Рейтинг
Порталус

СЕКРЕТЕР ЕЛИЗАВЕТЫ СЕРГЕЕВНЫ

Дата публикации: 06 января 2014
Автор(ы): Андрей Бордюговский
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1389003564


Андрей Бордюговский, (c)

В МОСКВЕ на моей памяти первый антикварный бум пришелся на послевоенные годы, когда в комиссионки хлынул поток мейсенского фарфора из Германии. Излишки своих запасников сбывали тогда и музеи. Прекрасные миниатюры русских и французских мастеров красовались на черном бархате прилавков, кузнецовские и гарднеровские сервизы соседствовали с авторскими работами из бронзы и серебра. Картины известных и неизвестных художников в тяжелых позолоченных рамах увешивали стены магазинов. Все это великолепие по тем временам стоило относительно недорого.

Слух о послевоенной денежной реформе опустошил полки антикварных магазинов. На моих глазах какой-то гражданин за несколько дней до реформы приобрел огромную напольную вазу китайского фарфора, долгое время стоявшую в магазине. При новых деньгах ваза вскоре вернулась в тот же магазин, но уже по другой цене. Вот так люди, пытаясь сохранить сбережения, вкладывали их в антиквариат и, надо сказать, преуспели в этом.

Следующий антикварный бум в столице наступил, когда началось массовое жилищное строительство. Люди покидали дома еще дореволюционной или сталинской постройки и переезжали из коммуналок в отдельные малогабаритные квартиры. Старая резная мебель, ранее стоявшая в комнатах или коридорах, бронзовые люстры и утварь середины и конца ХIХ века либо оставались на прежнем месте, либо за бесценок сдавались в комиссионки - такую мебель нередко невозможно было затащить по узким лестничным клеткам и коридорам, а тем более разместить в малогабаритных квартирах с низкими потолками и без подсобных помещений.

Комиссионки в ту пору ломились от прекрасной резной мебели ручной работы, продаваемой по бросовым ценам. Везде можно было встретить великолепные люстры начала века с плафонами из матового стекла в стиле модерн. Иностранцы сбились с ног, растаскивая по своим резиденциям почти дармовое добро. Кое-что требовало реставрации, но это было мелочью по сравнению с той выгодой, которую получали после перепродажи антиквариата.

Хозяева старых вещей зачастую и не знали их истинную стоимость, что приводило нередко к печальным последствиям. У нашей соседки, Елизаветы Сергеевны Алешкиной, в свое время домработницы советского деятеля медицины - доктора Семашко, после его смерти остался секретер работы русских крепостных мастеров. Он у нее выполнял функции комода (ящики располагались в его нижней части). Над ящиками имелась прямоугольная ниша, на внутренней стенке которой была инкрустация - сельский пейзаж - поле перед деревней, пасущиеся стада и пастушонок, а вдалеке темнел лесок. Лицо пастушонка, расположенное в левой части изображения, было повернуто в сторону зрителя и вызывало ощущение сопричастности к происходящим на картине событиям. Над нишей размещались две створки верхней части секретера, украшенные диковинными "райскими" птицами, которые были скорее похожи на попугаев с огромными и длинными клювами. Птиц окружали экзотические цветы и растения. Как пейзаж, так и "райские" птицы, а также и растительность вокруг них были выполнены в виде инкрустации различными ценными породами дерева. Тот, кто открывал створки, как бы оказывался перед фасадом помещичьей усадьбы: ее парадный вход, многочисленные окна и двери служили шкафчиками и ящичками, хранившими неповторимый запах французской парфюмерии прошлого века.

Будучи очарован великолепием секретера, я заходил к Елизавете Сергеевне полюбоваться на него. Она демонстрировала мне особенности секретера, который при выдвижении пюпитра собственно и превращался в секретер. Однако старую женщину, привыкшую к аккуратности и порядку, раздражала труха, сыпавшаяся при выдвижении ящиков, поскольку дерево было изрядно источено жучком-точильщиком. Труха попадала на чистое и выглаженное белье, что привело ее к мысли о необходимости сжечь секретер в печи, которая отапливала ее комнату. Я уговорил ее не рубить секретер, а обменять его на уже готовую к употреблению поленницу дров, которая была заготовлена у нас в сарае, расположенном за стеной дома и служившем мне одновременно и голубятней. Соглашение было достигнуто, и уникальный секретер был перенесен в сарай, где, по моему разумению, мороз должен был погубить жучка-точильщика. Я на всякий случай, как бы чего не вышло, снял с петель обе створки кабинета с "райскими" птицами, которые и по отдельности смотрелись как две великолепные картины размером 70х40 см каждая. Створки я убрал под самую крышу сарая, опасаясь, как бы голуби не запачкали их. Каково же было мое удивление и разочарование, когда я пришел в сарай через пару дней: секретер был превращен в мелкую щепу, даже створки, которые я убрал на недосягаемую высоту, были извлечены и безжалостно изрублены. До сих пор не пойму, как полная, маленькая (ростом не более 160 см) женщина смогла забраться на высоту двух с лишним метров и достать из-под крыши сарая створки секретера. На мой вопрос, зачем она это сделала, женщина угрюмо молчала и отводила глаза в сторону. Она была, прямо скажем, со странностями.

Я тогда, по причине своего малолетства, не представлял всего масштаба случившейся трагедии, но был потрясен и расстроен таким варварством. Так погиб шедевр работы русских крепостных мастеров.

По прошествии многих лет в одной из телевизионных передач по искусству, где шла речь о мебели работы русских крепостных мастеров, я увидел знакомые мне формы и линии, а также орнамент декора с теми самыми райскими птицами. В передаче шла речь о мебели, которую в период послереволюционной разрухи представители Швеции предлагали Ленину обменять на пятнадцать паровозов - за каждый предмет по паровозу, однако обмен не состоялся. По легенде Ленин счел недопустимым отдать шедевры русского искусства за технику, хотя и столь необходимую в то время. Секретер соседки был, вероятно, из их числа и достался Семашко не без ведома властей.

Мебель теперь можно видеть не только в специализированных антикварных магазинах, но и там, где ее можно разместить среди других предметов старины. Правда, такого изобилия, как это было в послевоенные годы, конечно, уже нет. Да и цены совсем не те. К слову сказать, приглянувшийся мне на днях в магазине "Антиквар-Метрополь" книжный шкаф в стиле Буля с красивыми бронзовыми позолоченными накладками стоил 234 млн. руб., а диван и пара кресел малинового бархата работы английских мастеров ХIХ в. оценивались в 195 тыс. долл. Особенностью этого "гарнитурчика" является то, что он выполнен не из дерева, а из 150 кг серебра. Был здесь и столик-витрина с серебряной окантовкой и накладками работы Фаберже, изготовленный к столетию Финляндского лейб-гвардейского полка, который стоил 98 тыс. долл. Интересно все-таки, сколько бы сейчас стоил тот самый секретер Елизаветы Сергеевны, владельцем которого я был всего два дня?

Опубликовано на Порталусе 06 января 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама