Рейтинг
Порталус

Живопись китая с точки зрения философии

Дата публикации: 27 октября 2009
Автор(ы): Ван Цзянь
Публикатор: olenka_b
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1256607694


Ван Цзянь, (c)

Не что так реально не отличает одну культуру от другой, восточную от западной, китайскую от европейской как живопись. При созерцании европейской живописи мы реагируем на наши чувства и эмоции. Мы наслаждаемся представленным физическим миром, привлекательностью природы и мира вещей. Мы готовы «войти» в мир Куинджи и Шишкина. Наслаждаться образами Рафаэля. Молчать перед иконами Божьей матери. Только зная суть нерелигиозного характера китайской живописи, мы понимаем и осознаем, сколь многим Запад обязан христианству. Пропасть между Богом и человеком питала напряжённейшие чувства, которые чужды китайскому искусству. В европейской культуре мы всюду встречаем христианские крайности добра и зла, греха и раскаяния, божественной любви и человеческой нищеты. Рембрандт через свои произведения обессмертил отчаяние, страдание и прощение.
Ни даосизм, ни конфуцианство не предлагали религиозных ответов на вопрос: «кто тот, о ком думы твои?».
Дао безлично и, следовательно, для китайцев не могло возникнуть личных отношений между божественным и человеческим. Как отмечает В.Роули, в Китае сложился уникальный тип мистицизма, в рамках которого художественное выражение ценилось выше религий [1, 15].
Даосизм никогда не был доктриной, как христианство. В сфере культуры его можно понимать как способ истолкования символизма. Но здесь мы сталкиваемся с логическими трудностями, о которых хорошо знали даоские мудрецы. Это обоснование символического миропонимания – идеи тождества «внутреннего» и «внешнего» по их завершённости. Поэтому мы заметим, вслед за В. Роули, что философия даосизма – это размышление не просто об условиях существования культуры, но и о самих пределах осмысления культуры [1, 27].
Некоторые исследователи воспринимали даосизм как попытку метафизического объяснения мира. Сейчас мы не будем дискутировать об этом. Скажем только одно. Дао рефлексировал мир, сохраняя в нем противоположные смыслы, которые являются началом конца, которые несут смысл миру. Но это уже не метафизика. Применительно к культуре, в целом, и к живописи, конкретно, мы отмечаем, что даосы воспринимали красоту и истину, как заметил В.Роули, не логической всеобщностью умозрения, а предметной практикой человека [1,31].
Конфуцианство также как и даосизм, никогда не было религией в полном смысле этого слова, поэтому оно и не давало ответы на вопросы, которые в христианстве носили сакральный смысл, касающиеся высшей жизни. И вместе с В. Роули можно задать вопрос: как могло случиться, что гуманистическое учение просуществовало две тысячи лет без обожествления Конфуция и без санкции религиозной веры? Этот вопрос всегда звучал в европейской философии и будет звучать, пока будет интерес к китайской культуре. Ответов можно предложить много. Но мы остановимся в данной статье на том, что Китай, будучи высоко организованным государством и традиционным обществом, исторически, еще до конфуцианства соблюдал культ предков, который и удовлетворял религиозные потребности китайцев.
Таким образом, мы отмечаем две составляющие мировоззренческого, идейного начала китайской живописи. Если вновь обратиться к европейскому искусству, то мы скажем, что и китайские художники были мастерами, которых уважали многие поколения китайцев. Они отразили в своем творчестве любовь китайцев к практическому миру, который их окружал. Об этом говорят мебель, ширмы, керамика и фарфор, которые представляют собой превосходные произведения искусства. Как заметил В. Роули, даже самые незначительные предметы сделаны рукой вдохновенного мастера, самая ничтожная деталь свидетельствует и об участливом внимании, и о творческом воображении её создателя [1,41]..
Только китайцы и японцы умеют часами созерцать крыло птицы, чтобы потом с точностью и тонкостью мастерства передать его уникальность. Не этот ли факт подтверждает легенда о китайском художнике, который всю свою жизнь изучал цветок?!
Вызывает ли у зрителя бурный поток чувств китайская живопись?.. В стенах Краевого художественного музея г. Читы посетители, проходя мимо полотен китайских художников, не представляют одну массу. Каждый из них – особенность. Каждый из них пытается понять и увидеть свое. Совершенно другое впечатление эти произведения производят на китайца. Он никогда не будет бегать от полотна к полотну. Он найдет «свое». Его интуитивный диалог с художником будет представлен в часовом молчании. Это говорит о том, что европеец стремится найти в китайской живописи воплощение, рожденное и сформированное именно канонами европейской живописи, - найти реальность. Китаец не на чувственном, а на интуитивном восприятии – найти в частности – общее, найти в общем – себя.
В. Роули спрашивает: насколько китайские художники трогают наши чувства? [1, 58]. Мы отвечаем. Чувства – нет. Разум – да.

Используемая литература
1. Роули Вл. Принципы китайской живописи / Вл. Роули – М.: Наука, 1989

Опубликовано на Порталусе 27 октября 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Живпись, Китай



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама