Рейтинг
Порталус

"Ломаковка" - автомобильная Третьяковка. Берем фотоаппарат и едем туда!

Дата публикации: 30 декабря 2013
Автор(ы): Мария Пастухова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1388425493


Мария Пастухова, (c)

Коллекционирование автомобилей и мотоциклов началось во всем мире практически одновременно с началом их производства, то есть на рубеже XIX-XX веков. Уже тогда состоятельные люди - кто из любопытства к новинкам технического творчества, кто из тщеславия - почитали за должное сменить банальное увлечение лошадьми и экипажами на пристрастие к "железным коням" и строительство целых "конюшен" для новых любимцев. Это было своего рода символом современности и прогрессивности взглядов. В России, например, славилось количеством и качеством автомобилей и мотоциклов собрание царского гаража Николая II.

За рубежом с тех пор образовалось великое множество частных собраний автомобильных редкостей. По некоторым сведениям - свыше десяти тысяч. Среди них наиболее известны автопантеон султана Брунея (около 900 единиц), коллекция братьев Шлюмпф (около 2300 единиц), которая сейчас перешла в собственность французского государства, наконец, самая крупная, принадлежавшая американцу Гераху (3500 единиц). Она, к сожалению, после смерти владельца была распродана по частям... В нашей стране по понятным причинам традиция подобного собирательства на многие годы была прервана. И вот сейчас в Москве наконец создается Музей старинных автомобилей и мотоциклов на основе частной коллекции семьи Ломаковых - "Ломаковка".

Частная коллекция старинных автомобилей в Москве - неслыханная редкость. Собрание это насчитывает 85 ценнейших экземпляров. Не посетить такую выставку - преступление для коллекционера. Фотокамера моя имела несипарвности. Ремонты фотоаппаратов с любыми неисправностями в моем родном Киеве делают хорошо и быстро. И вот после починки техники я отправился в столицу России.

Но что есть редкость для авто-мотособирателя? Если в 50-е годы в Москве на Бакунинской улице в магазине "Автомобили" выстраивалась очередь трофейных "Мерседесов" и "БМВ" - сдав их и добавив деньжат, можно было купить новые "Москвичи". Если "утилизация отбегавших свое автомобилей - вклад в защиту окружающей среды", как пишут по сей день в газетах, понятно, что любой уцелевший в этой ситуации автомобиль уже можно счесть за редкость. Но нет. У профессионалов есть своя терминология и строгая градация на этот счет.

Коллекционные машины делятся на старинные (они же - олдтаймеры, классические, ветераны) и современные (редкие, раритетные). Старинными считаются автомобили и мотоциклы старше 20-30 лет. Они делятся на: 1) антикварные (до 1917 г.). Например, мотоцикл Даймлера 1885 г., трицикл Бенца 1886 г., автомобиль "Русско-Балтийский С 24/30" 1909 г.; 2) ретро (до 1932 г.). Это "АМО-Ф-15" 1924 г., "Opel P6" 1928 г., мотоцикл "DKWE 206/200" 1925 г.; 3) классические (до 1945 г.) - "Horch-853" 1935 г., мотоциклы "Harley-Davidson WLA-42" 1942 г., "Tu3-AM-600" 1939 г.; 4) юниоры (до 1967-1977 гг.) - "ЗИС-100" 1946, "ГАЗ-12" ("ЗИМ") 1950 г., "ЗИЛ-111" 1959 г. К коллекционным современным специалисты относят механизмы, произведенные после 1967-1977 гг. только в том случае, если они выпущены в единственном числе или очень малой серией или если именно на этой машине был достигнут выдающийся рекорд; если она стала участником события мирового исторического значения или если она принадлежала личности мирового уровня. Например, "Bugatti TB 110" 1991 г. - автомобиль, которым пользовался Патриарх всея Руси Пимен.

Так вот, в коллекции Ломаковых есть все. От мотоцикла "Пежо" 1914 г. выпуска, оставленного французским экспедиционным корпусом в Архангельске во время интервенции 1918 г., до "Чайки" ГАЗ-13 1977 г., подаренной Патриарху Пимену генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильичем Брежневым. Среди раритетов коллекции также имеются: "Хорьх-853" 1935 г., получивший звание "Автомобиль года" на Парижском автомобильном салоне и принадлежавший Герману Герингу, "Мерседес-Бенц-540К" 1936 г., обслуживавший Йозефа Геббельса, "Ситроен-7ЦВ", удостоившийся "Гран-при" за ралли Париж-Москва 1935 г. и подаренный фирмой Ситроен в лице ее генерального конструктора Франца Леко советскому правительству, "ЗИС-110" 1949 г., полученный в подарок Патриархом всея Руси Алексием I от Сталина - "В благодарность Русской Православной Церкви за помощь в Великой Отечественной войне", редчайшие БМВ-303 1933 г. и алюминиевая БМВ-328 1935 г., единственный в мире сохранившийся экземпляр знаменитой "Катюши" - "ЗИС-6", "харлей-дэвидсоны", "индианы", "НСЧ", "ДКВ", полуторки, "Красные Октябри", "студебеккеры", "ИЖи", "НАГи", "ТиЗы", "штееры", "триумфы", "ариэли", "адлеры", "ГАЗы", "доджи", "опели", "фиаты", "арди", "ПМЗ", "гудзоны", "саксы" и многое, многое другое.

Дочитав весь ассортиментный перечень сокровищ этой семьи и переведя дух, невольно воскликнешь: да что же это за Ломаковы такие и почему все это досталось им?! И вопрос этот вовсе не праздный: общеизвестно, что история собрания - это история собирателя и что это коллекции нас выбирают, а не наоборот.

Эксклюзивный представитель семьи Дмитрий Ломаков - человек открытый и доступный для журналистов, легко соглашается принять любого представителя прессы в своем гараже. Отправляясь на встречу, предполагаешь, что он - эдакий "америкен бой" - всадник железных коней, вольный волк дороги, весь в металлической атрибутике, как рыцарь в панцире, или черно-белый стильный пилот, как в кино. (Пилотом прежде называли шофера, а шофером кочегара на паровозе, если я ничего не путаю). А этот гараж - стеклянный павильон, где в стерильном пространстве с прожекторной подсветкой на вертящихся подиумах мерно кружатся, отражаясь в зеркальных потолках, его блистательные экземпляры. Но в действительности это диковатого вида сарай с бензиновыми запахами, кучей железного хлама и грязными промасленными тряпками - хуже конюшни. И сам владелец, надо отдать ему должное, гармонирует со всем этим хозяйством без напряга. Механик в спецовке. Но когда, поборов сомнения, вглядываешься в этот отстойник утиля, видишь, что все тут взаправду. "Мерседес" - не просто редкая машина ручной сборки, таких было не более шестисот, а именно личная Йозефа Геббельса: только его, одна-единственная, была вишневого цвета. "Хорьх-853" - самый красивый классический автомобиль века, выпущенный в 1935 г. в единственном экземпляре, - любимец Германа Геринга. Вы можете не верить и смеяться, но документальных подтверждений обратного пока никем не предоставлено, а технические характеристики говорят сами за себя: этот "Хорьх" на каждой своей детали заклеймен 1935 годом, а в этом году был сделан только один "Хорьх", и он на сорок сантиметров длиннее всех других "Хорьхов". И так можно пройтись по любому экспонату этого хранилища, по каждой железке. Это случайному чудаку-перекупщику с аукционов Кристис и Сотбис - нужны строго запротоколированные подтверждения подлинности и истории принадлежности, механику и реставратору машина сама о себе расскажет гораздо больше всех письменных атрибуций. Больше, чем Ломаковым, автомобиль в России никому не скажет.

"Дядя Саша" - Ломаков-отец - родоначальник династии коллекционеров автомотостарины, по молодости подвизался реставратором широкого профиля - купола золотил, иконки подмахивал, потом художником-оформителем на ЗИЛ устроился... И вот тут из Керчи ленинский "роллс-ройс" на завод доставили и дали наказ для истории сохранить. Александр Ломаков тут же попросился в бригаду реставраторов. Его взяли, и он получил в свое распоряжение все материалы патентной библиотеки ЗИЛа. Стихи "Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше" к "дяде Саше" относятся в буквальном смысле. Встав из-под ленинского автомобиля механиком-реставратором номер 1 Страны Советов, Ломаков-старший вскоре оказался и коллекционером за этим же номером.

На сегодняшний день в Москве, согласно картотеке Российского клуба любителей старинных автомобилей и мотоциклов "Ретромотор" (президент клуба - все тот же Дмитрий Ломаков), всего 122 владельца редких машин. Еще лет пятнадцать назад их было 1766, но все перебрались на Запад. Реставраторов же и того меньше. Да и откуда им взяться?! Специалистов такого класса нигде не готовят. Президент клуба, эксклюзивный представитель, директор музея и пр. и пр. заходил как-то раз в МАДИ (автодорожный институт), предлагал в деканате свои услуги: лекции студентам почитать, практические занятия провести, но ответного интереса и поддержки не получил... Потому "Ломаковка" - не только автомобильная Третьяковка, но и единственная в России академия реставрации и коллекционирования автомотостарины. А потому, не дожидаясь когда отыщутся средства на строительство здания музея на полученном от правительства Москвы гектаре земли близ станции метро "Люблино", пока что музей этот создан лишь в виртуальной реальности по адресу в Интернете: http://rosweb.ru. /users/1/Loma-kovka/.

Вернемся в гараж. Въедливый читатель, должно быть, обратил внимание на замечание о том, что под музей в Москве выделена земля (Дмитрий всего-то девять лет ходил по инстанциям и добивался решения) и что денег на строительство у владельца несметных автомобильных богатств почему-то нет. Почему? И кстати, какова оценочная стоимость этой уникальной коллекции? Интересно же.

Существует тысячебалльная международная система оценки старинных автомобилей. Если у машины "чужой" двигатель - пятьсот очков минус, мост "неродной" - двести пятьдесят долой, бамперы - по сотне за каждый, доска приборов - всего-то - а сто пятьдесят отдай, не греши. И так за все, вплоть до стрелочек на приборах.

Согласно этой системе, у Дмитрия Ломакова все в полном ажуре. По крайней мере, на всех самых ценных экземплярах все свое. Многое из коллекции восстановлено с таким знанием дела, что "на глаз" не возьмешь - ценные породы для рамы и то подобраны, не отличишь. Чем Ломаковы по праву гордятся и ни от кого своей работы не скрывают. Но вот рыночную ценность этого музейного собрания установить затруднительно.

Ломаковы не просто коллекционеры, но собиратели в самом прямом смысле слова - по винтику, по болтику, по гайке. И в этом своем деле нет для них неразрешимой задачи. На каждый автомобиль - реставрацию и доведение до кондиции - уходит, по словам Дмитрия, шесть-восемь месяцев. Семья собирает свою коллекцию чуть ли не сорок лет. Так почему же немного машин в гараже имеют товарный вид? ("Вот откроем музей, покажем первую очередь экспонатов, потом дальше, больше..." - объясняет Дмитрий.)

Коллекция эта бесценна, но коммерчески абсолютно непривлекательна. Ее невозможно украсть, а купить - разве что вместе с владельцем. Подобные предложения, кстати, к нему не раз поступали. Например, чем плох замок на юге Франции, попечительство и технадзор за своими машинами и пожизненное обеспечение?! С Ломаковым этот номер не проходит - не такого он воспитания. "Сорок лет трудами "отечества для" моя семья и я..." - пишет Дмитрий в своих пресс-релизах.

От своей коллекции Дмитрий неотделим. И, возможно, на глубинном, подсознательном уровне он и не хочет от своих машин отделяться. Сам он для них что-то вроде ценнейшего разводного ключа, и если отреставрированный автомобиль от него все же отторгнуть, то как бы по той же 1000-балльной шкале половину очков не потерять.

Есть, конечно, и другая, далекая от всякой метафизики причина. Ленинский "роллс-ройс", который Ломаковым как родной, по слухам нынче летом исчез. Из хранилища государственного музея! За месяц приблизительно до своего загадочного отъезда с пьедестала автомобиль неожиданно призвал к себе старшего Ломакова: нужно было произвести техосмотр и профилактику, в частности - колеса подкачать. Александр Алексеевич еще удивлялся: "При чем тут колеса, стоит же всю дорогу на постаменте и век стоять будет". А вот как вышло. Оценочная стоимость реликвии - три-четыре миллиона долларов США! (Исходя из ценности самого авто, а также из его провенанса - истории владения: его хозяевами были сначала брат последнего русского государя, великий князь Михаил, потом вождь мирового пролетариата.) Не исключено, что пропажа "всплывет", как только потребуется очередная профилактика. Ленинский "роллс-ройс" никого, кроме "дяди Саши", к себе не подпустит - придется новому "владельцу" идти на поклон к нему.

"Отреставрированный автомобиль навсегда перестает быть средством передвижения, превращаясь в памятник истории и культуры", - декларирует Дмитрий. Тех же людей с амбициями и капиталами, кто желает приобретать такие экземпляры, чтобы "использовать по назначению" - кататься и разбивать, Ломаковы называют "ездунами". Даже съемки редких машин в кинофильмах Дмитрий не находит оправданными. А ведь его автомобилям и мотоциклам довелось участвовать в 70 лентах - "Вариант Омега", "Здравствуйте, я ваша тетя", "Мы из джаза", "Бархатный сезон"... "В кино должна играть бутафория. Наши машины вынуждены подрабатывать в кино и на парадах, чтобы обеспечить свое дорогостоящее существование. Вот будет музей - все это безобразие прекратится". Люди будут приходить и оставлять деньги, чтобы познакомиться с достижениями прогресса, с развитием технической мысли, а не уникальные экземпляры будут гоняться за публикой в поисках случайного заработка. Вот зачем Ломаковым нужен музей. Музей для машин. А зачем этот музей нужен нам? Да чтобы научиться быть счастливыми людьми, чтобы научиться пользоваться тем, чем нужно пользоваться, и наслаждаться тем, чем нужно наслаждаться.

Из досье:

"Mercedes 540 SKJL" 1935 г.- двухместный, в отличие от более позднего серийного четырехместного "Mercedes 540 К". Выпущен в единственном экземпляре. Этот автомобиль отличается от базовой модели существенно удлиненным кузовом и принципиально иным дизайнерским решением. Технические характеристики его тоже другие: рядный 8-цилиндровый двигатель мощностью 230 л.с., снабженный компрессором, позволяет этому образцу развивать скорость до 230 км/ч. Хочется напомнить, что 60 лет назад еще не было высокооборотных двигателей, синтетических моторных масел, высокооктановых видов топлива, как и специальных сверхскоростных дорог. Но именно из-за низкооборотности двигатели того времени имели в своем ресурсе около миллиона километров без капремонта, во что поверить теперь практически невозможно.

С коллекционной точки зрения этот автомобиль особенно интересен еще и тем, что, признанный самым красивым образцом, который когда-либо создавала прославленная фирма, был надолго историками утерян. В обширном и почти полном музее фирмы в Германии нет даже фотографии "Mercedes-540 SKL". Нет ее и в подробнейших фирменных каталогах. Представьте изумление последователей дела Mercedes: долгое время автомобиль был только легендой, которая вдруг оживает, и где - в России. Эксперты фирмы дали высокую оценку и уровню сохранности, и реставрации ценнейшей автомашины.

"Horch-853" 1935 г. был выпущен только в одном-единственном экземпляре - специально для демонстрации на международном автосалоне в Париже. Этот раритетный экземпляр на 40 см длиннее серийной модели "Horch-853-A", производимой с 1936 г. Уникальная модель от автомобилей массового производства отличается еще и внутренней отделкой - тут и ценные породы дерева, и украшенные золотом приборы, и сиденья из дорогой кожи, неплохо сохранившейся до наших дней, и превосходный барометр. Тогда, в 1935 г., эта машина получила титул "Автомобиль года". И до сих пор авторитетные автомобильные специалисты-дизайнеры признают "Horch-853" классическим эталоном, не превзойденным по красоте и гармоничности форм ни одной машиной XX века.

Ценно в данном случае еще и то, что за 60 лет эксплуатации в разнообразных дорожных и климатических условиях этот автомобиль продолжает отлично работать и может развивать скорость до 140 км/ч.

"ЗИС-110" был изготовлен по личному распоряжению Иосифа Сталина для особенной, государственно важной цели. Этим авто в 1949 г. "отец народов" наградил Патриарха Московского и всея Руси Алексия I в знак признания заслуг Русской Православной Церкви в борьбе с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. "ЗИС-110" - единственный из 2300 выпущенных за всю историю "ЗИСов" ручной сборки, выкрашенный в темно-зеленый цвет. Такова была высочайшая рекомендация Сталина, как известно, еще с юности, со времен обучения в тифлисской семинарии знакомого с тонкостями православной символики. Высшие православные иерархии отправляют обряды богослужения по самым значительным церковным праздникам в одеяниях этого цвета, поскольку он служит олицетворением торжества жизни для верующего человека.

Этот "ЗИС-110" был списан из гаража Патриархии в 1972 г. и до 1993 г. простоял в летней патриаршей резиденции в Переделкино. Дмитрий Ломаков три года уговаривал Патриарха Алексия II передать этот ценнейший автомобиль в собрание будущего музея. Оценив настойчивость молодого коллекционера и убедившись, что реликвия требуется ему не для дальнейшей перепродажи на Запад, Его Святейшество согласился.

Еще один важный аспект ценности данного экземпляра - все детали этой 2,5-тонной машины за время эксплуатации не менялись, все остались "родными".

Опубликовано на Порталусе 30 декабря 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама