Рейтинг
Порталус

Принципы ознакомления детей с народным творчеством

Дата публикации: 18 апреля 2007
Публикатор: Забелина Анастасия
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО Вопросы культуры →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1176880345


Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть - активное соучастие и сотворчество и педагога и ребенка. Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали, соответственно коллизиям развертывающегося сюжета. Во-вторых, расширяя понимаемую речь ребенка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому на занятии создаются все условия, чтобы у детей 2,5 - 3,5 лет возникала потребность речевого взаимодействия с взрослым, скажем, желанием делового общения - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов «да», «нет», «так», «вот» и т.п.) Но эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников .
В-третьих, педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением.
В-четвертых, необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся событий сюжета.
При этом педагог постепенно побуждает детей проявлять самостоятельность. Давая собственную оценку, он действенно разворачивает ход своих мыслей, обосновывая то или иное решение, тот или иной выбор; учит по аналогии самостоятельно давать оценки и т.д.
Воспитатель должен помнить, что детское восприятие в этом возрасте ситуативно, поэтому так важно донести до малышей суть фольклорного произведения, развертывающихся событий. Тогда он сможет постепенно вводить детей в воображаемую ситуацию, понимать условное игровое взаимодействие с взрослым. Эта способность у детей начинает формироваться к концу второго и на протяжении третьего года жизни. Но элементы ее начинают складываться уже в начале второго года жизни, постепенно переводя детей от натуралистичности и конкретики восприятия к образности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором - принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоциональности изложения педагог поддерживает внимание детей. А это немаловажный фактор. Эмоциональные воздействия поддерживают ориентировочную активность на основе введения ориентировочных подкреплений различной модальности (зрительных, слуховых стимулов).
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, т.е. используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия). Прием инсценирования с помощью вышеперечисленных и специально подобранных средств, играет важное значение. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценирования сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы. Прием действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие.
Специальные психологи должны четко представлять функции и формы воздействия народного творчества, опираться на лучшие образцы народной культуры, которые несут в себе истинные человеческие ценности, национальный колорит и эстетические ориентиры. Психологическая фольклористика занимается изучением форм воздействия, в том числе влиянием и устного народного творчества.

Опубликовано на Порталусе 18 апреля 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама