Рейтинг
Порталус

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дата публикации: 06 марта 2015
Автор(ы): Д. В. Поль, Т. А. Касимова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 1, 2012, C. 18-22
Номер публикации: №1425644619


Д. В. Поль, Т. А. Касимова, (c)

Д. В. Поль

 

доктор филологических наук, заведующий лабораторией литературы учреждения РАО "Институт художественного образования"

 

Тел.: 8-916-325-99-56; e-mail: pol-d-v@yandex.ru

 

Т. А. Касимова

 

аспирант Педагогической академии последипломного образования Московской обл., директор Дворца творчества детей и юношества "Истоки" (Сергиев Посад, Московская обл.)

 

Тел.: 8-916-482-39-33; e-mail: dtdm_istoki@bk.ru

 

В статье рассматривается проблемы профилизации обучения в рамках культурологического подхода и воспитания молодежи. Профилизация обучения в современных условиях учитывает рынок образовательных услуг. Рассмотрены принципы профильного обучения, которые диктуют необходимость взаимодействия основного и дополнительного образования. Без этого взаимодействия оказывается невозможным продолжение профессиональ-

 
стр. 18

 

ного обучения, являющегося приоритетным в среде современной молодежи. Профилизация обучения имеет большое значение для модернизации системы образования.

 

Ключевые слова: культурологический подход, профильное обучение, воспитание, молодежь, основное и дополнительное образование, взаимодействие, профессиональное образование, модернизация образования.

 

Современность предъявляет жесткие, а подчас и сверхжесткие требования к человеку. Одно из важнейших - реализация в профессиональной сфере. Овладение профессиональной компетентностью - не прихоть, а настоятельная потребность времени. Отсюда и изменение требований к образованию, акцент на усиление профориентационной работы и упрочение связей между старшей школой и вузом, средней школой и колледжем. Все это не должно приводить к пренебрежительному отношению к вопросам воспитания подрастающего поколения. Даже наоборот - направленность на профессиональную реализацию учащихся обязательно должна сопровождаться повышенным вниманием к развитию духовности, творческому раскрытию личности. Поэтому и возникает потребность в культурологическом подходе, позволяющем соединить направленность на профессиональную реализацию личности с творческим и духовным развитием ребенка.

 

На сегодняшний день профильная школа превратилась из далекой перспективы (прогноза на будущее) в реальность. В целом создана нормативная база, обучение во многих учреждениях уже стало вестись по профильным программам. Однако профессиональная ориентация учащихся в условиях общеобразовательной школы требует профилизации обучения как с учетом запросов и перспектив рынка образовательных услуг, так и состояния общества и культуры. В условиях возрастания удельного веса предметов, выбираемых самим учащимся, до крайности актуализируется проблема осмысленности выбора им того или иного профиля. Здесь неоценимую помощь может оказать дополнительное образование, ведь для многих путь в будущую профессию начинается через тот или иной кружок, клуб, творческое объединение, секцию учреждения дополнительного образования. Поэтому особого внимания заслуживает сотрудничество и совместная деятельность учреждений основного и дополнительного образования. И не только по причине распространенности этого явления, но и в силу того, что в ходе подобного взаимодействия создается среда, наиболее благоприятная для творчества и инноваций. Вариативностью применения содержания стандартных программ и дополнительного образования определяется способ профилизации в обучении. Сотрудничество учреждений основного и дополнительного образования создает также условия для широкого внедрения в образовательную практику инновационных приемов и методов для акцентирования внимания на ценностных основаниях культуры на том, что относится к аксиологии образования. Именно аксиологический аспект взаимодействия приобретает особую значимость. Он, собственно, и составляет одно из важнейших оснований культурологического подхода.

 

Значимость культурологического подхода подчеркивает и то, что в условиях смены социальной парадигмы, кризиса ценностных ориентиров общества на первое место при реформировании отечественного образования выходят требование системности проводимых преобразований и внимание к ценностным основаниям культуры. Если учесть, что ценность - стержень понятия духовности, то аксиологический вопрос - вопрос о духовности, которая в превосходной степени представлена в искусстве и включает основную проблематику искусства, так как "искусство в сфере духовной является наиболее точным аналогом самого человека как целого, как единства материального и духовного" [4, с. 271]. Кроме того, "искусство - это не только художественное познание социально проявленной духовной жизни и через нее - мира, но, например, и художественная нравственность" [4, с. 52].

 

В выявлении базовых оснований культуры большое значение имеет литературоведение, так как именно в литературе сложились и наиболее ярко проявились важнейшие ценности русской культуры. Это, собственно, и делает достижения литературоведения особо значимыми как для культурологического подхода, так и для аксиологии в целом. При этом главная цель аксиологического подхода - исследование феномена ценности в литературном творчестве, его объект - литературное произведение, соотносимое с миром ценностей и обладающее ценностной зна-

 
стр. 19

 

чимостью [9]. Не оспаривая правомерность ценностного подхода в литературоведении. следует, однако, учитывать и то, что ценностный подход в искусстве не может быть распространен на явления природные.

 

Далеко не все художественные произведения ценностно значимы. При подобном измерении искусства значительная часть современной литературы должна быть исключена из анализа, так как "современный модернизм в его преимущественно экспериментальной форме (наиболее показателен Роб-Грие) не является собственно литературой. Это литература о том, как надо делать литературу, по существу - профессиональная критика, отчего, кстати, место ее обсуждения и чтения перешло именно туда. Независимо от того, соглашаться с тем, что говорят эти писатели, или не соглашаться, нужно с самого начала признать, что говорят они большей частью не как писатели - о жизни, а как критики - о литературе" [8, с. 52 - 53]. Поэтому основное внимание следует уделить собственно классике или произведениям, на нее ориентированным. Очень важно при этом соблюдение чувства меры, которое подчас рассматривается как эстетическая категория, определяющая взаимосвязь между прекрасным и возвышенным [3].

 

Культурологический подход в образовании, опираясь на достижения аксиологического в искусстве и в социальной практике, активно разрабатывает технологии и методики своего воплощения в различных сферах российского образования. В начале XXI в. процессы глобализации вновь остро ставят проблему формирования позитивных ценностей в молодежной среде. Еще чешский политик и писатель Т. Масарик (1850 - 1937) в своей первой работе по социологии "Самоубийство как общественное массовое явление современной цивилизации" (1881) связывал рост числа самоубийств с утратой религиозной укорененности. И пусть выводы Т. Масарика относились к ситуации в Европе конца XIX в., но они не утратили своей актуальности и в начале XXI в. Утрата традиционных ценностей провоцирует рост психических расстройств, приводит к возрастанию социальной напряженности. Ценностный вакуум опасен: как показывает современная действительность, он очень быстро заполняется антиценностями субкультур, основанных на наркотической и алкогольной зависимостях или имеющими откровенно криминальный характер.

 

В начале XXI в. именно учреждения дополнительного образования по причине своей институциональной (свобода в выборе направлений для изучения) и содержательной (тематика кружковых занятий регламентируется не столько нормативными документами, сколько личностными предпочтениями педагогов и учащихся) приближенности к молодежи в наибольшей степени отвечают за сферу досуга молодежи. В то же время ценностно значимые вопросы не отделимы от проблем успешности учащихся.

 

Современное российское образование в условиях модернизации [1] определяет необходимость ориентирования жизненного и профессионального определения учащихся. Тем самым модернизация образования является "одним из содержательных аспектов концепции индустриализации, а именно - теоретической моделью семантических и аксиологических трансформаций сознания и культуры в контексте становления индустриального общества" [7, с. 435].

 

На сегодняшний день продолжается профессиональная ориентация учащихся в условиях общеобразовательной школы, которая обозначает профилизацию обучения с учетом рынка образовательных услуг. Профессиональная направленность общеобразовательной школы ориентируется на влияние доминирующих профессий в социуме и, соответственно, их кадровой подготовки. Поэтому дифференциация профильного обучения нацелена на создание выбора возможностей для реализации индивидуальных образовательных программ, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка труда в компетентных кадрах.

 

В осуществлении профилизации школа использует необходимые средства, позволяющие за счет изменений в структуре, содержании и организации обучения более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, то есть создаются условия для образования и развития учащихся в соответствии с их профессиональными намерениями.

 

В деятельности общеобразовательных школ определяется выбор профессиональных направлений. Особенно важно, что профессиональный уклон образовательного учреждения не будет регламентироваться ни законодательством, ни руководством, а только местными условиями, традициями, желаниями родителей. Это могут быть гуманитарные, экономические, технические или производственные профили, которые представлены в

 
стр. 20

 

"Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования".

 

Смысл утвердившихся в практике современного российского образования профильных учебных заведений (гимназий, лицеев, колледжей, школ со специализированными классами) заключается в том, что каждая из них выбирает один или несколько профилей, которые интегрируют весь учебно-воспитательный процесс. Одной из главных целей такого обучения становится формирование и развитие профессионального самосознания учащихся.

 

Основная цель обновления старшей ступени общего и дополнительного образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

 

Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы "знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться" [5, с. 19]. Социологические исследования участников эксперимента показали, что абсолютное их большинство (96%) поддерживает идею предпрофильной подготовки и введения профильного обучения. Так, до 35% российских школ выбирают универсальный профиль, то есть то, что сегодня существует в виде обычной общеобразовательной школы, где нет или почти нет ничего углубленного. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию "как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т. д.)" поддерживают около четверти старшеклассников. К 15 - 16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Тем самым осуществляется процесс сознательного предпочтения в выборе учащимися своей будущей профессии. Подготовка к специализации в профильном обучении дает глубокие профессиональные знания, развитие профессиональных качеств и самосознания учащихся для дальнейшей трудовой деятельности подростков.

 

Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения).

 

Принципы профильного обучения, являющиеся основанием для реализации его целей, задач и содержания, согласуются с принципами личностно-ориентированного образования и в то же время имеют свою специфику. Принципы профильного обучения, кроме обычных "общеучебных" характеристик, таких как развивающий, деятельностный характер образования, вариативность, индивидуализация, должны включать и такие, как интеграция образовательного процесса с социумом, региональная направленность образования. Индивидуализация обучения предполагает организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика, что соотносится с основной идеей обновления старшей школы, состоящей в выборе каждым школьником индивидуальной образовательной программы, конструированию и реализации индивидуализированных форм учебной деятельности. Под дифференциацией обучения понимается форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности, интересы и способности учащихся, но при этом не снижается общий (базовый) уровень общеобразовательной подготовки, которая предполагает создание на основе определенных признаков (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов) мобильных или стабильных учебных групп, позволяющих сделать содержание обучения и предъявляемые к учащимся требования существенно различными.

 

Применение принципов и эффективных условий профилизации обучения обусловит возможности взаимодействия общего и дополнительного образования для продуктивного обучения учащихся.

 

Возможности дополнительного и общего образования в профильном обучении учащимися определяются важнейшей интеграционной составляющей образовательного пространства, сложившейся в современном российском обществе. Дополнительное и общее профильное образование учащихся - это "зона ближайшего развития" личности, которое выбирает сама личность или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.

 

В дополнительном и общем образовании учащиеся более эффективно внедряются в

 
стр. 21

 

социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих профильных учреждениях максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление учащимися опыта гражданского патриотического поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

 

При реализации взаимодействия общего и дополнительного образования в профильном обучении сохраняется значимость воспитания патриотизма и гражданственности учащихся, что отражено в нормативных документах правительства и Министерства образования РФ: государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 гг." [2], "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г." и др.

 

Культурологический подход в профилизации обучения учащихся в условиях взаимодействия основного и дополнительного образования позволяет соединить современные требования к организации взаимодействия содержания общего и дополнительного образования учащихся и инновационными процессами в обществе с духовным и нравственным развитием личности учащихся.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего и среднего образования. - М.: ГУ-ВШЭ, 2001.

 

2. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 гг. - М., 2005.

 

3. Гулыга А. В. Принципы эстетики. - М., 1987.

 

4. Гусев В. И. Герой и стиль. (К теории характера и стиля. Советская литература на рубеже 60 - 70-х годов). - М.: Художественная лит-ра, 1983.

 

5. Диагностика профессионально значимых качеств будущего специалиста: Метод. указания / Сост. М. Г. Рогов. - Казань: КГТУ, 1994.

 

6. Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации // Мат-лы Второй всероссийской научно-практической интернет-конференции. - Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2010.

 

7. Можейко М. А. Концепция модернизации // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. - Минск, 1998.

 

8. Палиевский П. В. Из выводов XX века. - СПб: Русский остров, 2004.

 

9. Попова Е. В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества: Автореф. дис. ... д.филол.н. - М., 2004.

 

CULTURAL APPROACH IN SPECIALIZATION OF STUDENT'S TRAINING IN CONDITIONS OF GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION INTERACTION

 

D.V. Paul

 

doctor of philology, head of the Laboratory of Literature of the Institution of Russian Academy of Education "Institute of Art Education"

 

T.A. Kasimova

 

post-graduate student of the Pedagogical academy of Post-Graduate Formations of Moscow Region, director of the Palace of creativity of children and youth "Sources" (Sergiev Posad the Moscow region)

 

In the article problems of profilization of training within the limits of the culturological approach and youth education are considered. Today's profiling study conditions into account market of educational services. The principles of school education, which dictate the need for co-primary and secondary education. Without this interaction is impossible to continue the vocational training is apriority among today's youth. Profiling study is of great importance for the modernization of the education system.

 

Key words: culturological approach, profile education, upbringing, education, youth, primary and secondary education, interaction, professional education, modernization of education.

Опубликовано на Порталусе 06 марта 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама