Рейтинг
Порталус

ИЗУЧЕНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ И КИТАЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

Дата публикации: 10 октября 2014
Автор(ы): Е. В. Афонасенко
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 4, 2010, C. 92-96
Номер публикации: №1412933975


Е. В. Афонасенко, (c)

Автор: Е. В. Афонасенко

 

Е. В. Афонасенко

 

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Благовещенского государственного педагогического университета

 

E-mail: evafonasenko@mail.ru

 

В статье обсуждаются вопросы актуальности исследования, методологические подходы к изучению особенностей этнического самосознания молодежи Китая и России в условиях исторически сложившегося сопряженного существования и взаимодействия двух мировых цивилизаций на дальневосточных рубежах. В публикации представлены некоторые результаты исследования этнического самосознания.

 

Ключевые слова: этническое самосознание, этническая идентичность, этническая толерантность, традиционные ценности, интегративные процессы, аккультурация.

 

Трансформации в общественных и мировых процессах в юнце XX - начале XXI в. выдвигают на первый план проблему государственной, этнической и личностной безопасности. Особенно эта проблема ощутима в регионах, где сталкиваются интересы крупнейших держав мира. Дальневосточный регион России испытывает вызов со стороны соседних Азиатских стран, прежде всего Китая, стремящегося к расширению своего влияния на дальневосточные российские территории.

 

В этом контексте актуально изучать феномены этнического самосознания учащейся молодежи Китая и России в условиях взаимодействия культур в связи с обеспечением устойчивости и целостности этнокультурного пространства в период глобальных и локальных изменений, происходящих в мире.

 

Интенсивные межэтнические контакты в конце XX - начале XXI в., инициирующие сближение и взаимовлияние культур, остро ставят проблему этнокультурной интеграции и дезинтеграции. Современная историческая эпоха глобализации и всемирной аккультурации расставляет свои акценты в сфере фундаментальной для этнического самосознания оппозиции "Мы-Они", задающей параметры этнических идентичности, толерантности, дифференциации и консолидации.

 

Проницаемость культурных границ, переосмысление ценностей исконной этнической культуры, расширение плюрализма норм морали и нравственности вызывают изменения и трансформации этнического самосознания, приобретение им новых интегральных характеристик, смыслов и ценностных ориентации, обостряют проблему целостного существования этноса и его собственной культуры.

 

Необходимость обращения к исследованию особенностей этнического самосознания молодежи России и Китая в условиях взаимодействия культур продиктована включением следующих актуальных проблем:

 

- вопросами сохранения этнической идентичности личности и развития этнического самосознания в контексте взаимодействия и взаимопроникновения культур, которые сегодня видятся по-новому в связи с тем, что в настоящее время эта проблема, помимо сохранения ценностей традиционного общества, определяется опасностью кардинальной перестройки общественных отношений и общественного сознания. Такой путь развития потенциально несет в себе угрозу потери культурной целостности существования государства;

 

- необходимостью научного обоснования и анализа глубинных трансформаций в отношениях человека как представителя конкретного этноса к самому себе, другим людям, окружающему его миру. В настоящее время, несмотря на многообразие подходов к изучению этнического самосознания, остается большое количество нерешенных вопросов,

 
стр. 92

 

связанных с приобретением носителями сложившегося типа этнического самосознания качественно новых характеристик, обусловленных глубинной реконструкцией и преобразованием современных мировых процессов;

 

- проблемами, возникающими в условиях взаимодействия этносов на сопредельных приграничных территориях. Это обстоятельство исторически формирует так называемую зону наибольшей концентрации негативной психологической энергии защитного или наступательного характера, зону наибольшей психологической напряженности.

 

В проводимом исследовании особенностей этнического самосознания в условиях взаимодействия культур (на примере изучения современной учащейся молодежи России и Китая, находящихся в сопряженном геоисторическом пространстве приграничных территорий дальневосточного региона) мы опираемся на психологическую концепцию феноменологии самосознания личности В. С. Мухиной. Согласно данной концепции, человек существует в двух присущих ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Этническое самосознание в условиях взаимодействия культур выстраивается в зависимости от двух сущностей человека как личности:

 

1) коллективные представления и переживания в сознании каждого человека как социальной единицы;

 

2) личностно значимые представления и переживания конкретного человека как уникальной личности.

 

Согласно В. С. Мухиной, которая опирается на сформулированные в истории философии и наук идеи относительно феноменологии человека, этническое самосознание тесно связано с исторически сложившимися условиями взаимодействия этносов, сопряженных в едином геоисторическом пространстве. Сущностные основы этнического самосознания (исконная культура, ценностные ориентации этноса и др.) входят в структуру самосознания каждой отдельной личности. В процессе развития структурные звенья самосознания личности наполняются содержанием, обусловленным историческим развитием общественных отношений, ценностных ориентации, сложившихся условий развития этносов и межэтнических отношений. На традиционно сложившееся этническое самосознание людей, безусловно, воздействуют ценности сопряженной цивилизации, открытой для интеграции в условиях XXI в.

 

Необходимым моментом научного анализа исследования является учет исторически сложившейся ситуации межкультурного взаимодействия, которая, с одной стороны, инициирует столкновение непохожих миров, уникальных традиций и ментальностей, с другой - способствует нарастанию взаимовлияния культур, интеграции материальных и духовных ценностей ближайших соседей, вызывая трансформации и порождая новые феномены этнического самосознания контактирующих этносов. Исторические предтечи межкультурных взаимодействий, как и перемены в межэтнических отношениях, находят отражение в содержании этнического самосознания и требуют исследовательской рефлексии.

 

Дальний Восток России - территория позднего славянского освоения. По большому счету это край переселенцев и мигрантов, образующих смешанный состав жителей с превалированием русскоязычного населения.

 

Первыми переселенцами на Амурских землях были казаки. Процесс заселения казаками Приамурья шел параллельно с интенсивными крестьянскими миграциями, которые создали на осваиваемой территории смешанный состав населения со своими культурными особенностями. На новом месте общее пространство бытовой культуры формировалось под воздействием традиций уроженцев из Украины и Белоруссии, удельный вес которых в отдельных районах достигал 80%. Славянское население Дальнего Востока было сложным не только по этническому признаку, но имело и разный конфессиональный и сословный состав.

 

Частые межэтнические браки, этнокультурные контакты, тесное соприкосновение с конфессиональной и социокультурной инославянской средой определили слияние славянского населения на основе русской нации. В ходе совместного проживания у представителей разных этнических групп постепенно складывались представления об общности их исторических судеб и единстве в рамках Российской империи, несмотря на этническую и конфессиональную пестроту, разницу ментальностей и традиций, в том числе глубоко укорененных в азиатской культуре. Не только славянские, но и народы, населяющие азиатскую часть России, самоотождествляли себя с Российской империей.

 
стр. 93

 

Известный исследователь истории имперского освоения Дальнего Востока А. В. Ремнев свидетельствует, что украинцы и белорусы в условиях Сибири и Дальнего Востока, оказавшись среди выходцев из великорусских губерний, были более восприимчивы к культурным заимствованиям и проявляли более высокий уровень этнической и конфессиональной толерантности, демонстрировали большую, чем на исторической родине, приверженность идее общерусской идентичности. Оторванные от привычной социокультурной среды, оказавшись в неведомом краю, в иных природно-климатических условиях, они были вынуждены существенно корректировать свои хозяйственные занятия, непосредственно соприкоснувшись с культурой Востока (непривычной и привлекательной). Современниками переселенцев отмечалась культурно-цивилизационная слабость русского крестьянина как носителя исконных культурных традиций. А. А. Кауфман поражался тому, что амурские крестьяне выглядели настоящими американцами, непохожими на русского мужика, что у амурского крестьянина была "необыкновенная восприимчивость к новизне, отсутствие всякой рутины, проявляющееся в его земледельческом хозяйстве" [1, с. 46]. А. П. Чехов, путешествуя по Амуру, записал в своем дневнике: "Если внимательно и долго прислушиваться, то, боже мой, как далека здешняя жизнь от России... Склад нашей русской жизни совершенно чужд коренным амурцам. Пушкин и Гоголь тут не понятны и поэтому не нужны, наша история скучна и мы, приезжие из России, кажемся иностранцами... И нравственность здесь какая-то особенная, не наша" [2, с. 42-43]. Также отмечалось, что при частых и тесных контактах с иноверцами русский человек и сам стал как-то равнодушнее к своей вере" [3, с. 11]. "Будучи с инородцами в постоянных сношениях, даже дружбе и родстве, не прочь иной раз и их богам помолиться" [4. с. 327].

 

Вызывало беспокойство культурное влияние на русских людей иностранцев и инородцев, прежде всего китайцев, так как русские дальневосточных регионов столкнулась с территориальными притязаниями со стороны соседствующего Китая. Начиная с XVII в. Амур становится местом встречи двух самобытных народов - русских и китайцев. На протяжении более трех столетий Приамурье и северо-восток Китая являются контактными зонами межкультурного взаимодействия.

 

Настоящий период межкультурных взаимодействий россиян с представителями Китая связан с произошедшими в конце XX в. в обществе и мире трансформациями, резко изменил этнокультурную ситуацию в регионе. Открытие границ между сопредельными государствами, отказ от существовавшей длительное время взаимной идеологии "потенциального противника", расширение межэтнических контактов обусловили формирование новых специфических отношений. Современное время взаимодействий с Китаем характеризуется установлением отношений сотрудничества. Для большинства россиян-дальневосточников Китай представляется соседом, несущим большую экономическую выгоду.

 

Сегодня во всем мире наблюдается тенденция усиления роли Китая в международных интеграционных процессах. Достижения Поднебесной в экономическом развитии, ее открытость внешнему миру при сохранении своей самобытности являются привлекательными для других народов в условиях нарастающего кризиса ценностей западного общества. Для многих россиян, проживающих на приграничных территориях, Китай является источником дохода, а для малообеспеченных слоев населения - единственным способом заработка. Неразвитость инфраструктуры, удаленность от культурных центров, депопуляция русского населения ставят россиян-дальневосточников в зависимость от китайского соседа. В условиях конкуренции победу одерживают дешевые китайские товары; китайская бытовая культура становится все более привлекательной для россиян, обыденным явлением для большинства жителей приграничных территорий становятся частые поездки в Китай.

 

В настоящее время многие исследователи отмечают у русских Дальнего Востока своеобразный культурный полиморфизм, обнаруживающий себя в высоком уровне этнической толерантности, восприимчивости к культурным заимствованиям, культурной и религиозной маргинализации, аккультурации.

 

Перечисленные обстоятельства и тенденции развития этнического самосознания обусловливают теоретическую и практическую значимость исследования феноменологии этнического самосознания в контексте взаимодействия культур. Сама проблема является актуальной в контексте психологии личности, этнической психологии, а также в

 
стр. 94

 

контексте многих других специальностей, заинтересованных в изучении этнического самосознания личности.

 

Наши исследования особенностей этнического самосознания китайской и российской учащейся молодежи, проводимые на протяжении нескольких последних лет, позволили сформулировать некоторые выводы:

 

- в этническом самосознании современной учащейся молодежи Китая и России находят отражение традиционные ценностные ориентации. Содержательное наполнение структурных звеньев самосознания представителей Китая и России происходит через присвоение традиционных ценностей, которые формируют уникальные ментальные особенности, а также через ценности, транслируемые как интегративной культурой международного сообщества, так и соседних государств;

 

- в структуре этнического самосознания учащейся молодежи как Китая, так и России преобладает позитивный образ "Мы". В то же время китайская молодежь более высоко, чем россияне, ценит свою нацию, народ, много знает о своей культуре, традициях. Китайцы в большей мере, чем россияне, демонстрируют патриотические чувства. Большинство китайских студентов удовлетворено ролью своей нации в жизни России и не испытывают ущемления личного достоинства в условиях межэтнического общения. Исследование типов поведения современной учащейся молодежи Китая в ситуации фрустрации в общении с русским этносом показало, что доминирующим типом поведения является толерантный. В целом значительно возросла (по сравнению с исследованиями десятилетней давности) частота проявления адекватно лояльного типа поведения и уменьшение проявления агрессии. Китайские студенты выбирают в большинстве случаев стратегию интеграции, что свидетельствует, с одной стороны, о стремлении сохранить собственную этнокультурную идентичность, с другой - о готовности влиться в российское общество;

 

- российская молодежь демонстрирует в большинстве случаев позитивную общероссийскую идентичность. Однако у молодых россиян этническая идентификация в структуре самосознания не занимает ведущие позиции, вытесняясь личностной идентичностью и категориями частной жизни. Исследование особенностей поведения современной учащейся молодежи России в ситуации фрустрации в общении с представителями китайского этноса, осуществленное в 2009 г., показало, что доминирующим типом поведения является толерантный. В исследовании, проведенном в 2000 г., российские студенты демонстрировали преимущественно агрессивные реакции. Таким образом, по сравнению с предыдущим исследованием произошли качественные изменения в отношениях российской молодежи к представителям Китая. Аффективный компонент этнической идентичности у россиян довольно высокий (преобладают позитивные эмоции - гордость, родство со своим народом). Когнитивный компонент выражен слабее, многие студенты отмечают, что плохо знают традиции, обычаи русского народа и редко задумываются над этим;

 

- гетеростереотипы россиян и китайцев имеют позитивную направленность, что свидетельствует о наличии межэтнической толерантности между представителями исследуемых групп. Однако уровень межэтнического взаимопонимания невысокий: имеются отдельные предубеждения, осложняющие межэтническое общение россиян и китайцев.

 

В целом можно отметить, что в условиях межкультурного взаимодействия этническое самосознание учащейся молодежи Китая и России, развитие которого основано на ценностных ориентациях исконной культуры, приобретает особенности, обусловленные спецификой исторически сложившейся современной ситуации развития отношений и взаимодействий между соседними странами. Ценностные ориентации этнического самосознания молодежи двух стран также испытывают на себе влияние мировых интеграционных и глобализационных процессов.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Кауфман А. А. По новым местам (очерки и путевые заметки). 1901 - 1903. - СПб., 1905.

 

2. Чехов А. П. Остров Сахалин // Поли, собр. соч. и писем: В 13-ти т. - Т. 14/15. - М., 1987.

 

3. Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. - Т. 12. - Ч. 1: Восточная Сибирь. - СПб. - М., 1895.

 

4. Киряков В. В. Очерки по истории переселенческого движения в Сибирь (В связи с историей переселенческого движения в Сибири). - М., 1902.

 
стр. 95

 

STUDYING OF ETHNIC CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN AND CHINESE YOUTH IN CONDITIONS OF ETHNOCULTURAL INTERACTION IN THE RUSSIAN FAR EAST

 

E.V. Afonasenko

 

candidate of psychological sciences, senior lecturer of Psychology Department of the Blagoveshchensk State Pedagogical University

 

The article is devoted to urgency of research, methodological approaches to studying of features of ethnic consciousness of Chinese and Russian youth in conditions of historically developed interfaced existence and interaction of two world civilizations on the Far East boundaries. Some results of the research of ethnic consciousness are presented in the article.

 

Keywords: ethnic consciousness, ethnic identity, ethnic tolerance, traditional values, integrative processes, acculturation.

Опубликовано на Порталусе 10 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама