Рейтинг
Порталус

Об Олеге Табакове

Дата публикации: 29 января 2014
Автор(ы): Виктор РОЗОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1390989910


Виктор РОЗОВ, (c)

Об Олеге Табакове, наверное, уже написаны книги - просто они мне в руки не попадали; об этом актере, конечно, надо писать отдельную книгу, потому что он - явление нашего театрального искусства в очень ярком его выражении, крупное, заметное явление, можно сказать, на целый век минувший, двадцатый... Ну а точнее, на полвека, потому что Табаков окончил школу- студию МХАТа и поступил в театр "Современник", где и сыграл свою первую в жизни роль на профессиональной сцене в 1957 году.

Знаете, я думал, что знаю Олега от и до. Поэтому принципиально не заглядывал в издания о нем, которые встречал на полках библиотек или в книжном ряду. Был уверен, что частично материалы вымышленны, а частично - не имеют никакой связи с реальностью.

Но недавно в интернете мне попалась библиотека Бесплатная электронная библиотека  и в ней - целая коллекция книг о Табакове и его соратниках по театру. Делать было мне тогда нечего - сидел с планшетом в пробках. И решил загрузить в формате FB2 одну из книг о моем любимом Олеге.

Сразу в голову врезались воспоминания. "Современник" только организовывался, когда этот молодой человек - не помню точно - уже окончил или еще оканчивал театральную школу. При формировании любой труппы сколачивается этакий становой коллектив из разных людей, в основном из бывших студентов школ- студий при театрах, но не только. Например, Лиля Толмачева уже работала у Завадского в Театре Моссовета, играла очень значительную роль - Нину в "Маскараде" Лермонтова.

Я и Олег Ефремов несколько раз ходили смотреть ее: так сказать, достойна ли она вступить в открывающийся, еще никому неведомый театр, получивший потом название "Современник", - и пришли к выводу, что она стоит приглашения в еще не существующий, а только мечтаемый театр.

Вы знаете, читать книги о событиях, непосредственным участником которых вы были - большое удовольствие. Дело в том, что из потаенных мест памяти вы начинаете доставать то, о чем, вроде бы, уже давно позабыли.

Читаю далее. Помню первое мгновение встречи с Табаковым, первое его видение - это было в школе-студии МХАТа, которой тогда руководил Радомысленский, там гнездилась основная стайка молодежи, которая составила позже труппу нового театра. Собирались они под крылом Радомысленского, человека доброго, который предоставил возможность будущему театру складываться у себя в школе-студии. Много, помню, тогда уже толклось там самых разных людей, но мне бросился в глаза один мальчик, прижавшееся к стене совсем юное существо, которое тоже хотело поступить в новый театр. По всему было видно, как ему хочется попасть в этот необыкновенный "Современник"! И как только я его заметил, тут же сказал себе: у-у, какой симпатичный, как, наверное, подойдет на детские роли!

И действительно, в первой же постановке Олега Николаевича Ефремова, а он выбрал для открытия театра мою пьесу "Вечно живые", была очень маленькая роль приходящего в гости к одному персонажу юноши с девушкой, за которой он ухаживает. Роль этого молодого человека - ма-аленькая-маленькая, в одной только картине и совсем незначительная - и досталась Олегу Табакову. Первая его роль на сцене нового театра.

Должен сказать, как все-таки мы, драматурги, зависим от актеров, от режиссеров. Хорошо поставил режиссер пьесу - его успех, но и твой, хорошо сыграл актер в твоей пьесе - его успех, но и твой успех. Олег Табаков сыграл свою малую роль замечательно, очень скромно, деликатно, не выпячивая себя, зная, что его роль не первого плана. Иногда актер имеет в спектакле одну реплику, но делает ее так, как будто это самое главное место во всей пьесе. А Олег Табаков вел роль очень тонко, изящно, был на своем месте, но это не было формально "свое место", знай, мол, сверчок, свой шесток, нет, это было филигранное актерское искусство: точно войти в пьесу, не выскакивать из нее - это умение особого рода. Так что первый раз я увидел Табакова в качестве ак- тера в моей пьесе "Вечно живые".

Блеснул он, как ни странно, опять в моей пьесе, вернее, моей инсценировке "Обыкновенной истории" Ивана Александровича Гончарова. Роман я прочел, будучи еще студентом театральной школы Театра Революции, тогда он был не в чести, больше увлекались "Обрывом" и "Обломовым", "Обломов" был вообще обязателен по школьной программе. А я, прочтя "Обыкновенную историю", ахнул: до чего же это обо мне, обо всех нас!

Опубликовано на Порталусе 29 января 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу: