихожан удалось выстроить новое, временное, как тогда думали, церковное здание. Строительной основой этой церкви послужило здание бывшей ремесленной школы. Освящена новая церковь была во имя св. Параскевы. Для строителей церкви было, видимо, ясно, что по своей изначальной некрепости церковь долго не простоит; не вполне удовлетворительными были и ее размеры. Поэтому хлопоты по построению нового храма были продолжены. Архивы хранят письмо протоиерея Владимира Василевского, отправленное епархиальному начальству уже в 1923 году В письме настоятель прихода обращался с просьбой помочь найти нужного специалиста-проектировщика (27). Но как потом оказалось, новопостроенная для прихожан Свято-Иосифовского прихода.Несмотря на то, что Свято-Иосифовский храм был возвращен католикам, название православного Свято-Иосифовского прихода продол жало сохраняться в официальных документах до 40-х гг. Церковь долгие годы оставалась единственным местом совершения богослужений. Приход продолжал оставаться весьма многочисленным. Так, например, в 1936 году он насчитывал 5470 душ обоего пола. Поскольку вместимость церкви была явно недостаточной, то считалось, что Свято-Иосифовский приход нуждается в постройке вместительного храма. Однако, осуществить это намерение в межвоенный период не представилось возможным. • • В Свято-Констанитно-Еленинской церкви, которая, по милости Божией, не получила никаких повреждений во время военных действий, по-прежнему совершались богослужения, которые отправлял священник Владимир Доломанов. Его настоятельство продолжалось неопусти-тельнос 1912 года. Нужно отметить, что в Воложине О.Владимир не был новичком: его здесь хорошо знали. После окончания в 1900 году Литовской Духовной семинарии он служил здесь учителем 2-х классной церковно-приходской школы, пока 2 июня 1901 года не был поставлен во иерея к Дембровской церкви в Лидском уезде ("Литовские епархиальные ведомости." 1901. №23). - • Ко дню Св. Пасхи 1926 года за богослужением в Ви-ленском Свято-Духовом соборе О.Владимир был возведен в сан протоиерея. В этом же году он утвержден духовником Воложинского благочиния. О.Владимир активно участвовал в организации сбора средств на содержание приюта для сирот при Виленс-ком Свято-Духовом монастыре. В 1929 году, например, для облегчения участи призреваемых в приюте, он собрал среди своих прихожан 9 пудов и 20 фунтов крупы и 8 аршин полотна. В 1932 году митрополит Варшавский Дионисий пожаловал протоиерею Владимиру Доломанову палицу. Ко всеобщей печали прихожан, в 1935 году О.Владимир, страдавший болезнью легких, скончался. Ко времени своей кончины он имел за плечами 35-летний опыт священства. 23 года из них им было посвящено пастырскому служению при Свято-Константино-Еленинской церкви (28). По кончине протоиерея Владимира Доломанова настоятелем церкви становится молодой выпускник богословского факультета Варшавского университета священник МДемьянович. В это время при церкви насчитывалось 4389 прихожан; церковный земельный надел составлял 33 десятины; кружечный сбор доходил до 1000 злотых в год. От Польского государства священник получал 25 злотых жалования. Церковно-приходская школа с начала 20-х годов не работала. Необходимо подчеркнуть, что существовавшая до первой мировой войны система образования к концу 30-х годов претерпела существенные изменения и находилась в упадке. Так, например, в 1936 году в Воложинс-ком благочинии действовало 90 школ; однако, все они были начальными. Последняя средняя школа здесь была закрыта в 1935 году из-за недостатка средств на ее содержание (29). После начала второй мировой войны богослужения в храме святых Константина и Елены совершались неопу-стителыю. Служил здесь все время войны священник Михаил Бубен. Вскоре после занятия Воложина немцами в 1941 году прихожане Свято-Иосифовского прихода решили осуществить свое давнее намерение: возвести вместо временно устроенной в 1921 году церкви святой Параскевы новый вместительный храм. Для организации строительных работ был создан церковно-строительный комитет, который возглавил настоятель Свято-Иосифовского прихода священник Платон Слиж. Место для нового храма выбрали на расстоянии одного километра от Свято-Константино-Еленинской церкви. По поводу закладки храма на месте строительства в сентябре 1941 года был отслужен молебен, в котором приняли участие многочисленные прихожане, о.Платон Слиж, настоятель Свято-Константино-Еленинской церкви О.Михаил Бубен и приехавший по этому поводу из Минска протоиерей Владимир Финьковский. Решено было возвести новый храм в память "матери Воложинских церквей" Свято-Параскевинской церкви. Военное время создавало многочисленные препятствия для проведения строительных работ, и поэтому строительство продолжалось до 1944 года. Новопостроенный храм было решенп освятить в честь Вознесения Господня. Общая площадь церкви составила 230 кв.м. В храм был принесен св. антиминс, который был подписан епископом Александром и предназначен для церкви деревни Шалыги. Военные действия 1944 года препятствовали совершению в церкви богослужений, а после прихода Красной Армии они и вовсе были прекращены. Служить в церкви разрешено было только в 1946 году (Зб). С этих пор оба многолюдные Воложинские прихода стали иметь, как это было и прежде, по особому храму t" Первым настоятелем Спасо-Вознесенской церкви стал ее строитель протоиерей Платон Слиж. Однако, вскоре после войны он был арестован и в 1951 году осужден на 10 лет. Находясь в заключении о.Платон скончался. Впоследствии обвинение, предъявленное протоиерею Платону ,было признано вздорным,он был посмертно реабилитирован. Нам известно, что Платон Слиж, уроженец деревни Лоск, окончил в 1927 году Виленскую духовную семинарию. После того, как в 1938 году за свои антипольские взгляды был уволен настоятель Воложинского Свято-Иосифовского храма протоиерей Сергий Кубасвский, настоя-телем'там стал о.Платон. Свято-Иосифовский приход считался одним из лучших в епархии. По милости Божией, Свято-Константино-Еленинс-кая церковь и во время второй войны не пострадала, и богослужение в ней совершалось. Техническая комиссия, обозревавшая храм в 1952 году, пришла к выводу, что церковное здание находится в хорошем состоянии и в ремонте не нуждается, а дом священника требует немедленной починки. Нуждалась в ремонте также и построенная еще в 1900 году деревянная, площадью 84 кв.м., крытая соломой сторожка. Тщанием О.Михаила Бубена, который продолжал здесь священствовать и после войны, в 1950 году вокруг церковного погоста была устроена новая ограда. Был построен также дом для псаломщика, столярные работы в котором предполагалось произвести в 1952 году По состоянию на 1948 год в пользовании у настоятеля находилось 2,67 га пахотной земли. В 1951 году настоятелем церкви был назначен священник Леонтий Кульчицкий, отец которого Нил Кульчицкий священствовал в 20-х годах в Гапуте. Причиной появления нового настоятеля стал арест О.Михаила Бубена. Он, также как и протоиерей Платон Слиж, был арестован по такому же вздорному обвинению ив 1951 году осужден к длительному сроку лишения свободы. Впоследствии, как репрессированный незаконно, О.Михаил был реабилитирован. В начале 50-х годов церковным старостой Свято-Константино-Еленинской церкви был Григорий Михайлович Пасеко. Его избрали на эту должность еще в 1946 году и служение в ней он продолжал более пятнадцати лет. До 1957 года при Свято-Константино-Еленинской церкви сохранялся антиминс, который был выдан 29 июня 1903 года архиепископом Виленским и Литовским Макарием. На церковной колокольне было три колокола весом Зб5,16 и 8 кг. В 1957 году в приходе насчитывалось 18 населенных пунктов, до самого дальнего из которых — деревни Борки — было 15 км. В августе 1956 года к настоятельскому служению был призван протоиерей Валериан Морозов. В этом же году определено было от прихода постоянное жалование: священнику — 500 рублей, псаломщику — 250 рублей ежемесячно. При протоиерее Валериане Морозове, был обращен в пользу государства священнический дом для того, чтобы устроить в нём дом пионеров. В начале 60-х годов, оказавшихся горестными для нашей Церкви, в Свято-Константино-Еленинском храме служил протоиерей Константин Ленько, который был одновременно и Воложинским благочинным. На смену О.Константину пришел его родной сын — священник Иоанн Ленько (ныне протоиерей). В конце 50-х — начале 60-х годов властями было введено правило, в соответствии с которым в одном населенном пункте не должно было находиться более одной церкви. Это правило, хотя и находилось в явном противоречии с интересами верующего народа, осуществлялось властями с неукоснительной обязательностью. В результате этого многие приходы на Беларуси лишились своих святынь, а чада Церкви — духовного окормления. Дошел черед и до Воложина. Началось с того, что 25 мая I960 года в административном порядке был упразднен приход Спасо-Воздвиженской церкви. Храм был запечатан, совершение в нём богослужений запрещено, а прихожанами предписано посещать Свято-Константино-Еленинскую церковь. Всё церковное имущество и утварь надлежало из храма вынести. Настоятель Спасо-Вознесенской церкви протоиерей Александр Волосович был перемещен на священническое место при Свято-Константино-Еленинском храме. Однако прихожане отказались перевозить церковное имущество. В качестве ответной меры власти запретили совершение богослужений и в Свято-Константино-Еленинской церкви, а ее настоятель оАлександр Волосович 24 декабря 1961 года переведен в Блонь. Спустя несколько месяцев, противостояние между властями и церковным народом переходит в открытое столкновение. Как можно судить по сохранившимся свидетельствам очевидцев, к решительным действиям власти приступили 23 мая 1962 года. В три часа ночи, предварительно отключив свет по всему городу и мобилизовав рабочих межколхозстроя, райкомхоза и РМТС, разрушители подъехали на грузовой машине к Спасо-Вознесенской церкви, разбили окна, взломали замки; поломали, побили и расхитили церковное имущество. К церкви прибежали близко живущие люди, однако, над ними была учинена расправа, подобная, по словам очевидца, той," как расправлялись с нами немецкие гестаповцы". Людей таскали за руки и ноги по земле, награждая их при этом " самыми жестокими пинками". Весь город поднялся на ноги и каждый стремился бежать к месту происшествия, но подходы к церкви были перекрыты " пикетами милиции, расставленными по всем улицам. У некоторых (дворов) снаружи были проволокой завязаны калитки, чтобы преградить путь". Очевидцы свидетельствуют, что весь город не спал " в ту злополучную ночь. ...дети, наше новое поколение, были свидетелями ночного грабежа" (31). Вскоре после ночного погрома здание Спасо-Вознесенской церкви было разобрано; на его руинах власти предполагали вскоре построить детский сад. Тем временем службы в Свято-Константино-Еленинской церкви были возобновлены. В последующее время здесь проходили настоятельское служение протоиерей Петр Митько, священники Георгий Каминский, Алексей Петрусевич и Петр Ильенец. О. Петр Ильенец трагически погиб в 1988 году и настоятелем церкви стал священник Димитрий Огиевич, ранее служивший в Полоцкой епархии. Свято-Константино-Еленинская церковь продолжа-.ет оставаться единственной приходской церковью в древнем и славном церковными традициями городе Воложи-не. В 1991 году церковный приход включал в себя 26 населенных пунктов, до самого дальнего из которых было 17 километров. Церковь расположена в центре современного Воложина. Добротно построенное из дерева церковное здание хорошо сохраняется. Последний капитальный ремонт производился в 1989 году Общая площадь церкви с алтарем и притвором составляет 375 кв.м. Пол в храме деревянный, крыша крыта кровельной жестью. Иконостас двухъярусный; в первом ярусе помещено четыре иконы, во втором — шесть. Внутренние стены ок рашены масляной краской и частично расписаны. Церковь не отапливается; освещается электричеством. Престол в церкви один — во имя святых великих царей равноапо-столов Константина и Елены. Св. антиминс к церкви вы-.дан 17 августа 1957 года митрополитом Минским и Белорусским Питиримом. На колокольне, расположенной во фронтонной части церковного здания — пять колоколов весом от 25 до 380 кг. Три из них были приобретены стараниями свяще-ника Димитрия Огневича в 1989 году. На церковном погосте сохраняются захоронения четырех священников, пяти матушек и трех учительниц церковно-приходской школы. Погост обнесен прочной каменной оградой и дополнительно устроенной в 1983 году металлической сеткой. В пределах прихода 15 кладбищ, на одном из которых сохранилась кладбищенская часовня, известная, как Спасо-Преображенская Воложин-ско-Капустинская. В ней предполагается совершение богослужений. Причт Свято-Константино-Еленинской церкви окормляет соседний приход Спасо-Преображенской церкви в деревне Довбени. На церковном погосте со стороны алтарной части храма выстроен причтовый дом. Здесь же в 1991 году построено здание для приходской церковной школы, которую в 1992 году посещало 47 учеников. Причт церковный составляют священник и псаломщик. За богослужениями поет постоянный церковный хор из 10 человек. Прихожане особо почитают праздничный день Преображения Господня, день памяти свв. Космы и Дамиана (14 ноября), праздник св. Параскевы (1 ноября) и престольный праздник (3 июня). В эти дни совершаются крестные ходы, водосвятия, служатся молебны, Город Воложин и сегодня традиционно является центром одноименного благочиннического округа Минской епархии. Сейчас благочинным этого округа является настоятель Свято-Константино-Еленинской церкви священник Димитрий Огиевич. БИБЛИОГРАФИЯ: 1. Slownikgeograficzny. TXUL - W-wa, 1893. - S.910. 2. Материалы для географии и статистики России. Виленская губерния.- СМ, 1864/- С.734. 3. Збор помшкау zicmopbii i культуры Белорус!. Ммская вобласць. Кн.1.- Мн.19б7.- С.105. 4. ГИА Литвы, ф.13б. оп.1, д.41256, лл.837-38 5. ФВЛокровский. Археологическая карта Виленской губернии... — Вильно, 1893. — С.89. 6. Археологический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси. ТХ. - Вильно, 1874. - С.299-300. 7. ГИА Литвы, ф.б05, оп.б, д.б9, л.26-28 об. 8. Литовские Епархиальные Ведомости. — 1864- -№17. 9. То же, 1865 . - №9, №12. 10. ГИА Литвы, ф.б05, оп.б, д.б9, л.2б. 11. Вестник Западной России. KuJ. T.I. — 1867. — С.89. 12. ГИА Литвы, ф.б05, оп.б, д.70, лл.5-9. 13. То же, ф.б05, оп.4, д.771,лл,1-3. 14. То же, ф.б05, оп.б, д.б9, л.1б об. 15. Литовские Епархиальные Ведомости 1887. — №32. 16. Литовские Епархиальные Ведомости 1892. —№52. 17. То же, 1875.-№23, 46. 18. То же, 1875.-№27. 19. То же, 1885. -№23. 20. То же, 1887.-№28. 21. ГИА Литвы, ф.б05, оп.9, д.50б, л.17 об; Литовские Епархиальные Ведомости. — 1900. -№5, 22. Н.Извеков. Статистическое описание православных приходов Литовской епархии. — М., 1893. - С.32. 23. Литовские епархиальные ведомости. — 1895. -№№13, 17. 24. То же, 1900. - №5. 25. ГИА Литвы, ф.б05, оп.б, д.70, лл.2-6. 26. ГИА Литвы, ф.б05, оп.б, д.70, лл.7 об.-14. 27. ГИА Литвы, ф.б05, оп.11, д.135б, л.80. 28. ГИА Литвы, ф.б05, оп.13, д.54, лл.1-38. 29. ГИА Литвы, ф.б05, оп.12, д.1888, лл.ИЗоб-120; ф.б05, оп.11,д.1118, лл.10-13. 30. Архив Минского Епархиального Управления, дело церкви. 31. Белорусский государственный архив ф.951, оп.З, д.4, лл.2б1, 263, 276, 300.

Опубликовано на Порталусе 03 сентября 2005 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама