Главная → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → Живопись китая с точки зрения философии
Дата публикации: 27 октября 2009
Автор(ы): Ван Цзянь →
Публикатор: olenka_b
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1256607694
Ван Цзянь, (c)
Ни даосизм, ни конфуцианство не предлагали религиозных ответов на вопрос: «кто тот, о ком думы твои?».
Дао безлично и, следовательно, для китайцев не могло возникнуть личных отношений между божественным и человеческим. Как отмечает В.Роули, в Китае сложился уникальный тип мистицизма, в рамках которого художественное выражение ценилось выше религий [1, 15].
Даосизм никогда не был доктриной, как христианство. В сфере культуры его можно понимать как способ истолкования символизма. Но здесь мы сталкиваемся с логическими трудностями, о которых хорошо знали даоские мудрецы. Это обоснование символического миропонимания – идеи тождества «внутреннего» и «внешнего» по их завершённости. Поэтому мы заметим, вслед за В. Роули, что философия даосизма – это размышление не просто об условиях существования культуры, но и о самих пределах осмысления культуры [1, 27].
Некоторые исследователи воспринимали даосизм как попытку метафизического объяснения мира. Сейчас мы не будем дискутировать об этом. Скажем только одно. Дао рефлексировал мир, сохраняя в нем противоположные смыслы, которые являются началом конца, которые несут смысл миру. Но это уже не метафизика. Применительно к культуре, в целом, и к живописи, конкретно, мы отмечаем, что даосы воспринимали красоту и истину, как заметил В.Роули, не логической всеобщностью умозрения, а предметной практикой человека [1,31].
Конфуцианство также как и даосизм, никогда не было религией в полном смысле этого слова, поэтому оно и не давало ответы на вопросы, которые в христианстве носили сакральный смысл, касающиеся высшей жизни. И вместе с В. Роули можно задать вопрос: как могло случиться, что гуманистическое учение просуществовало две тысячи лет без обожествления Конфуция и без санкции религиозной веры? Этот вопрос всегда звучал в европейской философии и будет звучать, пока будет интерес к китайской культуре. Ответов можно предложить много. Но мы остановимся в данной статье на том, что Китай, будучи высоко организованным государством и традиционным обществом, исторически, еще до конфуцианства соблюдал культ предков, который и удовлетворял религиозные потребности китайцев.
Таким образом, мы отмечаем две составляющие мировоззренческого, идейного начала китайской живописи. Если вновь обратиться к европейскому искусству, то мы скажем, что и китайские художники были мастерами, которых уважали многие поколения китайцев. Они отразили в своем творчестве любовь китайцев к практическому миру, который их окружал. Об этом говорят мебель, ширмы, керамика и фарфор, которые представляют собой превосходные произведения искусства. Как заметил В. Роули, даже самые незначительные предметы сделаны рукой вдохновенного мастера, самая ничтожная деталь свидетельствует и об участливом внимании, и о творческом воображении её создателя [1,41]..
Только китайцы и японцы умеют часами созерцать крыло птицы, чтобы потом с точностью и тонкостью мастерства передать его уникальность. Не этот ли факт подтверждает легенда о китайском художнике, который всю свою жизнь изучал цветок?!
Вызывает ли у зрителя бурный поток чувств китайская живопись?.. В стенах Краевого художественного музея г. Читы посетители, проходя мимо полотен китайских художников, не представляют одну массу. Каждый из них – особенность. Каждый из них пытается понять и увидеть свое. Совершенно другое впечатление эти произведения производят на китайца. Он никогда не будет бегать от полотна к полотну. Он найдет «свое». Его интуитивный диалог с художником будет представлен в часовом молчании. Это говорит о том, что европеец стремится найти в китайской живописи воплощение, рожденное и сформированное именно канонами европейской живописи, - найти реальность. Китаец не на чувственном, а на интуитивном восприятии – найти в частности – общее, найти в общем – себя.
В. Роули спрашивает: насколько китайские художники трогают наши чувства? [1, 58]. Мы отвечаем. Чувства – нет. Разум – да.
Используемая литература
1. Роули Вл. Принципы китайской живописи / Вл. Роули – М.: Наука, 1989
Опубликовано на Порталусе 27 октября 2009 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Живпись, Китай →
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK