Рейтинг
Порталус

[рецензии] "Мышка" - не "Пышка", порнография - не искусство

Дата публикации: 19 июля 2014
Автор(ы): Владлен Русаков
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1405764723


Владлен Русаков, (c)

Анаис Нин. Дельта Венеры. Под стеклянным колоколом. - М.: ЛГ Информейшн Груп - Гелеос, 1988, 384 с.

ТЕ, КТО читал изумительный по совершенству литературной игры роман Тома Шарпа "Дальний умысел", немедленно заподозрят в этой книге еще один литературный розыгрыш. Но, ознакомившись с аннотацией и комментариями ко второй части издания - "Стеклянному колоколу", - сочтут, что, пожалуй, можно принять всерьез анонимное предисловие.

Итак, Анаис Нин (Роза Хуана Анаис Эдельмира Антолина Анжела Нин-и-Кульмель,1903-1977) хоть и родилась в пригороде Парижа, но писательница она американская, близкая подруга, советчица, почитательница и исследовательница творчества Генри Миллера. С 1914 по 1924 год жила в Америке, а потом, став женой банковского клерка, отправилась с ним к новому месту его службы - в Париж. Она вела дневник и хотела стать писателем, а в Париже в это время возникло и бурно развивалось новое течение - сюрреализм. И Анаис стала писать вполне сюрные рассказы, и в книге "Под стеклянным колоколом" они представлены во всем многообразии. Как отмечено в комментариях, лучшие - "Время старьевщика" (на самом деле и правда неплохой в своем роде рассказ), "Мышка" (полная противоположность "Пышке", но что-то общее есть), "Роды" (комментарий: "Основой рассказа послужили искусственно вызванные преждевременные роды Анаис. К операции пришлось прибегнуть потому, что, забеременев от Генри Миллера, Анаис поняла, что тот не хочет ребенка, а принести мужу "чужое дитя" не захотела").

Но эти рассказы составляют только четверть сборника. Три четверти - рассказы эротические, и нельзя сказать, что эротика в них "мягкая". Мягкая, как эротический массаж для мужчин: прикосновения есть, а секса ... нет. Они скорее находятся на грани эротики и порнографии, и никаким сюрреализмом в них не пахнет. Предваряют эти "рассказки" страницы из дневника Анаис. Оказывается (это и есть элемент литературной игры или проще - желание оправдаться безденежьем, хотя в предисловии определенно говорится, что ее муж преуспевает), "...некий библиофил предложил Генри Миллеру писать для него эротические новеллы за ежемесячный заработок в сотню долларов. (...) Генри рассказал мне о своем коллекционере. (...). Мне не хотелось "выдать" что-то настоящее, и я решила сотворить некую смесь из всяких услышанных мною историй и придумать что-нибудь еще, придав всему этому форму женского дневника.

С коллекционером я не встречалась - он просто должен был прочитывать мои страницы и сообщать свое мнение. И вот у меня раздается телефонный звонок, и незнакомый голос говорит: "Это великолепно! Только выбрасывайте поэзию и описывайте только секс. Сосредоточьтесь на сексе".

Так я начала писать почти пародийно, пускалась на такие ухищрения, накручивала так, как только могла, и каждый раз думала: вот-вот он догадается, что ему подсовывают пародию на сексуальную жизнь. (...) За свою эротику я получила сотню долларов. (...) Моя пишущая машинка сломалась, но вместе с сотней долларов ко мне вернулся мой оптимизм. (...) Я собрала вокруг себя поэтов, и мы писали красивую эротику. То, что нас приговорили сфокусировать наше внимание только на голой чувственности, вызвало в нас бурный рост поэтичности".

Несколько удивляет то, что если Анаис уже получила деньги за выполненный заказ, то зачем она опубликовала "это"? Чтобы еще раз получить деньги? Или она действительно думала, что в этих бесконечных оргиях, соитиях, совокуплениях (описанных без малейшего чувства юмора) со всеми подробностями и складочками половых органов есть хоть грамм поэзии?

Литературой эти опусы назвать нельзя, скорее, это - следующая ступенька для любительниц "любовных романов", так как там хоть в зародыше есть сюжет, здесь же сплошные пенисы, задницы и вагины.

Конечно, каждая книга находит своего читателя, и если вам эта книга не нравится, значит, она написана не для вас. Но я решительно возражаю против характеристики автора, помещенной на обложке: "Эта книга - первая серьезная попытка ознакомить читателя с высокохудожественной беллетристикой Анаис Нин - выдающегося классика американской литературы XX века".

Опубликовано на Порталусе 19 июля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама