Главная → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → Александр Рудаков - Как движение за эмансипацию негров дало неожиданные всходы в России
Дата публикации: 20 октября 2006
Автор(ы): Александр Рудаков →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Традиции постмодерна →
Источник: (c) http://kitezh.onego.ru/ →
Номер публикации: №1161331797
Александр Рудаков, (c)
На этом печальном фоне негритянские элиты и создавали свой "опиум для народа". Со страниц газет, издаваемых Маркусом Гарви, его соплеменники узнавали о великих деяниях африканских вождей, о мужестве негритянских воинов, об "отсталости" и "культурной неполноценности" европейских народов.
"В ту пору, когда Европа была населена людоедами, дикарями, отвратительными варварами и язычниками, Африку населяла раса культурных черных людей, искусных в художестве, науках и литературе, людей просвещенных и утонченных, которые, как говорят, были подобны богам" ("Философия и взгляды Маркуса Гарви", "Курьер Юнеско", январь1982).
Политический проект Гарви был чем-то схож с сионистским. Долгие годы его организация готовила переселение негров из Америки в Африку, однако проект провалился по финансовым причинам. Основанная им судоходная компания "Черная Звезда" обанкротилась, и ни один из закупленных ею кораблей так и не стал негритянским "Мэйфлауэром". Гарви был брошен в тюрьму и выслан из США на Ямайку, а оттуда уехал в Лондон, где в нищете и безвестности окончил свои дни в 1940 году.
Однако годы миссионерской проповеди не пропали даром, и с течением времени вокруг его учения возник настоящий культ. Идеи о величии чернокожих и об их превосходстве над белыми дикарями-людоедами начали овладевать умами все большего числа англоязычных афроамериканцев. Осознав свой народ великой расой, которая ничем не хуже, а даже лучше остальных, негритянские интеллектуалы принялись активно конструировать собственную религию, взяв за основу древние религии Африки и своеобразно понимаемые ветхозаветные пророчества.
"Смотрите на Африку, где будет коронован черный король, ибо день избавления приблизился" (Себастьян Кларк "Регги: музыкальный феномен Ямайки"), проповедовал Маркус Гарви своим экзальтированным слушателям. Эфиопскому императору Хайле Селассие, носившему до своей коронации в 1930 году имя Раса Тафари, отводилась в новой религии уникальная роль. Потомок царя Соломона и царицы Шебы, он рассматривался как "император последних времен", наследник былого могущества и величия черных королей. Однако движение растафари, весьма влиятельное и многочисленное в 70-е годы, получило удар с самой неожиданной стороны. Пришедшие к власти в Эфиопии в 1974 году марксистско-ленинские племена удавили "воплощение бога Джа" тривиальной подушкой, причем руководствуясь при этом не какими-то антисакральными мотивами, а попросту горя желанием "пришить" конкурента.
"Культурным героем" нового проекта стал ямайкский певец-растафарианец Боб Марли, с именем которого невиданный доселе стиль песен "реггей" вошел в культурный обиход современного мира. С ним пытались экспериментировать многие музыканты андеграунда - и даже попсовая группа "BONEY М", столь ценимая когда-то на просторах Советского Союза. Но это было уже, конечно, не реггей, а его коммерческий вариант.
Сама же музыка растафарианцев была в первую очередь культовой. Экзотикой она могла показаться разве что меломанам, ищущим в национальных культурах нечто экстравагантное. Но даже они зачастую проникались ее сутью (или делали вид), во всяком случае широко использовали растафарианские символы льва, "системы» и ненавистного "Вавилона".
Великая мечта, однако, не умерла. На Ямайке растафари оставались наиболее влиятельным массовым движением, заметно их влияние на культурную и политическую ситуацию в мире сегодня. Но более интересны .нежданные всходы, которые учение дало в белом мире, особенно в современной России.
"Раста" наряду с прочими субкультурными проектами стала одним из наиболее привлекательных для российской молодежи способов бегства от мира. Культовый музыкальный стиль реггей, взращенный Бобом Марли и его группой "THE WAILERS", стал небывало культовым и в России, ему отдали дань практически все идолы отечественного рок-н-ролла - от Гребенщикова ("Джа даст нам все, у нас больше нет проблем") до Летова ("Однажды утром в Вавилоне пошел густой снег..."; Вавилон для растафари - символ ненавистной системы угнетения). Да и современные звезды андеграунда вроде Ольги Арефьевой используют мотивы реггей и pacты в своем творчестве.
Современные растафарианцы-любители, однако, едва ли при этом подозревают, что их гуру Боб Марли отошел от догм paсты, войдя в лоно Эфиопской Христианской Церкви, считающейся и называющейся иначе "древлеправославной" - одной из самых строгих Церквей мира. Он принял крещение и причастился у православного священника, после чего не нуждался ни в новых религиях, ни в экзотических расовых мифологиях.
Опубликовано на Порталусе 20 октября 2006 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK