Рейтинг
Порталус

Наши музеи. "ЮНОША С ФРЕСКИ ГИРЛАНДАЙО"

Дата публикации: 18 июня 2014
Автор(ы): В. В. НАРЦИССОВ, искусствовед Государственной Третьяковской галереи
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1403089837


В. В. НАРЦИССОВ, искусствовед Государственной Третьяковской галереи, (c)

В глубине одного из московских двориков располагается небольшой флигель, куда мечтают попасть многие. Переступив порог невзрачного дома, вы оказываетесь в царстве живописи. Это мемориальный музей выдающегося русского портретиста и реставратора XX в. Павла Дмитриевича Корина. Экспозиция его дома-мастерской (ныне филиал Государственной Третьяковской галереи) многообразна и значительна. Она знакомит посетителей с творческим наследием художника, собранной им уникальной, всемирно известной коллекцией произведений древнерусского искусства.

Сын крестьянина-иконописца, Корин родился в 1892 г. в селе Палех Владимирской губернии. Росший в атмосфере высокой духовности, мальчик впитал дух народного творчества. Будучи мастером-иконописцем уже в 20 лет, Павел получает высшее художественное образование (1912 - 1916 гг.) в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством таких мастеров, как К. А. Коровин и С. В. Малютин.

Редкое сочетание недюжинного таланта, величайшего трудолюбия и одухотворенной мудрой красоты у Павла подметил его наставник, крупнейший русский художник М. В. Нестеров, назвавший молодого коллегу "юношей с фрески Гирландайо". Он видел в ученике об-

стр. 81


раз мастера Высокого Возрождения и именно таким изобразил его в 1925 г. На полотне Корин, держа палитру в руке, созерцает будущее свое творение. На фоне проступающего из темноты образа Богоматери, лицо художника светится внутренним светом. И это не случайно: Нестеров тем самым подчеркнул жизненный подвиг художника, ставшего на путь жертвенного служения отечественному искусству и народу, принявшегося за создание истинной эпопеи своего времени - "Реквиема" - в годы разгула борьбы с религией.

Позже, в тяжелый 1942 г., когда шла Великая Отечественная война, наставник напишет ученику: "...Я от всей души поздравлю Вас с прожитой интересной художественной жизнью, по временам нелегкой и тем более ценной. Но все, что прошло, - прошло. Там, в прошлом, было, как всегда и у всех, много чудесного... незабываемого, были, конечно, дни, часы, о которых лучше забыть, мы и забудем о них... Вам суждено оставить нашей Родине немало прекрасного. Пошли Вам Господь силы душевной и здоровья для этого подвига...".

Павел Дмитриевич известен прежде всего как величайший портретист XX в. С конца 30-х годов героями его полотен становятся представители творческой интеллигенции. Художник запечатлел людей целеустремленных, полных высокого духовного напряжения - пианиста К. Н. Игумнова, актера В. И. Качалова, микробиолога, почетного члена АН СССР Н. Ф. Гамалея и др. Нетрудно заметить, что в этих светских портретах продуманы не только общая композиция, фон и тоновой нюанс, но каждая деталь, предмет, сопровождающие натуру, раскрывают образы как прямые исторические свидетельства эпохи.

Большое влияние на творческое развитие Корина оказала многолетняя дружба с А. М. Горьким, который в 1932 г. предложил Павлу Дмитриевичу написать его портрет. В итоге был создан трагический образ интеллигента, прошедшего долгий жиз-

стр. 82


ненный путь. Фигура писателя несколько смещена по ходу своего движения и чуть развернута - он на перепутье, в глубочайшем, невеселом раздумье: стоит ли делать следующий шаг? А главное - куда? В потухших глазах его и ужас прозревшего, и растерянность обреченного человека. Душевное состояние, тревожное смятение Горького подчеркивает и фон: рваные облака над головой, холодная голубизна чужого итальянского неба, чахлые стебельки пожухлой прошлогодней травы, сминаемые ветром, и предштормовая рябь синеющего позади моря.

Пять лет спустя Корин пишет портрет учителя и друга М. В. Нестерова. Это полотно занимает особое место среди его блистательных работ. Как по совершенству передачи облика и глубине психологической характеристики, так и по философичности изображения, масштабности обобщений, это произведение превосходит многое, созданное в данном жанре.

В композиции все продумано, здесь нет ничего случайного. Для Павла Дмитриевича прежде всего важна личность художника: он изображен без обычных атрибутов (палитры, кистей, мольберта и т.д.). Натура погружена в атмосферу старомосковского быта - ни одного предмета 30-х годов. Портрет предельно лаконичен, и все внимание зрителя неизбежно приковано к сухощавой фигуре, помещенной в центре квадратного поля. Мастер весь подался вперед, он всецело поглощен доказательством каких-то непреложных истин. Необычная поза, страстность переживаний и рассуждений (столь характерные черты Нестерова) составляют яркую индивидуальность портрета.

Один из самых значительных женских образов Корина - портрет Н. А. Пешковой. На полотне сравнительно огромное поле черной ткани платья эффектно оттеняет бледное лицо и оголенные руки. Выделяется маленькое, но яркое пятно алой книжицы, которую она держит в руке. Все это напоминает излюбленную палитру великого испанца Ф. Гойи.

Инициатива написания портрета принадлежала родственникам Пешковой. Их беспокоила ее депрессия, развившаяся после трагического ухода из жизни мужа (одаренного сына А. М. Горького). Художник сумел передать трагедию этой умной и красивой женщины через неповторимый взгляд, обращенный на нас и в то же время в себя: в нем боль и непроходящая печаль.

По мнению большинства искусствоведов, вершиной творчества Корина как портретиста- психолога является образ выдающегося артиста и режиссера Л. М. Леонидова (Вольфензона). Здесь мы находим не просто изображение сложной и чрезвы-

стр. 83


чайно одаренной натуры, а глубинное погружение во внутренний мир человека. Перед нами не только гениальный актер, но волевая и трагичная личность, лишенная иллюзий, ставшая свидетелем революционных бурь, гражданской войны и чудовищных репрессий 30-х годов XX в. Душевная экспрессия и не потухшая страстность сухопарой фигуры Леонидова, напряженная внутренняя сосредоточенность переданы через его руки. (В работах Корина руки всегда чрезвычайно красноречивы.) Вот и в этом портрете они несут глубокую информацию о внутреннем мире человека. При внешнем спокойствии и неподвижности в нем сквозит раздражение. Пальцы его левой руки, напоминающей лапку подстреленной птицы, судорожно вцепились в подлокотник. Само кресло, черное с холодными резкими бликами, как мрачный саркофаг, уже поглотило еще живого актера. Через два года он уйдет из жизни.

Духовная близость двух талантов, двух мыслящих людей помогла Корину предельно точно передать глубинную суть позировавшего, о чем свидетельствовал сам актер: "Если потомки захотят представить себе, каким был актер Леонидов, пусть смотрят на этот портрет. Здесь полное соответствие! Спасибо Вам, Павел Дмитриевич!..".

Впечатляет и парадный портрет замечательного отечественного полководца маршала Г. К. Жукова, написанный весной 1945 г., в исторические дни победы России над фашистской Германией в Берлине, куда Корин был командирован специальным постановлением Министерства культуры и Государственным комитетом обороны СССР.

Художник работал быстро и вдохновенно. Полководец долго и безмолвно всматривался в законченное полотно, при этом Корин обратил внимание, что он смотрел только на лицо. "Спасибо, Павел Дмитриевич, - поблагодарил мастера маршал. - По-моему, неплохо; лицо получилось полевое". - "А что это значит - полевое?" - "А вот когда наблюдаешь за сражением непосредственно на поле боя, вот так и выглядишь", - пояснил маршал.

Труды Корина были по достоинству оценены: в 1963 г. за портреты художника М. С. Сарьяна, режиссера и актера РН. Симонова (оба - в 1956 г.), художников Кукрыниксов (1958 г.), итальянского живописца Р. Гуттузо (1961 г.) ему присудили Ленинскую премию.

Несколько обособленно стоит его произведение, написанное в 1932 г.

стр. 84


стр. 85


стр. 86


стр. 87


Видевшие его хоть один раз - забыть не в состоянии. Речь идет о картине "Спас Ярое Око". Из сгущенного красноватого сумрака храма, за висящими крупными лампадами и массивным подсвечником, виднеется часть большого образа Христа. Тревожно- удивленный, неотступный и всепроникающий взгляд огромных глаз направлен несколько в сторону. Сквозь непроницаемую мглу угадываются прекрасные черты лика Спасителя. Кое-где на нем мерцают красные блики светящихся лампад. Они, равно как и красноватые полосы нимба, обрамляющие голову Христа, еще более усиливают впечатление тревоги и ужаса, погружают лик как бы в отблески пожарищ.

По свидетельству жены художника П. Т. Кориной, Павел Дмитриевич "уходил писать своего Спаса на Остоженку". Оригинальная интерпретация образа Христа объясняется реалиями 30-х годов. Это были дни, когда на месте храма Христа Спасителя возвышалась груда развалин и жестокий смерч "стирания" святынь русских, вырвавшись из Кремля, пошел гулять по Москве и необъятным просторам Отечества.

В то страшное время богоборчества и остервенелого натиска властей на русскую православную церковь Корин приступает к работе над "Реквием", по предложению А. М. Горького получившем название "Русь уходящая". По эпичности звучания и глубине ее можно сопоставить лишь (в русской живописи) с историческими панорамами В. И. Сурикова; а в мировом художественном наследии - с фреской "Страшный суд" Б. Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы. Картина Павла Дмитриевича не была завершена, но о масштабности замысла можно судить как по числу монументальных и завершенных мастером этюдов (их 27 с 32 образами), так и по сделанному эскизу общей композиции. Остановимся пред ним...

Даже непосвященному человеку очевидно: он созерцает подлинную эпопею, причем вселенского масштаба. Действие происходит в Успенском соборе Московского Кремля - некогда основного храма России. При полном соблюдении принципов реализма и историзма мастер разворачивает перед нами трагедию духовного уничтожения великого народа. Прежде всего бросается в глаза, что огромная масса духовенства и верующих стоит спиной к алтарю (!) и лицом к зрителю. Ключом к понима-

стр. 88


нию замысла художника служит жест архидиакона. Находясь перед высшими иерархами, он неимоверно высоко воздел десницу с паникадилом, испрашивая благословение ("Благослови кадило, Владыка!"), как бы непосредственно у самого Бога. С одной стороны, это жест, предваряющий литургию, а с другой - само название картины ("Реквием") дает понять: мы присутствуем на последнем богослужении в России.

За первым парадоксом зрителя ждет другой, не менее озадачивающий. За архидиаконом видны три фигуры в куколях (знак духовного главенства в Русской православной церкви), что просто невозможно. Изображенный Кориным триумвират - тоже символ: перед нами три патриарха новой России. В центре - ныне канонизированный священномученик Тихон (годы первосвятительства 1917 - 1925); слева от него - патриарх Сергий (1925 - 1944), справа - Алексий I (1945 - 1970). Но самое потрясающее в том, что на переднем плане изображен двадцатипятилетний иеромонах Пимен (Извеков). Его уверенный твердый взгляд, и то, что за ним, точно за пастырем, стоят высокие иерархи, предсказывают великую будущность этому незаурядному человеку. Корин в 1935 г. безошибочно разглядел в неизвестном тогда иеромонахе будущего патриарха Пимена (1970 - 1990 гг.), ставшего таковым уже после смерти художника.

В центре простирается широкий красный ковер, начинающийся у ног предстоящих и расширяющийся к зрителю. Это красноречивая деталь композиции - суть прямые аллюзии потока крови тысяч и тысяч русских христиан. Однако нельзя не заметить, что при всем драматизме коринский "Реквием" звучит достаточно мажорно, в чем убеждает златоносная сердцевина эпопеи, от которой мощными темными крыльями распростерлась колоссальная людская стена, образуемая в основном монашествующими. Верховные же иерархи изображены в праздничных облачениях. Однако как бы ни были они монументальны и значительны, стержневая фигура композиции - митрополит Трифон (Туркестанов) в огненном пасхальном облачении,

стр. 89


который, словно горящий факел, воспламеняет всех и каждого из предстоящих. Именно через этот образ художник выразил свое кредо: сила духа человеческого превалирует над силой плоти. В целом же перед нами - вечное противостояние Добра и Зла, противоборство Тьмы и Света, предвестие грядущего торжества Правды. Истинные христиане верили: после физической смерти (тем более мученической) человека ждет вечная жизнь, и это оптимистическое начало придавало сил и помогало противостоять неслыханным истязаниям и гонениям христиан России.

Художнику не суждено было завершить свой грандиозный замысел. Так и застыл чистый гигантский холст в мастерской Павла Дмитриевича.

Корин верил в свой народ и не уставал повторять: "Русь была, есть и будет!". Эта мысль красной нитью проходит через его исторические полотна. Во время Великой Отечественной войны и в последующие годы художник создал произведения, проникнутые глубокой патетикой и чувством непобедимости русского народа. Для них характерны одухотворенность и волевая собранность образов, монументальная строгость и четкость рисунка, цельность пластической формы, напряженная насыщенность цвета. К ним относится и триптих "Александр Невский".

К его образу Павел Дмитриевич обращается в 1942 г. Он изображает князя на фоне Великого Новгорода - форпоста России на северо-западных рубежах * . На заднем плане художник не случайно вырисовывает храм Святой Софии, стоящий на противоположном берегу былинного Волхова. Вспомним слова предшественника и родственника полководца, тоже национального героя Мстислава Удалого: "Где Святая София - тут и Новгород!". Александра Невского осеняет великокняжеский стяг с другой новгородской святыней - Спасом Нередицким (шедевр новгородской монументальной живописи XII в.).

Статная фигура воителя облачена в знаменитую новгородскую броню - самую прочную и удобную в те времена. На голове - подлинный шлем его отца, князя Ярослава Всеволодовича (ныне хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля). Мужественный, бесстрашный взгляд Александра Невского обращен на Запад. Будучи одним из самых блистательных полководцев и стратегов, он не любил войны, но был всегда наче-


* См.: В. П. Даркевич. Вечевая республика на Волхове. - Наука в России, 1998, N 5 (прим. ред.).

стр. 90


ку. Его меч - в ножнах, но враг должен помнить слова князя "Кто на нас с мечом придет, от меча и погибнет", а также "Не в силе Бог, а в правде!", сказанные им своим ратникам перед битвой с превосходящей силой шведского короля.

Отдельный зал дома-мастерской посвящен другой грани дарования художника - состоявшегося видного монументалиста современности, возродившего искусство мозаики в России. Корин - автор грандиозных мозаичных панно в здании Московского государственного университета, а также на станции "Комсомольская кольцевая" Московского метрополитена. Ежедневно туристы любуются светозарными витражами и на станции "Новослободская кольцевая". За эти работы Павел Дмитриевич в 1952 г. был удостоен Государственной премии СССР.

Кроме того, Павел Дмитриевич был крупнейшим (после смерти академика И. Э. Грабаря) реставратором. С 1932 по 1959 г. он руководил реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. А после войны вместе с братом А. Д. Кориным возрождал полотна Дрезденской картинной галереи.

Последнее монументальное произведение - "Сполохи" (1966 г.) - художник не закончил. Он успел завершить центральную часть триптиха, "крылья" же его застыли на мольберте.

"Сполохами" или "всполохами" в древней Руси называли большие костры, зажигаемые для предупреждения населения о приближении врага. Художник цепью горящих вдали костров-всполохов соединяет все части триптиха. Эту же функцию выполняет снижающаяся (слева направо) полоса высокого лесистого берега реки Клязьмы у стольного города Владимира. Корин, как всегда, предельно историчен. Очевидно, идея его произведения - призыв к единению России. Время изображаемого - XII в. - период феодальной раздробленности государства. И как следствие разобщенности - ослабление России и возрастающий натиск ее врагов.

Левая часть триптиха служит прямой иллюстрацией к этой национальной трагедии. После столкновения с вражескими полчищами русская рать уносит с поля битвы раненного (или убитого) князя. Скорбя и опустив головы, воины отходят к златоглавой столице - Владимиру (на бруснично-красном поле княжеского стяга, на котором возлежит герой, изображена одна из эмблем Владимирского княжества - крылатый грифон). Над всей группой изображенных возвышается голова седовласого воина. Именно он теперь предводительствует ратью. Его простертая левая рука указывает путь дружине и... переносит внимание зрителя на центральную часть триптиха, где изображена всего одна фигура, но какая! На фоне грозовой синей тучи стоит молодой и прекрасный богатырь с обнаженным мечом. Левой рукой он сдерживает боевого коня. Перед нами - иной символ доблестного защитника Отечества. Он заслоняет отходящих товарищей. На его красивом вдохновленном лице - воля и решимость противостоять врагу до последнего. Такого витязя не испугаешь, он и один в поле воин! За спиной героя не только стольный град, но и трепетный символ Владимирщины - рябиновое деревце. Именно эту молодую поросль так мужественно защищает доблестный воин.

Протяженное тело коня, обращенного вправо, его грива, развивающаяся на ветру в туже сторону, наконец, панорама снижающегося дальнего берега реки с очередным ярко горящим костром-всполохом - все заставляет нас перевести взгляд на следующую, замыкающую, часть триптиха. Под светлеющим небом живым потоком отходит русская рать к Владимиру. Но два молодых воина повернули головы в сторону неприятеля. Их спокойный оценивающий взгляд предвещает будущее решающее столкновение с врагом и победу над ним. Также в сторону противника обращен и гневный лик Христа с великокняжеского знамени, осеняющего ратников. По углам стяга ярко горят вышитые злато-красные буквицы, обозначающие столь емкое и чтимое нашими предками: "Иисус Христос - Ника". Все это наполняет произведение оптимизмом.

Опубликовано на Порталусе 18 июня 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама