Рейтинг
Порталус

КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОЙ ГРУЗИИ В XI-XII ВЕКАХ

Дата публикации: 28 августа 2015
Автор(ы): К. ПОЛЗИКОВА-РУБЕЦ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Источник: (c) Исторический журнал, № 1, Январь 1939, C. 60-69
Номер публикации: №1440774800


К. ПОЛЗИКОВА-РУБЕЦ, (c)

С именем Шота Руставели неразрывно связан самый блестящий период в развитии феодальной культуры Грузии. Его "Витязь в тигровой шкуре" является наиболее ярким памятником культурного расцвета страны в XI-XII веках. Не удивительно поэтому, что одним из лучших источников для изучения этой эпохи является бессмертное произведение великого грузинского поэта.

"Месх безвестный из Рустави, написал я сказ простой", - говорит о себе автор "Витязя в тигровой шкуре" в заключительных строфах своей поэмы. В сущности, к этим словам великого грузинского писателя современный биограф поэта может прибавить весьма немногое, так как документальных сведений о жизни Руставели не сохранилось.

Шота - имя поэта, а Руставели значит "из Рустави". В Грузии есть два селения, носящие имя Рустави, но так как поэт называет себя месхом, то надо думать, что речь идет о селении Рустави в районе Ахалциха, в Месхетии.

Пейзаж этого селения типичен для Месхетии: зеленая долина, четкие силуэты пирамидальных тополей на фоне суровых, скалистых гор. Месхи - один из самых древних народов, живших на территории нашего Союза, Они были известны ассирийцам, которые упоминают их в своих клинописных надписях на скалах. Теснимые ассирийцами, месхи отступили на север и заняли район Закавказья близ современного города Ахалциха. Язык месхов отличался от других наречий грузинского народа некоторыми особенностями, и вследствие этого языковеды могли установить, что Шота был действительно месхом. В смысле же социальной принадлежности Руставели был, несомненно, феодалом - об этом ясно свидетельствует его поэма. Одна из легенд говорит, что родиной поэта был замок Орбети, резиденция знатных феодалов орбелианов. Развалины замка и города Орбети и сейчас можно видеть в Грузин.

Шота, несомненно, бывал здесь, так как эта резиденция царицы Тамары находилась вблизи его родного Рустави.

В Грузии был широко распространен портрет Руставели с пером на шляпе, сделанный Гагариным в XIX веке по миниатюре XV-XVI веков. Современный нам грузинский художник Кобуладзе дал исторически правдоподобный портрет Руставели в костюме богатого грузинского феодала XII века. Раскрытая поэма лежит на его коленях, в правой руке он держит тростниковое перо. И костюм и замок, на фоне которого изображен Руставели, строго выдержаны в духе того времени.

Поэма Шота Руставели дает интереснейший конкретный материал о Грузии времен расцвета феодального строя. Сведения, почерпнутые из поэмы, дополняются материальными памятниками той эпохи. Однако и они не дают полной картины всей многогранности жизни страны, так как рисуют только тех, чьи заботы были "легче соломинки"1 , то есть феодальной верхушки общества. Поэтому народные сказания служат ценным дополнением к поэме.

1

История грузинского народа - это непрекращавшаяся героическая борьба за свою национальную независимость. Хозары, персы, греки, арабы, турки, сменяя друг друга, а иногда и одновременно, обрушивались на маленькую страну. Тогда жители ее бросали свои сады и поля и брались за оружие, чтобы защищать свою родину. Иногда им приходилось отступать в горы, с тем чтобы, собравшись с силами, вновь спускаться в долины и отвоевывать родные места.

Грузины привыкли видеть на своей территории и греков, и персов, и арабов. Но если чужестранцы приходили не с враждебными намерениями, грузины никакой национальной замкнутости не проявляли. Они умели черпать полными пригоршнями все лучшее из сокровищниц старых культур, безразлично - мусульманских или христианских. Религиозный фанатизм и нетерпимость, насилия во имя аллаха или христианского бога, прикрывавшие голое стремление завоевателей властвовать в покоренных землях, порождали среди жителей богатых стран Закавказья безразличное отношение к религиозным вопросам. Яркий пример тому - сам Шота Руставели, относительно вероисповедания которого в науке был спор2 и в творчестве которого

1 См. сборник "Памятники- эпохи Руставели". Изд. Академии наук. Статья академика И. А. Орбели "Герои Руставели и их подданные".

2 Академик Н. Я. Марр считал его мусульманином.

стр. 60
вопросам религии не отведено никакого места.

Византия и Иран, страны с высокой культурой, оказали сильное влияние на культуру Грузии и Армении, территория которых была как бы мостом, соединяющим, Восток с Западом. Торговые и военные пути пересекали эти страны; на этих путях возникали богатые города, в которых жизнь била ключом.

Английский историк Гиббон считал, что в Грузии было до 50 городов. Конечно, не все города были городами в нашем смысле слова, но описания городов в поэме Шота Руставели навеяны, несомненно, грузинской действительностью, а не далекими европейскими городами.

Усваивая достижения чужой культуры, грузинский народ перерабатывал их и создавал свою собственную, национальную культуру.

* * *

В VIII веке весь Кавказ был под властью арабов, образовавших здесь три наместничества. Население было обложено поземельным налогом - хараджем, - который арабы взимали деньгами. Замена натуральных платежей денежными была особенно тяжела для крестьян.

Угнетение и ограбление населения вызывали против арабов ряд восстаний, в которых принимали участие и феодалы и крестьяне Грузии. Но при этом нужно отметить, что арабы, несомненно, способствовали расцвету городской жизни в Закавказье. Такие города, как Тбилиси, Ганджа, Дербент, Двин, процветали благодаря торговле с Севером при посредничестве арабов и хозар. Селение Берда на Куре славилось шелками и конями; Дербент - рынком рабов и полотнами; Двин - изделиями из шерсти; Баку, тогда небольшой городок-крепость, - нефтью. Местное купечество нередко готово было подчиняться завоевателям, лишь бы они обеспечивали мир, столь необходимый для торговли.

Во второй половине X века арабский халифат распался и в Закавказье образовалось несколько царств. В Армении возникло царство Багратидов с главным городом Ани (886 - 1046 годы). В Грузии образовались Тао-Кларджетское (район Батуми) и Абхазское царства (Абхазия и Западная Грузия) и государство Ширван-шахов в низовьях Куры.

После захвата в Багдаде власти бундами халифат как политическая сила перестал существовать (945 год). Этим воспользовалась Византия и, стараясь усилить свое влияние на Кавказе, стала оказывать покровительство Тао-Кларджетскому царству.

Это княжество стало ядром, вокруг которого об'единилась грузинская народность.

Царям-об'единителям X-XI веков пришлось иметь дело не только с местными феодалами, противившимися об'единению, но и с Византией, которая поддерживала феодалов в их борьбе с центральной властью и захватила часть Тао-Кларджетии.

Величественные развалины замков современной Грузии дают нам представление о трудности борьбы с феодалами. Очень хорошо сохранившиеся развалины таких феодальных гнезд можно и сейчас еще увидеть в Месхетии. Особенно типичен замок Ацхуры в 29 километрах от Боржоми. На высокой, неприступной скале высится мрачная башня. Массивные стены замка как бы вырастают из самой твердыни скалы, а крутой обрыв в сторону Куры делал его недоступным и с этой стороны. Под'емный мост и ворота связывали замок с внешним миром. Дозорный с высоты башни обозревал долину Куры далеко вверх и вниз по течению реки. Враг не мог подойти к стенам замка незамеченным. Ему оставалось лишь грабить и жечь окрестности, что и делали феодалы, воюя друг с другом. Таким образом, больше всего страдал от междоусобиц народ. Это усиливало в народных массах ненависть к феодалам и готовность поддержать борьбу центральной власти против них.

Наряду с феодальными замками с их старинным укладом в Грузии росли города и селения, где процветали торговля и ремесла. Остатки таких городов можно обнаружить и сейчас, несмотря на более позд-

 

Общераспространенный портрет Шота Руставели.

стр. 61
ние наслоения, даже в Тбилиси, не говоря уже о Дманиси и Орбети. Развалины изумительного по красоте города Ани на территории родственной Грузии Армении дают возможность увидеть такой город в почти не тронутом виде.

Жители городов, купцы и ремесленники, также были силой, на которую монархия могла опереться в борьбе с феодалами.

* * *

В 1080 году Грузию опустошили турки-сельджуки. Грузинская летопись дает нам яркое описание этого нового бедствия: "Турки" рассеялись по стране подобно саранче... они грабили и обращали жителей в рабство. В один день были сожжены Кутаиси, Артануджи и множество монастырей в Кларджетии. Турки остались здесь до первого снега, об'едая страну, убивая тех, которые искали спасения в лесах, в горах и пещерах... Те, кто нашел убежище в замках, погибли от суровых зимних холодов и голода... С наступлением весны турки снова вернулись, чтобы на зиму уйти опять. В стране никто не сеял: и не собирал урожая; вместо людей обитателями страны стали дикие, звери. Огонь истребил все жилища, реки окрасились человеческой кровью"1 .

Царь Георгий II отправился в Исфагаи к султану Мелик-шаху, чтобы испросить пощады для страны. Последний обязал царя платить дань.

В таком состоянии была страна ко времени вступления на престол Давида Строителя (1089 - 1125), с именем которого связано окончательное укрепление монархии в Грузии.

"Судя по преданию, стенному изображению и по вещам Давида, хранящимся в этом монастыре (Гелати), царь этот имел исполинский рост и необыкновенную физическую силу; лик его отличался величественной красотой, и длинная борода гармонировала с его ростом и осанкой; на портрете он изображен в зеленой далматике и короне греческой формы"2 .

Таким он изображен на фреске в церкви.

"Он возвысился над всеми царями земли; его левая рука держала море, а правая покоилась на реках. В битвах он был подобен льву", - говорит о Давиде летописец.

Перед Давидом стояли две основные задачи: подчинение феодалов центральной власти и борьба с турками.

Первую он разрешил с помощью наемного кипчакского (половецкого) войска. Будучи женатым на дочери кипчакского хана, он при его посредстве нанял 50-тысячное кипчакское войско и добился того, чтобы осетины пропустили это войско через Дарьяльское ущелье. С помощью наемников он смирил непокорных феодалов, как светских, так и церковных.

Воспользовавшись тем, что крестовые походы и взятие Иерусалима крестоносцами в 1099 году отвлекли главные силы турок от Грузии, Давид, опираясь на тех же наемников, прекратил платеж дани туркам и одержал над ними ряд блестящих побед.

Своему сыну Дмитрию он передал обширное государство, простиравшееся от Черного до Каспийского моря. "На востоке границами были Дербент и устье Куры, на западе - Кавказское побережье Черного моря, на севере - Кавказские горы, а на юге - река Араке, южная часть Ширака и провинции Арарат. Под властью грузинского царя жили грузины, армяне, персы, арабы, хозары и турки.

Понимая, что мощь его государства зависит от тесного содружества народов, его населяющих, Давид проводил политику широкой национальной и религиозной терпимости. Столицей государства стал взятый

 

Шота Руставели. Рисунок С. Кобуладзе.

1 Brosset "Histoire de la Georgie". 1-re partie, p. 349."

2 С. Баратов "Древняя история Грузии". Тетрадь IV-V, стр. 28. СПБ. 1885.

стр. 62
в 1122 году у мусульман Тбилиси. Грузинам было запрещено резать в городе на виду у мусульман свиней (пища, не дозволенная кораном), в мечетях попрежнему происходили по пятницам моления, и сам царь с сыном вошли по просьбе мусульман в мечеть, продемонстрировав этим свою терпимость к исламу. Попытка грузинского и армянского духовенства разжечь религиозную распрю была резко пресечена Давидом. Царь, по словам летописца, обратился к духовенству, заседавшему на соборе, со следующей речью: "Святые отцы, вы, как философы, вошли в такую глубину непостижимых вопросов, что простые миряне никогда не поймут их, а я также, стоя во главе народа, не в состоянии понять высокие идеи ваши, и будет полезнее остаться каждой стороне спокойно в своем мнении. Но помните, что Картлос и Аос1 были братья и брат брату головой в уплату"2 . Вслед за тем царь Давид распустил собрание.

Факт роспуска духовного собрания уже в достаточной степени ясно говорит о силе центральной власти.

2

Внук Давида, Георгий III, был продолжателем его дела (1156 - 1184 годы). При нем феодалы пытались вернуть утраченное положение; на их стороне выступала и церковь. Племянник Георгия, царевич Демна, возглавил это движение, но Георгий быстро справился с мятежом. Жестокая расправа над побежденными характерна для нравов того времени: захватив в плен Демну, Георгий велел его оскопить и ослепить; ослеплен был по приказу царя и мятежный феодал Иванэ Орбели, а сын и внук его казнены.

В этой обстановке напряженной борьбы особенно важно было обеспечить престол за своим потомством, и Георгий решил но примеру Давида Строителя короновать своего преемника при жизни. Но дело осложнилось тем, что у Георгия не было мужского потомства, и он хотел передать престол своей дочери Тамаре. Ценой уступок феодалам, особенно церковным, было получено их согласие, и Тамара была коронована отцом в 1178 году.

Коронование женщины произвело большое впечатление на современников.

Шота Руставели использовал это событие в своей поэме, приурочив его к истории арабского царства. Царь арабский Ростеван

"Не имел детей державный, кроме дочери
одной.
Ум и сердце созерцавших уносившая с
собой;
Солнцем солнц она сияла, посылала блеск
и зной.
Нужен мудрый, чтобы словом славить
блик световой"
(сказ 1-й, стих 35-й и 47-й).

Очевидно, были и протесты против воцарения женщины, и Руставели откликнулся на них в заключительной строфе 41-го стиха, перелагая здесь курдскую пословицу: "Львенок львенком остается, будь то самка иль самец".

Ряд фресок в монастырях Грузии (Бетаниа под Тбилиси, Вардзиа в Ахалцихском районе) дает нам изображение Тамары, В Бетании она изображена между отцом и сыном - Георгием Лашей, а в Вардзии - рядом с отцом.

Огромные, скорбно смотрящие глаза под высокими дугами бровей, скованность поз и условность жестов не - дают нам подлинного, жизненного облика царицы.

Совсем иначе описывает царицу Тамару народное творчество: "На голове у нее шлем, в ушах серьги, глаза яхонтовые, зубы жемчужные, лицо ее с блеском золота, на шее яшмы; одета в кольчугу, под ней атлас, закована в латы, сидит на ко-

 

Селение Рустави в Месхетии - предполагаемое место рождения Шота Руставели.

1 Легендарные предки грузинского и армянского народов.

2 С. Баратов "История Грузии". Тетрадь IV-V, стр. 25. СПБ. 1885.

стр. 63

Замок Ацхури.

Грузия.

не песочного цвета, с золотым седлом и золотой уздой"1 .

После смерти отца Тамара правила самостоятельно (1184 - 1213 годы). Это - время наивысшего расцвета Грузии, с которым неразрывно связана поэма Шота Руставели.

Феодалы думали воспользоваться воцарением женщины, чтобы вновь добиться полной самостоятельности. Летописец рассказывает нам об этих попытках.

Но, опираясь на азнауров (мелкие феодалы) и городские массы, Тамара подчинила себе эриставов и дидебулов2 . Достигла она этого не сразу и путем напряженной борьбы.

Тамара действовала против мятежников не только силой оружия, но и обещаниями полного помилования, пожалованиями земельных владений, 'военных и придворных должностей, связанных не только с почетом, но и с большими доходами. Для феодалов же, - не желавших ей подчиниться, всегда были готовы крепкие замки с тяжелыми засовами на дверях и верной стражей царицы у этих дверей.

Наряду с грузинскими феодалами царица Тамара привлекала на свою службу и армян: главнокомандующим (амирспасаларом) в Грузинском царстве был назначен армянин Саргис Мхаргрдзели (что значит, "долгорукий"); ему был дан феод Лори.

Особенно важно было для царицы привлечь на свою сторону церковь, и Тамара согласилась освободить церковное имущество от поземельных и других податей.

В обстановке борьбы с феодалами брак царицы приобретал очень важное значение и являлся политическим событием.

Летописец называет многих претендентов на руку Тамары: и византийского царевича, и знаменитого рыцаря, героя крестовых походов Боэмунда, и сына испанского халифа, и двух осетинских князей. Говорит летописец вскользь и о местных грузинских феодалах, которые не хотели, чтобы мужем Тамары был один из них, так как непомерное возвышение одного было бы опасно для; остальных; не мог быть мужем Тамары и какой-нибудь чужеземный государь, правящий другой страной: внутренняя и внешняя политическая обстановка страны требовала постоянного присутствия в Грузии мужа царицы, которая, как женщина, не могла взять на себя командование войском. Очевидно, это и обусловило принятие кандидатуры русского князя Юрия, сына Андрея Боголюбского. Брак был заключен в 1187 году.

"И того они не знали, кого они звали", - говорит историк и современник царицы Тамары - Басили. Способный военачальник, одержавший ряд побед, Юрий "при омерзительном пьянстве стал совершать много неприличных дел, о которых излишне писать"3 .

Брак этот был вскоре расторгнут. Юрий делал дважды попытку вернуться в Грузию при помощи мятежных феодалов, но был разбит.

Вторым мужем Тамары был осетинский царевич Давид Сослан. Летописец говорит о Тамаре и Давиде образами, употребляемыми не раз Шота Руставели: "Воссели на счастливые троны два светила, два освещающих землю солнца"4 .

Влияние пышного церемониала двора византийских императоров сказалось и на церемониале грузинского двора: крупные сановники получили право сидеть по бокам трона на возвышении, богато украшенном золотом; менее важные сидели на подушках; придворным жаловались золотые жезлы и золотые пели на шею.

Придворный летописец говорил, что при Тамаре "земледелец стал азнауром, и азнаур - тидебулом, тидебул - сувереном".

Народная мудрость в басне "Волк и конь" обличает лживость официальной истории, вкладывая в уста вола следующий ответ коню: "Я тружусь, страдаю и утомляюсь, а потом ты и твой царь едите и все едят мой заработок. А если я не буду трудиться, то ты и твой царь вмиг умрете"5 .

3

Грузия при царице Тамаре раздвинула свои границы за счет Армении и Ирана. "Русский", то есть первый муж Тамары,

1 А. С. Хаханов "Очерки по истории грузинской словесности". Вып. 1-й, стр. 292. М. 1395.

2 Эриставы - феодалы некоторых областей; дидебулы - управители областей, знатные феодалы.

3 Сборник "Памятники эпохи Руставели". Государственный Эрмитаж. Над. Академии наук. 1938.

4 Там же.

5 Там же.

стр. 64
подчинил Карс и во главе грузинского войска одержал победу над турками. Городом Двином овладел полководец Мхаргрдзели; Арзрум (Эрзерум) подчинил Давид Сослан. Вся современная Советская Армения входила тогда в состав Грузинского царства. Грузинские войска переходили Араке и совершали походы в глубь Ирана.

Много крови, и вражеской и грузинской, лилось на полях битв, много жизней гибло во время этих походов. Походы эти носили, конечно, грабительский характер и давали огромную добычу. Добыча, привезенная в Грузию, после взятия Ганджи, описана в летописи так:

"Мест в равнине, окружавшей Тбилиси, не хватало для множества людей, лошадей, мулов и верблюдов. Пленников было такое множество, что их продавали за деревянную ложку или миску"1 .

Захария и Иванэ Мхаргрдзели, выделив пятую долю добычи для царицы, заняли верблюдами с грузом, конями в сбруях и эмирами с их знаменами расстояние от Дидубэ до Авчал2 . Пленных было 12 тысяч, в их числе военачальники, азнауры и рабы; в числе добычи было 40 соколов, 20 тысяч лошадей, 7 тысяч мулов, 15 тысяч верблюдов, и все эти животные с поклажей на спинах. Золотых сосудов и драгоценных тканей, по свидетельству летописцев, нельзя было сосчитать.

Вернувшись в Грузию, воины одаривали друг друга золотом, драгоценностями, кольчугами, латами, мечами, благовониями, драгоценным деревом и т. д.

Руставели, рассказывая о битвах своих героев и богатстве их добычи, описывал то, что он видел в жизни, и позволял себе не больше преувеличений чем летописец:

"Разослал бойцов, чтоб каждый, дерзок,
яростен и смел,
Волю полную имея, всей добычей овладел"
(сказ 10-й, стих 489-й).
"Рассмотрел я по порядку дань, достав-
шуюся нам,
Тех сокровищ непомерных обозреть нельзя
очам"
(сказ 10-й стих 502 и 504-й).

В судебнике Армении XII века (Мхитара Гоша) есть место, позволяющее судить о значении военной добычи и ее дележе:

"Но надлежит сказать о способе раздела пленных и добычи. Если случится царю отправиться во вражескую страну за добычей со всем войском, с знаменами и трубами и он возвратится, захватив добычу, золото, которое окажется в составе добычи, - царю пусть будет; но пусть оно не изымлется под клятву (что сдано полностью), но да будет об'явлено через глашатая, что если впоследствии будет найдено (золото) у кого-либо, то он уплатит в семикратном размере. Но десятую долю пусть даст (царь) церквам. А из пленных и добычи половина пусть будет царю и десятая доля церквам. Каждый князь пусть производит такой же раздел. И они также пусть сначала каждый выделит десятину

 

Средневековый каменный мост через реку Тедзами.

Грузия.

1 Brosset "Histoire de la Georgie", 1-re, partie, p. 446.

2 Кварталы современного Тбилиси, далеко друг от друга расположенные.

стр. 65
церкви. А если царь не будет при войсках и князья будут со своими знаменами и трубами, золото так же точно пусть будет царю, а из пленников и добычи десятая доля царю, а церквам пусть выделяют пятидесятую долю, что согласно с законами.

Если воин в бою захватит кого, то платье, и конь, и все оружие его да будут, а броня пусть будет государю. Серебро и жемчуг из добычи князьям пусть будут, медь и железо и им подобные - войскам. Золото, драгоценные камни и парча - все по закону пусть будет царю, и ценные шерстяные и льняные ткани- князьям, а простые шерстяные и льняные ткани - войскам"1 .

Из сказанного выше вытекает, что предметы добычи распределялись далеко не равномерно: крупный феодал получал больше и более ценную часть добычи. Для войска добыча являлась платой.

Естественно, что огромный приток средств позволил Тамаре развить широкую строительную деятельность: строились замки вдоль речных долин, чтобы закрыть доступ в страну врагам; строились церкви и монастыри, чтобы угодить духовенству; воздвигались пышные резиденции для пребывания двора.

Грузинские церкви и монастыри и сейчас свидетельствуют о высоком мастерстве. Мозаика в Гелатском монастыре под Кутаиси и фрески ряда монастырей и церквей поражает своей высокой художественностью. Интересно отметить, что даже на этих церковных памятниках архитектуры мы находим наряду с грузинскими и армянскими призывами к христианскому богу арабские надписи на персидском языке, обращенные к аллаху. В сюжетах каменной резьбы нередко можно видеть и следы языческого влияния: птицы из народных сказок с человеческими, лицами украшают капители церковных колонн.

Строились не только дворцы, замки, монастыри, церкви: центральная власть хотела связать области своего государства дорогами, перекинуть прочные мосты через горные реки. Церковь, идя навстречу этому мероприятию, провозгласила построение мостов богоугодным делом.

"Из того, в чем для владыки не окажется
нужды.
Часть отдай на богадельни, часть на но-
вые мосты"
(сказ 21-й, стих 861-й), - завещает Автандил, отправляясь разыскивать Тариэла, своему верному слуге.

Один из таких мостов, переброшенный через реку Тедзами, поражает нас до сих пор и смелостью перекинутой на большой высоте арки и целесообразностью своей конструкции, обеспечившей мосту семисотлетнее существование.

В XII веке в Грузии в ряде монастырей были высшие школы, где изучали греческих и персидских авторов, где феодалы получали широкое и разностороннее образование, каким обладал и Шота Руставели. Ничем не обосновано предположение, высказываемое лицами, не желающими признать наличие высокой культуры в феодальной Грузии, будто Шота получил образование в Греции.

Двор царицы Тамары по своему культурному уровню не только не уступал современным ему королевским дворам Западной Европы, но был много их выше.

Об этом свидетельствует, например, характеристика Давида Сослана, сделанная летописцем. В ней он называет Сослана первым череда лучников, наездников, пехотинцев, писателей и ученых2 .

Сравнение феодальных монархов с писателями и учеными не так уж часто встречается в Западной Европе, а рыцарям - крестоносцам этот идеал был абсолютно чужд.

Тбилиси был столицей Грузии, но царский двор несколько раз в году менял резиденцию в поисках летней прохлады в горах и защиты от зимних ветров в долинах.

До нас дошли развалины ряда царских резиденций: Уплис-Цихе, Вардзии, Гегути.

Первые две интересны тем, что они расположены в пещерах скал. Жилище-пещера известно всем горным народам; герой Руставели, Тариэл, скрывается от людей тоже в горных пещерах. Тариэл показывает своему побратиму Автандилу эти пещеры. "Обошли они пещеры, ликовали в недрах гор" (сказ 45-й, стих 1468, 1432, 1567-й).

Конечно, нельзя в пещерах, описанных Шота Руставели, видеть точное изображение Уплис-Цихе или Вардзии. Но навеяно все это, несомненно, тем, что поэт видел.

Вардзиа и сейчас поражает грандиозностью. В голой скале, возвышающейся на берегу Куры, на огромной высоте зияют черные впадины пещер. Они громоздятся друг на друга семью ярусами. Подниматься к ним надо по крутой тропе, переходящей в лестницу, вырубленную в скале. Пещеры эти разной величины и разного назначения. Тут и огромная пещера с высеченными вдоль стен скамьями. Легенда считает, что это тронный зал Тамары или место царского суда. Есть также пещеры со врытыми в землю огромными кувшинами для хранения зерна и масла, и инте-

1 Весь материал в переводе акад. И. А. Орбели взят из статьи А. Ю. Якубовского "Махмуд Газневи" в сборнике "Фердоуси". Изд. Академии наук. 1934.

2 Brosset "Histoire de la Georgie". 1-re partie, p. 423.

стр. 66
ресная в геологическом отношении пещера с озером посередине, вода которого всегда стоит на одном уровне, и пещерная церковь с фресковой живописью на стенах. Подземный ход, и сейчас еще доступный, ведет на верхнее плато горы. При очистке пещер были обнаружены следы водопроводов: вероятно, глиняные трубы доставляли воду в пещеру-баню. Баня и церковь - неот?емлемая принадлежность феодального замка Грузии и Армении.

Царица Тамара здесь свободно могла разместить сотни своих придворных.

Быть может, здесь поэт Чахрухадзе читал царице свои оды, в которых Тамаре давались 16 эпитетов, рифмующихся друг с другом. Быть может, здесь историк Басили писал свою "Жизнь царицы Тамары".

4

О богатствах феодальной Грузии свидетельствуют многочисленные драгоценные вещи, сохранившиеся от того времени.

Грузинские феодалы пили и ели буквально на золоте.

"Тяжелее горы лежали на столах сокровища и богатства, казна и драгоценности, и легче соломинки были заботы пирующих", - говорится о пире в царском дворце в грузинском романе "Висрамиани"1 .

На одном из памятников той эпохи - серебряной братине - изображен царский пир. Царица сидит перед накрытым столом, слуги держат опахало и кубок. Хрустальный кубок в серебряной оправе, привезенный из Египта, и селадоновая2 керамика Китая говорят о роскоши при дворах грузинских феодалов и о дальних торговых связях.

Среди грузинских экспонатов, хранящихся в Эрмитаже, есть замечательная курильница. Зверь кошачьей породы, быть может, барс, стоит в напряженной позе. Все тело его - сплошной ажур. Серебром инкрустировано имя мастера. Такая вещь, несомненно, изготовлялась по индивидуальному заказу, и барс выбран не случайно: в то время среди феодалов он служил символом мужества и храбрости.

Вилок тогда в употреблении не было, пищу ели руками и ножами. Отсюда широкое распространение водолеев для омовения рук. Один из них, сделанный, вероятно, в Ширване, находится в Эрмитаже.

Эрмитажный водолей может быть точно датирован по надписи, находящейся на нем. Он сделан в 1206 году. Значит, вещь эта вполне современна Руставели. Надпись говорит о том, как сделан этот водолей: "Эта корова, теленок и лев, все три отлиты за один раз..." Водолеем служила, собственно, только сама корова; сосущий теленок составлял с ней композиционно одну группу, а хищник на спине коровы играл роль ручки.

Герои Руставели также пользуются вещами, подобными этим:

"Царь отправил с Автандилом ряд сосудов
золотых,
Много кубков огравенных и нарядов доро-
гих"
(сказ 65-й, стих 1781-й).

Пища в те времена приготовлялась в огромных бронзовых котлах. Ели много, и много пирующих стекалось на пиршества.

По преданию, на свадьбе Тамары зарезали сто овец и двести быков; три дня охотники били дичь в лесах, и три дня жарились быки. Три недели скакали гонцы, сзывая гостей. Синяя скатерть на пиру была длиной в 200 метров.

Эрмитажные котлы заставляют своими размерами поверить цифрам, приводимым в предании. Эти котлы, вероятно, местной кавказской работы (Дагестан). Влияние иранских образцов (копытообразные ножки, львинообразные ручки и армянская надпись) опять говорит о тесном взаимодействии двух культур.

И поэма и предметы быта отражают любимое занятие феодалов - охоту.

 

Бронзовая курильница. Кавказ XII века.

1 См. ссылку на статью И. А. Орбели и сборник "Памятники эпохи Руставели"

2 Керамика эта изготовлялась в XII - XIV вв. в Китае из беловатой огнеупорной массы. Глазурь на этих сосудах бледнозеленого цвета, очень разнообразных оттенков.

стр. 67

Иллюстрация художника С. Кобуладзе к поэме "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели.

В Эрмитаже есть очень богатый, резной слоновой кости охотничий рот. Это прекрасный образец восточного искусства.

Сцена на пластинке слоновой кости, изображающая феодала в кольчуге, терзаемого тигроподобным хищником, много правдивее и ближе к действительным сценам охоты чем заверение Тариэла Автандилу:

"Но однажды, словно кошка, был растер-
зан мною лев"
(сказ 5-й, стих 361-й).

Гипертрофированное изображение физической силы присуще феодальному эпосу всех народов.

Кольчуги, мечи, луки, стрелы и другое вооружение на войне и охоте бывали или местного (Азербайджан, Дагестан) или иранского происхождения. Во всяком случае, это были изделия городского ремесла.

Знаменитая люстровая ваза Эрмитажа со сцепами игры в поло, звериным гоном и музыкантами точно иллюстрирует поэму Руставели, хотя ваза и датируется XIII веком. Ваза эта очень больших размеров, покрыта оловянной глазурью и расписана люстром темнокоричневого цвета. Всадники с чоганом в руках (клюшка) играют в мяч; пеший слуга подбирает мячи.

Игра в поло - любимая игра на Востоке. В ней принимали участие и цари.

Грузинская летопись описывает одно празднество с игрой в поло. Тамара пригласила ширваншаха, его зятя, атабека Амир-Мирана, в Грузию. Здесь же находилось и большое кипчакское войско во главе с братом кипчакского хана. Встреча произошла в лесах. Феодалы явились с блестящей свитой и боевыми знаменами. Были раскинуты богатые палатки, разостланы драгоценные ковры, построены загоны для хищных зверей. Собрались грузинские феодалы со всех областей государства. Целую неделю длились празднества: пиры, охоты, игра в мяч. По приказанию Давида, последняя происходила очень торжественно, в присутствии Тамары, играющие разделились на две партии: царь Давид, амир-спасалар Захария Долгорукий, его брат Ивана и Григол и другие грузинские феодалы были в одной партии; в другой - Амиф-Миран, окруженный мусульманской знатью. Грузины одержали полную победу.

Большую роль в развлечениях того времени играла баня, служившая также и местом отдыха. В этом отношении бани на Востоке напоминают бани в древнем Риме, служившие местом деловых встреч, отдыха и времяпровождения. Летом 1936 года такие бани были обнаружены при раскопках в армянском замке Анберде. Толстые глиняные трубы, по которым шел горячий воздух, нагревали стены и пол бани. Кроме глиняных, более узких по диаметру труб, подававших чистую воду, были найдены остатки железных труб. В банях обнаружены также три ступки, в которых растирались благовония для умащивания тела, и обломки курильниц. Иранский орнамент, мусульманские надписи и христианские кресты снова указывают нам на тесное общение Востока языческого и христианского.

Под баней обнаружено место погребения. Человеческие кости лежали вперемежку с костями петуха. Петух - неизменный спутник шутов. Отсюда можно сделать вывод, что кости эти принадлежат шуту. Погребенному было, вероятно, около 45 лет. Кости его таза были искалечены, повидимому, еще в младенчестве; из нижней челюсти вырезан кусок, так что при жизни лицо его было кривым и скошенным; зубов у него не было: они все были вырваны в очень раннем возрасте, - и лунки заросли. Подбородок был тоже поврежден: путем такой операции шут был обречен на вечную улыбку.

Обычай уродовать детей, чтобы сделать из них шутов, был широко распространен на Западе; на Востоке он неизвестен. Возможно, что этот шут завезен ко двору армянского феодала наряду с разными диковинными и дорогими вещами из далеких стран1 .

1 Brosset, стр. 432.

стр. 68
* * *

Памятники материальной культуры, летописи и величайшая поэма Шота Руставели описывают нам тех, которые "на колесницах и на конях восседали, и причиняли слезы, и заставляли плакать мир". Но они ничего не говорят о тех, чьими руками возводились замки и церкви, и кто наполнял житницы феодалов золотым зерном и бурдюками крепкого вина. Нигде не описаны те, которые в сложный орнамент церковного карниза храма Аричи незаметно для глаз строителей церкви вплели робкие слова молитвы: "Господь бог, помилуй потрудившихся".

Для Шота Руставели, как для настоящего сына своего времени, феодальный общественный строй казался идеальным:

"Должен каждый примириться с предназ-
наченной судьбой.
Пусть работает работник и уходит воин
в бой".
Но гениальный поэт, хорошо знавший язык и быт своей родины, черпавший многое из грузинского фольклора, не мог не заметить и признаков нарождавшегося протеста. Басня того времени, в которой феодал представлен в виде медведя, разрывающего муравейник и поедающего муравьев, же могла быть неизвестна Руставели. Эта басня повествует об одном мудром муравье, призвавшем на помощь осу, слепня, комара, клеща, шмеля и других насекомых. Сообща они затравили медведя. Мораль басни: "Малых опасаться, как великих"1 .

Следовательно, надо предостеречь феодалов, надо, чтобы они не злоупотребляли своей властью, тогда "их будут любить их подданные", как они любили Автандила и Придона.

Замечательная поэма Шота Руставели подает эту морализирующую тенденцию не нравоучениями, а идеальными образцами доблести, мужества, верности в любви и дружбе. И поэма, написанная для царицы и феодалов, стала народным достоянием, проникла в самую гущу народа, оберегалась им от посягательств со стороны церкви, не простившей Руставели его равнодушия к вопросам религии, утешала и поддерживала народ в годы тяжелого национального угнетения. В лице Шота Руставели, сказал академик Н. Я. Марр, "грузины по праву видят высшие проявления своего гения в литературе, они в нем инстинктивно ценят современника, конечно, не случайного, эпохи политического могущества и блеска родного государства, и на Витязя в барсовой шкуре с давних пор смотрят как на национальную гордость".

Образы героев поэмы стали любимыми народными образами героев богатырей, борцов за честь и славу родной страны. Чем мрачнее была действительность, тем ярче сияли эти образы.

Свободу грузинскому народу принесла только Великая Октябрьская социалистическая революция в России, создавшая все предпосылки и условия для небывалого расцвета культуры.

Грузия была освобождена не легендарными богатырями, а рабочими и крестьянами и вошла в, братский Союз Советских Социалистических Республик. Расцвет грузинского искусства показал всему миру, на что способен народ Шота Руставели, освобожденный от цепей рабства и сбросивший иго национального угнетения.

 

Иллюстрация худ. С. Кобуладзе к поэме "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели.

1 Басня "Медведь и Муравей" в вышеупомянутом сборнике.

 

Опубликовано на Порталусе 28 августа 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама