Рейтинг
Порталус

Система клеймения серебра в Британии и в Северной Америке

Дата публикации: 13 апреля 2015
Автор(ы): Ольга Брюзгина
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1428919092


Ольга Брюзгина, (c)

КОГДА речь заходит о респектабельности и комфорте, то на память сразу приходит английский костюм и английское серебро, порядок клеймения которого имеет законодательную историю не менее долгую и почетную, чем все английское законотворчество.

Ведь одной из наиболее ранних и, наверное, самой упорядоченной можно считать именно английскую государственную систему контроля за качеством серебра в стране. И хотя на первый взгляд она поражает своей многозначительностью и внешней сложностью, этот порядок до сих пор остается самым разумным, ясным и понятным во всем мире. Она содержит максимально развернутую информацию о металле, производителе и налоговой системе, оставаясь при этом достаточно краткой. А точное соблюдение "буквы закона" производителями и тщательный контроль бюрократической машины за этим и привели к логичности клейма и его консервативности.

Уже в 1300 году в Англии был впервые законодательно утвержден порядок апробации и маркировки (клеймения) предметов из драгоценных металлов и определена допустимая норма содержания меди в серебряном сплаве. Она соответствовала 75 частям меди на 925 частей серебра. Только такой металл признавался серебряным и имел пробу 925-ю, что и подтверждалось официальным клеймом.

Самим клеймом стало изображение морды Британского льва в короне, известного как "королевская марка". Считается, что это клеймо и качество серебра были введены еще цехом серебряников в XI-XII веках по приказу короля Иоганна.

В Англии первых мастеров называли "истерлингами", т.е. выходцами из стран Балтийского моря и Ганзейских городов, и именно они одними из первых стали заниматься в Англии серебряным производством, поэтому первая английская серебряная проба была названа "истерлингский стандарт", который со временем сократился до более удобного в произношении "стерлинга".

До 1378 года апробация производилась только в Лондоне, и мастерам со всей страны надо было привозить вещи в Гильдию для получения "королевской марки". Это было хлопотно и очень опасно, поэтому провинциальные мастера часто игнорировали королевский указ, продавали свои вещи без клейм и не платили налогов. А лондонская Гильдия не могла контролировать мастеров по всей стране и, боясь потерять свои государственные привилегии, пошла на компромисс, добившись в 1363 году королевского указа о передаче контрольных мер мэрам всех городов, где имелось серебряное производство. Каждый городской магистрат должен был иметь свое отличительное клеймо. В Эдинбурге, например, был принят символ в виде замка, в Йорке - сдвоенное выпуклое клеймо, где на щите были соединены половина головы леопарда и половина лилии, а в Эксетере - крест и корона.

В начале XVI века участились случаи подделок, и Лондонская гильдия решила установить свою марку гарантии качества, и в 1544 году появилось еще одно клеймо с фигурой идущего льва, который смотрел через плечо и изгибал хвост. Скоро именно эта марка заменила "голову леопарда" как марку гарантии серебряного стандарта, т.е. sterling.

Вслед за введением права на личное клеймо для городов встал вопрос о необходимости введения системы персональной ответственности инспектора пробирера за соблюдением стандарта серебра, для чего было установлено специальное годовое клеймо. Так как инспектора переизбирались ежегодно, то с 1478 года в Лондоне для каждого года была своя порядковая буква алфавита. Когда алфавитный цикл заканчивался, то опять начинали с "А", изменив только ее начертание или конфигурацию щитка, в котором она располагалась. Для создания более жесткого контроля за качеством металла в изделиях и возможности всегда отыскать сплутовавшего ремесленника было введено обязательное клеймо мастера.

Вплоть до царствования Карла II серебряную королевскую монету чеканили ручными штампами. Технология была очень проста и легко при желании воспроизводилась фальшивомонетчиками. Чтобы избежать инфляции, правительство в 1696-1698 годах подготовило и осуществило новую денежную реформу, изменив пробу монетного серебра. Новые деньги были - 958,4-й пробы, после которой серебро становится очень мягким. Этот стандарт назвали "Британия" и обозначили новыми клеймами: профильный бюст львиной головы и сидящей фигурой Британии. Возросшая чистота серебра не только значительно удорожила его, но и сделала малопригодным для традиционной ювелирной практики.

Из всех видов художественной обработки в этот период применяли лишь филигрань из толстой проволоки, делали отливку по моделям с дочеканкой. Изделия получались очень простые по форме, но с богатым искусным декором. Этот новый для Англии вид ювелирного искусства пришел из Франции, где с высокопробным серебром работали ювелиры-гугеноты, которые после отмены Нантского эдикта в 1685 году из-за религиозных преследований переселились в Великобританию и распространили свое мастерство работы с высокопробным серебром среди британских мастеров.

Стандарт "Британия" сохранял свою силу до июня 1720 года, когда стерлинговая проба и старые английские серебряные марки были восстановлены. Он оказался слишком дорогим как для ювелиров, так и для покупателей. Это привело к разорению большого количества мелких производителей. Интересно, что в силу английской законодательной традиции он до сих пор не отменен и даже сегодня при желании может быть использован любым мастером.

К середине XVII века с началом бурного экономического развития страны значительно выросло благосостояние как среднего класса, так и большей части населения. Грамотность перестала быть редкостью и стала необходимым условием жизни процветающего буржуазного общества. С 1720-х годов в личные клейма мастеров начинают включать не только символы, но и буквы. Сначала использовали первые две буквы имени мастера, позже стали включать их инициалы. К этому времени система английского клейма уже являлась надежным гарантом качества и давала развернутую информацию о том, когда, кем и из чего сделан предмет.

И хотя эта система не меняется уже в течение двух столетий, постоянно появляются новые и исчезают какие- то старые клейма. Так, 1 декабря 1784 года был введен налог на серебро, так называемый карательный налог, который достигал 1/6 с унции веса изделия. Он собирался хранителем печати, который отвечал за внутренние бюджетные поступления в казну. Введен он был как временный. Но, как полагается, просуществовал более 100 лет, вплоть до 1890 года. Чтобы обозначить уплату налога, было введено клеймо с профилем короля. В первый год это клеймо было типа ИНТАЛЬО и как бы перевернутым по отношению к другим клеймам, которые выполнялись КАМЕЕЙ, а с 1 января 1785 года и это клеймо тоже стало камеей.

Поскольку перевыборы мастера-инспектора проходили только в мае, то каждый год именно с мая менялась и буква алфавита, поэтому вещи этого переходного периода (с 1.01.1785 по 1.05.1785 г.) пользуются у некоторых коллекционеров особой любовью.

С 1784 по 1890 год в английском серебре используют новые 5 клейм. Это проба (государственный стандарт), городское клеймо, дата, мастер и профильное изображение короля - как налоговая марка. С 1891 года и до сегодняшнего дня на большинстве изделий из английского серебра используют только 4 клейма, без налогового.

Помимо этого, в английской системе маркировки существуют еще и специальные юбилейные клейма. Это клейма 1934-1935 годов в честь серебряного юбилея супружества короля Георга V и королевы Мери. Коронационное клеймо 1953 года королевы Елизаветы II и клеймо 1977 года к празднованию "25-летия вступления на престол" (в 1952 году).

КЛЕЙМЕНИЕ СЕРЕБРЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ В ШОТЛАНДИИ

И ИРЛАНДИИ

За последние столетия серебряное производство этих стран в большей степени развивалось в рамках английского декоративного искусства, хотя, бесспорно, его художественная природа всегда сохраняла, а иногда и демонстративно культивировала свои кельтские (культовые) корни. С XIII века Шотландия испытывала сильное норманнское влияние, поэтому преобладающим было тяготение к романскому стилю. В 1357 году король Джеймс II Шотландский установил стандарт для серебра не менее 11 частей на 12 частей общего веса, что соответствовало 916/1000. Он так же узаконил личное клеймо мастера и старшины гильдии и пробирного мастера, который был действующим златокузнецом и использовал клеймо на протяжении всей своей жизни. Поэтому старинное шотландское серебро имеет два клейма: именник мастера и старшины.

В 1483 году была учреждена новая система гильдий, и в Гильдию кузнецов вошли все мастера, пользовавшиеся молотком. К этому же времени относится и появление городского клейма. К сожалению, большая часть ювелирных изделий, и особенно церковной утвари раннего периода, не сохранилась - была уничтожена во время Реформации, а то, что осталось, ревностная католичка Мария Шотландская в 1507 году переплавила.

В 1525 году были учреждены первые корпорации золотых и серебряных дел мастеров в Эдинбурге. Но уже в соответствии с законом 1603 года был введен английский стерлинговый стандарт, а в 1681 году был установлен порядок буквенного цикла датировки от A до Z, кроме J, который используют до сегодняшнего дня, а клеймо старшины гильдии заменено клеймом мастера. В 1707 году после ратификации акта о союзе с Англией в составе Объединенного королевства в силу окончательно вошли и английские законы о клеймении изделий из драгоценных металлов. Шотландские мастера должны были повысить свой серебряный стандарт до общеанглийской стерлинговой нормы, но существенно это не повлияло на систему клеймения в целом.

В 1750 году шотландское клеймо с изображением чертополоха заменило клеймо пробирного мастера и в 1775 году было заменено клеймом с изображением вздыбленного льва. Со второй половины XVIII века налоговое клеймо и необязательные общинные клейма, которые использовались в Шотландии, были подобны тем, которые существовали и в Англии.

В Ирландии с 1495 года в силу вступил английский закон от 1423 года об обязательном клеймении изделий из серебра, а с 1498 года учреждается в Дублине корпорация златокузнецов.

В 1557 году постепенно в Ирландии становится свободным обращение драгоценных металлов, и в 1605 году раскрыты случаи злоупотребления контроля за пробой, за контроль качества металла в Ирландии начинает отвечать ирландская гильдия.

В 1637 году английский король Карл I ратифицировал устав Гильдии златокузнецов, на основании которого на всей территории Ирландии был принят стандарт серебряной пробы не ниже английского. В Ирландии с 1637 года серебро клеймили пробирным клеймом в виде коронованной арфы, и с 1637 по 1807 годы это клеймо используют как Дублинское городское клеймо. В 1638 году вводят порядок клеймения изделий буквенными датами наподобие английского. В 1729 году на территории страны вступает в силу закон от 25 марта 1717 года о введении пошлинного клейма, подтверждающего уплату пошлины, - "HIBERIA" (Ирландия).

После заключения в 1800 году Акта о союзе между Англией и Ирландией в 1807 году принимают английскую систему клеймения, где в качестве дублинского городского клейма использовали клеймо с изображением сидящей Ирландии.

После 4 апреля 1923 года независимая Ирландия утвердила и собственный порядок клейм: 1) клеймо мастера, 2) клеймо города, 3) проба, 4) буквенная дата.

КЛЕЙМЕНИЕ СЕРЕБРА

В США И КАНАДЕ

Для начинающего формировать коллекцию антиквариата российского покупателя особую опасность представляют изделия предприятий Североамериканского континента, мало знакомые нашему зрителю и потеснившие в последнее десятилетие на отечественном антикварном рынке традиционные раритеты Старого Света. Хотя при некоторой любознательности и регулярном просматривании торговых каталогов можно составить себе некоторое представление о характере американского ассортимента последних лет. Классические формы современных серебряных или посеребренных сервизов приводят иногда к серьезным ошибкам. Беглое знакомство с историей серебряного производства и торгово-промышленной маркировки в США и Канаде позволит в какой то степени уменьшить риск при покупке дорогостоящего изделия.

В Соединенных Штатах Америки необходимость создания оригинального клейма для изделий из драгоценных металлов возникла только с началом массового производства и торговли этими предметами. И хотя первыми мастерами серебряного дела были в основном выходцы из Англии, английская система маркировки не нашла в оригинальной системе торгово-промышленной деятельности Нового Света себе применения и даже не была использована в качестве прототипа.

Долгое время практически все серебряные изделия и деньги были европейского производства и имели континентальный стандарт пробы, поэтому не было необходимости вводить какой бы то ни было американский эквивалент. Почти до начала ХVIII века экономическое и политическое положение в стране не позволяло создать четкого государственного контроля за производством изделий из драгоценных металлов, как это было в Европе или России. Первые серебряные клейма встречаются в Америке только в начале ХVIII века и только в городах восточного побережья, то есть в Новой Англии.

В начале XVIII века в связи с созданием своей государственной денежной системы и развитием частного серебряного производства возникла и необходимость позаботиться о надежной гарантии серебряного стандарта.

На ранних американских клеймах изображали в основном эмблему штата, где изготовили и проверили вещь. Так, в штате Коннектикут клеймо было с изображением трех гроздьев винограда и герба штата, который был впервые выгравирован в 1702 году Джоном Кени для первой коннектикутской колониальной монеты. Но с середины ХVIII и в первой половине ХIХ века все большая часть серебряных американских вещей имеет личное клеймо мастера или торговую марку продавца, которые и несли юридическую ответственность за качество металла.

В Нью-Йорке и Бостоне по английской модели были созданы первые корпорации ювелиров, которые самостоятельно разработали и учредили свой устав. А в Балтиморе организовано специальное бюро по драгоценным металлам, где проводилась апробация серебряных и золотых вещей выборными мастерами, отвечавшими за качество своей работы. Полный набор клейм должен был состоять из обязательного именного клейма мастера, непременно присутствовали клеймо с эмблемой штата и обозначение пробы.

Особенностью американского клейма этого периода в отличие от европейского, где использовались в это время только инициалы мастера или владельца мастерской, было как из двух букв, так и полное написание имени ювелира, причем оно располагалось по кругу или овалу в виде декоративной каймы, что сегодня значительно упрощает процесс атрибуции. Но уже в ХIХ веке все чаще встречаются марки производственных компаний или торговых домов, которые и берут на себя гарантии качества металла.

С развитием же целой сети промышленных предприятий по производству серебряных, посеребренных и металлических предметов из сплавов заменителей серебра возникла необходимость в более четкой системе торговых марок. Первым крупным производителем столового серебра в стране стала "Горхам Мануфактуринг Компани", основанная в 1818 году Джекобсом Горхамом (1792-1869 гг.) в Провиденсе на Род Айленде, которая в 1868 году слилась с фирмой "Т.Д. Папропта", и именно это время можно считать началом установления американской системы клейма. Фирма узаконила обязательное клеймо, состоящее из двух марок: даты изготовления вещи и развернутой торговой марки производителя.

В 1851 году фирма "Тиффани" для получения права выхода на европейский и английский рынок приобретает для себя право на работу с английским серебром 925-й пробы, распространив английский термин sterling (стерлинг) на все серебряное производство Соединенных Штатов, со временем узаконив его сигнатуру как официальное гарантийное клеймо качества серебра.

До сегодняшнего дня американский эквивалент европейской 925-й пробы на серебряных изделиях обозначен обычно оттиском с названием самого металла - STERLING.

На территории же северного соседа США - французской Канады первыми поселенцами и первыми ювелирами были выходцы из Франции, и основная масса изделий поступала в Новый Свет именно из этой страны. Поэтому с началом самостоятельного ювелирного производства оригинальные канадские клейма были практически идентичны французским. Прежде всего это буквенные инициалы в фигурном геральдическом щите под короной, лилией или звездой.

После 1763 года в период английской колонизации клеймо существенно упростили, лишив его французской монархической геральдики, оставив только буквенные символы в прямоугольном или полукруглом щите. Вместо государственного или городского герба в клеймах мастеров Квебека и Монреаля содержались краткие надписи с зашифрованным названием городов. Так, например, мастера Галифакса (Новая Шотландия) ставят буквы "Н", "НХ" или "XNS", а мастера Сен-Джона (Новый Бронсвик) "STJ" или "NB".

С начала ХIХ века набор канадских клейм становится очень похож на традиционные английские, а в период с 1908 по 1946 год и сама проба начинает соответствовать английскому стерлинговому стандарту, то есть 925-й пробе.

Опубликовано на Порталусе 13 апреля 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама