Рейтинг
Порталус

ОБРЕТЕННЫЕ СОКРОВИЩА

Дата публикации: 20 июля 2014
Автор(ы): Ольга БОРИСОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Наука в России, № 2, 2009, C. 62-65
Номер публикации: №1405866935


Ольга БОРИСОВА, (c)

Государственный научно-исследовательский институт реставрации (Москва) - единственный в России центр, где разрабатывают методику изучения, восстановления и сохранения памятников истории и культуры. Некоторые из них, нуждающиеся в искусных руках, поступают сюда на "исцеление".

стр. 62

Икона "Апостолы Петр и Павел" (середина XI в.) из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника, по словам его директора Николая Гринева, - одна из крупнейших (236 х 147 см) в православном мире и самая древняя в России. Ее живописная техника свидетельствует о византийских корнях, однако композицию столь огромных размеров, скорее всего, не привезли из Константинополя, а создали на нашей земле греческие или отечественные мастера высочайшего класса. Ученики Христа предстают перед зрителями с традиционными атрибутами: Павел - с Евангелием, содержащим его послания-проповеди, Петр - со свитком, крестом и ключами от рая, привратником которого он считается. А над их головами - сфера с оплечным образом Спасителя. Этот сюжет со стоящими рядом апостолами русские изографы многократно повторяли до XIX в.

Монументальные фигуры в полный рост на золотом фоне были характерны для ранних византийских образов, распространенных в Древней Руси. Телосложение святых пропорционально, их гиматии (плащи), подобно древнеримским тогам, ниспадают красивыми складками, подчеркнутыми светотенями, что также является отзвуком античного искусства. Указанные черты свойственны комниновскому периоду иконописи (время правления в Константинополе династий Дук, Комнинов и Ангелов - 1059 - 1204 гг.), когда художники, сохраняя верность классическим формам, вкладывали в них высокую одухотворенность. Наконец, той же эпохе отвечает соотношение в цветовой гамме белого, сине-голубого, розовато-сиреневого и оливкового тонов, появившееся в новгородской изографической школе только во второй половине XV в.

Грандиозное изображение Петра и Павла создали для построенного в Великом Новгороде* в 1045 - 1050 гг. Софийского кафедрального собора - древнейшего славянского храма, сохранившегося на территории России. Изначально икона располагалась, по-видимому, за алтарной преградой (барьером, отделяющим алтарь от остального помещения), а позднее - в иконостасе. В 1570 г. войска царя Ивана IV Грозного разгромили этот город, представлявший для него, по мнению известного исследователя средневековой Руси, сотрудника Института истории СССР АН СССР, доктора исторических наук Александра Зимина (1920 - 1980), опасность "как крупный феодальный центр..., потенциальный сторонник Литвы и крупнейшая цитадель сильной воинствующей церкви". В результате в конце XVI в. святыню вместе с другими ценностями вывезли в Москву, однако через некоторое время установили на прежнем месте.

Больше всего бесценный памятник пострадал в годы гитлеровского нашествия (1941 - 1945 гг.), когда его, как и многие шедевры русского искусства, фашисты переправили в Германию. По окончании Великой Отечественной войны икону нашли в одном


* См.: В. Даркевич. Вечевая республика на Волхове. - Наука в России, 1998, N 5 (прим. ред.).

стр. 63

из берлинских пакгаузов, в 1946 г. доставили в нашу страну, и через три года она вернулась к жизни усилиями реставратора Василия Кирикова. Но в конце 1990-х годов состояние православной реликвии признали аварийным и ее решили отправить на изучение и восстановление в московский Государственный научно-исследовательский институт реставрации*. Уникальный памятник два месяца готовили к транспортировке, проведя консервацию и создав специальную упаковку, а в сентябре 2002 г. привезли в столицу.

В мастерской темперной живописи Института икону исследовали новейшими научными методами, в частности, сделали рентгеновские снимки для вскрытия самых ранних фрагментов, закрашенных при последующих поновлениях, изучали доску, на которой она написана, и серебряный оклад. Оказалось, что паволока**, грунт и красочный слой пропитаны изменившими их свойства веществами - воском, воскосмоляной мастикой, олифой, животными, синтетическими клеями, шеллаком***, покрыты различными загрязнениями. К тому же предыдущие укрепления привели к истончению, деформации, в отдельных местах вздутию и отделению от грунта тонкого красочного слоя.

Беспрецедентная задача по возвращению к жизни столь ценного памятника встала впервые, и решать ее поручили самому опытному специалисту Института Юрию Рузавину. 6 лет под микроскопом с 25-кратным увеличением он кропотливо удалял материалы предыдущих реставраций, потом подклеивал миллиметровые фрагменты красочного слоя.

Тем временем в отделе музейного металла восстановили уникальный серебряный позолоченный оклад иконы. Надо сказать, подобные работы - явление гораздо более редкое, чем поновление, дописывание, переписывание самих живописных произведений. По словам сотрудника Института Марины Шемахан-


* См.: О. Фирсова. Спасая шедевры. - Наука в России, 2008, N 1 (прим. ред.).

** Паволока - ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением грунта для его лучшего сцепления с поверхностью доски (прим. ред.).

*** Шеллак, или шерлак, - очищенная смола дерева Gummi lacca, идущая на изготовление столярного лака, политуры (прим. ред.).

стр. 64

ской, изначально это накладное украшение состояло из укрепленных гвоздями крупных частей. За многовековую историю оно потемнело, загрязнилось, во многих местах деформировалось, растрескалось, в итоге сейчас собрано почти из 600 фрагментов. В конце 1940-х годов драгоценную ризу удалили с иконы и перенесли на планшет, откуда теперь ее сняли, чтобы выровнять, "залечить" разрывы и трещины, затем очистили металл, и роскошный убор засиял.

Еще одна большая завершенная работа Института - реставрация композиции "Евхаристия" из цикла эскизов мозаик, выполненного художником Виктором Васнецовым в 1911 г. для русского православного Александро-Невского собора в Варшаве (напомним: в 1885 - 1896 гг. он расписал знаменитый Владимирский собор в Киеве). Грандиозный храм (70 м высотой, в то время самое высокое здание города) по проекту выдающегося отечественного архитектора Леонтия Бенуа открыли в 1912 г., в преддверии 300-летия Дома Романовых (отмечалось в 1913 г.), а в 1920-е годы местные власти его разрушили, как напоминание о царизме*.

Судьба же полотна Васнецова имеет немало "белых пятен". Лишь недавно его нашли в необъятных хранилищах Государственного Исторического музея (Москва)** накатанным на валы. Верхняя и нижняя части холста оказались смятыми, имели прорывы, утраты красочного слоя и грунта, их кромки обветшали. В таком состоянии он поступил в 2007 г. на реставрацию. Специалисты из сектора экспертизы брали для анализа пробы грунта, пигментов, оценивали стилистику живописи, работали в архивах, выявляя документы, относящиеся к созданию эскизов.

Особенность этого произведения, как пояснила заведующая отделом станковой масляной живописи Мария Чуракова, в том, что художник нанес на загрунтованное джутовое полотно сначала бронзовую краску (содержащую порошок металла), а уже по ней писал масляными. Стремясь проводить как можно меньше манипуляций с этим своеобразным двойным покрытием, специалисты устранили деформации правой и левой частей холста, центральную же, наиболее пострадавшую, с прорывами, - дублировали. В местах, где не осталось изначального грунта, удалив загрязнение, подвели новый, восстановили красочный слой.

В настоящее время шедевры, возрожденные благодаря знаниям и кропотливому труду специалистов Государственного научно-исследовательского института реставрации, вернулись в экспозицию: икона "Апостолы Петр и Павел" - в Новгородский музей-заповедник, эскизы Васнецова - в Исторический музей.


* С 1815 по 1917 г. часть Польши вместе с Варшавой входила в состав Российской империи (прим. ред.).

** См.: В. Егоров. Сокровищница отечественной истории. - Наука в России, 2004, N 5 (прим. ред.).

Опубликовано на Порталусе 20 июля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама