Рейтинг
Порталус

МАРТ – ВРЕМЯ ВСПОМИНАТЬ О ВЕЧНО ЖИВЫХ: Андрей Миронов и Юрий Богатырёв

Дата публикации: 07 марта 2007
Автор(ы): Татьяна Николаевская
Публикатор: Nika
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Театр и кино →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1173297325


Татьяна Николаевская, (c)

Сайт автора: http://nika-23062006.narod.ru

В марте-месяце 40-х годов ХХ столетия родились два популярнейших артиста Андрей Миронов и Юрий Богатырев. Они никогда не играли в одном театре и трудно вспомнить фильм, в котором бы они вместе снимались – разных режиссеров они привлекали, в разных амплуа работали. Один казался открытым весельчаком, другой подчас производил впечатление замкнутого сноба. Первый – общепризнанный поклонник женской красоты, о втором молва бесстыдно «шепчет» прямо противоположное – о глубоко личном (о чём, к слову, сам Юрий Богатырев никогда не распространялся).
Что же может быть общего между этими людьми кроме профессии, знака зодиака и принадлежности к одному поколению (оба родились в 40-е, юно хулиганили в 50-е и повзрослели к 70-м)? Впрочем, в биографии этих артистов есть ещё один общий и, безусловно, значимый факт: А.Миронов и Ю.Богатырев одинаково решили для себя вопрос, куда пойти учиться? – их объединяет актёрская школа, они оба – выпускники Театрального училища им. Б.В. Щукина.
Но творческие судьбы связывают не только подмостки и стены, есть нечто и поважнее: то, что остаётся во времени и пространстве, но от них уже не зависит – след после смерти или жизнь после жизни. А в реальном пространственно-временном поле стоит искать лишь приметы того, что сближает предназначенных в вечно живые.


«Вечно живые» – так называется пьеса Виктора Розова, бывшая очень популярной в Советском союзе и не только. На «буржуазном» Западе большим успехом пользовался художественный фильм «Летят журавли» – призёр Каннского кинофестиваля – в основе сценария которого «Вечно живые».
Главный герой «Вечно живых» уходит добровольцем на Великую Отечественную Войну и вскоре погибает – умирает молодым. Но остается жить его дело (работа, которая оказалась очень нужной людям) и продолжает жить любовь к нему друзей и близких, которых после его гибели становится всё больше – получается, парень остаётся живым навечно. Совершенно очевидно, что «Вечно живых» Виктор Сергеевич Розов посвятил не только героям войны, но и всем тем, память о которых преодолела физическую смерть и сделала их вечно живыми.
В советское время пьесы Розова шли во многих театрах и вполне понятно, что очень многие актёры той поры признание и любовь публики заслужили благодаря участию в спектаклях и кинофильмах по произведениям этого драматурга.
Возможно, что и выдающийся, можно смело сказать, великий артист – актёр Театра сатиры Андрей Миронов (1941-1989) исполнял какие-нибудь роли в розовских пьесах, но в «Вечно живых» он не играл никогда. В историю театральной культуры вошли другие герои Андрея Миронова – Чацкий («Горе от ума»), Олег Баян («Клоп»), Мекки Нож («Трёхгрошовая опера»)... и, конечно же, Фигаро, которому аплодировал бы сам Бомарше, если бы ему посчастливилось увидеть свою пьесу на сцене Московского театра сатиры.
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» и стал последним спектаклем в жизни Андрея Миронова. В 1987 году, прямо на сцене Андрея Александровича настиг смертельный приступ длительной болезни, которую этот мужественный человек преодолевал многие годы, не прерывая работу и не позволяя себе «расслабиться» на больничной койке.
«Я вступил на эту дорогу, сам того не зная, и сойду с неё, сам того не желая...» – эти слова до сих пор звучат в ушах многих, кто стал свидетелем тех трагических событий на сцене Рижского драмтеатра, в котором проходили гастроли Театра сатиры...
Теперь уже трудно сказать насколько «сам того не зная» вступил на дорогу актёрства Андрей Миронов. Но доподлинно известно, что не знали об этом его родители – Мария Миронова и Александр Менакер (знаменитый эстрадный дуэт) – которые до последнего, до оглашения списков первокурсников Щукинского театрального училища, верили и надеялись, что их мальчик поступает в Институт иностранных языков!
Конечно, послушать многих отцов и матерей актёрских династий – это всегда так: никто ничего не знал, он или она втайне от родителей пошли и поступили – сами, без блата и протекции. Но в случае с Андреем Мироновым, наверняка так и было – ведь он достаточно быстро стал не просто знаменитым, а настоящим кумиром и любимцем публики, он сам стал мечтой и сказкой для многих, так зачем нужно было ещё и сочинять новую?!
Хотя возможно, педагоги – члены приёмный комиссии – могли знать, чей он сын. Но «донести» родителям о том, что Андрюша поступает в училище, наверное, и в голову никому не приходило – трудно было представить, что такого талантливого мальчика мама с папой видят на каком-то ещё поприще кроме актёрского.
Вопреки расхожему мнению, театральная природа не захотела отдыхать на сыне звёздного семейства – Андрей Александрович стал великим, воистину народным артистом.
Общеизвестно, что народную славу приносит кино и телевидение. Можно играть главные роли в театре хоть каждый день – тебя в родном дворе узнавать не будут, но стоит засветиться на киноэкране или, еще лучше, в «телевизоре» и всё, «звезда» готова – по крайней мере, «этого сезона». Слово «звезда» как-то утратило свой неастрономический смысл, им все больше какую-то пыль называют и не всегда звёздную... И именно тех, кто этого названия достоин, уже звездой величать и не хочется. Поэтому придётся просто отметить, что на фильмах с участием Андрей Миронова выросло не одно поколение.
И хотя киноартист Миронов известен в основном по комедиям («Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Приключения итальянцев в России» Э.Рязанова, «Брильянтовая рука» Л.Гайдая, «Человек с бульвара капуцинов» А.Суриковой и мн.др.), его работа в фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин» не менее запомнилась зрителям. Трудно вспомнить в нашем кинематографе столь бьющую по нервам своей неожиданностью, ужасающую своим натурализмом и, в то же время, целомудренную, строго сыгранную сцену смерти, которая настигает журналиста – героя Миронова – погибшего от ножа бандита, когда вроде все преступники уже арестованы и ничего плохого не должно случится.
Искусство подчас так достоверно, почти документально воспроизводит жизнь, что бывает трудно поверить, будто разыгранный на сцене сюжет – лишь причуда драматурга, выдумка, актёрство, – и, напротив, действительно случившееся кажется невероятным, фальшивым и невозможным. И сейчас, 20 лет спустя, после трагических событий в Риге, реальность смерти А.Миронова всё ещё вызывает сомнения – ведь он был такой удачливый, такой светлый и такой живой, что просто не мог умереть! Да он и не умер, наверно, его смерть -– это просто затянувшийся розыгрыш, шутка, которую иногда проделывают с простыми смертными вечно живые...

В городе, где так страшно «пошутил» Андрей Миронов, за 40 лет до того – т.е. в 1947 году – родился другой замечательный (и тоже не страшно сказать – великий) артист Юрий Богатырёв. Так что не все дороги ведут в Рим. Иногда дороги жизни и смерти странным образом пересекаются в Риге!
В отличие от Андрея Миронова Юрий Богатырев играл в «Вечно живых». В этом спектакле, который не сходил с афиши Театра «Современник» несколько десятилетий и был настоящим хитом театральной Москвы второй половины ХХ века, Богатырев получил одну из первых своих ролей.
Также, в отличие от Миронова, Юрий Богатырев был не из актерской, а из офицерской семьи и поступил в Щуку не прямо со школьной скамьи – к тому моменту, когда он стал абитуриентом московских театральных вузов, за его плечами было художественное училище. Занятия живописью Богатырев не оставлял и после поступления на курс Юрия Васильевича Катин-Ярцева –педагога Л.Ярмольника, Е.Кореневой, А.Житинкина и мн. др., знаменитых и сегодня театральных и кинозвёзд – и рисовал замечательные шаржи на своих однокурсников, среди которых была и Наталья Гундарева... (Необыкновенное всё-таки это поколение, сколько больших артистов оно подарило миру!) Её портрет, как и портреты Лии Ахеджаковой, Галины Волчек и других своих коллег, а также замечательные иллюстрации к «Пиковой даме» Пушкина, Юрий Богатырев впервые представил широкой публике лет за семь-восемь до своей кончины – в телепередаче «Кинопанорама», которую вёл Эльдар Рязанов и портрет которого был написан чуть ли не на глазах у изумленных телезрителей.
И хотя Юрий Богатырев, нет сомненья, не только мог бы, но и стал – состоялся – как художник, его главной музой, любовью, а, может быть, и мукой был театр. На сценах «Современника» и МХАТа, в котором Юрий Георгиевич прослужил с 1977 года по 1989-й, т.е. до конца жизни, им было сыграно немало. Оказалась востребованной индивидуальность Юрия Богатырёва и в кино. Но его герои по большей части были, если не отрицательные, то не всегда «герои».
Есть такое понятие в театро- и киноведении «герой с отрицательным обаянием», но «плохие парни», которых играл Богатырев, носили скорее отпечаток обаяния положительного (в этом можно убедится, посмотрев телеспектакли и кинофильмы с его участием). Например, его трус и подлец Марк в «Вечно живых» не просто противен и жалок – его жалко! Зритель верил, что Марк талантливый музыкант, которого нельзя отправлять на фронт – так он уникален – и порой не понимал остальных героев, которые относились к нему с нескрываемым презрением. Пожалуй, по-настоящему отвратителен в исполнении Ю.Богатырёва только Сова, Ромашка – Ромашов в телефильме «Два капитана».
«12-я ночь», «Вечно живые», «10 дней без войны» (телеверсии спектаклей Театра «Современник»), «Мартин Иден» (телефильм), кинофильмы Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Несколько дней из жизни Обломова», в котором Богатырев блистательно сыграл Штольца, «Раба любви», «Родня», телемюзикл «Дон Цезар де Базан» – комедийный опыт Богатырева, которого в роли сластолюбца-короля невозможно узнать... Не так уж и мало не только сделано, но и сохранено благодаря телевидению и киноиндустрии! Не так уж и мало... Но могло бы быть и больше. Много больше!
2 февраля 1989 года скоропостижно скончался артист театра и кино Юрий Богатырёв. Ему было неполных сорок два года – полных бы было ровно через месяц.

Андрей Миронов и Юрий Богатырёв играли в разных спектаклях, переживали творческие победы и кризисы, принимали аплодисменты, зрительские восторги и цветы на разных сценах и в разных театрах, но оба служили ТЕАТРУ преданно и до конца. И оба они – вечно живые! Ушедшие из обыденной жизни молодыми, Юрий Богатырёв и Андрей Миронов остались навеки в жизни духовной – в образах, созданных ими на сцене и киноэкране, в сердцах своих зрителей и поклонников, в культурной памяти России как достояние и гордость.
8 марта 2007 года Андрею Миронову исполнилось бы 66, а шестью днями раньше Юрий Богатырёв отметил бы свой 60-летний юбилей... Есть ли в этих датах какой-то тайный знак и смысл, пусть гадают астрологи и эзотерики. А поклонники А.Миронова и Ю.Богатырева в эти весенние дни будут по-прежнему дарить цветы своим кумирам, но уже не на сцене.



© Татьяна Николаевская. 11:35, 06.03.07, опубликовано на "portalus.ru" 07.03.07

Опубликовано на Порталусе 07 марта 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама